ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4700/18 от 26.12.2018 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Мархаев П.С.

Дело № 33-4700/2018

поступило 07 декабря 2018 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 декабря 2018 года г.Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Урмаевой Т.А., судейколлегии Базарова В.Н., Мирзаевой И.И.,, при секретаре Цыбиковой Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ Шкабаревой О.М. на определение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 08 ноября 2018 года,

которым в удовлетворении ходатайства ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче иска к Солдатенко М.А. о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные ресурсы отказано.

Исковое заявление ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ к Солдатенко М.А. о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные ресурсы оставлено без движения.

Заслушав доклад судьи Мирзаевой И.И., проверив материалы дела и обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ обратилось в суд с исковым заявлением к Солдатенко М.А. о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные ресурсы.

Определением судьи в удовлетворении ходатайства ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче иска к Солдатенко М.А. о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные ресурсы отказано.

Исковое заявление ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ к Солдатенко М.А. о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные ресурсы оставлено без движения.

Представителем ФГБУ «ЦЖКУ» Шкабаревой О.М. подана частная жалоба на указанное определение, в котором он указывает на то, что у судьи не было законных оснований для отказа в удовлетворении ходатайства об освобождении от уплаты госпошлины. Ссылается на нормы подпункта 19 п.1 ст.333.36 НК РФ, которым органы государственной власти освобождены от уплаты госпошлины. При этом Минобороны относится к органам военного управления. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России создано для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством России полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Учреждение находится в ведомственном подчинении названного министерства, относится к его структурному подразделению, а потому оно также освобождается от уплаты госпошлины.

Проверив материалы дела, с учетом положений ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса РФ о рассмотрении частной жалобы без извещения и вызова лиц, участвующих в деле, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения.

Отказывая в удовлетворении ходатайства об освобождении от уплаты госпошлины и оставляя без движения исковое заявление ФГБУ «ЦЖКУ» суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец не подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины, в связи с чем указал, что ему необходимо представить документ, подтверждающий уплату госпошлины.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами судьи, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам, постановлены при правильном применении норм гражданского процессуального законодательства.

Статей 132 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что к исковому заявлению прилагаются, в том числе, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

В соответствии с ч. 1 ст. 136 Гражданского процессуального кодекса РФ судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в статьях 131 и 132 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, согласно которой учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, не относятся к федеральным органам исполнительной власти.

Законодательством Российской Федерации установлено, что федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.

Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

В структуру Минобороны России входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - Постановление N 8), разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Согласно пункту 2 Постановления N 8 к органам военного управления относятся Минобороны России, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года № 155 с 1 апреля 2017 года создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.

Цель деятельности – содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Поскольку ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, не является органом военного управления, относящимся к государственному органу, созданному в целях обороны и безопасности государства то, положения, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса, подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса, на него не распространяются.

Определение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам частной жалобы не установлено.

Вместе с тем, заслуживают внимания доводы истца о том, что взыскание задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги не относятся к отношениям, вытекающим из деликтно-правововой ответственности, в связи с чем подлежит исключению из определения суждение суда о том, что по данному делу ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является истцом в связи с отношениями, вытекающими из деликтно-правовой ответственности, как ошибочный.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

определение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 08 ноября 2018 года оставить без изменения, частную жалобу без удовлетворения.

Исключить из мотивировочной части определения Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 08 ноября 2018 года суждение суда о том, что по данному иску ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является истцом в связи с отношениями, вытекающими из деликтно-правовой ответственности.

Председательствующий

Судьи коллегии: