<.>
<.>
Дело № 33-4689/2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала 17 декабря 2013 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Магомедовой А.М.,
судей Хираева Ш.М. и Ахмедовой С.М.,
при секретаре судебного заседания Изиеве Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Табасаранского районного суда Республики Дагестан от 21 ноября 2013 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным решения Собрания депутатов сельского поселения «Сельсовет Хучнинский» о назначении досрочных выборов главы МО СП «Сельсовет Хучнинский» от 20.08.2013г. №6 и отмене данного решения, а также о признании выборов главы МО СП «Сельсовет Хучнинский» от 10.11.2013 года несостоявшимися и отмене решения муниципальной избирательной комиссии МО СП «Сельсовет Хучнинский» №4 от 11.11.2013 года о назначении второго тура выборов, отказать».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Магомедовой А.М., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 первоначально обратился в суд с заявлением о признании выборов главы Муниципального образования Сельское поселение «Сельсовет Хучнинский» Табасаранского района от 10.11.2013 года несостоявшимися, и отмене решения местной избирательной комиссии МО СП «Сельсовет Хучнинский» о назначении второго тура выборов.
Заявление мотивировано тем, что он 10.11.2013 года участвовал на выборах главы администрации МО СП «Сельсовет Хучнинский» в качестве кандидата на данную должность, местной избирательной комиссией данные выборы признаны состоявшимися несмотря на нарушения его избирательных прав, а именно тотальные подделки подписей на списках, впоследствии продажи бюллетеней порциями членами всех избирательных комиссий, нарушение правил составления списков избирателей и не ознакомление с ними кандидатов, впоследствии чего в списках оказались множество фамилий граждан, выбывших из поселений, что дало возможность данным фальсификациям, на территориях селений Цуртиль, Акка, Цалак, Ягдыг были организованы майданы, где спаивали население с последующим открытым выкупом голосов у избирателей.
По избирательному участку №1358 Верхний Ягдыг председателем участковой комиссии были вынесены 50-бюллетней из помещения, где проводились выборы якобы на надомное голосование безо всяких заявлений от избирателей, но с намерением продать их, поскольку это было согласовано и с наблюдателями других кандидатур. На этом же участке наблюдатель от кандидата ФИО5 ФИО2 Кемран забрасывал в урну несколько раз по десять бюллетеней, на возражения его наблюдателя ни полиция, ни другие наблюдатели не реагировали, поскольку и все другие кандидаты, через своих представителей занимались тем же.
По избирательному участку №1383 на глаз им выявлены более 20-ти избирателей, которые якобы проголосовали, несмотря на то, что они давно выписаны или служат в армии.
В дополнение к первоначальному заявлению он просил признать незаконным решение Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Хучнинский» Табасаранского района о назначении досрочных выборов главы МО СП «Сельсовет Хучнинский» и отменить данное решение, признать выборы главы МО «Сельсовет Хучнинский» от 10.11.2013 года несостоявшимися и отменить решение местной избирательной комиссии МО СП «Сельсовет Хучнинский» о назначении второго тура выборов.
Дополнение мотивировано тем, что муниципальная избирательная и участковые избирательные комиссии МО СП «Сельсовет Хучнинский» сформированы незаконно, накануне и спонтанно, никакие решения по данному поводу не обнародованы, никаких согласований в поселениях или списков от общественности для формирования УИК не проводились и не поступало, потому в участковых комиссия оказались все те же лица, что сфальсифицировали и прежние выборы на территории района. Согласно ст.26 п. 12 Устава МО СП «Сельсовет Хучнинский» формирование избирательной комиссии сельского поселения входит в компетенцию Собрания депутатов, но никакого решения Собрания депутатов МО СП «Сельсовет Хучнинский» по вопросу формирования нового МИК не выносило, подобное решение в печати или фактов ее обнародования не зафиксировано. Решение о назначении выборов подписано от лица, якобы исполняющего обязанности представительного органа ФИО3, на него полномочия Собрания депутатов не возлагало, подобного решения нет, а если сфабриковали решение, как и другие подписанные этим же гражданином, но отмененные, то не обнародованы.
Глава МО СП «Сельсовет Хучнинский» ушел в отставку не сложив с себя функции главы администрации и председателя собрания надлежащим образом. Функции председателя собрания до сих пор никому не переданы, значит в МО СП «Сельсовет Хучнинский» некому обратится в избирательную комиссию Республики Дагестан с подобным обращением и подобное обращение обнародовано не было.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда и постановлении по делу нового решения об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы указывается, что при рассмотрении дела суд первой инстанции не привлек в качестве заинтересованного лица Собрание депутатов МО СП «Сельсовет Хучнинский», несмотря на то, что он в своем заявлении указал этот орган, в качестве заинтересованной стороны.
Кроме того, судом не учтено, что решение Собрания депутатов о назначении выборов подписано ФИО3, на которого исполнение обязанностей председателя Собрания никто не возлагал. Также судом не выяснены обстоятельства формирования МИК МО СП «Сельсовет Хучнинский».
В своих возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Табасаранского района РД Магомедов Д.Н. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда – без изменения, считая его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определены принципы проведения в Российской Федерации выборов референдума, а также закреплены основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации.
Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой комиссии установлен статьей 68 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 ст. 77 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации" суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае нарушения правил порядка голосования и подсчета голосов, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Согласно пункту 6 ст.77 Федерального закона отмена судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.
Аналогичные основания для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования либо о результатах соответствующих выборов, признании выборов несостоявшимися установлены в ст. 93 Закона Республики Дагестан от 06.07.2009 №50 (ред. от 17.06.2013) "О муниципальных выборах в Республике Дагестан" (принят Народным Собранием РД 26.06.2009)
В соответствии с частью 1 ст. 12 Закона Республики Дагестан от 06.07.2009 N 50 (ред. от 17.06.2013) "О муниципальных выборах в Республике Дагестан" выборы депутатов представительного органа муниципального образования, выборы главы муниципального образования назначаются представительным органом муниципального образования.
Заявитель ФИО1 в судебном заседании суда первой инстанции пояснил, что он не требует повторного подсчета голосов и не требует проверять достоверность имевшихся нарушений, на которые он указывает, а просит решение муниципальной избирательной комиссии МО СП «Сельсовет Хучнинский» о назначении досрочных выборов главы МО СП «Сельсовет Хучнинский» признать незаконным по тому основанию, что формирование самой данной комиссии, которым и назначены выборы, произведено без созыва собрания депутатов и без участия депутатов. Соответственно, и данные выборы, состоявшиеся 10.11.2013 года, проведены незаконно и они должны быть признаны несостоявшимися, а сами решения муниципальной избирательной комиссии МО СП «Сельсовет Хучнинский» о назначении досрочных выборов главы МО СП «Сельсовет Хучнинский и о назначении второго тура выборов подлежат отмене.
Судом установлено, что решением Собрания депутатов сельского собрания «Сельсовет Хучнинский» Табасаранского района от 20.08.2013 N6 "О назначении досрочных выборов главы муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Хучнинский» на 10.11.2013 года назначены досрочные выборы Главы данного муниципального образования. Решение о назначении выборов опубликовано в газете «ФИО4 сес» (Голос Табасарана) от 20 августа 2013 N 36.
Кандидатами на должность Главы избирательной комиссией муниципального образования СП «Сельсовет Хучнинский» зарегистрировано 8 кандидатов, фактически на выборах участвовали 5 кандидатов: ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО7 и ФИО8
Подготовка и организация досрочных выборов главы МО СП «Сельсовет Хучнинский» возложена на избирательную комиссию данного муниципального образования, сформированную 30 декабря 2010 года постановлением Собрания депутатов МО СП «Сельсовет Хучнинский» от 30.12.2010 года.
В связи с чем суд обоснованно пришёл к выводу, что доводы заявителя о том, что МИК МО СП «Сельсовет Хучнинский» не формировался представительным органом, являются несостоятельными, и отказал в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным решения собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Хучнинский» Табасаранского района о назначении досрочных выборов главы МО СП «Сельсовет Хучнинский» и об отмене данного решения.
Постановлением муниципальной избирательной комиссии МО СП «Сельсовет Хучнинский» от 11.11.2013 г. №4 досрочные выборы Главы МО СП «Сельсовет Хучнинский» признаны состоявшимися и действительными. Назначено повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов избирателей на 24.11.2013 года.
Двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов избирателей являются ФИО8 (34,30 %) и ФИО5 (23,73 %). Результаты данных досрочных выборов опубликованы в районной газете «ФИО4 сес» от 15.11.2013 года №47.
Территориальной избирательной комиссией Табасаранского района принято постановление от 25.04.2013 г. о формировании участковых избирательных комиссий избирательных участков №№ 1381,1382,1326,1358,1391, 1386, 1383. Голосование на выборах главы МО СП «Сельсовет Хучнинский» 10.11.2013 года проведено на данных избирательных участках.
В соответствии со ст.29. Закона Республики Дагестан от 06.07.2009 №50 (ред. от 17.06.2013) "О муниципальных выборах в Республике Дагестан" для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей на избирательных участках соответствующей территориальной избирательной комиссией формируются участковые комиссии (ч.1 в ред. Закона Республики Дагестан с 09.01.2013 №2).
Такая норма содержится и ФЗ "Об основных гарантиях Избирательных прав права на участие в референдуме граждан Российской федерации" (ст.27).
В связи с этим несостоятельны доводы заявителя, что территориальная избирательная комиссия муниципального образования не имеет право формировать участковые избирательные комиссии.
Согласно п. 2 ст. 77 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 года N 67-ФЗ основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства: а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных п.1 ст.56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
На основании п.3 ст.77 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 года N67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
В силу положений п. 5 ст. 77 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 года N 67-ФЗ не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения настоящего Федерального закона, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов списки кандидатов.
Из постановления №4 от 11.11.2013 года № 4 «О результатах досрочных выборов главы муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Хучнинский» усматривается, что голоса избирателей от общего числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, распределились следующим образом: за ФИО5 подано 500 голосов или 23,73%; за ФИО6- 431 голоса или 20,45%; за ФИО9 -162 голоса или 7,69%; за ФИО7 - 238 голоса или 11,29%, за ФИО8-723 голоса или 34,30%.
Доводы заявителя о том, что председателем УИК №1391 незаконно были вынесены для надомного голосования 50 бюллетеней подтверждены, однако данные бюллетени были погашены, что не отрицается и самим заявителем и председателями как МИК, так и УИК №1391.
Как правильно указано в решении суда, заявителем суду не представлено доказательств, подтверждающих иные нарушения, и что при проведении досрочных выборов главы муниципального образования МО СП «Сельсовет Хучнинский» 10.11.2013 года на избирательных участках нарушены нормы закона, которые не позволили выявить действительную волю избирателей.
Суд правильно пришёл к выводу, что указываемые заявителем нарушения на избирательном участке №1383 не могли повлиять на итоги голосования и распределение мест. За заявителя проголосовали всего 162 избирателя, а за лиц, вышедших во второй тур выборов проголосовали 500 и 723 избирателя.
Иные доводы, изложенные в заявлении, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 15 января 2002 года и от 11 июня 2002 года, согласно которым отмена итогов голосования, результатов выборов должна быть связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые, тем самым, привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования.
Судом не установлены обстоятельства, указанные в ст.77 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, которые могли служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов данных выборов недействительными.
Довод жалобы о не привлечении к участию в деле Собрания депутатов МО СП «Сельсовет Хучнинский» также не является основанием для отмены решения суда, поскольку это не повлекло нарушений прав ФИО1
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований ФИО1
Результаты оценки имеющихся в деле доказательств изложены в мотивировочной части решения в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ в объеме, достаточном для разрешения заявленного по настоящему делу спора.
С учётом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Табасаранского районного суда Республики Дагестан от 21 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи -