Председательствующий по делу Дело № 33-4709/2015
судья Клинов А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Кулаковой О.К.
и судей Доржиевой Б.В., Казакевич Ю.А.
при секретаре Сергеенко О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 03 декабря 2015 года дело по иску ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т., и ФИО2 к администрации городского поселения «Первомайское», Министерству территориального развития Забайкальского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании действий незаконными, признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома и о возложении обязанности выплатить часть социальной выплаты на приобретение жилья
по апелляционным жалобам истцов ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т., и ФИО2, а также представителя Министерства территориального развития Забайкальского края ФИО3
на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 25 июня 2015 года, которым постановлено требования ФИО2, ФИО1, действующей за себя лично и как законный представитель Т., удовлетворить частично.
Признать действия администрации городского поселения «Первомайское» по определению размера субсидии, подлежащей выплате ФИО1, Т., ФИО2 по государственному жилищному сертификату, выданному в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей городского поселения «Первомайское» федеральной целевой программы «Жилище», незаконными.
Обязать администрацию городского поселения «Первомайское», Министерство территориального развития Забайкальского края выплатить ФИО1, Т., ФИО2 в порядке софинансирования, предусмотренном программой «Обеспечение жильем молодых семей городского поселения «Первомайское» федеральной целевой программы «Жилище», <данные изъяты> рублей 00 копеек.
Взыскать с администрации городского поселения «Первомайское», Министерства территориального развития Забайкальского края в пользу ФИО1, Т., ФИО2 судебные расходы в размере по <данные изъяты> копеек с каждого.
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кулаковой О.К., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
24 сентября 2013 года ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Т., и ФИО2 обратились с иском о признании действий незаконными, возложении обязанности выплатить жилищную субсидию, признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома и о возложении обязанности выплатить разницу в недовыплаченной жилищной субсидии к администрации городского поселения «Первомайское» и Министерству территориального развития Забайкальского края, ссылаясь на следующее. Семья истцов, состоявшая из 2 человек (ФИО8), с 2009 г. стояла в очереди на получение жилищного сертификата по программе «Обеспечение жильем молодых семей городского поселения «Первомайское» федеральной целевой программы «Жилище». Истцам 29.10.2012 г. выдан жилищный сертификат на приобретение (строительство) жилья в размере социальной выплаты <данные изъяты> руб. Данный сертификат выдан без учета рождения у Т-вых после постановки на очередь сына Т., <Дата> г.р., несмотря на то, что 29.10.2012 г. копия свидетельства о рождении ребенка приложена к заявлению на получение социальной выплаты, поданному в администрацию городского поселения «Первомайское». Исключением Т. из состава семьи для получения сертификата нарушено право ребенка на проживание с родителями. Сумма сертификата рассчитана исходя из норматива стоимости 1 кв.м. жилья в городском поселении «Первомайское» в размере <данные изъяты> руб., установленной решением Совета городского поселения «Первомайское» № 122 от 09.12.2009 г., не обладающего полномочиями по установлению данного норматива. На момент выдачи сертификата Приказом Министерства регионального развития РФ № 28/ГС от 17.10.2012 г. на 4 квартал 2012 г. установлена средняя рыночная стоимость 1 кв.м. жилья в Забайкальском крае в размере <данные изъяты> руб., данная сумма подлежала применению при расчете суммы сертификата. В связи с изложенным истцы просили суд признать действия администрации городского поселения «Первомайское» по невключению Т. в состав семьи получателей жилищного сертификата серии 7512 № 169 от 29.10.2012 г. незаконными, обязать администрацию городского поселения «Первомайское» выплатить Т. жилищную субсидию в размере <данные изъяты> руб., признать за ФИО9 и Т. право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в размере <данные изъяты> руб. и обязать Министерство территориального развития Забайкальского края выплатить ФИО9 разницу в сумме недовыплаченной жилищной субсидии на <данные изъяты> кв.м. в размере <данные изъяты> руб.
Неоднократно уточняя заявленные требования, истцы просили суд признать действия администрации городского поселения «Первомайское» по невключению Т. в состав семьи получателей жилищного сертификата серии 7512 № 169 от 29.10.2012 г. незаконными; признать действия администрации городского поселения «Первомайское» и Министерства территориального развития Забайкальского края по определению размера субсидии по государственному жилищному сертификату на сумму <данные изъяты> руб. незаконными; признать за ФИО9 и Т. право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в размере <данные изъяты> руб.; обязать администрацию городского поселения «Первомайское» и Министерство территориального развития Забайкальского края выплатить оставшуюся часть социальной выплаты на приобретение жилья по программе «Обеспечение жильем молодых семей городского поселения «Первомайское» ФИО9 и Т. в размере <данные изъяты> руб.; взыскать с администрации городского поселения «Первомайское» и Министерства территориального развития Забайкальского края в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере по <данные изъяты> руб.
К участию в деле в качестве соответчиков судом привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Забайкальского края и Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истцы ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т., и ФИО2 просят решение суда в части определенного судом размера социальной выплаты изменить, увеличив размер социальной выплаты до <данные изъяты> руб. Ссылаются на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и на нарушение норм материального права. Размер социальной выплаты подлежал определению, исходя из стоимости 1 кв. метра жилья, установленной в Забайкальском крае на 4 квартал 2012 г. Министерством территориального развития Российской Федерации, т.к. п. 11 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование не позволяет органам местного самоуправления при установлении норматива стоимости 1 кв.м. жилья уменьшать или произвольно изменять объем обязательств государства по предоставлению жилищных субсидий и не ограничивает право граждан на приобретение за счет средств данных субсидий территорией включения в программу. Органы местного самоуправления не уполномочены определять норматив стоимости 1 кв.м. жилья для расчета размеров субсидий и обязаны основываться на нормативе стоимости, определенном Министерством регионального развития Российской Федерации. Действие решения Совета городского поселения «Первомайское» от 09.12.2009 г. ограничено во времени 2007-2010 г.г., в связи с чем данное решение на момент выдачи истцам свидетельства (на 29.10.2012 г.) утратило силу и применению к спорным правоотношениям не подлежало. Суд необоснованно применил при разрешении спора методику, установленную Постановлением городского поселения «Первомайское» от 17.12.2013 г. после выдачи сертификата.
В апелляционной жалобе представитель Министерства территориального развития Забайкальского края ФИО3 считает незаконным и подлежащим отмене решение суда в части возложения на Министерство обязанности выплатить истцам <данные изъяты> руб. и в части взыскания с Министерства в пользу истцов государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб. Ссылается на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает на рассмотрение дела судом в отсутствие представителя названного Министерства и на то, что Министерство территориального развития Забайкальского края о времени и месте рассмотрения дела судом извещено не было.
В возражениях на апелляционную жалобу истцы, ссылаясь на ошибочное толкование ответчиком норм права, просят апелляционную жалобу представителя Министерства территориального развития Забайкальского края оставить без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 ноября 2015 г. постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации) (л.д. 274-277 т.1).
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству определением судьи Забайкальского краевого суда от 13 ноября 2015 г. произведена замена ненадлежащих ответчиков, привлеченных к участию в деле по инициативе суда первой инстанции: от участия в деле в качестве соответчиков освобождены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Забайкальского края, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края; в качестве соответчика на основании части 3 статьи 40 ГПК Российской Федерации привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, т.к. данное Министерство является главным распорядителем федеральных бюджетных средств, выделяемых на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л.д. 279-283 т.1).
На уровне Забайкальского края ответственным исполнителем и главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Забайкальского края «Государственное регулирование территориального развития Забайкальского края» (на 2014-2020 годы), является Министерство территориального развития Забайкальского края, привлеченное к участию в деле в качестве ответчика.
Указанное Министерство также являлось заказчиком подпрограммы и главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» краевой долгосрочной целевой программы «Жилище» (2012-2015 г.), действовавшей на день выдачи ФИО4 свидетельства о праве на социальную выплату.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК Российской Федерации, ФИО1, действующая в своих интересах, в интересах несовершеннолетнего Т. и как представитель ФИО2, возражений против определенного судом апелляционной инстанции состава участвующих в деле лиц не имеет.
При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК Российской Федерации, ФИО1 доводы поданной истцами апелляционной жалобы и заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Министерства территориального развития Забайкальского края ФИО3 поддержала доводы апелляционной жалобы названного Министерства, а также поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве Министерства территориального развития Забайкальского края на исковые требования истцов. Представитель Министерства ФИО3 полагает требования истцов обоснованными, но просит удовлетворить иски ФИО1, Т. и М.В. частично, взыскав в их пользу недостающую часть социальной выплаты, исходя из стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, установленной органом местного самоуправления, с администрации городского поселения «Первомайское» как с лица, виновного в нарушении прав истцов.
В письменных возражениях на исковые требования представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации) ФИО5 считает требования истцов подлежащими удовлетворению за счет средств бюджета Забайкальского края и исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья, установленной в Забайкальском крае приказом Госстроя от 17.10.2012 г. № 28/ГС «О показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации за 4 квартал 2012 г.». Обоснование довода о возможности применения к спорным правоотношениям средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья, установленной в Забайкальском крае, в возражениях не приведено.
Представитель администрации городского поселения «Первомайское» ФИО6 просит оставить исковые требования без удовлетворения, ссылаясь на то, что социальная выплата предоставлена истцам не в полном размере с согласия ФИО1 и что истцами орган местного самоуправления о рождении в семье Т-вых ребенка в известность поставлен не был.
Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, о причинах неявки представителя не сообщило, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
С учетом изложенного на основании части 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на жалобу, выслушав объяснения истца ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах ФИО2 и Т., объяснения представителя Министерства территориального развития Забайкальского края ФИО3, представителя администрации городского поселения «Первомайское» ФИО6, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с нарушением норм процессуального права.
В силу части 5 статьи 330 ГПК Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
В пункте 2 части 4 статьи 330 ГПК Российской Федерации указано, что основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со статьей 12 ГПК Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, что в полной мере может быть реализовано только в случае предоставления каждому из лиц, участвующих в деле, возможности присутствовать в судебном заседании.
О дате, времени и месте судебного заседания стороны должны быть извещены судом с использованием средств и способов, предусмотренных в части 1 статьи 113 ГПК Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 113 ГПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении.
Лица, участвующие в деле, извещаются судебными повестками о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий (части 2 статьи 113 ГПК Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, в судебном заседании 25 июня 2015 года, в котором судом вынесено решение, представитель ответчика Министерства территориального развития Забайкальского края не присутствовал.
Доказательств надлежащего извещения указанного ответчика о времени и месте судебного заседания, назначенного на 25 июня 2015 г., в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, а дело подлежит рассмотрению по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК Российской Федерации.
Выслушав объяснения ФИО1, представителя Министерства территориального развития Забайкальского края ФИО3, представителя администрации городского поселения «Первомайское» ФИО6, исследовав имеющиеся в деле и представленные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Как видно из дела, семья ФИО8, проживающая на территории городского поселения «Первомайское» Шилкинского района Забайкальского края, в 2007 г. признана органом местного самоуправления городского поселения «Первомайское» нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В 2009 г. супруги ФИО8 включены в число участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей городского поселения «Первомайское» (2011-2012 годы)».
Указанные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются.
29 октября 2012 г. главой городского поселения «Первомайское» ФИО8 как претендентам на получение социальной выплаты в 2012 г. направлено письменное уведомление для получения свидетельства о праве на социальную выплату на приобретение жилого помещения в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 285 от 13.05.2006 г. ФИО8 в уведомлении было предложено написать заявление на выдачу свидетельства и представить необходимые для получения свидетельства документы (л.д. 12 т.1).
29 октября 2012 г. ФИО8 обратились к главе городского поселения «Первомайское» с заявлением о выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, к которому приложили свидетельство о рождении у ФИО9 <Дата> (после включения супругов Т-вых в число участников подпрограммы) сына Т.. На заявлении имеется входящий штамп за № 171(1) от 29 октября 2012 г. (л.д. 13-14 т.1).
29 октября 2012 г. ФИО8 выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома № 169 серии 7512 на сумму <данные изъяты> руб. и на состав семьи: супруга ФИО1 и супруг ФИО2, т.е. без учета Т.. Срок действия свидетельства был определен до 29 июля 2013 г. (л.д. 10 т.1).
Свидетельство семьей Т-вых реализовано путем приобретения в общую долевую собственность ФИО2 и ФИО1 трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., стоимостью <данные изъяты> руб.
Названное обстоятельство подтверждено копией договора купли-продажи квартиры от 15 апреля 2013 г., заключенного ФИО8 (л.д. 29 т.2).
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату выдачи семье Т-вых свидетельства) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в состав которой включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Названная программа действовала на день выдачи ФИО4 свидетельства.
Указанное органом местного самоуправления в направленном ФИО4 уведомлении постановление Правительства Российской Федерации № 285 от 13.05.2006 г., которым были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» (2002-2010 годы), на день выдачи истцам свидетельства не действовало, т.к. действие Федеральной целевой программы «Жилище» было ограничено 2002-2010 годами.
Согласно пункту 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 (в редакции, действующей на момент выдачи свидетельства на получение социальной выплаты), участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В силу пунктов 10, 11, 12, 13, 14 вышеназванных Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (в редакции, действовавшей на день выдачи свидетельства) социальная выплата предоставляется в размере не менее: 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка или более.
Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации (п. 11).
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, для семьи, состоящей из 3 или более человек, включающей помимо молодых супругов, 1 или более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 или более детей) составляет по 18 кв. метров на 1 человека (п. 12).
Расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по формуле: СтЖ = Н x РЖ, где:
Н - норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями, установленными пунктом 11 настоящих Правил;
РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил (п. 13).
Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия (п. 14).
Основными источниками финансирования Федеральной подпрограммы «Обеспечение молодых семей жильем» являлись средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы; средства бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых в форме субсидий местным бюджетам на софинансирование мероприятий подпрограммы, и средства местных бюджетов, предусмотренных на реализацию подпрограммы. Социальная выплата предоставлялась органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме, за счет средств местного бюджета, выделенных на реализацию подпрограммы, в том числе за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, поступивших в местный бюджет в форме субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий подпрограммы (разделы IV и V подпрограммы (ресурсное обеспечение; механизм реализации подпрограммы)).
В соответствии с пунктами 4, 25, 27 вышеназванных Правил орган местного самоуправления оповещает молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости предоставления документов для получения свидетельства. Для получения свидетельства молодая семья направляет в орган местного самоуправления по месту своего жительства заявление о выдаче свидетельства и документы, необходимые для получения свидетельства. Свидетельство на право получения социальной выплаты выдается молодой семьей органом местного самоуправления по решению указанного органа.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 29.12.2011 г. № 520 утверждена краевая долгосрочная целевая программа «Жилище» (2012-2015 г.), действовавшая на день выдачи семье ФИО4 свидетельства. В состав данной программы входила подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Государственным заказчиком указанной подпрограммы являлось Министерство территориального развития Забайкальского края.
В разделе 4 названной подпрограммы указано, что механизм реализации подпрограммы (в редакции, действовавшей на день выдачи свидетельства) предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. Участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: 1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Министерством территориального развития Забайкальского края решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; 2) семья признана нуждающейся в жилом помещении; 3) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки предоставляется молодой семье только один раз. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья состоит на учете в качестве участника программы. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию устанавливается органом местного самоуправления, но этот норматив не должен превышать средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Забайкальскому краю, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которого определяется размер социальной выплаты для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей, составляет по 18 кв. метра на каждого члена семьи.
Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по формуле:
СтЖ = Н x РЖ, где
СтЖ - средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера социальной выплаты;
Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями федеральной подпрограммы;
РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями Федеральной подпрограммы.
Размер социальной выплаты составляет 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы, для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более.
Из содержания краевой долгосрочной целевой подпрограммы «Жилище» (2012-2015 годы) следует, что в процессе реализации программы планируется привлечение средств федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников. Привлечение средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с механизмом реализации и условиями софинансирования федеральных подпрограмм, в частности подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050. Привлечение средств за счет местных бюджетов является возможным в рамках муниципальных программ на конкурсной основе, а также на основании соглашений, заключаемых с государственным заказчиком - координатором программы (Раздел III подпрограммы. Ресурсное обеспечение).
Постановлением главы городского поселения «Первомайское» от 23 февраля 2011 г. утверждена целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей городского поселения «Первомайское» (2011-2012 годы)».
Заказчиком указанной программы являлась администрация городского поселения «Первомайское».
Цели, задачи и механизм реализации муниципальной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей городского поселения «Первомайское» (2011-2012 годы) совпадали с целями, задачами и механизмом, определенными в указанных выше подпрограммах «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденных на федеральном и краевом уровне.
Ресурсным обеспечением муниципальной программы являлись средства федерального и краевого бюджета, поступающие в местный бюджет в виде субсидии из бюджета Забайкальского края, а также средства муниципального бюджета. Финансирование мероприятий программы за счет средств муниципального бюджета определялось ежегодными соглашениями между Министерством территориального развития Забайкальского края и администрацией городского поселения «Первомайское» (Разделы 1-4 программы) (л.д. 32-40 т.1).
В соответствии с Соглашением, заключенным 21 сентября 2012 г. между Министерством территориального развития Забайкальского края и администраций городского поселения «Первомайское» о реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» краевой долгосрочной программы «Жилище» (2012-2015 годы) за счет средств федерального, краевого бюджетов и бюджета городского поселения «Первомайское», предусмотренных на эти цели в 2012 г., указанному городскому поселению в 2012 г. подлежало перечислению: 125 800 руб. - за счет средств федерального бюджета, 66 582 руб. – за счет средств бюджета Забайкальского края. Из местного бюджета подлежало выделению 200 000 руб. (пункты 2.1.1., 2.4.1.).
Из дела видно, что указанные в Соглашении денежные средства на реализацию мероприятий по обеспечению молодых семей жильем были предоставлены городскому поселению «Первомайское» в 2012 г. в полном объеме. Однако названных денежных средств хватило на предоставление социальной выплаты в полном объеме только одной семье, оставшаяся часть денежных средств в размере <данные изъяты> руб. являлась недостаточной для предоставления социальной выплаты остальным участником муниципальной программы.
В соответствии с условиями названного Соглашения городское поселение «Первомайское» взяло на себя обязательства: выдать не менее двух свидетельств о праве на получение социальной выплаты; неиспользованный в текущем финансовом году остаток субсидии, потребность в котором отсутствует, перечислить Министерству территориального развития Забайкальского края. При наличии потребности в неиспользованном остатке социальной выплаты указанный остаток в соответствии с решением Министерства социального развития и администрации городского поселения «Первомайское» мог быть использован в установленном законом порядке в следующем финансовом году на эти же цели (пункты 2.14.12. и 2.4.16. Соглашения) (л.д. 41-45 т.1).
Исходя из изложенного, с учетом представленных документов семье Т-вых 29 октября 2012 г. орган местного самоуправления должен был выдать свидетельство с включением в него супругов Т-вых и родившегося у них сына Т., о наличии которого администрация городского поселения «Первомайское» была поставлена в известность ФИО8 в день выдачи свидетельства.
Довод представителя администрации городского поселения «Первомайское» о том, что ФИО1, являясь работником администрации городского поселения «Первомайское», сфальсифицировала факт подачи 29 октября 2012 г. заявления и свидетельства о рождении ребенка, доказательствами не подтвержден, поэтому является несостоятельным.
Представленная представителем администрации ксерокопия выписки из журнала входящей корреспонденции администрации городского поселения «Первомайское», в котором заявление Т-вых от 29 октября 2012 г. указано под номером 171(1) (л.д. 41-44 т.2), названное обстоятельство не подтверждает, поскольку администрацией не представлено другое заявление Т-вых, на основании которого им было выдано свидетельство и написание которого является обязательным условием выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
Между тем, администраций городского поселения «Первомайское» свидетельство семье Т-вых в нарушение их прав выдано из расчета двух членов семьи без включения в него Т.. В свидетельстве указан размер социальной выплаты, не соответствующий механизму расчета социальной выплаты для полной молодой семьи с одним ребенком, предусмотренному на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
Так, истцам выдано свидетельство на социальную выплату в размере <данные изъяты> руб., тогда как следовало выдать свидетельство на социальную выплату в размере <данные изъяты> руб., исходя из следующего расчета: ((<данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> кв.м. х 3) х <данные изъяты> руб.) х 35%).
Рассчитывая социальную выплату в размере <данные изъяты> руб., судебная коллегия принимает во внимание установленный органом местного самоуправления норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию городскому поселению «Первомайское», в котором молодая семья Т-вых была включена в число участников подпрограммы, и который действовал на территории указанного городского поселения для расчета размера социальной выплаты на день выдачи ФИО4 свидетельства.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представителем администрации городского поселения «Первомайское» представлена ксерокопия постановления Главы городского поселения «Первомайское» ФИО7 от 11 апреля 2012 г. № 75-а об установлении норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории городского поселения «Первомайское» в размере <данные изъяты> руб. в рамках подпрограммы «Обеспечение молодых семей жильем» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л.д. 45 т.2).
ФИО1 просила исключить названное доказательство из числа доказательств, которые могут подтвердить юридически значимые обстоятельства, т.к. ранее во всех судебных заседаниях, состоявшихся по настоящему делу, представитель администрации городского поселения «Первомайское» о данном постановлении не сообщал и ссылался на то, что размер социальной выплаты ФИО4 рассчитывался администрацией исходя из норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории городского поселения «Первомайское», установленного решением Главы городского поселения «Первомайское» № 122 от 09 декабря 2009 г. (л.д. 11 т.1).
Из дела видно, что администрация также ссылалась на то, что установленный в 2009 г. норматив стоимости 1 кв. метра жилья не пересматривался органом местного самоуправления, поскольку стоимость жилых помещений на территории городского поселения «Первомайское» не изменялась, в подтверждение названного обстоятельства администрацией городского поселения «Первомайское» предоставлялись доказательства.
На данные обстоятельства администрация городского поселения «Первомайское» и, в частности, глава городского поселения ФИО7 ссылался в письменном ответе, данном в адрес Шилкинской межрайонной прокуратуры 05 мая 2014 г. в связи с проводимой прокуратурой проверкой по жалобе истцов (л.д. 161 т.1).
С учетом изложенного, принимая во внимание для расчета размера социальной выплаты норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории городского поселения «Первомайское» в размере <данные изъяты> руб., судебная коллегия исходит из того, что даже в случае исключения из числа доказательств копии постановления Главы городского поселения «Первомайское» № 75-а от 11 апреля 2012 г., в качестве норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории городского поселения «Первомайское» необходимо применить норматив в размере <данные изъяты> руб., утвержденный решением Главы городского округа «Первомайское» № 122 от 09 декабря 2009 г., поскольку указанный норматив установлен органом местного самоуправления и так как согласно позиции администрации городского поселения «Первомайское», озвученной ее представителем в судебном заседании суда апелляционной инстанции 11 ноября 2015 г., до дня выдачи ФИО4 свидетельства другой норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на территории городского поселения «Первомайское» для расчета размера социальной выплаты для молодых семей не устанавливался.
Довод ФИО1 о том, что названное решение не могло быть применено, т.к. оно принималось в целях реализации муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей городского поселения «Первомайское» (2007-2010 годы), судебной коллегией признается несостоятельным, поскольку с окончанием действия названной муниципальной программы цель, с которой органом местного самоуправления был установлен норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, не изменилась. Указанный норматив по-прежнему остался необходимым для расчета размера социальной выплаты молодым семьям на приобретение жилого помещения в рамках долгосрочных федеральных, региональных, муниципальных подпрограмм и программ по обеспечению жильем молодых семей, в частности в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей городского поселения «Первомайское» (2011-2012 годы), пришедшей на смену прежней.
Ссылки ФИО1 на то, что орган местного самоуправления невправе был устанавливать норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, так как указанный вопрос не относится к компетенции органа местного самоуправления, что норматив 1 кв. метра общей площади жилья, применяемый для расчета социальной выплаты, не может быть ниже средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Забайкальскому краю, определенной на 4 квартал 2012 г. Министерством регионального развития Российской Федерации, т.е. ниже <данные изъяты> руб., что размер социальной выплаты не должен определяться в соответствии с рыночными ценами на жилые помещения, расположенные на территории городского поселения «Первомайское», поскольку должен определяться с учетом цен на жилье по Забайкальскому краю, и что размер социальной выплаты следует определить, исходя из средней рыночной стоимости общей площади жилья по Забайкальскому краю, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому являются несостоятельными.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, расчет размера социальной выплаты производится исходя из норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления. Единственным ограничением при установлении органом местного самоуправления указанного норматива является невозможность превышения этого норматива средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей жилой площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
По этим же основаниям судебная коллегия находит несостоятельным довод представителя Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации, изложенный в письменных возражениях на исковое заявление, о том, что размер социальной выплаты ФИО4 должен определяться исходя из средней рыночной стоимости жилья, установленной по Забайкальскому краю Министерством регионального развития Российской Федерации.
Исходя из изложенного с учетом установленных по делу обстоятельств на администрацию городского поселения «Первомайское» за счет средств местного бюджета, с которым у Т-вых возникли правоотношения по получению социальной выплаты, подлежит возложению обязанность выплатить истцам недостающую часть социальной выплаты в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. – <данные изъяты> руб.).
При недостаточности у муниципального образования денежных средств на выплату ФИО4 социальной выплаты обязанность по финансированию данных расходов следует возложить на главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджета Забайкальского края в рамках реализации мероприятий федеральной и региональной подпрограмм по обеспечению жильем молодых семей, т.к. городское поселение «Первомайское» обязано предоставлять социальную выплату молодым семьям не только за счет средств местного бюджета, но и за счет средств федерального и регионального бюджетов, направленных в местный бюджет в порядке софинансирования мероприятий федеральной и региональной подпрограмм по обеспечению жильем молодых семей.
Кроме того, подлежат удовлетворению требования истцов о признании за ними права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в размере <данные изъяты> руб., о признании незаконными действий администрации городского поселения «Первомайское» по невключению в свидетельство о праве на получение социальной выплаты несовершеннолетнего Т. и по определению социальной выплаты в размере <данные изъяты> руб.
Постановляя решение, судебная коллегия также исходит из того, что в соответствии с указанным выше Соглашением от 21 сентября 2012 г., заключенным между Министерством территориального развития Забайкальского края и администрацией городского поселения «Первомайское», при недостаточности средств на осуществление социальной выплаты орган местного самоуправления обязан был возвратить оставшиеся целевые денежные средства в бюджет Забайкальского края, т.е. социальная выплата в неполном размере выплачена быть не могла. Между тем, администрация городского поселения «Первомайское» приняла решение о выплате семье ФИО4 социальной выплаты не в полном размере даже, исходя из двух членов семьи Т-вых. Кроме того, администрация не включила в число получателей социальной выплаты родившегося в семье Т-вых ребенка.
Довод представителя администрации о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, т.к. Т-вы согласились с размером социальной выплаты, является несостоятельным.
Поскольку государство, в качестве участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по социальной поддержке молодой семьи, то произвольный отказ от гарантированной государством выплаты исключается и нарушенное право подлежит восстановлению.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в сформулированных им правовых позициях подчеркивал недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств (Постановления от 1 декабря 1997 г. № 18-П, от 19 июня 2002 г.№ 11-П, от 29 января 2004 г.№ 2-П, определения от 4 декабря 2003 г.№ 415-О, от 15 февраля 2005 г.№ 17-О, от 27 декабря 2005 г. № 502-О и др.).
В пользу ФИО1 с ответчиков на основании части 1 статьи 98 ГПК Российской Федерации подлежат взысканию судебные расходы по оплаченной государственной пошлине.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Из дела видно, что ФИО1 при уточнении 26 мая 2015 г. исковых требований оплатила государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 118-123).
Так как требования истцов удовлетворены частично, в пользу ФИО1 подлежат взысканию судебные расходы в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. (по трем удовлетворенным исковым требованиям ФИО8 неимущественного характера) + <данные изъяты> руб. (по требованию имущественного характера о взыскании <данные изъяты> руб.)).
Взыскивая судебные расходы в пользу ФИО1, судебная коллегия исходит из того, что при обращении с заявлением в суд государственную пошлину должны были уплатить ФИО1 и ФИО2 (по требованиям неимущественного характера – по <данные изъяты> руб. каждый и <данные изъяты> руб. по требованию имущественного характера о взыскании денежной суммы в размере <данные изъяты> руб.).
Так как государственная пошлина оплачена ФИО1 и поскольку истцы Т-вы находятся в браке, что предполагает ведение супругами Т-выми общего семейного бюджета, судебные расходы по оплаченной государственной пошлине подлежат взысканию в пользу ФИО1 С каждого из ответчиков в пользу ФИО1 следует взыскать по <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 25 июня 2015 г. отменить.
Принять по делу решение, которым исковые требования ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т., и исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Признать действия администрации городского поселения «Первомайское» по невключению Т. в свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома серии 7512 № 169, выданное 29 октября 2012 г., и по определению социальной выплаты в размере <данные изъяты> руб. незаконными.
Признать за ФИО1, Т. и ФИО2 право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в размере <данные изъяты> руб.
Обязать администрацию городского поселения «Первомайское» за счет средств муниципального бюджета выплатить ФИО1, Т. и ФИО2 оставшуюся часть социальной выплаты на приобретение жилья в размере <данные изъяты> руб.
При недостаточности денежных средств на осуществление социальной выплаты у городского поселения «Первомайское» обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и Министерство территориального развития Забайкальского края за счет средств бюджета Забайкальского края направить денежные средства на финансирование социальной выплаты семье Т-вых.
Взыскать в пользу ФИО1 с администрации городского поселения «Первомайское», Министерства территориального развития Забайкальского края, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации судебные расходы в размере <данные изъяты> руб. с каждого.
В остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий
Судьи
Копия верна, судья
Забайкальского краевого суда: Кулакова О.К.