Судья Карцевская О.А. Дело № 33-4698
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 25 апреля 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего Сокуровой Ю.А..,
судей: Козлова О.А., Старковой А.В.
при секретаре судебного заседания Шапошниковой А.В.
с участием представителя ответчика ПАО «МРСК Центра и Приволжья» Болотиной Ж.В. (по доверенности)
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Козлова О.А. дело по апелляционной жалобе Охлопковой Н.А. на решение Советского районного суда г. Н.Новгорода от 19 января 2017 года по делу по иску прокурора Ковернинского района Нижегородской области, действующего в интересах Охлопковой Н. А. к ПАО «ТНС энерго НН», ПАО «МРСК Центра и Приволжья» о признании незаконной установку общедомового прибора учета электроэнергии в многоквартирном доме, обязании демонтировать прибор учета электроэнергии, обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Ковернинского района Нижегородской области обратился в суд в интересах Охлопковой Н.А. и с учетом измененных в порядке ст.39 ГПК РФ исковых требований (л.д.41-42) просил признать незаконной установку общедомового прибора учета электроэнергии при многоквартирном жилом <адрес> Нижегородской области, обязать ПАО «МРСК Центра и Приволжья» демонтировать указанный общедомовой прибор учета электроэнергии типа Меркурий 230 ART-02 PRIN.<...> на опоре <...> от ТП 645, обязать ПАО «ТНС энерго НН» произвести перерасчет платы за электроэнергию на ОДН с момента ее начисления проживающей в <адрес>Охлопковой Н. А. по лицевому счету 171292870, оформленного на Охлопкова А. Л.. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок исполнения судебного решения не позднее двух месяцев с даты вступления его в законную силу.
В обоснование доводов иска указано, что прокуратурой Ковернинского района Нижегородской области проведена проверка по обращению Охлопковой Н.А., проживающей по адресу: <адрес>4 по вопросу правомерности установления общедомового прибора учета электроэнергии и, как следствие, взимания платы за электроэнергию на ОДН.
ПАО «ТНС энерго HH» в лице Балахнинского отделения является организацией, с которой собственниками <адрес> заключены договоры энергоснабжения (открыты лицевые счета), в том числе и в отношении Охлопковой, которая в силу своего возраста не может самостоятельно обратиться в суд.
По информации ПАО «ТНС энерго НН» с <...> жителям данного многоквартирного дома производится начисление за коммунальную услугу - энергоснабжение, потребляемую в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (общедомовые нужды) на основании показаний общедомового прибора учёта, предоставленных Ковернинским РЭС ПАО «МРСК Центра и Приволжья».
По мнению истца, установка общедомового прибора учета является незаконной, т.к. мощность потребления электрической энергии в доме менее 5 кВт, а следовательно, установка общедомового прибора учета не требуется (ст.13 ч.1 ФЗ «Об энергетике». Дом, в котором проживает Охлопкова не является многоквартирным.
Решением Советского районного суда г. Н.Новгорода от <...> в удовлетворении исковых требований прокурора Ковернинского района Нижегородской области, действующего в интересах Охлопковой Н. А., к ПАО «ТНС энерго НН», ПАО «МРСК Центра и Приволжья» о признании незаконной установки общедомового прибора учета электроэнергии в многоквартирном доме, обязании демонтировать прибор учета электроэнергии, обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Охлопкова Н.А. просит отменить решение суд и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указано, что выводы суда относительно превышения нагрузки по дому установленных законом 5 кВт, являются необоснованными, т.к. жильцы дома не были извещены о проведении МРСК 13.01.17 г в 14 ч 30 мин замеров. Замеры проводились на большом расстоянии от дома, а следовательно, при неисправном кабеле может быть большая утечка и необоснованный рост мощности потребления. Объективным было бы истребование файла с профилем мощности за нужный период времени. Суд принял к сведению недопустимое доказательство – акт проверки средств учета электроэнергии от 13.01.17 г Суд необоснованно сослался на обзор судебной практики ВС РФ, поскольку в нем речь идет только об аварийных и ветхих домах и не исследован вопрос о технической возможности установки прибора учета в месте, где невозможно обеспечить необходимые условия для эксплуатации прибора учета.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из материалов дела усматривается, что ПАО «ТНС энерго HH» в лице Балахнинского отделения является организацией, с которой собственниками <адрес> заключены договоры энергоснабжения (открыты лицевые счета), в том числе, на члена семьи заявителя Охлопковой Н.А. открыт лицевой счёт <...>.
Указанный дом не имеет управляющей организации, поскольку собственниками МКД избран способ непосредственного управления домом.
По информации ПАО «ТНС энерго НН» какие-либо дополнительные договоры, кроме договоров электроснабжения по каждой квартире, не заключались. Между ПАО «ТНС энерго НН» и Охлопковой Н.А. заключен договор энергоснабжения путем оформления лицевого счета <...> по адресу: <адрес>.
По данным лицевого счета осуществляются расчеты за потребленную электрическую энергию. Договор энергоснабжения в письменной форме не оформлялся.
Силами и за счёт средств филиала «Нижновэнерго» ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» в отношении <адрес>, д.Семино установлен прибор учёта электрической энергии типа Меркурий 230 ART -02 PRIN. <...> на опоре <...> от ТП 645. <...> общедомовой прибор учёта электроэнергии допущен в эксплуатацию с участием представителей энергосбытовой компании.
С <...> жителям данного многоквартирного дома производится начисление за коммунальную услугу - энергоснабжение, потребляемую в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (общедомовые нужды) на основании показаний общедомового прибора учёта, предоставленных Ковернинским РЭС ПАО «МРСК Центра и Приволжья».
По мнению истца, суммарное месячное потребление четырёхквартирного <адрес> меньше 3600 (кВт часов (5 кВт х 720 часов), то есть меньше минимального объёма энергопотребления в месяц (720 часов) объекта мощностью 5 кВт, таким образом, мощность потребления электрической энергии менее 5 кВт, что исключает применение законодательства об энергосбережении в отношении данного жилого дома. Жители данного дома против установки общедомового прибора учёта электрической энергии, иных норм действующего законодательства, обязывающего собственников многоквартирных домов устанавливать общедомовые приборы учёта, не имеется, следовательно установка общедомового прибора учёта является незаконной.
Кроме того, по мнению истца, указанный дом представляет собой двухэтажный дом на 4 квартиры. Входы в квартиры обособлены (в каждую квартиру отдельный вход), подъезды, подвалы и иные места общего пользования в доме отсутствуют, оснований для взыскания платы за ОДН не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию по договору энергоснабжения определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии)…(ч.1).
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 2).
С <...>г. вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. <...>, изменившие порядок начисления платежей за коммунальные услуги, а также оплаты за потребленную электроэнергию.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
В соответствии с п.40 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель коммунальной услуги в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит:
- плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении,
- и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Применительно к коммунальной услуге по электроснабжению ПАО «ТНС энерго НН» предоставляет жителям <адрес> услугу электроснабжения как в самих жилых помещениях, так и для потребления в процессе использования общего имущества дома.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв.Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, подпункта «с» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв.Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, частью 5 статьи 13 ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ.
На основании п. 150 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. <...>, в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
Таким образом, ответчик ПАО «ТНС Энерго Нижний Новгород» установив своими силами и за свой счет общедомовой прибор учета электроэнергии, выполнил требования вышеуказанного п.150 Основных положений.
В Обзоре судебной практики Верховного суда РФ № 2 (2016) (утв. Президиумом ВС РФ 6.07.16 г) указано, что в положениях ч.1 ст.13 Закона об энергосбережении не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и соответственно оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена другим лицом.
Довод жалобы о том, что в данном обзоре речь идет лишь о ветхих и аварийных домах, к которым дом истицы не относится, и не указывается на объекты с мощностью менее 5 кВт, судебной коллегией не принимается во внимание, т.к. в данном случае разъяснения ВС РФ подлежат расширительному толкованию, поскольку разъясняется порядок применения конкретной правовой нормы, в которой речь идет в том числе и об объектах, идентифицируемых по нагрузке.
Доводы иска, а также доводы апелляционной жалобы сводятся к незаконности установки общедомового прибора учета, поскольку мощность потребления электрической энергии жилого дома, в котором проживает истица Охлопкова, составляет менее чем пять киловатт. При этом процессуальным истцом – прокурором Ковернинского района в иске приведен расчет нагрузки, который оспаривается ответчиком.
В возражениях на расчет мощности, приведенной прокурором, ответчик указал (л.д.129-130), что арифметические вычисления прокурора не отражают реальную нагрузку по мощности, поскольку отражает лишь максимальный объем электроэнергии, но не мощность.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 04.02.2017) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" "максимальная мощность" - наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах;
Согласно п.77 указанных Правил сетевая организация определяет величину максимальной мощности по выбору лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов:
а) исходя из максимальной величины мощности (нагрузки), определенной по результатам проведения контрольных замеров (летний и зимний контрольный замерный день) за последние 5 лет либо за срок, когда контрольные замеры проводились, если этот срок составляет меньше 5 лет. По согласованию сторон допускается использование таких замеров в дни, отличные от летнего и зимнего контрольного замерного дня;
б) исходя из расчетной величины максимальной мощности, определяемой как максимальное значение из почасовых объемов потребления электрической энергии, полученных за последние 3 года, либо, в случае если с момента технологического присоединения (начала оказания услуг по передаче электрической энергии) прошло менее 3 лет, - с момента осуществления технологического присоединения (начала оказания услуг по передаче электрической энергии), в следующем порядке:
при наличии показаний интервальных расчетных приборов учета электрической энергии за соответствующий период (часть периода) - исходя из их показаний в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;
при наличии показаний интегральных расчетных приборов учета электрической энергии за соответствующий период (часть периода) - в соответствии с порядком определения почасовых объемов потребления электрической энергии, предусмотренным п. 166 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, для случая наличия показаний интегральных контрольных приборов учета без ограничения на величину максимальной мощности соответствующих почасовых значений;
при отсутствии показаний интервальных и интегральных расчетных приборов учета электрической энергии - в соответствии с порядком определения почасовых объемов потребления электрической энергии, предусмотренным п. 16 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета.
Как следует из предусмотренного Правилами порядка расчета величины максимальной мощности, расчет прокурора не соответствует ни одному из положений, установленных Правилами, поэтому не может быть принят во внимание судебной коллегией.
В материалы дела ответчиком представлен акт проверки средств учета электроэнергии от 13.01.2017 г по спорному МКД (л.д.131-132), согласно которой рассчитанная нагрузка составляет 5,9 кВт. Данный порядок определения нагрузки соответствует вышеназванным Правилам, в силу чего выводы суда об обоснованности установки общедомового прибора учета на спорный МКД являются правильными.
Довод жалобы о необходимости истребования файла с профилем мощности счетчика судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку такого ходатайства в суде первой инстанции истцом не заявлялось.
Согласно ст.56 ГПК РФ 1. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.57 ГПК РФ 1. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
2. В ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства
Истец на момент рассмотрения дела судом не представил доказательств, опровергающих указанный акт от 13.01.2017 г, возражений по поводу законности его составления от истца не поступало, в связи с чем оснований не принимать данный акт как доказательство по делу не имеется. Заявление, сделанное истцом в апелляционной жалобе о необходимости, по его мнению, истребования иных доказательств по делу, судебная коллегия расценивает как нарушение процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, доводы которой сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к оспариванию оценки доказательств, приведенных судом в обоснование своих выводов, и которая не содержит предусмотренных законом оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда г. Н.Новгорода от 19 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Охлопковой Н.А. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи