Судья Жуков К.М. Дело № 33-4689/2018 А-178г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 апреля 2018 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего: Киселевой А.А.,
судей Баимовой И.А., Беляковой Н.В.,
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Андреевой А.Г.,
при секретаре Устюговой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.
гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г.Зеленогорска к ФИО1 и ФИО2 о признании незаконной и прекращении деятельности по выполнению газоопасных работ,
по апелляционным жалобам ответчиков ФИО1 и ФИО2,
на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 06 февраля 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора ЗАТО г. Зеленогорск удовлетворить.
Признать незаконной деятельность ИП ФИО1 и ИП ФИО2 по выполнению газоопасных работ по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию газового оборудования потребителей, в рамках принятых заявок и заключаемых с потребителями договоров, выполняемых с нарушением законодательства, а именно:
- п.п. 91, 94 Правил № 410 и п. 138 Правил безопасности, согласно которым газоопасные работы должны выполняться бригадой рабочих в составе не менее двух человек под руководством специалиста (работы выполняются предпринимателями единолично, при отсутствии в штате квалифицированных сотрудников, имеющих профильное образование, прошедших необходимое для проведения газоопасных работ обучение и аттестацию по итогам обучения, без прохождения инструктажа по технике безопасности и стажировке на рабочем месте);
- п. 142 Правил безопасности, согласно которого лица, имеющие право выдачи нарядов-допусков к выполнению газоопасных работ, назначаются распорядительным документом по газораспределительной организации или организации, имеющей собственную эксплуатационную газовую службу, из числа руководящих работников и специалистов, аттестованных в установленном по рядке и имеющих опыт работы на объектах сетей газораспределения и газопотребления не менее одного года (наряды-допуски на выполнение работ предпринимателями не оформляются, газораспределительная организация о выполнении работ не уведомляется);
- п. 180 Правил безопасности, согласно которого разборка (замена) установленного на наружных и внутренних газопроводах оборудования должна производиться на отключенном участке газопровода с установкой заглушек. Заглушки должны соответствовать максимальному давлению газа в газопроводе, иметь хвостовики, выступающие за пределы фланцев, и клеймо с указанием давления газа и диаметра газопровода (работы по ремонту и замене газового оборудования выполняются предпринимателями на функционирующих сетях газопроводов, без установки заглушек).
- абз. 4 п. 7 Правил № 410, согласно которому, выполнение газоопасных работ допускается при наличии аварийно-диспетчерской службы, либо соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, с газораспределительной организацией (аварийно-диспетчерская служба, соглашение об аварийнодиспетчерском обеспечении у ответчиков с газораспределительной организацией отсутствует);
Прекратить деятельность ИП ФИО1 и ИП ФИО2 по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования потребителей, до выполнения требований к специализированной организации, оказывающей услуги по ремонту газового оборудования, установленных разделом IХ, п.п. 7, 91, 94 Правил № 410 (в ред. от 09.09.2017), и п.п. 138, 142, 180 «Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора № 542 от 15.11.2013.
Взыскать госпошлину в доход муниципального бюджета: с ФИО1 6000 рублей; с ФИО2 6000 рублей»
Заслушав докладчика, представителя ответчика ФИО2 – ФИО3 (на основании доверенности от 09.09.2014), представителя третьего лица АО «Красноярсккрайгаз» ФИО4 (на основании доверенности от 14.12.2016), прокурора, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор обратился с иском к ФИО1 и ФИО2 о признании незаконной и прекращении деятельности по выполнению газоопасных работ по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию газового оборудования потребителей, выполняемых с нарушением законодательства.
Требования мотивированы тем, что ответчики, являясь индивидуальными предпринимателями, с июня 2016г. осуществляют деятельность по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования, в рамках принятых заявок и заключаемых с собственниками и пользователями жилых помещений договоров. При этом, в нарушение абзаца 4 п. 7, п.п. 91, 94 Правил № 410, п.п. 138, 142, 180 Правил безопасности: выполняли работы единолично, при отсутствии в штате квалифицированного, обученного и аттестованного сотрудника, прошедшего стажировку и инструктаж по ТБ; выполняли работы без оформления наряда-допуска и уведомления газораспределительной организации; выполняли работы по замене и ремонту газового оборудования на функционирующих сетях без установки заглушек; осуществляли свою деятельность, не имея собственных аварийно-диспетчерских служб и договоров об аварийно-диспетчерском обеспечении с газораспределительной организацией.
В связи с изложенным, с учетом уточнения, просит признать незаконной деятельность ИП ФИО1 и ФИО2 по выполнению газоопасных работ по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию газового оборудования потребителей, в рамках принятых заявок и заключаемых с потребителями договоров, выполняемых с нарушением законодательства, а именно:
- п.п. 91, 94 Правил № 410 и п. 138 Правил безопасности, согласно которым газоопасные работы должны выполняться бригадой рабочих в составе не менее двух человек под руководством специалиста (работы выполняются предпринимателями единолично, при отсутствии в штате квалифицированных сотрудников, имеющих профильное образование, прошедших необходимое для проведения газоопасных работ обучение и аттестацию по итогам обучения, без прохождения инструктажа по технике безопасности и стажировке на рабочем месте);
- п. 142 Правил безопасности, согласно которым лица, имеющие право выдачи нарядов-допусков к выполнению газоопасных работ, назначаются распорядительным документом по газораспределительной организации или организации, имеющей собственную эксплуатационную газовую службу, из числа руководящих работников и специалистов, аттестованных в установленном порядке и имеющих опыт работы на объектах сетей газораспределения и газопотребления не менее одного года (наряды-допуски на выполнение работ предпринимателями не оформляются, газораспределительная организация о выполнении работ не уведомляется);
- п. 180 Правил безопасности, согласно которому разборка (замена) установленного на наружных и внутренних газопроводах оборудования должна производиться на отключенном участке газопровода с установкой заглушек. Заглушки должны соответствовать максимальному давлению газа в газопроводе, иметь хвостовики, выступающие за пределы фланцев, и клеймо с указанием давления газа и диаметра газопровода (работы по ремонту и замене газового оборудования выполняются предпринимателями на функционирующих сетях газопроводов, без установки заглушек).
- абз. 4 п. 7 Правил № 410, согласно которому выполнение газоопасных работ допускается при наличии аварийно-диспетчерской службы, либо соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, с газораспределительной организацией (аварийно-диспетчерская служба, соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении у ответчиков с газораспределительной организацией отсутствует).
Кроме того, просит прекратить деятельность ИП ФИО1 и ИП ФИО2 по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования потребителей до выполнения требований к специализированной организации, оказывающей услуги по ремонту газового оборудования, установленных разделом 9, п.п. 7, 91, 94 Правил № 410 (в ред. от 09.09.2017), и п. п. 138, 142, 180 «Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора № 542 от 15.11.2013.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ФИО2 просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, ненадлежащую оценку доказательств, указывая, что работы по установке газовых счетчиков, выполняемые им, не относятся к ремонту и техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования, которыми он не занимается. Кроме того, монтаж бытового прибора учета газа, устанавливаемого в квартире, не относится к наружным системам газоснабжения.
В апелляционной жалобе ответчик ФИО1 просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, ненадлежащую оценку доказательств, указывая, что после вынесения представления прокуратурой от 07.08.2017 он перестал осуществлять газоопасные работы.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, выслушав пояснения представителя ответчика ФИО2 – ФИО3, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя третьего лица АО «Красноярсккрайгаз» ФИО4, прокурора Андрееву А.Г., согласных с решением суда, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Из ст. 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" следует, что Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе устанавливает требования к лицам, осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, или определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление указанных требований.
Безопасное использование и содержание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в Российской Федерации, в том числе порядок и условия заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, приостановления подачи газа, а также требования к специализированной организации определяются "Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее – Правила № 410).
Согласно пункту 2 указанных Правил «внутриквартирное газовое оборудование» это газопроводы многоквартирного дома, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.
Специализированная организация это организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Аналогичные понятия внутриквартирного газового оборудования и специализированной организации даны в Правилах поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.2008.
Специализированные организации, а также иные организации, осуществляющие работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, должны иметь в своем составе для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту, техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования штат квалифицированных сотрудников, имеющих профильное образование, прошедших необходимое для проведения газоопасных работ обучение и аттестацию по итогам обучения (п. 91 Правил № 410).
Перед допуском к осуществлению самостоятельной деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на объекте аттестованный сотрудник специализированной организации должен пройти инструктаж по технике безопасности и стажировку на рабочем месте в соответствии с установленным специализированной организацией регламентом (п. 94 Правил № 410).
На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора).
Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг в составе следующих видов деятельности, в том числе техническое обслуживание, ремонт и техническое диагностирование внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (п. 40 ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона).
Как следует из материалов дела, ФИО1 и ФИО2 зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей 10.06.2014 и 17.06.2014 соответственно, с указанного времени осуществляют деятельность по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования на основании договоров, заключаемых с потребителями (собственниками и пользователями жилых помещений), в том числе установка (замена) приборов учета газа, монтаж гибкой проводки и установка (ремонт, замена) газовых плит, установка запорных устройств (вентилей и заглушек) в жилых помещениях многоквартирных домов.
Данные обстоятельства подтверждаются договором от 16.02.2017 на оказание услуг, заключенным ИП ФИО1 с Ф.В.М., актом об установке счетчика, договорами на выполнение работ от 23.07.2017, от 14.08.2017, от 23.01.2018, заключенными ИП ФИО2 с Б.О.А. и Д.Е.В.
По информации АО «Красноярсккрайгаз» от 05.09.2017 указанные работы выполнены ИП ФИО2 единолично, на открытых сетях газоснабжения, без согласования с газоснабжающей организацией, без получения наряда-допуска на выполнение работ, и без отключения участков, на которых выполнялись работы.
По сведениями МУП ГЖКУ за период с 08.08.2017 по 02.11.2017 ИП ФИО1 было установлено 57 индивидуальных приборов учета газа в многоквартирных домах.
Кроме того, представитель ответчика в суде апелляционной инстанции подтвердила, что ответчик ИП ФИО2 устанавливал приборы учета газа на сетях до запорного устройства возле газовой плиты.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997, Правилами № 410, Правилами безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных приказом Ростехнадзора № 542 от 15.11.2013, пришел к выводу о том, что деятельность ИП ФИО1 и ИП ФИО2 в сфере оказания услуг по ремонту, замене, установке внутриквартирного газового оборудования (запорных устройств, газовых счетчиков, газопроводов (гибкой подводки) от запорного крана до газовой плиты и его составных частей, ремонт и установка газовых плит), связана с ремонтом внутриквартирного газового оборудования, в связи с чем данные работы относятся к категории газоопасных, соответственно, ответчики обязаны соответствовать требованиям к специализированной организации, оказывающей данные услуги, установленным разделом IX Правил № 410, а именно, иметь в составе:
- штат квалифицированных сотрудников, имеющих профильное образование, прошедших необходимое для проведения газоопасных работ обучение и аттестацию по итогам обучения (п. 91 Правил № 410);
- наличие пройденного сотрудником специализированной организации инструктажа по технике безопасности и стажировке на рабочем месте перед допуском к осуществлению самостоятельной деятельности по ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (п. 94 Правил № 410);
- иметь в наличии аварийно-диспетчерскую службу, либо соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенное с газораспределительной организацией (абз. 4 п. 7 Правил № 410).
При таких обстоятельствах, учитывая, что при осуществлении деятельности по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию газового оборудования потребителей, ИП ФИО1 и ИП ФИО2 вышеуказанные требования Закона не соблюдаются (отсутствует аварийно-диспетчерская служба либо соглашение, заключенное с газораспределительной организацией на аварийное обеспечение, работы выполняются ответчиками без прохождения инструктажей по технике безопасности и стажировки специалистов на рабочих местах перед допуском к работе (наряды-допуски к газоопасным работам не оформляются), единолично, а не бригадой в составе двух человек, как предусмотрено п. 138 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных приказом Ростехнадзора № 542 от 15.11.2013), суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме, признании незаконной деятельности ответчиков по выполнению газоопасных работ по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию газового оборудования потребителей, а также прекращении данной деятельности ответчиков до выполнения требований к специализированной организации, оказывающей услуги по ремонту газового оборудования, установленных разделом IХ, п.п. 7, 91, 94 Правил № 410, и п.п. 138, 142, 180 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных приказом Ростехнадзора № 542 от 15.11.2013.
Соглашаясь с выводом суда о прекращении деятельности ответчиков по выполнению газоопасных работ по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию газового оборудования потребителей, поскольку установку прибора учета газа вправе производить специализированная организация, к которой ответчики не относятся, соответствующая требованиям, установленным разделом IX Правил № 410, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", судебная коллегия полагает излишним указание суда первой инстанции о признании незаконной деятельности ответчиков ИП ФИО2 и ИП ФИО1 по выполнению газоопасных работ по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию газового оборудования потребителей, а также на срок и условия прекращения данной деятельности, в связи с чем решение суда подлежит изменению, данные выводы – исключению.
Кроме того, судебная коллегия полагает необоснованной ссылку суда на положения Федерального закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997, Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных приказом Ростехнадзора № 542 от 15.11.2013, которые на спорные правоотношения не распространяются.
Доводы стороны ответчика о том, что прибор учета газа не относится к внутриквартирному газовому оборудованию, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку в соответствии с п. 2 Правил № 410 к внутриквартирному газовому оборудованию относятся также индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.
Ссылка в апелляционной жалобе ФИО2 на письмо Службы строительного надзора и жилищного контроля от 28.02.2018 не подтверждает обоснованности позиции ответчика, поскольку не является нормативным документом. Кроме того, данное письмо датировано 28.02.2018, то есть после вынесения оспариваемого решения суда, поэтому в силу положений ст. 327.1 ГПК РФ не принято во внимание судом апелляционной инстанции.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части размера подлежащей взысканию с ответчиков в доход местного бюджета государственной пошлины в размере по 6000 рублей с каждого, т.к. он определен судом неверно, поскольку в данном случае он должен определяться, исходя из госпошлины, от уплаты которой освобожден истец.
Так, согласно п. 3 ч. 1 ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 300 рублей.
В этой связи, учитывая, что прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в указанной части, взыскав в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчиков в доход местного бюджета государственную пошлину в размере по 300 рублей с каждого.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 06 февраля 2018 года изменить, исключив из резолютивной части указание о признании незаконной деятельности ответчиков ИП ФИО2 и ИП ФИО1 по выполнению газоопасных работ по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию газового оборудования потребителей, а также указание на срок и условия прекращения деятельности ИП ФИО1 и ИП ФИО2 по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования потребителей.
Снизить размер взысканной государственной пошлины в доход местного бюджета с ФИО1 и ФИО2 до 300 рублей с каждого.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков ФИО1 и ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи