Дело № 33-4711/2022 (2-396/2022)
УИД 27RS000201-2022-000067-86
В суде первой инстанции дело рассмотрено судьей Бойко А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 августа 2022 года г.Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Гвоздева М.В.,
судей Новицкой Т.В., Разуваевой Т.А..,
с участием прокурора Максименко Е.В.,
при секретаре Цурман В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае о признании незаконным и отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, приказа об увольнении, восстановлении на работе
по апелляционной жалобе истца ФИО4, апелляционной жалобе ответчика Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, апелляционному представлению прокурора Кировского района г. Хабаровска, на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 17 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Новицкой Т.В., пояснения истца ФИО4, представителя ответчика Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО5, заключение прокурора Максименко Е.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО4 обратился в суд с иском к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае о признании незаконным и отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, приказа об увольнении, восстановлении на работе.
В обоснование заявленных требований указал, что проходил государственную гражданскую службы в Государственной инспекции труда в Хабаровском крае в должностях: с 25.02.2020г. - государственный инспектор труда отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (правовой отдел) г. Хабаровск, с 02.10.2020 по 31.03.2021г. главный специалист-эксперт отдела информационно-аналитического и организационного обеспечения, с 01.04.2021 по 28.12.2021г. главный специалист-эксперт отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы. Приказом руководителя Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от 24.12.2021г. № 157/ЛС истец освобожден от замещаемой должности главного специалиста-эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы и уволен с государственной гражданкой службы 28.12.2021г. по мотиву - неоднократное неисполнение государственным гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, на основании заключения о результатах служебной проверки от 24.12.2021г., приказа от 13.10.2021 № 41/лс-д «О результатах служебной проверки» - объявлено замечание; приказа от 01.11.2021 № 51/лс-сп «О результатах служебной проверки» - объявлен выговор; приказа от 09.11.2021 № 53/лс-сп «О результатах служебной проверки» - предупреждение о неполном должностном соответствии. Названные приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности считает незаконным и подлежащим отмене в связи с тем, что их издание по факту имело единственную цель – его увольнение. Приказ от 13.10.2021 № 41/лс-д, которым истцу объявлено замечание за ненадлежащее исполнение обязанностей считает незаконным. 15.09.2021г. издан приказ № 36 лс-сп «О проведении служебной проверки на основании представления прокуратуры Хабаровского края». При этом, как проводилась проверка, и какие вопросы подлежали выяснению, истцу до настоящего времени не известно, с представлением прокуратуры, на основании которого проводилась проверка, истец ознакомлен не был, объяснение представить истцу не предлагалось; нет сведений о конкретных виновных действиях и бездействии как служащего; с заключением комиссии о проведении служебной проверки и результатах истец не ознакомлен. Приказ от 01.11.2021 № 51/лс-сп об объявлении выговора за ненадлежащее исполнение обязанностей истец считает незаконным. 13.10.2021 издан приказ № 42 лс-сп «О проведении служебной проверки по фактам, изложенным в письме руководителя ГИТ в Камчатском крае от 06.10.2020 № 41/10-2936-21 «Об обращении внимания на качество предоставляемой им информации, и не своевременности направления ежемесячного реестра организаций, имеющих задолженность по заработной плате по состоянию на 01.10.2021г.». Учитывая, что с фактами, изложенными в письме руководителя Г осударственной инспекции труда в Камчатском крае от 06.10.2020 № 41/10-2936/21 «Об обращении внимания на качество предоставляемой им информации, и не своевременном направлении ежемесячного реестра организаций, имеющих задолженность по заработной плате по состоянию на 01.10.2021г.» истца не ознакомили - 18.10.2021г. от истца повторно затребовали пояснения, на что даны соответствующие пояснения согласно поставленным вопросам. Считает, что вины истца при этом не установлено, так как истцом предприняты всевозможные действия по выполнению текущей работы и что не могло явиться поводом, как для назначения проверки, так и привлечения истца к дисциплинарной ответственности. Приказом от 09.11.2021 № 53-лс-сп вынесено предупреждение о неполном должностном соответствии, которое истец считает незаконным и подлежащим отмене. 21.10.2021г. издан приказ № 46 лс-сп «О проведении служебной проверки» по фактам, изложенным в докладной записке в отношении истца. Также дважды затребовались пояснения, представлен ответ на поставленные вопросы. При этом данные истцом пояснения в очередной раз остались без должного внимания, чем не исполнены требования п. 3, п. 5 ч.2 и ч. 3 ст. 59, 79-ФЗ. Согласно фактам, изложенным в докладной записке неизвестно, какое отношение имел истец к подготовке сведений по результатам совещания, тогда как о данном совещании истец узнал только из приказа о назначении в отношении него служебной проверки. При этом, системы «Парус.гитстат» о чем было указано в докладной, в Инспекции не существует и назначении ее истцу не известно до настоящего времени. Приводимая в докладной информация о каких-то данных АСУ КНД о количестве неисполненных и исполненных предписаний и каким образом они были установлены также не известно. Закончив поверхностно и формально проверку, руководителем ГИТ в присутствии комиссии были выборочно и бегло зачитаны ее материалы. При этом отклонялись все возражения истца об игнорировании обстоятельств, послуживших основанием, как для ее назначения, о порядке ее проведения, объективности, так и игнорирования пояснений по существу, в том числе о факте проведения в дальнейшем проверки в отношении истца. Приказ от 26.11.2021 № 55/лс-сп «О проведении служебной проверки» изданный на основании служебной записки от 25.11.2021г. считает необоснованным, так как представленные истцом пояснения на поставленные вопросы в очередной раз остались без должного внимания. Соответственно, проверка проведена формально и необъективно.
Просит, признать незаконным и подлежащим отмене приказ от 13.10.2021г. № 41/лс-д «О результатах служебной проверки», приказ от 01.11.2021г. № 51/лс-сп «О результатах служебной проверки»; приказ от 09.11.2021г. № 53/лс-сп «О результатах служебной проверки»; заключение о результатах служебной проверки от 24.12.2021г.; приказ от 24.12.2021№ 157/ЛС «Об увольнении», восстановить ФИО4 в занимаемой должности, взыскать с ответчика денежную компенсацию за время вынужденного прогула.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 17 марта 2022 года исковые требования ФИО4 удовлетворены частично. Постановлено признать незаконным и подлежащим отмене приказ от 24 декабря 2021 года № 157/ЛС об освобождении ФИО4 от замещаемой должности главного специалиста-эксперта отдела бюджетного учета, кадастровой и аналитической работы и увольнении с государственной гражданской службы 28 декабря 2021 года за неоднократное неисполнение государственным гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, имеющих дисциплинарное взыскание, п. 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». ФИО4 восстановлен на работе в государственной инспекции труда в хабаровском крае в должности главного специалиста-эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы или иной равнозначной должности. С государственной инспекции труда в Хабаровском крае в пользу ФИО4 взыскан средний заработок за время вынужденного прогула в размере 65 284 рубля 35 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Государственная инспекция труда в Хабаровском крае просит решение суда первой инстанции отменить принять новое решение. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что суд неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно применил нормы материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывают на то, что работодателем не могло быть выявлено нарушение, допущенное истцом до получения представления прокуратуры Хабаровского края. Полагали, что судом не принято во внимание, что объектом служебной проверки, инициированной в связи с получением представления прокуратуры Хабаровского края, являлась своевременность направления истцом плана контрольно-надзорных мероприятий на 2022 год в прокуратуру Хабаровского края. Объектом служебной проверки, по результатам которой в отношении ФИО6 был издан приказ об увольнении, явилась полнота предоставляемых сведений. Полагали, что суд ошибочно пришел к выводу, что ФИО7 был привлечен дважды за один и тот же проступок, сделав вывод о незаконности приказа об увольнении. Не согласны с расчетом размера заработной платы за время вынужденного прогула, поскольку судом произведен расчет с 25 декабря 2021 года, тогда как последний день работы ФИО6 – 28 декабря 2021 года, также из расчета подлежит вычету компенсация за неиспользованный отпуск, выплаченная истцу при увольнении.
В апелляционном представлении прокурор Кировского района г. Хабаровска просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение. В обоснование доводов апелляционного представления указывает на то, что выводы суда о том, что руководитель Инспекции привлек ФИО4 дважды за один и тот же проступок ошибочны. Кроме того, указал на неверный расчет заработной платы за время вынужденного прогула.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика, апелляционное представление прокурора истец просит апелляционное представление оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе на решение суда истец просит изменить решение суда первой инстанции в части приказов о привлечении его к дисциплинарной ответственности и размера заработка за время вынужденного прогула, принять новое решение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что судом не исследован вопрос подготовки плана проверки и его отправки в срок до 1 сентября, с представлением прокурора он ознакомлен не был, представить объяснения ему не предлагалось. Полагал, что назначение в отношении него служебной проверки являлось сокрытием вины руководителя ГИТ в несвоевременной отправке плана. Полагал, что работодателем нарушен порядок назначения и проведения проверки. При рассмотрении его требований о признании незаконным и подлежащим отмене приказа от 01 ноября 2021 года об объявлении выговора, судом объективно данный вопрос не исследован. Полагал, что основания, указывающие на незаконность принятых в отношении него приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, указанные в исковом заявлении, достаточны. В решении суда не упоминаются все заявленные им в ходе судебного разбирательства дополнения. Полагал, что привлечение его к дисциплинарной ответственности преследовало цель его увольнения. Выразил несогласие с размером среднего заработка за время вынужденного прогула, взысканного в его пользу.
В судебном заседании истец ФИО4 на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, настаивал.
Представитель ответчика – руководитель Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО5 выразил несогласие с доводами, изложенными в апелляционной жалобе ФИО4, доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, поддержал.
В судебном заседании в заключении прокурор поддержала доводы апелляционного представления в части неверного исчисления среднего заработка за время вынужденного прогула, решение суда в части признания незаконным приказа об увольнении и восстановлении на работе, а также в части отказа в удовлетворении требований и признании незаконными приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности полагала законным.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, апелляционного представления, возражений на апелляционные жалобы, представление, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25 февраля 2020 года ФИО4 заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности государственной гражданской службы в Государственной инспекции труда Хабаровского края по должности государственного инспектора труда отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (трудовой отдел).
01 апреля 2021 года ФИО4 заключен служебный контракт № 294 о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы в Государственной инспекции труда в Хабаровском крае.
Приказом от 01 апреля 2021 года № 41/лс ФИО4 назначен на должность главного специалиста-эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы в государственной инспекции труда в Хабаровском крае.
22 марта 2021 года руководителем Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ФИО5 утвержден должностной регламент федерального государственного служащего, занимающего должность главного специалиста-эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы, с которым ФИО4 ознакомлен 01 апреля 2021 года.
В соответствии с должностным регламентом, ФИО4 обязан составлять ведомственную отчетность, составлять сводную отчетность по результатам работы инспекции, исполнять поручения (запросы) Федеральной службы по труду и занятости и иных государственных органов, осуществлять взаимодействие с государственными органами по вопросам информационно-аналитической работы инспекции, осуществлять подготовку мероприятий по общественным слушаниям, взаимодействует со средствами массовой информации, осуществляет мониторинг и наполняемость официального интерне-сайта Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, выполняет иные поручения руководителя, начальника отдела.
10 сентября 2021 года в адрес руководителя Государственной инспекции труда в Хабаровском крае первым заместителем Прокурора Хабаровского края направлено представление по результатам проверки осуществления контрольно-надзорных полномочий Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, из которого следует, что в рамках проведенной проверки выявлены системные нарушения требований федерального законодательства, в частности несоблюдение должностными лицами инспекции процедуры планирования контрольно-надзорной деятельности на 2022 год, выразившиеся в том, что проект ежегодного плана проведения проверок деятельности органов государственной власти на 2022 год направлен инспекцией в прокуратуру края с нарушением установленного срока – 06 сентября 2022 года, тогда как указанный проект в соответствии с ч. 4 ст. 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» должен быть представлен не позднее 01 сентября года, предшествующего году проведения проверок.
Как следует из акта от 13 сентября 2021 года, ФИО4 отказался от росписи о получении вышеуказанного представления и отказе в получении требования о даче пояснений по выявленному нарушению.
15 сентября 2021 года приказом № 36лс-сп «О проведении служебной проверки» на основании представления прокуратуры Хабаровского края от 10 сентября 2021 года назначена служебная проверка по фактам, изложенным в представлении с 16 сентября 2021 года по 30 сентября 2021 года, в том числе, в отношении ФИО4, истец ознакомлен с указанным приказом 16 сентября 2021 года.
Заключением комиссии о результатах служебной проверки от 30 сентября 2021 года установлено, что проект плана проверок на 2022 год направлен главным специалистом - экспертом отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы ФИО4 в прокуратуру Хабаровского края только 06 сентября 2021 года, поручение исполнено несвоевременно. Комиссией решено, что в действиях ФИО4 главного специалиста - эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы усматриваются виновные действия.
30 сентября 2021 года составлен акт, согласно которому ФИО4 отказался от росписи об ознакомлении с заключением о результатах служебной проверки.
Приказом от 13 октября 2021 года «О результатах служебной проверки» № 41/лс-д за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей ФИО4 объявлено замечание. ФИО4 ознакомлен с приказом 13 октября 2021 года.
06 октября 2021 года Руководителем ГИТ в Камчатском крае (куратор за работой ГИТ в ДФО) в адрес руководителя ГИТ в Хабаровском крае направлено письмо с указанием на предоставление доклада о проведенных мероприятиях относительно предложений Правительства РФ, связанных с изменением границ пенсионного возраста в РФ, с нарушением требований, установленных Письмом Роструда от 25 декабря 2018 года № 324-ДСП, указанная в Докладе информация является противоречивой, также указано на направление реестра организаций имеющих задолженность по заработной плате по состоянию на 01 октября 2021 года, реестр предоставлен с нарушением сроков – 04 октября 2021 года, вместо 01 октября 2021 года.
На основании приказа руководителя Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от 13 октября 2021 года №42 лс-сп «О проведении служебной проверки» в срок с 18 октября 2021 гола по 26 октября 2021 года назначена служебная проверка по фактам, изложенным в письме руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 06 октября 2021 года № 41/10-2936 в отношении главного специалиста-эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы ФИО4 ФИО4 ознакомлен с указанным приказом 13 октября 2021 года.
13 октября 2021 года ФИО4 сообщено о необходимости представить пояснения в связи с проводимой проверкой в срок до 18 октября 2021 года.
18 октября 2021 года ФИО4 сообщено о необходимости в срок до 18 октября 2021 года предоставить пояснения в связи с проводимой проверкой. С требованием о необходимости предоставить пояснения и письмом Руководителя ГИТ в Камчатском крае от 06 октября 2021 года ФИО4 ознакомлен 18 октября 2021 года.
22 октября 2021 года составлен акт об отказе ФИО4 предоставить письменные пояснения.
Заключением комиссии о результатах служебной проверки от 29 октября 2021 года установлено, что в действиях ФИО4 усматриваются виновные действия.
01 ноября 2021 года составлен акт, в соответствии с которым ФИО4 отказался от подписи об ознакомлении с Заключением о результатах служебной проверки от 29 октября 2021 года. Указанное Заключение о результатах служебной проверки ФИО4 было зачитано и предложено расписаться о доведении до него результатов проверки, ФИО4 от подписи отказался.
За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей ФИО4- главному специалисту - эксперту отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы объявлен выговор приказом от 01 ноября 2021 года № 51/лс-сп «О результатах служебной проверки». ФИО4 ознакомлен с приказом 01 ноября 2021 года.
21 октября 2021 года в адрес руководителя ГИТ в Хабаровском крае ФИО5 поступила служебная записка врио заместителя руководителя ГИТ в Хабаровском крае (по охране труда) ФИО8, в которой указано, что в ежемесячном отчете о работе ГИТ в Хабаровском крае на 01 октября 2021 года отсутствуют данные о проведенных проверках по оплате труда за аналогичный период 2020 года. Также в служебной записке указано, что количество неисполненных предписаний на 01 октября 2021 года составляет 144 штуки, а по данным АСУ КНД 24 штуки.
На основании приказа руководителя ГИТ в Хабаровском крае № 46 лс-сп в срок с 22 октября 2021 года по 03 ноября 2021 года назначено проведение служебной проверки в отношении главного специалиста-эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы ФИО4
22 октября 2021 года ФИО4 сообщено о необходимости представить пояснения о предоставлении в Роструд недостоверной информации, размещенной в системе «Парус.гитстат».
С требованием о необходимости представить пояснения, а также с докладной запиской ФИО4 ознакомлен 22 октября 2022 года.
Актом от 27 октября 2021 года установлено, что ФИО4 в кабинете руководителя было предложено дать дополнительное письменное пояснение до 29.10.2021 по факту предоставления в адрес Роструда недостоверного отчета о работе ГИТ в Хабаровском крае за сентябрь месяц в части количества исполненных предписаний, так как на ранее поставленные аналогичные вопросы был дан ответ 27.10.2021г. о том, что ему пояснить нечего и вопрос не понятен. На вышеуказанное предложение ФИО4 был дан ответ, что ничего он письменно пояснять не будет, так как уже дал пояснение 27.10.2021г.
Согласно заключению комиссии о результатах служебной проверки от 08 ноября 2021 года в действиях ФИО4 главного специалиста - эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы усматриваются виновные действия.
За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей ФИО4- главному специалисту - эксперту отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы объявлено неполное должностное соответствие (приказ от 09 ноября 2021 года № 53/лс-сп «О результатах служебной проверки»). ФИО4 ознакомлен с приказом 09 ноября 2021 года.
Приказом от 26 ноября 2021 года № 55 лс-сп назначена служебная проверка по фактам внесения в неполном объеме информации о надзорно-контрольных мероприятиях в план плановых проверок на 2022 год в ЕРКН, на основании служебной записки врио заместителя руководителя ФИО8 от 25 ноября 2021 года, в отношении главного специалиста - эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы ФИО4 С приказам ФИО4 ознакомлен 01 декабря 2021г.
26 ноября 2021 года ФИО4 сообщено, что в соответствии с приказом ГИТ от 26.11.2021 № 54/лс-сп в отношении него проводится служебная проверка. В связи с проводимой проверкой необходимо предоставить соответствующие пояснения, по факту возврата плана плановых проверок на 2022 год с допущенными нарушениями невнесения в полном объеме в 56 надзорноконтрольных мероприятий надлежащей информации, установленной при заполнении ЕКРНМ. С требованием ФИО4 ознакомлен 01 декабря 2021 года.
Согласно заключению комиссии о результатах служебной проверки от 24 декабря 2021 года в действиях ФИО4 главного специалиста - эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы усматриваются виновные действия. С заключением ФИО4 ознакомлен 24 декабря 2021 года.
Приказом от 24.12.2021г. №157/ЛС ФИО4 освобожден от занимаемой должности главного специалиста - эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы и уволен с государственной гражданской службы 28 декабря 2021 года за неоднократное неисполнение государственным гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, имеющего дисциплинарное взыскание. ФИО4 ознакомлен с приказом 24 декабря 2021 года.
Основанием для освобождения ФИО4 от замещаемой должности главного специалиста-эксперта отдела бюджетного учета, кадровой и аналитической работы и увольнением с государственной гражданской службы 28 декабря 2021 года послужило заключение о результатах служебной проверки от 24 декабря 2021 года, приказ от 13 октября 2021 года № 41лс-д «О результатах служебной проверки», приказ от 01 ноября 2021 года № 51 лс-сп «О результатах служебной проверки», приказ от 09 ноября 2021 года № 53 лс-сп «О результатах служебной проверки».
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствовался положениями ст. 37 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 2, 11, 15, 81, 394Трудового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 13, 15, 57, 58, 59, 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», правовой позицией, изложенной в Постановлении пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».
Разрешая требования истца о признании незаконными и подлежащими отмене приказа от 13 октября 2021 года № 41/лс-д «О результатах служебной проверки», приказа от 01 ноября 2021 года № 51/лс-сп «О результатах служебной проверки», приказа от 09 ноября 2021 года № 53/лс-сп «О результатах служебной проверки», указав на то, что в ходе судебного разбирательства факты несвоевременного направления проекта ежегодного плана проведения проверок деятельности органов государственной власти на 2022 год Государственной инспекцией труда по Хабаровскому краю в прокуратуру Хабаровского края, направления в адрес ГИТ в Камчатском крае доклада несоответствующего установленной формы и содержащего противоречивую информацию, направления в ГИТ в Камчатском крае в нарушение установленного срока Реестра организаций имеющих задолженность по заработной плате по состоянию на 01 октября 2021 года, направления в Роструд ежемесячного отчета о работе ГИТ в Хабаровском крае по итогам за сентябрь 2021, содержащего недостоверную информацию, нашли свое подтверждение, и пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований в указанной части.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что Должностным регламентом предусмотрена обязанность ФИО4 по составлению ведомственной отчетности, составлении сводной отчетности по результатам работы инспекции, а также выполнять иные поручения руководителя, начальника отдела.
ФИО4 приказом от 30 июня 2021 года № 45 ОД «О закреплении отчетности» назначен ответственным лицом за предоставление отчетности, с указанным приказом ФИО4 ознакомлен 01 июля 2021 года.
В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что план проведения проверок поступил в прокуратуру Хабаровского края только 06 сентября 2021 года, нарушения, изложенные в акте прокурорского реагирования, руководством ГИТ признаны обоснованными, о чем отражено в приказе от 15 сентября 2021 года № 36 лс-сп.
Отклоняя доводы истца о не ознакомлении с представлением прокуратуры, не предоставлением возможности подготовить объяснения, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что указанные доводы опровергаются актом от 13 сентября 2021 года, из которого следует, что ФИО4 отказался получить представление прокуратуры Хабаровского края от 10 сентября 2021 года № 7/2-12-2021 и отказался в получении требования о даче пояснений по нарушению, указанному в представлении, а также показаниями допрошенных в ходе судебного разбирательства свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3
Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что направление ФИО4 в адрес ГИТ в Камчатском крае информации от 01 июля 2021 года и 01 октября 2021 года, не соответствующей требованиям, предъявляемым Рострудом, а также несвоевременное направление ежемесячного реестра организаций, имеющих задолженность по заработной плате по состоянию на 01 октября 2021 года подтверждается письмом, направленным руководителем ГИТ в Камчатском крае в адрес Руководителя ГИТ в Хабаровском крае.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что именно на ФИО4 возлагалась обязанность исполнения данных поручений, что не было оспорено истцом в ходе судебного разбирательства, а также указал на то, что доказательств, исключающих вину ФИО4 в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, стороной истца не представлено. Кроме того, в ходе судебного разбирательства ФИО4 не отрицал факт несвоевременного направления отчета в ГИТ в Камчатском крае.
Нарушения, выявленные Врио руководителя ГИТ в Хабаровском крае ФИО8 в ежемесячном отчете о работе ГИТ в Хабаровском крае на 01 октября 2021 года (данные о проведенных проверках по оплате труда за аналогичный период 2020, количество неисполненных предписаний на 01 октября 2021 года), нашли свое подтверждение в судебном заседании, составление отчета согласно пункта 11 должностного регламента и приказа от 30.06.2021 № 45/ОД «О закреплении отчетности» возлагалось на ФИО4
Вопреки доводам апелляционной жалобы стороны истца, судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, находя их верными, основанными на правильном применении действующего гражданского законодательства и верном определении обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца, изложенную им в суде первой инстанции, которая являлась предметом рассмотрения и ей дана надлежащая оценка, подробно изложенная в решении.
Доводы апелляционной жалобы о неправильно произведенной судом оценкой доказательств, судебной коллегией отклоняются, поскольку указанные доводы направлены на переоценку доказательств по делу, что не является самостоятельным основанием к отмене судебного решения.
Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции в части оспариваемых приказов, ФИО4 апелляционной жалобы не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.
Разрешая требования о признании незаконным приказа от 24 декабря 2021 года № 157ЛС «Об увольнении ФИО4», суд первой инстанции исходил из того, что нарушения, отраженные в заключении о результатах служебной проверки от 24 декабря 2021 года истец допустил в момент направления сведений в надзорный орган, что в последующем послужило основанием для издания приказа руководителя ГИТ в Хабаровском крае от 15 сентября 2021 года № 36 лс-сп и, руководствуясь положениями ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации, указав на то, что за каждый дисциплинарный может быть применено только одно дисциплинарное взыскание, пришел к выводу о незаконности приказа об увольнении ФИО4
Доводы апелляционной жалобы стороны ответчика о несогласии с выводами суда первой инстанции в указанной части заслуживают внимания.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что дисциплинарный проступок, который явился основанием для увольнения ФИО4, совершен последним до его привлечения к дисциплинарной ответственности приказами от 13 октября 2021 года, 01 ноября 2021 года, 09 ноября 2021 года, в связи с чем, оснований для увольнения ФИО4 за неоднократное неисполнение должностных обязанностей у работодателя не имелось, поскольку положения п. 5 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Поскольку на момент совершения дисциплинарного проступка, послужившего основанием для увольнения ФИО4 последний не имел дисциплинарных взысканий, приказ об увольнении не может быть признан законным, а ФИО4 правомерно восстановлен на работе в Государственной инспекции труда в Хабаровском крае в ранее занимаемой должности.
В соответствии с положениями ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Судебная коллегия, проверив расчет среднего заработка за время вынужденного прогула, произведенный судом первой инстанции, полагает, что доводы апелляционной жалобы истца, ответчика и апелляционного представления прокурора в указанной части заслуживают внимания.
В соответствии с положениями ст. 139 Трудового кодекса Российской федерации устанавливает исчисление среднего заработка, для расчета которого учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат. Расчет (среднедневной заработок) производится исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется заработная плата.
При расчете среднего заработка за время вынужденного прогула, судебной коллегией принят во внимание расчетный период (с учетом даты увольнения 28 декабря 2021 года) с 01 декабря 2020 года по 30 ноября 2021 года, за указанный период выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, составили 488 579 рублей 64 копейки, в расчетном периоде количество рабочих дней составило 202 дня, таким образом, средний дневной заработок ФИО4 составил 2 418 рублей 71 копейка (488 579.64/202). Количество дней вынужденного прогула, с учетом даты увольнения и восстановления ФИО4 на работе – 47 дней. Таким образом, размер среднего заработка за время вынужденного прогула - 113 679 рублей 37 копеек (2 418.71х47).
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы стороны ответчика и апелляционного представления, правовых оснований для вычета размера выплаченной компенсации за неиспользованный отпуск не имеется, поскольку её расчет был произведен работодателем исходя из количества дней неиспользованного отпуска на день увольнения ФИО4
В связи с тем, что расчет среднего заработка за время вынужденного прогула произведен судом первой инстанции неверно, решение суда в указанной части подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 17 марта 2022 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО4 к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае о признании незаконным и отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, приказа об увольнении, восстановлении на работе изменить в части взысканного среднего заработка за время вынужденного прогула, принять в указанной части новое решение.
Взыскать с Государственной инспекции труда в Хабаровском крае в пользу ФИО4 средний заработок за время вынужденного прогула за период с 28 декабря 2021 года по 17 марта 2022 года в размере 113 679 рублей 37 копеек.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи