ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4695/2017 от 23.05.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Калинин А.В.

Докладчик Братчикова Л.Г. Дело № 33-4695/2017 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Зиновьевой Е.Ю.,

судей Братчиковой Л.Г., Никифоровой Е.А.,

при секретаре Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 23 мая 2017 года дело по апелляционной жалобе Ж.А.Ф. на решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 31 января 2017 года.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Братчиковой Л.Г.,пояснения представителя ФГУП «Почта России» Р.В.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

Ж.А.Ф. обратился в суд с иском к ФГУП «Почта России» о взыскании компенсации морального вреда, указав в обоснование иска, что с 20.03.2013 г. между ним и ответчиком осуществлялись правоотношения по оказанию услуг почтовой связи с использованием бонусной карты «Любимый клиент» , баллы на которую начисляются при оказании услуг ответчиком в почтовом отделении. 08.11.2013 г. истцом в почтовом отделении по адресу: <адрес>, с ответчиком были заключены договоры об оказании услуги почтовой связи. Однако работник ответчика - оператор указанного отделения, ссылаясь на технический сбой, не начислила баллы на карту истца «Любимый клиент». Невозможность получить баллы на карту в рамках оказания услуг почтовой связи свидетельствует о недостатках в оказании истцу услуг почтовой связи, а ответчик, тем самым нарушил потребительское право истца на качество услуги. Истец обратился с претензией к ответчику, в ответе на которую ответчик признал факты неначисления баллов на карту, но в добровольном порядке не удовлетворил требование о возмещении убытков и компенсации морального вреда, в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд. Просит взыскать с ответчика в качестве компенсации морального вреда <данные изъяты>, в возмещение судебных издержек на составление досудебной претензии <данные изъяты>.

Судом принято решение, которым в удовлетворении требований Ж.А.Ф. отказано.

С решением не согласен Ж.А.Ф. В апелляционной жалобе поставлен вопрос, об отмене решении суда и принятии по делу нового решения, об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указано, что программа «Любимый клиент» не применяется вне оказания ответчиком услуг почтовой связи, а напротив, является частью публичного возмездного договора оказания услуг ответчика и составляет условия, касающиеся цены услуг. Поэтому считает, что указанные правоотношения на основании публичного договора носят возмездный характер.

Указывает, что суд также оставил без внимания довод стороны истца о том, что не только Закон РФ «О защите прав потребителей», но и сами Правила программы «Любимый клиент» (раздел 8) предусматривают возможность в случае наличия спора между потребителем и ответчиком разрешения такового спора в соответствии с законом, в том числе и в судебном порядке, что свидетельствует о наличии взаимных прав и обязанностей у сторон, по поводу реализации которых возникают споры.

Считает, что истребуемая компенсация морального вреда в <данные изъяты> будет справедливым и разумным наказанием для ответчика с указанным уровнем капитала.

В суд апелляционной инстанции не явился истец Ж.А.Ф., извещенный о месте и времени судебного заседания телефонограммой, заявления об отложении судебного заседания не представил, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным, рассмотреть дело в соответствии со ст.167 ГПК РФ, в отсутствие не явившегося лица.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ж.А.Ф. с 20.03.2013 г. стал участником программы «Любимый клиент» для клиентов ФГУП «Почта России» на условиях, установленных Правилами Программы (л.д. 5-9).

В рамках названной Программы ответчик безвозмездно предоставляет ее участникам бонусные баллы, как способ поощрения участников программы за использование услуг ФГУП «Почта России».

Согласно п. 3.1.1 Правил Программы «Любимый клиент» клиент может стать участником программы на бесплатной основе; баллы начисляются на счет участника при совершении покупок участником у предприятия (п. 4.1 Правил); баллы не имеют наличного выражения и денежной стоимости (п. 4.7 Правил).

Став участником программы, истец согласился с ее правилами, что не оспаривалось и им самим в судебном заседании.

Постанавливая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что правоотношения, по поводу которых между сторонами по делу возник спор, договором об оказании услуг связи не регулируются, а также не подпадают под сферу действия Закона от 07.02.1992 N 2300- 1 "О защите прав потребителей". Суд установив, что участие в программе для клиента является добровольным, и клиент вправе в любое время выйти из нее, в том числе без каких-либо специальных уведомлений оператора связи о принятом решении и его мотивах, пришел к выводу, что неначислением ответчиком баллов в рамках Программы «Любимый клиент» на карту истца нарушений прав истца на получение услуги почтовой связи надлежащего качества не допущено.

Судебная коллегия соглашается с обоснованностью и законностью принятого судебного решения и выводами суда первой инстанции.

Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее – Закон о почтовой связи) устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.

Права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 19 Закона).

Согласно статье 2 Закона о почтовой связи в целях регулирования отношений в области почтовой связи применяются основные понятия, в том числе:

услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств (абзац 6);

универсальные услуги почтовой связи - услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации и по доступным ценам (абзац 7).

В соответствии со статьей 18 Закона о почтовой связи, организации федеральной почтовой связи обеспечивают оказание универсальных услуг почтовой связи, осуществляют оказание иных услуг почтовой связи, тарифы на которые не регулируются государством, а также осуществляют на договорной основе распространение печатных изданий, доставку и выдачу пенсий, пособий и других выплат целевого назначения, реализацию ценных бумаг, инкассацию и доставку денежной выручки, прием платы за коммунальные услуги, прием платы за товары (услуги), выплату наличных денежных средств с использованием пластиковых карт и иную деятельность, разрешенную законодательством Российской Федерации (часть 3).

В силу ст. 44 Закона о почтовой связи, услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным (п. 1 ст. 423 ГК РФ).

Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (п. 2 ст. 423 ГК РФ).

На отношения оператора связи с гражданином, пользующимся услугами связи для личных семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, распространяются положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – Закон о защите прав потребителей) в части, не урегулированной специальными законами.

В соответствии с преамбулой Закона о защите прав потребителей, закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Таким образом, характерным признаком договорных отношений с участием потребителей, регулирование которых носит специальный характер, является их возмездность, то есть наличие договорного условия об обязанности потребителя оплатить товары (работы, услуги) для личных нужд.

Из правил Программы «Любимый клиент» следует, что она определяет взаимоотношения, по которым участник, приобретающий товары и/или услуги у предприятия (ФГУП «Почта России») с помощью карты, получает право на получение привилегий – возможность приобретения товаров предприятия по специальному каталогу. Привилегии могут применяться методом начисления баллов на товары (призы) каталога (п. 2).

Клиент может стать участником Программы только на бесплатной основе (п. 3.1.1); баллы начисляются на счет участника при совершении покупок участником у предприятия (п. 4.1); баллы не имеют наличного выражения и денежной стоимости (п. 4.7).

При реализации предприятием товаров и/или услуг, в отношении которых в рамках Программы происходит начисление баллов, для начисления баллов участник должен уведомить предприятие непосредственно перед совершением покупки или получением услуги о том, что эта покупка осуществляется в рамках Программы, путем предъявления своей карты на кассовом терминале (п. 4.3).

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что участие в Программе для клиента является добровольным и безвозмездным.

Утверждение апеллянта о том, что начисление бонусов осуществляется в рамках публичного договора на оказание услуг почтовой связи, а правоотношения являются возмездными, противоречат условиям Программы и не основаны на Законе о почтовой связи.

Отсутствие начислений баллов в рамках Программы «Любимый клиент» на карту истца в связи с техническим сбоем не свидетельствует о том, что истцу были некачественно предоставлены услуги почтовой связи в рамках возмездного договора от 23.10.2013 г.

Согласно статье 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

При решении вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" указано, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Вместе с тем, доказательств нарушения прав истца, как потребителя почтовых услуг, виновными действиями ответчика, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции представлено не было.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда и штрафа, судебных расходов.

Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, являлись предметом исследования суда, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства И Правил Программы «Любимый клиент», направлены на переоценку выводов суда, что не является основанием для отмены решения.

Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют требованиям закона. Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены состоявшегося судебного решения

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 31 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ж.А.Ф. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи