Дело № 33-468/2021 судья Слукина У.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 февраля 2021 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Петренко Р.Е., Быковой Н.В.,
при секретаре Гусевой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-350/2020 по апелляционной жалобе ГУ ТО УСЗН Тульской области на решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 13 марта 2020 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании незаконным решения, признании права на присвоение звания «Ветеран труда».
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» (далее - ГУ ТО УСЗН Тульской области) о признании незаконным решения, признании права на присвоение звания «Ветеран труда».
В обоснование заявленных требований указала, что на основании приказа Министерства здравоохранения РФ от 06.03.2017 ей присвоен нагрудный знак «Отличник здравоохранения». В октябре 2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», однако решением ответчика от 16.10.2018 в этом ей было отказано, поскольку указанный нагрудный знак не относится ни к государственным наградам России или СССР, ни к почетному званию России или СССР, ни к ведомственным наградам Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». С отказом не согласна, просила суд признать незаконным решение ГУ ТО УСЗН Тульской области от 16.10.2018 №2916 об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда».
В судебное заседание суда первой инстанции истец ФИО1 не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика ГУ ТО УСЗН Тульской области по доверенности ФИО2 заявленные исковые требования не признала ввиду отсутствия правовых оснований для присвоения истцу звания «Ветеран труда», указав, что представленная ФИО1 награда не отнесена Министерством здравоохранения РФ ни на момент награждения истца, ни в настоящее время к ведомственной награде, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда».
Судом постановлено решение, которым требования ФИО1 удовлетворены.
Суд признал за ФИО1 право на присвоение звания «Ветеран труда»; обязал ГУ ТО УСЗН Тульской области присвоить ФИО1 звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение.
Не соглашаясь с постановленным по делу решением, в апелляционной жалобе ГУ ТО УСЗН Тульской области ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного и отказе в удовлетворении исковых требований.
По результатам рассмотрения названной апелляционной жалобы 19.08.2020 судебной коллегией по гражданским делам Тульского областного суда вынесено апелляционное определение, которым решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 13.03.2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГУ ТО УСЗН Тульской области - без удовлетворения.
Не согласившись с постановленным по делу апелляционным определением, ГУ ТО УСЗН Тульской области подало кассационную жалобу.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 30.11.2020 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 19.08.2020 отменено. Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда.
В ходе повторного рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика ГУ ТО УСЗН Тульской области по доверенности ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения ФИО1, просившей решение суда оставить без изменений, приходит к следующему.
В силу ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно ч.1 ст.7 указанного Федерального закона ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
В Тульской области порядок присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующего удостоверения устанавливается Законом Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» №797-ЗТО от 28.02.2007.
В соответствии со ст.1 выше указанного Закона условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:
1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
1-1) наличие документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде по состоянию на 30.06.2016 и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (в ред. Закона Тульской области от 01.06.2016 №40-ЗТО).
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет трудовой стаж более 31 года, работает в ГУЗ «Тульская областная стоматологическая поликлиника» с 1975 года по настоящее время. С 22.03.2005 истцу назначена пенсия по старости.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.03.2017 №130-п за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд ФИО1 награждена нагрудным знаком «Отличник здравоохранения».
02.10.2018 ФИО1 обратилась в ГУ ТО УСЗН Тульской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».
Решением от 16.10.2018 №2916 органом социальной защиты в присвоении звания «Ветеран труда» истцу отказано по причине отсутствия в настоящее время правовых оснований для присвоения звания и выдачи удостоверения, поскольку имеющийся у неё наградный знак «Отличник здравоохранения», не относится ни к государственным наградам России или СССР, ни к почетному званию России или СССР, ни к ведомственным наградам Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
Не согласившись с данным отказом, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, установив, что нагрудный знак «Отличник здравоохранения» на момент награждения ФИО1 (06.03.2017) был ведомственной наградой за многолетний добросовестный труд в отрасли здравоохранения, то есть являлся ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности отказа ответчика и необходимости удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности с требованиями ст.67 ГПК РФ.
Доводы представителя ответчика, как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе о том, что с 01.07.2016 действует новый порядок присвоения звания «Ветеран труда» и в настоящее время на основании Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15.02.2017 №54-н ведомственной наградой Министерства здравоохранения РФ, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда», является Почетная грамота, в связи с чем, нагрудный знак «Отличник здравоохранения» не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда», являются ошибочными.
Действительно, с 01.07.2016 действует новый порядок присвоения звания «Ветеран труда».
Пунктом 1.1. ст.7 Федерального закона «О ветеранах», которым она дополнена Федеральным законом от 29.12.2015 №388-ФЗ и вступившем в силу с 01.07.2016, определено, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Во исполнение пункта 1.1 ст.7 Федерального закона «О ветеранах», постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 №578 утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия.
Положение устанавливает порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также порядок награждения знаками отличия (пункт 1).
Согласно пункту 2 названного Положения знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия. Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения (пункт 3 Положения).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 №578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия" федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, предписано в 3-месячный срок разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда» (подпункт «а» пункта 2 постановления); привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением (подпункт «б» пункта 2 постановления).
Федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, уполномоченным учреждать ведомственные знак отличия в труде, на основании которого награжденные лица приобретают право на присвоение им звания «Ветеран труда», в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 №608, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 №616, является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 №578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия» Министерством здравоохранения Российской Федерации 15.02.2017 издан приказ №54н «О ведомственном знаке отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», и о внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2012 №78н «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации», вступивший в силу 20.03.2017.
Пунктом 1 названного приказа в качестве ведомственного знака отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающего право на присвоение звания «Ветеран труда», установлена Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации. Этим же приказом Положение о Почетной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2012 № 78н, изложено в новой редакции.
Вместе с тем, как установлено судом, ФИО1 была награждена нагрудным знаком «Отличник здравоохранения» на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.03.2017 №130-п.
На момент награждения ФИО1 правовой статус нагрудного знака «Отличник здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации был определен приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2012 №78н «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации», которым указанный нагрудный знак в числе других наград был отнесен к ведомственным наградам Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Согласно Положению о нагрудном знаке «Отличник здравоохранения» (приложение №1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2012 №78н) нагрудный знак «Отличник здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации являлся ведомственной наградой, которой награждаются работники органов и организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, науки и подготовки медицинских кадров, имеющие стабильные показатели в работе, эффективно внедряющие современные медицинские технологии для повышения уровня эффективности и качества медицинской помощи, имеющие стаж работы в отрасли здравоохранения не менее 15 и более лет, в том числе в данной организации не менее 3 лет.
Из материалов дела следует, что на момент награждения нагрудным знаком «Отличник здравоохранения» ФИО1 имела стаж работы в сфере здравоохранения более 15 лет, требуемых ст.7 Федерального закона «О ветеранах», Законом Тульской области от 28.02.2007 №797-ЗТО, Положением о нагрудном знаке «Отличник здравоохранения».
При этом нормативные положения, касающиеся ведомственного знака отличия в труде - нагрудного знака «Отличник здравоохранения», при разрешении вопроса о наличии у лица, награжденного этим ведомственным знаком отличия, права на присвоение звания «Ветеран труда» подлежат применению с учетом положений Федерального закона «О ветеранах», которым установлены определенные условия для присвоения такого звания, а именно: наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, и награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.
Таким образом, ФИО1, получившая 06.03.2017 нагрудный знак Министерства здравоохранения Российской Федерации «Отличник здравоохранения» за многолетний добросовестный труд, имеющая необходимой продолжительности страховой стаж, и с учетом того, что положения приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.02.2017 №54н, предусматривающие, что только Почетная Грамота Министерства здравоохранения РФ порождает такие правовые последствия как присвоение звания «Ветеран труда» применяются к правоотношениям и наградам после вступления его в силу, то есть после 20 марта 2017 года, а награждение истца имело место 6 марта 2017 года, то соответственно, на момент награждения ФИО1 действие нормативно- правового акта - Приказа Министерства здравоохранения РФ от 10.08.2012 №78н не было прекращено, а следовательно, истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».
Данный вывод согласуется и с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 29.10.2018 №58-КГ18-27 и от 15.10.2018 №58 –КГ18-21.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, все они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по своей сути сводятся к иному толкованию норм материального права и направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, что в данном случае не может служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 13 марта 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ ТО УСЗН Тульской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи