ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4673 от 23.05.2013 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Гритчина Т.П.      Дело № 33-4673

Докладчик: Жуленко Н.Л.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 мая 2013 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Жуленко Н.Л.,

судей: Ларионовой С.Г., Чёрной Е.А.,

с участием прокурора: Зотовой Г.Г.,

при секретаре: ФИО2,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуленко Н.Л. дело по апелляционной жалобе ОАО «ИжморВодСтрой» на решение Ижморского районного суда Кемеровской области от 11 марта 2013 года

по иску прокурора Ижморского района в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к ОАО «ИжморВодСтрой», администрации Ижморского городского поселения, администрации Ижморского муниципального района о признании контракта недействительным,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ижморского района обратился в суд с иском к ОАО «ИжморВодСтрой», администрации Ижморского городского поселения, администрации Ижморского муниципального района о признании контракта недействительным, свои требования мотивируя тем, что 10.02.2012 г. между Администрацией Ижморского городского поселения (заказчик), ОАО "ИжморВодСтрой" (исполнитель) и Администрацией Ижморского муниципального района Кемеровской области (Плательщик) подписан муниципальный контракт № 2/12 на возмещение выпадающих доходов, связанных с закупкой угля, по условиям которого «Исполнитель» оказывает услуги населению по предоставлению тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение в соответствии с нормативами и законодательными актами, а «Заказчик» за счет денежных средств, полученных от «Плательщика», возмещает выпадающие доходы, связанные с закупкой угля для производства тепловой энергии и горячего водоснабжения в соответствии с нормативами и законодательными актами.

Стоимость работ по контракту, согласно принятому Решению № 215 от 09.02.2012г. «Об утверждении возмещения затрат за жилищно-коммунальные услуги для ОАО «ИжморВодСтрой» на 2012 год» Ижморским районным Советом народных депутатов четвёртого созыва (сорок второе заседание) и произведённых расчётов «Исполнителем» на выпадающие доходы, связанные с закупкой угля для производства тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, составляет <данные изъяты>, согласно утвержденных бюджетных ассигнований бюджета Ижморского городского поселения с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г.

Полагает, что муниципальный контракт противоречит требованиям Федерального законодательства и является недействительным по следующим основаниям.

Решением № 248 от 23.08.2012 Ижморского районного Совета народных депутатов четвёртого созыва «Об отмене решения № 215 от 09.02.2012г. «Об утверждении возмещения затрат за жилищно-коммунальные услуги для ОАО «ИжморВодСтрой» по протесту прокурора указанный нормативный правовой акт отменен как незаконный, на том основании, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы организации в границах городского округа электро-, тепло- газо- и водоснабжения населения, водоотведение, снабжение населения топливом.

Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами местной администрации. Нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие предоставление субсидий выше указанным категориям лиц, должны определять категории и/ или критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий. Такие акты должны содержать указание на цели, порядок и условия предоставления субсидий и порядок их возврата в случае нарушения установленных при их предоставлении условий (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В нарушении вышеуказанных положений федерального законодательства, в бюджете Ижморского района отсутствовали источники финансирования расходов на компенсацию разницы выпадающих доходов связанных с закупкой угля для ОАО «ИжморВодСтрой» на 2012 год.

Таким образом, перечисление денежных средств по данному контракту незаконно.

Незаконная уплата денежных средств по данному контракту причиняет имущественный вред бюджету Ижморского района, поскольку указанные денежные средства изымаются из бюджета, чем нарушается права значительного числа граждан, неопределенного круга лиц - жителей Ижморского района на решение вопросов местного значения и выполнение мероприятий, финансируемых из местного бюджета, в том числе работников бюджетной сферы на своевременную выплату заработной платы.

Прокурор Ижморского района просит суд признать недействительным муниципальный контракт № 2/12 от 10.02.2012г. на возмещение выпадающих доходов, связанных с закупкой угля, заключенный между Администрацией Ижморского городского поселения, ОАО «ИжморВодСтрой» и Администрацией Ижморского муниципального района Кемеровской области.

Представители ответчиков- администрации Ижморского городского поселения, администрации Ижморского муниципального района согласились с доводами прокурора, полагая заключение названного контракта незаконным.

Представители ответчика - ОАО «ИжморВодСтрой» не признали требования.

Решением Ижморского районного суда Кемеровской области от 11 марта 2013 года постановлено:

Исковые требования прокурора Ижморского района удовлетворить. Признать недействительным муниципальный контракт № 2\12 от 10.02.2012г. на возмещение выпадающих доходов, связанных с закупкой угля, заключенный между администрацией Ижморского муниципального района, администрацией Ижморского городского поселения и ОАО «ИжморВодСтрой».

Взыскать с ОАО «ИжморВодСтрой» госпошлину в размере <данные изъяты> доход местного бюджета Ижморского муниципального района.

В апелляционной жалобе представитель ОАО «ИжморВодСтрой» Агабекян М.А. просит решение суда отменить. Указывает, что суд не проверив правильность содержания Решения Совета народных депутатов № 215 от 09.02.2012г. указывает, что стоимость работ по контракту для ОАО "ИжморВодСтрой" на выпадающие доходы, связанные с закупкой угля для производства тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение составляет <данные изъяты> согласно утвержденных бюджетных ассигнований бюджета Ижморского городского поселения. В такой редакции Решение Совета народных депутатов не будет иметь силу, поскольку распорядителем финансов в Ижморском муниципальном районе является не городское поселение, а Ижморский муниципальный район.

Уставом Ижморского муниципального района определено, что главным распорядителем денежных средств в Ижморском муниципальном районе являются органы местного самоуправления, что подтверждается по делу приложением выписки из устава муниципального района.

Суд необоснованно полагает, что контракт является недействительным в связи с тем, что решением № 248 от 23.08.2012г. Ижморского Совета народных депутатов по протесту прокурора указанный акт отменен как незаконный на том основании, что в соответствии со ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения.

Бремя финансирования разницы между реальными затратами ОАО «ИжморВодСтрой» по оказанию потребителям услуг по теплоснабжению, горячей воде и тарифами, установленными для потребителей, возложено на муниципальное образование и осуществляется за счет принимаемого с этой целью бюджета муниципального образования.

Субсидии предоставлены на основании решения представительного органа Ижморского муниципального образования.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных, переданных федеральным законом или законом Кемеровской области, государственных полномочий.

В Ижморском муниципальном районе имеется одно юридическое лицо, на протяжении многих лет которое предоставляет услуги по теплу и горячей воде населению. И со своими обязательствами ответственно справляется. Это ОАО «ИжморВодСтрой».

Все вопросы, касающиеся порядка, целей и т. д. вопросов по предоставлению субсидий оговорены в контракте, заключенном между 3-мя сторонами: Администрацией Ижморского муниципального района (плательщик), администрацией Ижморского городского поселения (заказчик) и ОАО « ИжморВодСтрой» (исполнитель).

Суд необоснованно ссылается на статус заказчика - администрации Ижморского городского поселения, которая вправе принимать обязательства в пределах лимитов бюджетных средств. В решении Совета народных депутатов сказано: п. 2 - заключить тройственный договор между администрацией Ижморского района, администрацией городского поселения, ОАО «ИжморВодСтрой». В данном контракте, согласованном и подписанном 3-мя сторонами (подписи скреплены печатями), изложено: А) п. 3.2. 1. - Плательщик (Администрация Ижморского района) обязан не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, переводить денежные средства на расчетный счет «заказчика» администрации городского поселения) согласно расчетов. Б) п. 4.4. «плательщик, т.е. администрация Ижморского района несет ответственность за своевременное перечисление денежных средств на расчетный счет заказчика (администрация городского поселения).

Противоправность в данном случае заключается в уклонении муниципального образования от исполнения своих обязательств по компенсации выпадающих доходов, размер которых определен в соответствии с Решением Ижморского районного Совета народных депутатов от 09.02.12г. № 215 «Об утверждении возмещения затрат за жилищно-коммунальные услуги для ОАО «ИжморВодСтрой» на 2012г.». Причинная связь между убытками, возникшими у ОАО «ИжморВодСтрой», и противоправным поведением Плательщика (администрации Ижморского района) имеет быть место. Отсутствие вины в причинении ОАО «ИжморВодСтрой» убытков не доказано. Незаконность уплаты денежных средств по выпадающим доходам по углю не доказана.

Субсидии установлены для передачи их Ижморскому городскому поселению, которое, получив услугу от ОАО «ИжморВодСтрой» по теплоснабжению и горячей воде, должно было, получив данные субсидии от администрации Ижморского муниципального района, перечислить их на расчетный счет ОАО «ИжморВодСтрой».

Чтобы определить порядок возмещения выпадающих доходов, обязанности сторон, был заключен трехсторонний контракт на возмещение выпадающих доходов, связанных с закупкой угля, в котором стороны определили свои обязанности.

Согласно п. 3.1.2. контракта № 2/12 заказчику были предоставлены счет фактуры и акты выполненных работ на сумму выпадающих доходов. Однако заказчик не подписал и не предоставил подписанные счет-фактуры и акты. Исполнитель вторично обращался к заказчику, однако документы вторично подписаны и высланы не были.

Выплаты бюджетных ассигнований в необходимом размере, принятом и утвержденном Решением Ижморского районного Совета народных депутатов от 09.02.2012г№ 215, произведены не были. Задолженность по убыткам за период с 01.01.2012г. по 30.06.2012г. составила <данные изъяты> О взыскании указанной суммы было принято решение Арбитражного суда Кемеровской области, данное решение имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.

Об отмене Решения депутатов № 215 ОАО «ИжморВод Строй» не было поставлено в известность. Свои обязанности общество выполнило за период 2012г. полностью. Принимая решение № 215 и утверждая его и подписывая, а затем, заключая контракт № 2/12 на выплату выпадающих доходов, добровольно беря на себя обязательства по выполнению на протяжении 2012 года взятых на себя обязательств, заказчик и плательщик намеривались выплачивать выпадающие доходы. Контракт № 2/12 заключен с соблюдением норм ГК РФ, оснований для признания его недействительным не имеется.

Судом не учтен порядок выплаты из городского бюджета субсидий на компенсацию выпадающих доходов. Администрация городского поселения не имеет полномочий по распределению бюджетных средств для выплаты выпадающих по углю. Указанные средства должны были быть предоставлены городскому поселению Ижморским муниципальным районом, и район обязан был субсидировать городское поселение для передачи субсидий на возмещение выпадающих доходов для ОАО «ИжморВодСтрой».

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика Администрации Ижморского муниципального района ФИО4, действующую на основании доверенности от 14.02.2013 года сроком на 1 год, и представителя ответчика Администрации Ижморского городского поселения ФИО5, действующую на основании доверенности от 23.02.2013 года, возражавших против доводов жалобы, а также прокурора ФИО6, полагавшую оставить решение суда без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу пункта 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Ничтожная сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом РФ, независимо от признания ее ничтожной судом (статья 166 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Решением Ижморского районного Совета народных депутатов четвертого созыва № 215 от 09.02.2012г. утверждена разница выпадающих доходов, связанных с закупкой угля для ОАО «ИжморВодСтрой» на 2012 год в сумме <данные изъяты> Принято решение заключить договор между администрацией Ижморского района, администрацией Ижморского городского поселения и ОАО «ИжморВодСтрой".

10.02.2012г. между ОАО "ИжморВодСтрой" (исполнитель), Администрацией Ижморского городского поселения (заказчик), и Администрацией Ижморского муниципального района Кемеровской области (плательщик) заключен муниципальный контракт № 2/12 на возмещение выпадающих доходов, связанных с закупкой угля, по условиям которого «Исполнитель» оказывает услуги населению по предоставлению тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение в соответствии с нормативами и законодательными актами, а «Заказчик» за счет денежных средств, полученных от «Плательщика», возмещает выпадающие доходы, связанные с закупкой угля для производства тепловой энергии и горячего водоснабжения в соответствии с нормативами и законодательными актами.

Согласно пункта 2.1 названного контракта, стоимость работ по контракту, согласно принятого Решения № 215 от 09.02.2012г. «Об утверждении возмещения затрат за жилищно-коммунальные услуги для ОАО «ИжморВодСтрой» на 2012 год» Ижморским районным Советом народных депутатов и произведённых расчётов «Исполнителем» на выпадающие доходы, связанные с закупкой угля для производства тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение составляет <данные изъяты>, согласно утвержденных бюджетных ассигнований бюджета Ижморского городского поселения с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г.

Решением № 248 от 23.08.2012г. Ижморского районного Совета народных депутатов четвёртого созыва «Об отмене решения Ижморского районного Совета народных депутатов от 09.02.2012г. № 215 «Об утверждении возмещения затрат за жилищно-коммунальные услуги для ОАО «ИжморВодСтрой» по протесту прокурора указанный нормативный правовой акт, на основании которого был заключен муниципальный контракт № 2/12, отменен как незаконный.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами права, исходя из установленных обстоятельств дела, пришел к верному выводу о не соответствии требованиям бюджетного законодательства заключенного контракта, т.к. бюджетные ассигнования по данной статье расхода (на приобретение угля) не утверждались, источники финансирования спорных расходов в бюджете Ижморского муниципального района и Ижморского городского поселения отсутствовали.

Судебная коллегия находит данные выводы суда законными и обоснованными.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах предусматриваются, в частности, средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения (статья 15 БК РФ, статьи 52 - 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований (решение о бюджете) (статьи 2, 11 БК РФ). Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете (пункт 1 статьи 5 БК РФ).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (пункт 1 статьи 74 БК РФ).

Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (в том числе муниципального образования) предоставить физическому или юридическому лицу средства из соответствующего бюджета (статья 6 БК РФ).

Увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете (пункт 2 статьи 83 БК РФ).

Согласно пункту 1, подпункту 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Предоставление ОАО "ИжморВодСтрой" субсидии в виде компенсации выпадающих доходов, связанных с закупкой угля, имеет своим основанием Решение Ижморского районного Совета народных депутатов четвертого созыва № 215 от 09.02.2012г. (впоследствии отмененное Решением № 248 от 23.08.2012г.). Следовательно, данный нормативный правовой акт был принят представительным органом в текущем финансовом 2012 году, т.е. после того, как были утверждены бюджеты муниципальных образований – Ижморского муниципального района и Ижморского городского поселения –на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

Однако в материалах дела отсутствуют решения представительных органов муниципальных образований о внесении соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете, которые бы предусматривали увеличение бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств в виде компенсации выпадающих доходов, связанных с закупкой угля, для ОАО «ИжморВодСтрой», что противоречит приведенными положениями статей 78 и 83 БК РФ.

Также, ОАО «ИжморВодСтрой» прямо не указано в качестве получателя субсидии в решениях о бюджете Совета народных депутатов Ижморского городского поселения (приложение N 3), и Ижморского районного Совета народных депутатов (приложение № 7) о распределении бюджетных ассигнований районного и городского бюджетов.

Судом первой инстанции бесспорно установлено, что бюджетом муниципального образования Ижморское городское поселение и бюджетом Ижморского муниципального района на 2012 год выплата субсидий ОАО «ИжморВодоСтрой» на компенсацию выпадающих доходов в связи с закупкой угля в размере, указанном в решении Ижморского районного Совета народных депутатов № 215 от 09.02.2012г., не предусмотрена.

Указанный вывод суда подтверждается материалами дела (отчетами об исполнении бюджетов района и городского поселения, уведомлениями о бюджетных ассигнованиях), показаниями опрошенных в судебном заседании свидетелей.

Таким образом, установлено, что при заключении муниципального контракта № 2/12 от 10.02.2012 года на возмещение выпадающих доходов, связанных с закупкой угля, были нарушены императивные требования бюджетного законодательства, регулирующего порядок предоставления субсидий юридическим лицам.

В соответствии со ст.ст. 167, 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона, ничтожна и не порождает правовых последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, следовательно, не влечет возникновение прав и обязанностей ее участников.

Доводы апелляционной жалобы о том, что свои обязанности ОАО «ИжморВодСтрой» выполнило за период 2012г. полностью и имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда о взыскании выпадающих доходов, не опровергают выводы суда о не соответствии закону спорного контракта.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ОАО «ИжморВодСтрой» не было известно об отмене Решения районного Совета от 09.02.2012г., уже являлись предметом оценки суда первой инстанции, с которой судебная коллегия согласна.

Разрешая спор, суд в соответствии со статьей 67 ГПК РФ дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу, правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, и не допустил нарушений процессуального закона, изложенные в решении выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права.

Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, которые судом уже оценены. В связи с чем, по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ижморского районного суда Кемеровской области от 11 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «ИжморВодСтрой» - без удовлетворения.

Председательствующий Жуленко Н.Л.

Судьи              Ларионова С.Г.

Чёрная Е.А.