Судья Родюкова М.В. Дело № 33-467/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Пшеничникова Д.В., Артамоновой С.Я.,
при секретаре судебного заседания Адамовой К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 19февраля2015года гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Целинного района Курганской области о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Целинного районного суда Курганской области от 10 декабря 2014 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Администрации Целинного района Курганской области о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении отказать».
Заслушав доклад судьи областного суда Артамоновой С.Я., изложившей существо дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1 (с учетом изменения заявленных требований) обратился в Целинный районный суд Курганской области с иском к администрации Целинного района Курганской области о возложении обязанности предоставить ФИО2, <...> года рождения, доступ к дошкольному образованию через предоставление места в детском дошкольном учреждении с. Целинное Целинного района Курганской области по месту жительства ребенка, в группе полного дня в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований указал, что являясь отцом несовершеннолетнего ФИО2, <...> года рождения, 5 октября 2011 обратился к ответчику с заявлением о предоставлении его сыну места в дошкольном образовательном учреждении с. Целинное Целинного района Курганской области. Ребенок был поставлен на учет для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение, учетная очередь № №. С момента постановки на учет ФИО2 в списки комплектования детских садов не включался, направление в детский сад не предоставлялось. После комплектования групп в детский сад в 2012 году учетная очередь осталась прежней - № №. В 2013 году при комплектовании группы в детский сад была нарушена очередность выдачи путевок, в связи с чем, очередь истца осталась прежней № №. На протяжении 2013-2014 учебного года специалистом Управления социальной политики администрации Целинного района Курганской области сообщалось, что место в детский сад будет предоставлено на 2014-2015 учебный год. Однако в список детей на получение путевки ФИО2 вновь не был включен, учетная очередь осталась № №. Считает, что ответчиком была нарушена очередность предоставления мест в дошкольные учреждения, так как группа сформирована ответчиком из детей 2011 и ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при этом срок подачи ими заявлений более поздний, чем у истца. Считает, что нарушены конституционные права сына на получение дошкольного образования. Просил возложить на ответчика обязанность предоставить ФИО2 доступ к дошкольному образованию по месту жительства, предоставив место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории с.Целинное Целинного района Курганской области в МКДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида «Березка» или МКДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида «Светлячок» в любой из групп дня полного пребывания, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание ФИО1 не явился, просил дело завершить в его отсутствие, ранее заявленные требования поддержал по вышеизложенным основаниям.
Законный представитель ФИО2 - ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ранее позицию истца поддерживала, просила иск удовлетворить, пояснила, что возможность посещать группу кратковременного пребывания отсутствует, в связи занятостью на работе.
Представитель ответчика администрации Целинного района Курганской области ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что ФИО2 родился в августе 2011 года, в октябре 2011 года его родители обратились с заявлением о представлении места в МКДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида «Светлячок». На территории села действует два детских сада, в которых свободных мест нет, доукомплектование групп происходит только, если кто-то из детей выбывает. Во исполнение Федерального закона «Обобразовании» главой администрации Целинного района Курганской области было принято постановление о закреплении территорий Целинного района за соответствующими муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, в связи с чем в местной газете «Голос Целинника» было дано объявление с просьбой перерегистрировать ранее поданные заявления в соответствии с территориальностью. По территориальности семья Жогло относится к МКДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида «Березка», но за перерегистрацией они не обратились. Самостоятельно перевести их в очередь детского сада № 5 ответчик не мог, так как заявление было написано до закрепления за детскими садами территории.
Представитель третьего лица Управления социальной политики администрации Целинного района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица МКДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида «Светлячок» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица МКДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида «Березка» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Целинным районным судом Курганской области 10 декабря 2014 постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 выражает несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить. Считает вывод суда об ущемлении прав других детей при удовлетворении заявленных требований, несостоятельным, поскольку права других лиц, нуждающихся в обеспечении местом в дошкольном учреждении, не являются предметом судебного исследования. Согласно Письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2007 № 03-1883 «О методических рекомендациях по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007 - 2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад. Поскольку заявление о предоставлении путевки в детский сад подано ими 5октября 2011, считает, что администрацией Целинного района Курганского района была нарушена разумность сроков предоставления места в дошкольное образовательное учреждение. Считает, что местная власть, не обеспечивая Жогло В местом в детском саду, не исполняет государственную гарантию создания условий для получения им дошкольного образования, расширения возможностей для его получения в любом дошкольном возрасте в соответствии с его потребностями, чем нарушает право ребенка на образование. Со ссылкой на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 15 мая 2006 № 5-П указывает на обязанность государства и муниципального образования сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело и доводы апелляционной жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 часть 1 статьи330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 и вступившей в силу для СССР 15сентября1990, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является отцом несовершеннолетнего ФИО2, <...> года рождения, что не оспаривается ответчиком, подтверждается свидетельством о рождении (т. 1 л.д. 8).
5 октября 2011 ФИО1 обратился в Управление социальной политики администрации Целинного района Курганской области с заявлением на распределении сына в муниципальное дошкольное образовательное учреждение, желаемым детским садом был указан МКДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида «Светлячок».
В соответствии с базой данных автоматизированной информационной системы (АИС), представленной по состоянию на <...> ФИО2, <...> года рождения, зарегистрирован в реестре общей очереди детей 2011года рождения в МКДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида «Светлячок», под № <...>.
До настоящего времени несовершеннолетний ФИО2 местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не обеспечен.
Отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 требований суд первой инстанции полагал законными действия (бездействие) администрации Целинного района Курганской области, сославшись на то, что реализация несовершеннолетним ФИО2 конституционного права на получение дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением принципа, содержащегося в статье 17 Конституции Российской Федерации, а именно: не должны нарушаться права других детей, поставленных на очередь ранее Ж.В.ДБ., а также детей, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях. При этом суд сослался на положения части 4 статьи 67 Федерального закона от 29декабря2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также санитарные нормы и правила, касающиеся устройства, содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом по следующим обстоятельствам.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6октября2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из совокупности приведенных норм права следует, что орган местного самоуправления обязан предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 63 Федерального закона от 29декабря2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
В соответствии со статьей 8 Положения об администрации Целинного района администрация осуществляет деятельность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Целинного района.
Уставом муниципального образования Целинного района, утвержденного решением Целинной районной Думы от 11 августа 2009 № 236, полномочия по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Целинного района отнесены к компетенции администрации Целинного района.
Решением Целинной районной Думы от 12 октября 2007 № 134 «Ореорганизации управления образования и отдела культурной политики» для исполнения указанных полномочий образовано Управление социальной политики администрации Целинного района, одной из функций которого в соответствии с возложенными на него задачами является организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях.
Приказом от 22 февраля 2011 № 37 начальника Управления социальной политики утверждено Положение о порядке комплектования дошкольных учреждений, согласно которому комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений на новый учебный год производится в период с 1июня по 1 сентября. Управление социальной политики, согласно очередности, выдает путевку в муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Согласно Постановлению Главы Целинного района «О закреплении территорий Целинного района за соответствующими муниципальными дошкольными образовательными учреждениями» от 26 августа 2014 № 84 муниципальные дошкольные образовательные учреждения, подведомственные Управлению социальной политики администрации Целинного района закреплены за конкретными территориями, согласно приложению.
Постановлением администрации Целинного района от 2 сентября 2014 №86 (вступило в законную силу 12 сентября 2014) утвержден Административный регламент о предоставлении муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения Целинного района, реализующие основную общеобразовательную программу - образовательную программу дошкольного образования».
При таких обстоятельствах, а также с учетом приведенных выше положений Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений с. Целинное места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях предоставляются с учетом закрепленной территории.
ФИО1 и его сын – ФИО2, зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>. Данный дом входит в состав территории, которая согласно приложению к постановлению главы администрации Целинного района Курганской области от 18 апреля 2013 № 36 «О закреплении территорий Целинного района за соответствующими муниципальными образовательными учреждениями» закреплена за муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 5 комбинированного вида «Березка», расположенным по адресу: <адрес>.
Вблизи проживания семьи Жогло также расположено МКДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида «Светлячок».
Из материалов дела следует, что свободных мест для детей ДД.ММ.ГГГГ года рождения в указанных выше образовательных учреждениях не имеется. Имеются вакантные места в группах кратковременного пребывания.
Вместе с тем, учитывая, что заявителем были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (наличие возраста ребенка - более двух месяцев, заявление родителей), администрация обязана обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного образования.
Не предоставление ребенку такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребенка на доступное бесплатное дошкольное образование.
При таком положении суд первой инстанции не имел правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Данная позиция согласуется с мнением Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 15 мая 2006 № 5-П, в котором указано, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Таким образом, при принятии оспариваемого решения судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм материального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита конституционного права ребенка на общедоступное и бесплатное образование.
Ввиду этого судебная коллегия, руководствуясь пунктом 4 частью 1 статьи330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым решение суда отменить, и вынести по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Целинного районного суда Курганской области от 10декабря2014года отменить.
Исковые требования ФИО1 к администрации Целинного района Курганской области о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении удовлетворить.
Возложить на администрацию Целинного района Курганской области обязанность предоставить ФИО2, <...> года рождения, место в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении с. Целинное Целинного района Курганской области по месту его жительства с учетом закрепленной территории.
Судья-председательствующий: И.В.Литвинова
Судьи: Д.В.Пшеничников
С.Я.Артамонова