ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4681/2014 от 16.10.2014 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

  Судья Кислая М.В. Дело № 33-4681/2014 г.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

 ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

 в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,

 судей Захваткина И.В., Ушаковой Л.В.,

 при секретаре Забоевой Н.Ю.,

 рассмотрев в судебном заседании 16 октября 2014 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 июня 2014 года, по которому

 в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению ФСБ России по Республике Коми о признании действий по приостановлению выплаты военной пенсии, ее длительной невыплате и по отказу в выплате пенсии незаконными, возложении обязанности произвести выплату пенсии, взыскании компенсации морального вреда – отказано.

 Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения истца ФИО1, представителя ответчика и третьего лица ФИО2, судебная коллегия

 установила:

 ФИО1 обратился в суд с иском к УФСБ России по Республике Коми о признании действий по приостановлению выплаты пенсии и ее длительной невыплате незаконными, повлекшими нарушение пенсионных прав, возложении обязанности произвести выплату пенсии и предусмотренных доплат в полном объеме за весь период невыплат, взыскании компенсации морального вреда. Требования мотивировал незаконностью и необоснованностью приостановления ответчиком выплаты ему пенсии по мотиву отсутствия у него регистрации. Указал, что на момент назначения ему пенсии в <Дата обезличена> году регистрация у него также отсутствовала, о чем ответчику было известно, однако выплаты производились по избранному истцом месту жительства в г. Печоре.

 Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФСБ России.

 Ответчик с исковыми требованиями не согласился.

 Представитель третьего лица указал, что рассматриваемый спор не затрагивает интересов ФСБ России.

 Судом принято приведенное выше решение.

 В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, указывая, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 Судом установлено, что <Дата обезличена> года ФИО1 уволен в запас органов ФСБ России в соответствии со ст. 48 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. На момент назначения пенсии стаж военной службы ФИО1 в календарном исчислении в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил .... С <Дата обезличена> года ФИО1 назначена военная пенсия, выплата которой на основании его личного заявления от <Дата обезличена> года осуществляется УФСБ России по Республике Коми путем зачисления на счет истца в ... отделении Сбербанка России.

 В заявлении от <Дата обезличена> года (л.д.27) о назначении пенсии ФИО1 указал, что проживает в г. Печоре без регистрационного учета временно по адресу <Адрес обезличен>

 На основании письма начальника УФСБ России по Республике Коми от <Дата обезличена> года <Номер обезличен> (л.д. 53), адресованного в ... отделение Сбербанка <Номер обезличен>, выплата пенсии ФИО1 приостановлена с <Дата обезличена> года в связи с отсутствием сведений о месте жительства пенсионера.

 Фактически выплата была приостановлена с <Дата обезличена> года, о чем свидетельствует выписка из лицевого счета истца за <Дата обезличена> года (л.д.45).

 Основанием для приостановления выплаты явилась информация об отсутствии у ФИО1 регистрации на территории Республики Коми и сведения о постановке ФИО1 в <Дата обезличена> году на воинский учет в Управлении ФСБ России по г. Москве и Московской области.

 <Дата обезличена> года в УФСБ России по Республике Коми зарегистрировано заявление ФИО1 от <Дата обезличена> года с требованием о выплате пенсии (л.д. 28). В заявлении ФИО1 указан почтовый адрес в г. Москве.

 Письмом от <Дата обезличена> года <Номер обезличен> (л.д. 29) ФИО1 разъяснена причина приостановления выплаты пенсии и указано, что для возобновления выплаты пенсии ему необходимо написать соответствующее заявление в территориальный орган безопасности по месту жительства с приложением документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

 Заявлением от <Дата обезличена> года (л.д. 11) на имя начальника УФСБ России по Республике Коми ФИО1 просил подтвердить выплату ему пенсии, указывая, что банковские реквизиты для выплаты пенсии остаются прежними. При этом в заявлении ФИО1 в качестве своего адреса указывает: <Адрес обезличен>

 Письмом УФСБ России по Республике Коми от <Дата обезличена> года (л.д. 12) ФИО1 указано на необходимость написать соответствующее заявление в территориальный орган безопасности по месту жительства или по месту пребывания с приложением документов, подтверждающих регистрацию.

 Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах Федеральной службы безопасности, осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Органами пенсионного обеспечения для данных лиц в силу названного Закона являются соответствующие территориальные органы Федеральной службы безопасности РФ.

 В соответствии со ст. 56 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в ст. 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации (абз. 1).

 При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (абз. 7 в редакции закона, действующей с 18 июня 2013г.).

 Приказом ФСБ России от 1 мая 2003 г. N 302 "Об организации пенсионного обеспечения в органах Федеральной службы безопасности" утвержден Порядок организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, который регулирует вопросы, связанные с организацией пенсионного обеспечения, в том числе в случае переезда пенсионера на новое место жительства.

 Пунктами 21, 60, 71 вышеназванного Порядка предусмотрено, что выплата пенсии приостанавливается пенсионным подразделением в случае переезда пенсионера на новое место жительства, подведомственное другому территориальному органу безопасности, а пенсионное дело направляется в территориальный орган безопасности по новому месту жительства. При получении пенсионного дела из другого пенсионного подразделения оно регистрируется в десятидневный срок с присвоением нового номера, проверяется также правильность назначения пенсии, и при наличии всех необходимых документов в заключении о назначении пенсии делается запись о возобновлении выплаты пенсии.

 Вопросы возобновления выплаты пенсий урегулированы в разделе III данного Порядка, в соответствии с которым возобновление выплаты пенсий производится по пенсионным делам, поступившим в пенсионные подразделения (п. 18).

 Для возобновления выплаты пенсии лицам, проходившим военную службу, либо членам их семей заявления о возобновлении пенсий (приложения 1 и 2) и справки с места жительства или выписки из паспортов о регистрации по месту жительства направляются в пенсионные подразделения территориальных органов безопасности по месту жительства соответственно таких лиц или членов их семей (п. 19).

 В случае обращения с заявлением о возобновлении выплаты пенсии пенсионное подразделение в обязательном порядке истребует пенсионное дело, заведенное по прежнему месту получения пенсии (п. 20).

 О фактах, влияющих на изменение размеров пенсии, приостановление либо прекращение выплаты пенсии, пенсионер (а в случае смерти пенсионера - члены его семьи, родственники и иные лица) обязан сообщить непосредственно пенсионному подразделению, выплачивающему пенсию (п. 62).

 На основании анализа вышеприведенных положений, судебная коллегия полагает, что в связи с поступлением ответчику сведений о регистрации истца по месту пребывания в г. Москве, у ответчика имелись основания для приостановления выплаты пенсии с <Дата обезличена> г.

 Таким образом, решение суда об отказе в удовлетворении требований истца о признании незаконными действий ответчика по приостановлению выплаты пенсии, законно и обоснованно, а доводы апелляционной жалобы в этой части являются следствием неправильного толкования норм материального права и не могут быть приняты во внимание.

 Вместе с тем, Закон РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 предусматривает два основания для приостановления выплаты пенсии: при поступлении на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) (статья 6 Закона) и при пропуске инвалидом из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, срока переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы (статья 27 Закона).

 Из смысла Порядка организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, утвержденного приказом ФСБ России от 1 мая 2003 г. N 302 следует, что приостановление выплаты пенсии связано с переменой пенсионером места жительства, то есть выплата пенсии может быть приостановлена на период передачи пенсионного дела территориальному органу безопасности по новому месту жительства пенсионера.

 Следовательно, длительное приостановление выплаты пенсии без запроса пенсионного дела другим территориальным органом безопасности по существу является прекращением выплаты пенсии, что влечет нарушение прав пенсионера, поскольку необоснованное прекращение, как начисления, так и выплаты трудовых пенсий гражданам это ограничение конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

 Лишение гражданина права на получение назначенной ему пенсии не соответствует и статье 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, из которой следует, что, признавая право каждого человека на социальное обеспечение, государство в отношении пользования этим правом может устанавливать только такие ограничения, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанного права.

 Исходя из установленных фактических обстоятельств дела, принимая во внимание, что после приостановления выплаты пенсии от истца заявлений о перемене места жительства не поступало, его пенсионное дело из территориального органа безопасности в Республике Коми другим территориальным органом безопасности истребовано не было, а ответчик располагал сведениями о постановке истца на воинский учет в г. Москве и сведениями о временной регистрации истца в г. Москве, судебная коллегия полагает, что ответчику надлежало возобновить выплату пенсии, поскольку приостановление выплаты пенсии на неопределенный срок фактически свидетельствует о прекращении выплаты пенсии и незаконном лишении пенсионера средств к существованию, гарантированных ему государством после выхода на пенсию.

 Доводы ответчика о том, что ФИО1 не предпринимал действий для возобновления выплаты пенсии, о том, что в заявлениях ФИО1 были указаны разные адреса проживания, и не было представлено документов о регистрации, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу правовой природы пенсии, право гражданина на получение полагающейся ему пенсии не может быть связано с таким условием, как постоянное проживание в конкретном месте.

 Реализация гражданином его права на свободу передвижения и выбор места жительства или пребывания, не может служить основанием для ограничения конституционного права на пенсионное обеспечение. Соответственно, невыполнение гражданином Российской Федерации обязанности зарегистрироваться по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации в органах регистрационного учета не может служить основанием ограничения или условием реализации его конституционного права на социальное обеспечение, в том числе в процессе выплаты уже назначенной ему пенсии.

 Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что истец в период с момента приостановления выплаты пенсии преимущественно находился в г. Москве.

 Так, с <Дата обезличена> года до <Дата обезличена> года; с <Дата обезличена> года до <Дата обезличена> года был временно зарегистрирован в г. Москве, Также согласно данным УФМС России по г. Москве истец был зарегистрирован г. Москве в период с <Дата обезличена> года до <Дата обезличена> года без пометки о временном характере регистрации.

 По сведениям УФСБ России по г. Москве и Московской области (л.д. 61), ФИО1 встал на воинский учет <Дата обезличена> года, при постановке на воинский учет ФИО1 предъявил справку о временной регистрации в г. Москве. Снят с воинского учета по возрасту в отставку приказом начальника Управления от <Дата обезличена>.

 По сведениям ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми ФИО1 в период с <Дата обезличена>. по <Дата обезличена>. работал в различных организациях г. Москвы, Московской области и г. Саратова.

 Данные факты истцом в судебных заседаниях не отрицались. Кроме того, в судебном заседании 11 июня 2014г. истец пояснил, что в последние годы находится в г. Москве (л.д.194).

 В силу статьи 48 Закона РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

 За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 Учитывая, что выслуга лет ФИО1 на момент выхода на пенсию в календарном исчислении в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составляла менее 20 лет, при выезде из г. Печоры в г. Москву истец в силу положений ст. 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 утратил право на исчисление пенсии с применением районного коэффициента в размере 30%.

 Доводы истца о том, что местом своего жительства он избрал город Печору, где ему первоначально была назначена пенсия, и его не менял, не могут быть приняты во внимание как основание для выплаты пенсии с учетом районного коэффициента, поскольку опровергаются собранными по делу доказательствами и противоречат положениям ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ". Настаивая на своем праве на получение пенсии за весь период ее приостановления с учетом районного коэффициента, истец не представил достоверных доказательств постоянного проживания в спорный период в г. Печоре, в том числе и без регистрации. Добытые судом доказательства свидетельствуют о том, что в спорный период истец состоял на воинском учете в городе Москве, периодически был временно зарегистрирован в городе Москве, работал в городе Москве, то есть в спорный период истец преимущественно находился в городе Москве и оснований для выплаты пенсии с применением районного коэффициента не имеется.

 При указанных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истца о возложении обязанности на ответчика произвести выплату пенсии за период с <Дата обезличена> года по день рассмотрения дела в суде не могут быть признаны законными и обоснованными.

 В тоже время решение суда об отказе в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда является верным.

 В соответствии с ч. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

 Поскольку доказательства, свидетельствующие о нарушении ответчиком личных неимущественных прав истца, в деле отсутствуют, претерпевание истцом физических или нравственных страданий по вине ответчика не доказано, оснований для отмены решения в части отказа в удовлетворении требований о компенсации морального вреда судебная коллегия не усматривает.

 В заседание суда апелляционной инстанции представлены документы, свидетельствующие о возобновлении выплаты пенсии ФИО1 с <Дата обезличена> года с учетом районного коэффициента в связи с предоставлением им справки о регистрации по месту пребывания в г. Печоре Республики Коми. Также представлено поручение от <Дата обезличена>. на выплату ФИО1 пенсии за период с <Дата обезличена>. по <Дата обезличена> года в сумме ... руб. ... коп. Из представленного письменного расчета и пояснений представителя ответчика следует, что пенсия за указанный период выплачена без учета районного коэффициента.

 Таким образом, учитывая, что ответчиком до разрешения судебной коллегией спора по существу произведена выплата пенсии истцу в надлежащем размере, то есть нарушение прав истца устранено, оснований для отмены принятого судом первой инстанции решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

 определила:

 решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи