ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4662/2022 от 24.05.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело 33-4662/2022 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.

2-2026/2021 председательствующий судья суда первой инстанции Охота Я.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 мая 2022 года гор. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи:

Подлесной И.А.

судей:

Мотиной И.И., Синани А.М.

при секретаре:

Устиновой А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Бекташ Марлена Эмир-Усеиновича к Муниципальному казенному учреждению «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым», третьи лица – Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Бекташ Регина Рустемовна, о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым» на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 августа 2021 года

УСТАНОВИЛА:

Бекташ М.Э. предъявил к МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации гор. Симферополя Республики Крым иск о признании незаконным решения, оформленного в виде уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий; о возложении на ответчика обязанности выдать сертификат на единовременную выплату в соответствии с пунктами 9,16 Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», утвержденного Постановлением СМ РК от 10.10.2019 года № 574.

Требования мотивированы тем, что ДТСЗН отказал в выдаче сертификата, сославшись на недостаточную продолжительность проживания на территории Республики Крым (менее 15 лет), что является одним из условий предоставления мер социальной поддержки, не обратив внимание на то, что сведениями о регистрации места жительства, а также иными документами - трудовыми книжками, документами о полученном образовании, об общеобязательном государственном социальном страховании, подтверждается тот факт, что истец (ФИО1) и его супруга ФИО2 проживают на территории Республики Крым соответственно с 1997года и 2001года.

Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 августа 2021 года исковые требования Бекташ Марлена Эмир-Усеиновича – удовлетворены частично.

Признано незаконным уведомление Муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым от 24.09.2020 № 16941-05/01-15 об отказе в выдаче Бекташ Марлену Эмир-Усеиновичу сертификата на единовременную выплату в соответствии с п. 9, 16 Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 10.10.2019 N 574.

Обязано Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым повторно рассмотреть заявление Бекташ Марлена Эмир-Усеиновича о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, с учетом обстоятельств, установленных решением суда.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.

Определением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04 марта 2022 года устранены описки в решении Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 августа 2021 года по гражданскому делу по заявлению Бекташ Марлена Эмир-Усеиновича к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым», третьи лица – Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Беташ Регина Рустемовна, о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия.

Изложен второй и третий абзац резолютивной части решения следующим образом:

«…признано незаконным уведомление Муниципального казенного учреждения Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче Бекташ Марлену Эмир-Усеиновичу сертификата на единовременную выплату в соответствии с п. 9, 16 Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 10.10.2019 N 574.

Обязано Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым повторно рассмотреть заявление Бекташ Марлена Эмир-Усеиновича о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий с учетом всех обстоятельств, установленных состоявшимся решением суда по настоящему гражданскому делу

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано…» (л.д.128).

В апелляционной жалобе МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации гор. Симферополя Республики Крым просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что истец и его супруга проживают на территории Республики Крым суммарно менее 15 лет на день подачи заявления о выдаче сертификата. Согласно паспортов гражданина РФ, истец зарегистрирован на территории РК с ДД.ММ.ГГГГ, а его супруга Бекташ Р.Р. - с ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах, с учетом пункта 7 Положения №574, дополнительная мера социальной поддержки для улучшения жилищных условий не может быть предоставлена.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, а также материалы выплатного дела Бекташ М.Э. в оригинале, выслушав пояснения представителей МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым, Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", единовременная выплата предоставляется при соблюдении одного из следующих условий:1) если родитель (одинокий родитель) рожден на территории Республики Крым и проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата;2) если один родитель рожден на территории Республики Крым, а второй родитель проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата;3) если каждый из родителей (одинокий родитель) проживает на территории Республики Крым суммарно не менее пятнадцати лет на день подачи заявления о выдаче сертификата.

При определении права на единовременную выплату также учитывается период проживания граждан на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 года.

Действие ЗРК №631-ЗРК/2019 года приостановлено до 1.01.2024 года Законом РК от 14.10.2020года №116-ЗРК /2020 года.

В целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым (далее - органы труда и социальной защиты населения) по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся за получением сертификата на единовременную выплату в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (далее - Закон Республики Крым N 631-ЗРК/2019) до дня вступления в силу Закона Республики Крым "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020, постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 659 был разработан и утвержден «Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".

Указанный Порядок, утвержденный постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 659, определяет механизм предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся в орган труда и социальной защиты населения за ее получением до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020.

Согласно пункта 3 Порядка, По заявлениям о выдаче сертификата, принятым органами труда и социальной защиты населения до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020, выдача сертификатов осуществляется органами труда и социальной защиты населения с учетом требований, изложенных в настоящем Порядке.

Единовременная выплата предоставляется при соблюдении одного из следующих условий:

1) если родитель (одинокий родитель) рожден на территории Республики Крым и проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата;2) если один родитель рожден на территории Республики Крым, а второй родитель проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата;3) если каждый из родителей (одинокий родитель) проживает на территории Республики Крым суммарно не менее пятнадцати лет на день подачи заявления о выдаче сертификата.

При определении права на единовременную выплату также учитывается период проживания граждан на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 года.

Истец обратился в Департамент труда и социальной защиты населения с заявлением о предоставлении государственной услуги по назначению «выдача сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий» -ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлением МКУ «ДТСЗН» от ДД.ММ.ГГГГ Бекташ М.Э. извещен о том, что принято решение об отказе в выдаче сертификата на единовременную выплату в соответствии с п. 9.16 Положения о мерах по реализации Закона Республики ФИО4 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 10.10. 2019 года №574, так как согласно предоставленным к заявлению документам Бекташ М.Э. проживает на территории Республики Крым Бекташ Р.Р.- . (л.д.9)

На момент обращения истца с заявлением о предоставлении госуслуги и вынесения ответчиком решения (уведомления) действовал (до приостановления их действия с 14.10.2020года) вышеназванный Закон Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019, и Положение о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", утвержденное Постановлением Совета министров Республики Крым от 10.10.2019 N 574.

Согласно пункта 7 Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 10.10.2019 N 574, дополнительная мера социальной поддержки предоставляется гражданам независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, при соблюдении одного из следующих условий:1) родитель (одинокий родитель) рожден на территории Республики Крым и проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата;2) один родитель рожден на территории Республики Крым, а второй родитель проживает на территории Республики Крым суммарно не менее десяти лет на день подачи заявления о выдаче сертификата;3) родители (одинокий родитель) проживают на территории Республики Крым суммарно не менее пятнадцати лет на день подачи заявления о выдаче сертификата.

При определении права на дополнительную меру социальной поддержки также учитывается период проживания родителя (одинокого родителя) на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 года.

Согласно пункта 9 Положения N 574, к заявлению о выдаче сертификата прилагаются, среди прочего, документы, подтверждающие соблюдение заявителем условий, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения (в том числе паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, свидетельство о рождении, свидетельство о регистрации по месту пребывания, решение суда, подтверждающее факт проживания на территории Республики Крым, справки из организаций жилищно-коммунального хозяйства, независимо от их организационно-правовой формы, имеющие реквизиты, подпись и печать юридических лиц, их выдавших, документы об образовании, документы о трудовой деятельности).

В соответствии с пунктами 14, 15 Положения № 574, решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата принимается органом труда и социальной защиты населения в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче сертификата со всеми необходимыми документами, а в случае направления межведомственных запросов - в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 11 настоящего Положения, но не позднее чем в месячный срок со дня регистрации заявления (пункт 14).

О принятом решении орган труда и социальной защиты населения информирует заявителя путем направления в его адрес письменного уведомления в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения. В случае принятия решения об отказе в выдаче сертификата в письменном уведомлении указывается мотивированная причина отказа и разъясняется порядок его обжалования (пункт 15).

Согласно пункту 16 Положения N 574. Решение об отказе в выдаче сертификата принимается органом труда и социальной защиты населения в случае отсутствия права на меру социальной поддержки в соответствии с Законом N 631-ЗРК/2019.

ДД.ММ.ГГГГ МКУ «ДТСЗН» администрации гор. Симферополя по результатам рассмотрения заявления Бекташ М.Э. вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги, поскольку на день обращения за выдачей сертификата согласно предоставленным документам Бекташ М.Э. проживает на территории Республики Крым , Бекташ Р.Р.- (л.д. 102).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец Бекташ М.Э. зарегистрировал место своего проживания, о чем имеется штамп в паспорте гражданина Украины, ДД.ММ.ГГГГ по , снят с регистрации ДД.ММ.ГГГГ; зарегистрирован, о чем имеется штамп в паспорте гражданина РФ, ДД.ММ.ГГГГ в с ; снят с регистрации ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по (л.д. 23). Согласно диплома о полученном образовании, Бекташ М.Э. закончил в ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в . Из трудовой книжки Бекташ М.Э. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность на территории Республики Крым. Брак между Бекташ М.Э. и Бекташ Р.Р. зарегистрирован в 2005 году на территории Республики Крым; местом рождения детей ФИО1 и ФИО2, родившихся в 2006 году и в 2020 году, указан РК.

Супруга истца - Бекташ Р.Р. ДД.ММ.ГГГГ окончила (л.д.32); согласно паспорта гражданина Украины, была зарегистрирована на территории с ДД.ММ.ГГГГ, снята с регистрации ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по ул. С, снята с регистрации ДД.ММ.ГГГГ; зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по , снята с регистрации ДД.ММ.ГГГГ; зарегистрирована по с ДД.ММ.ГГГГ, снята с регистрации ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24, 26-27). Согласно трудовой книжки, Бекташ Р.Р. с 2000 году поступила на обучение в , в 2001году – в , после чего осуществляла трудовую деятельность на территории Республики Крым (л.д. 28 -31, л.д.33-34).

Принимая, как минимум, сведения о регистрации истца и его супруги на территории РК до и после 18 марта 2014 года, суммарная продолжительность проживания Бекташ М.Э. составляет по состоянию на 2020год , Бекташ Р.Р. -

В заседании апелляционного суда представитель МКУ « Департамент труда и социальной защиты населения Администрации гор. Симферополя» пояснил, что при отказе в предоставлении госуслуги Департамент исходил из того, что в расчет суммарного срока проживания на территории Республики Крым принимались во внимание исключительно сведения (штампы о регистрации места проживания), содержащиеся в паспортах гражданина Российской Федерации. Сведения о регистрации на территории Республики Крым (до 18.03.2014 года – АР Крым), содержащиеся в паспортах гражданина Украины, а также иные документы, указанные в пункте 9 Положения №574 во внимание не принимались.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ответчиком неверно истолкованы и применены нормы вышеуказанных Порядка №659 и Положения № 574, прямо указывающих на то, что при расчете продолжительности периода проживания граждан на территории РК также учитывается период их проживания до 18 марта 2014.

Согласно ответа Департамента от 16.05.2022года заявителем также не были предоставлены документы, содержащие сведения о совместно проживающих и зарегистрированных с заявителем членах его семьи, а также подтверждающие степень родства или свойства по отношению к заявителю и место постоянного проживания таких членов семьи заявителя. Определить право семьи на выдачу сертификата на единовременную выплату по иным основаниям, предусмотренным законодательством, не представляется возможным по причине непредоставления заявителем всех необходимых документов (сведений).

С учетом изложенного, нарушенное право истца подлежит восстановлению указанным судом способом, т.е. путем возложения на ответчика обязанности рассмотреть поданное заявление о предоставление меры социальной поддержки, исходя из факта проживания истца и его супруги на территории Республики Крым не менее 15 лет на день подачи заявления о выдаче сертификата. Ссылка ответчика на предоставление заявителем неполного пакета документа, (сведений), необходимых для решения вопроса о праве на получение сертификата, при разрешении настоящего спора не может быть учтена, поскольку данные обстоятельства не указывались в решении Департамента от 16.09.2020года в качестве основания отказа, и как следствие - не были предметом рассмотрения (оспаривания, доказывания) в суде. Истец решение суда, в том числе в части избрания указанного способа защиты его прав, в апелляционном порядке не обжаловал.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 августа 2021 года изменить, дополнив третий абзац резолютивной части решения указанием о возложении на Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым» обязанности повторно рассмотреть заявление Бекташ Марлена Эмир-Усеиновича о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий с учетом факта проживания Бекташ Регины Рустемовны и Бекташ Марлена Эмир-Усеиновича (каждого) на территории Республики Крым не менее 15 лет.

В остальной части решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: