Судья Захарова С.И. Дело № 33-46/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего Басковой Г.Б.
судей Афанасьевой Т.В., Бачинской Н.Ю.
при секретаре Маерской А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Басковой Г.Б.
19 января 2017 года
дело по апелляционному представлению Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 24 октября 2016 года, которым постановлено:
отказать Ростовскому межрайонному прокурору Ярославской области в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи областного суда Басковой Г.Б., объяснения помощника прокурора Ярославской области Бекеневой Е.В. в поддержание доводов представления, возражения представителя администрации Ростовского МР Ярославской области по доверенности Козодой Н.А., представителя МКУ Ростовского МР «Комитет коммунального хозяйства» по доверенности Королевой Е.А., представителей Контрольно-счетной палаты Ярославской области по доверенностям Строгалева К.Н. и Киселевой Е.А. по доводам представления, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ростовский межрайонный прокурор Ярославской области в интересах Российской Федерации, Ярославской области, городского поселения Ростов обратился в суд с иском к администрации Ростовского муниципального района Ярославской области о взыскании денежных средств в пользу федерального бюджета - <данные изъяты>, бюджета Ярославской области - <данные изъяты>, в пользу администрации городского поселения Ростов Ярославской области <данные изъяты>
Требования мотивированы тем, что в рамках государственной Федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050, предусмотрена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Указанная подпрограмма предусматривает государственную поддержку в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в частности предусматриваются социальные выплаты на приобретение жилья.
Постановлением Правительства Ярославской области от 26.01.2011 года №9-п в целях реализации положений государственной Федеральной целевой программы «Жилище» утверждена региональная программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на ДД.ММ.ГГГГ, одной из задач которой является государственная поддержка молодых семей, проживающих на территории Ярославской области (Задача 4).
Контрольно-счетной палатой Ярославской области проведена проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, направленных в рамках реализации региональной программы в приобретении жилья за ДД.ММ.ГГГГ в Администрации городского поселения Ростов. В ходе проверки выявлено неэффективное использование денежных средств в ДД.ММ.ГГГГ На основании распоряжений администрации Ростовского муниципального района среднерыночная стоимость <данные изъяты> кв.м жилья, с учетом понижающего коэффициента, была определена неправильно.
В результате этого социальные выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) жилья за счет бюджетных денежных средств в ДД.ММ.ГГГГ произведены в большем размере на общую сумму <данные изъяты> в том числе за счет средств федерального бюджета - <данные изъяты> за счет средств областного бюджета <данные изъяты> за счет средств бюджета городского поселения Ростов - <данные изъяты> Таким образом, по вине администрации Ростовского муниципального района Ярославской области имело место неэффективное, неэкономное использование бюджетных денежных средств.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения суда с принятием нового решения - об удовлетворении заявленных требований. Доводы представления сводятся к неправильному определению судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушению судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам апелляционного представления, обсудив их, судебная коллегия считает, что апелляционное представление подлежит удовлетворению.
При разрешении спора суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора. При этом исходил из того, что истцом не доказан факт неэффективного использования бюджетных денежных средств при реализации региональной программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на ДД.ММ.ГГГГ на государственную поддержку молодых семей в приобретении жилья, и что администрация Ростовского муниципального района не несет ответственности за расчет норматива.
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может и считает его ошибочным.
Одним из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности использования бюджетных средств. Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (ст.ст. 28, 34 Бюджетного кодекса РФ).
Региональной программой «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на ДД.ММ.ГГГГ утверждено распределение субсидий из областного, федерального и местного бюджетов.
Механизм реализации данной региональной программы в части предоставления молодым семьям социальных выплат предусмотрен Положением о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 17.03.2011 года №171-п (далее – Положение).
В соответствии с п. 1.11 Положения социальная выплата предоставляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов.
Согласно п. 1.12 Положения расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, определяемого согласно пункту 1.14 данного раздела Положения, количества членов молодой семьи - участника подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по соответствующему муниципальному району (городскому округу) области.
Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья, используемый для расчета размера социальной выплаты, ежеквартально устанавливается соответствующим органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) области в соответствии с пунктом 1.13 данного раздела Положения и не может превышать размер средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади по Ярославской области, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья, используемый для расчета размера социальной выплаты, доводится органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) области до сведения исполнителя задачи в срок не позднее 3 рабочих дней с момента его утверждения.
Согласно п. 1.13 Положения норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения определяется исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в Ярославской области, определяемой в установленном порядке Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, умноженной на понижающий коэффициент и коэффициент жилищной обеспеченности.
Органы местного самоуправления муниципальных районов области рассчитывают понижающий коэффициент как отношение среднемесячной заработной платы по соответствующему муниципальному району области к максимальному значению среднемесячной заработной платы среди муниципальных районов области. Органы местного самоуправления городских округов области рассчитывают понижающий коэффициент как отношение среднемесячной заработной платы по соответствующему городскому округу области к максимальному значению среднемесячной заработной платы среди городских округов области.
Коэффициент жилищной обеспеченности рассчитывается как отношение показателя обеспеченности населения жильем по Ярославской области к показателю обеспеченности населения жильем по соответствующему городскому округу или муниципальному району области. Показатель обеспеченности населения жильем определяется как отношение общей площади жилого фонда к общей численности населения городского округа или муниципального района области.
Размер социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия (п.1.16 Положения).
Из материалов дела следует, что постановлениями администрации Ростовского муниципального района утверждена среднерыночная стоимость 1 кв.м жилья, определенная с учетом понижающего коэффициента, рассчитанного МКУ РМР «Комитет коммунального хозяйства» с нарушением п. 1.13 Положения (понижающий коэффициент рассчитан на основании показателя среднемесячной заработной платы по Ярославской области вместо максимального значения среднемесячной заработной платы среди городских округов и муниципальных районов Ярославской области). В результате этого социальные выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) жилья за счет бюджетных денежных средств в ДД.ММ.ГГГГ произведены в большем размере на общую сумму <данные изъяты>, в том числе за счет средств федерального бюджета в размере <данные изъяты>, за счет средств областного бюджета -<данные изъяты>, за счет средств бюджета городского поселения Ростов - <данные изъяты>. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки Контрольно-счетной палаты Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ, сторонами не оспариваются.
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В настоящем случае, администрацией Ростовского муниципального района установлен норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилья, используемый для расчета размера социальной выплаты, который рассчитан с нарушением положений нормативно-правового акта (п.1.13 Положения о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 17.03.2011 года №171-п), что привело к нарушению в сфере бюджетного процесса, а именно к нарушению принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ.
При этом объяснения третьих лиц – участников подпрограммы о невозможности их участия в случае правильного расчета размера социальной выплаты, т.к. этих средств будет недостаточно для приобретения жилья, не опровергают доводов истца о неэффективном использовании бюджетных средств при реализации задачи по государственной поддержке молодых семей в приобретении (строительстве) жилья, поскольку одним из принципов реализации данной подпрограммы является добровольность участия в ней молодых семей.
В силу п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В настоящем случае истцом доказан факт причинения ущерба для соответствующих бюджетов в результате утверждения постановлениями администрации Ростовского муниципального района среднерыночной стоимости 1 кв. м жилья, рассчитанного с нарушением требований закона, а также размер данного ущерба.
Доводы администрации Ростовского муниципального района Ярославской области о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятельны.
Причинение ущерба бюджетам различных уровней имело место в результате незаконных действий администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, поэтому она является надлежащим ответчиком по делу, лицом, ответственным за причиненный бюджетам ущерб.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, так как выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения- об удовлетворении исковых требований прокурора.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского районного суда Ярославской области от 24 октября 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Взыскать с администрации Ростовского муниципального района Ярославской области в пользу федерального бюджета <данные изъяты>, в пользу бюджета Ярославской области <данные изъяты>, в пользу администрации городского поселения Ростов Ярославской области <данные изъяты>
Председательствующий
Судьи