ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4723 от 19.07.2016 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-4723

Строка № 109 г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 июля 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе

председательствующего судьи Глазовой Н.В.,

судей Авдеевой С.Н., Трофимовой М.В.,

при секретаре Поповой К.А., -

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Глазовой Н.В.

гражданское дело по иску Воробьева ФИО13, действующего в своих интересах, и в интересах несовершеннолетней Воробьевой В.Е., Воробьевой ФИО14 к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, о восстановлении молодой семьи в очереди по улучшению жилищных условий по программе «Молодой семье - доступное жилье 2011-2015 г.г.», признании незаконными действий Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж по исключению молодой семьи из списка молодых семей - участников долгосрочной муниципальной целевой программы «Молодой семье - доступное жилье 2011- 2015 г.г.»,

по апелляционной жалобе Воробьева ФИО15, Воробьевой ФИО16

на решение Советского районного суда г. Воронежа от 27 апреля 2016 года

(судья Куприна В.Б.)

установила:

Воробьев Е.Ю., действующий в своих интересах, и в интересах малолетней дочери Воробьевой В.Е., 26 октября 2004 года рождения, Воробьева Т.А. обратились в суд с иском, указывая, что 22.12.2008 года молодая семья в составе Воробьева Е.Ю., Воробьевой Т.А., несовершеннолетней ФИО17. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий Постановлением № 1955 руководителя Управы Левобережного района городского округа город Воронеж с 17.11.2008 года в соответствии с Правилами

2

предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285, ст. 51 ЖК РФ, законом Воронежской области от 30.11.2005 года № 71-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области».

20.01.2009 года молодой семьей подавалось заявление с приложением документов, подтверждающих право на участие в программе.

Сообщением Управления организации работы с молодежью рег. № 971/1375 от 30.01.2009 года подтверждено участие молодой семьи в составе Воробьева Е.Ю., Воробьевой Т.А., несовершеннолетней Воробьевой В.Е. в программе «Молодой семье - доступное жилье (2005-2010 гг.)». Также 24.08.2011 года Воробьева Т.А. обращалась к руководителю жилищного фонда департамента муниципальной собственности городского округа город Воронеж с заявлением об ознакомлении и желании принимать дальнейшее участие в программе «Молодой семье - доступное жилье 2011- 2015», подтвердив свое ознакомление с условиями новой программы.

Уведомлением от 17.01.2014 года № 1375/575, полученным 01.02.2014 года, Воробьева Т.А. была уведомлена о необходимости предоставить дополнительные документы. 02.04.2014 Воробьев Е.Ю. сдал все необходимые дополнительные документы в отдел учета малоимущих и нуждающихся в жилых помещениях граждан управления жилищных отношений.

Уведомлением от 25.02.2015 года № 3412657, полученным 05.03.2015 года, Воробьев Е.Ю. был уведомлен о необходимости явиться до 26.03.2015 года в Управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж для рассмотрения вопроса дальнейшего участия в программе «Молодой семье - доступное жилье (2011-2015 годы)».

Уведомлением от 03.06.2015 года № 3870259, полученным в июне 2015 года, Воробьев Е.Ю. был уведомлен о том, молодая семья в составе 3 человека: супруг Воробьев Е.Ю. 05.09.1981 г.р., супруга Воробьева Т.А., 11.11.1981 г.р.. дочь Воробьева В.Е., 26.10.2004 г.р. исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы «Молодой семье - доступное жилье» в связи с несоответствием пп. б п. 6 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.

Основанием для исключения из списков молодых семей - участников подпрограммы явился приказ управления жилищных отношений от 29.04.2014 года № 593 «Об отказе молодой семье Воробьева Е.Ю. в признании нуждающейся в жилом помещении».

Воробьев Е.Ю. неоднократно обращался в управление жилищных

3

отношений за разъяснениями по вопросу о том, на каком основании молодая семья перестала соответствовать «Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.

В сентябре 2015 года Воробьев Е.Ю. получил копию приказа от 29.04.2014 года № 593 «Об отказе молодой семье Воробьева Е.Ю. в признании нуждающимся в жилом помещении», где в качестве основания было указано, что Воробьев Е.Ю. зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. Воронеж, <адрес>, в квартире, <адрес>. м, всего по указанному адресу зарегистрировано 5 человек: Воробьев Е.Ю., его жена Воробьева Т.А., дочь Воробьева В.Е., мать Воробьева Надежда Петровна, отец Воробьев ФИО21. По сведениям управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО3 (отцу ФИО4) принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес> (площадь 42,2 кв. м). Истцы указали, что отказ молодой семье ФИО12 нарушает их жилищные права, предусмотренные действующим законодательством РФ, в том числе, право на обеспечение нуждающихся граждан жилыми помещениями.

Неоднократно уточняя исковые требования, окончательно истцы просили суд признать молодую семью Воробьевых в составе трех человек: Воробьевой Т.А., Воробьева Е. Ю., Воробьевой В.Е., нуждающейся в улучшении жилищных условий и подлежащей постановке на очередь на улучшение жилищных условий по программе «Молодая семья - доступное жилье (2011-2015 годы)»; восстановить молодую семью Воробьевых в составе трех человек: Воробьевой Т.А., Воробьева Е.Ю., Воробьевой В.Е., в очереди на улучшение жилищных условий по программе «Молодой семье - доступное жилье (2011-2015 годы)»; признать незаконными действия Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж по исключению семьи Воробьева Е.Ю. в составе трех человек, в том числе, жены Воробьевой Т.А. и несовершеннолетней дочери Воробьевой В.Е., из списков молодых семей - участников подпрограммы, оформленные уведомлением от 03.06.2015 года №38702259, приказом от 29.04.2014 года № 593 «Об отказе молодой семье Воробьева Е.Ю. в признании нуждающейся в жилом помещении».

Решением Советского районного суда г. Воронежа от 27 апреля 2016 года истцам отказано в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ФИО1 и ФИО2 просят отменить решение суда, принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда по следующим основаниям.

4

В силу статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно установил характер возникших между сторонами спорных правоотношений и применил закон, подлежащий применению.

Как видно из материалов дела, постановлением руководителя управы Левобережного района городского округа город Воронеж от 22.12.2008 г. №1955 молодая семья из трех человек в составе: ФИО1(супруг), ФИО2 (супруга), ФИО4 (дочь) признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий с 17.11.2008 г. (л.д. 15).

Сообщением Администрации городского округа город Воронеж Воронежской области Управления организации работы с молодежью, удостоверяется, что семья В-вых (супруг, супруга и дочь) являлась участником программы «Молодая семья – доступное жилье 2005-2010 г.г.» (л.д. 17).

ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: г.Воронеж, ул. <адрес>, <адрес>м. По указанному адресу зарегистрировано еще 4 человека: ФИО2 (супруга), ФИО4 (дочь), ФИО5 (мать), ФИО6 (отец) (л.д. 32).

ФИО18 принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/4 доле ФИО5, ФИО1, ФИО6, ФИО7 (сестра ФИО1) (л.д. 34-37).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг., в собственности ФИО3 находится <адрес>. 126 А по <адрес>, общей площадью – 42,2 кв.м.(л.д. 126).

На основании Приказа администрации городского округа <адрес> Управления жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО12 в составе трех человек исключена из списка участников программы «Молодой семье – доступное жилье» (л.д. 22).

Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В пункте 11 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации

5

разъяснил, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Судебная коллегия считает, что на основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцы являются членами одной семьи с родителями ФИО5 и ФИО6, поскольку зарегистрированы и проживают в одной квартире, истец ФИО8 является сособственником квартиры наравне с его отцом, матерью и сестрой.

Доводы апелляционной жалобы В-вых о том, что судом неправильно применены нормы материального права, поскольку их семья отвечала всем требованиям для признания ее участницей программы «Молодой семье - доступное жилье (2011-2015гг.)», судебная коллегия считает несостоятельными.

На основании Постановления Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы», решением Воронежской городской думы от 23.06.2005 г. № 77-II в целях создания системы муниципальной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и для улучшения демографической ситуации в городе Воронеже утверждена муниципальная целевая программа улучшения жилищных условий молодых семей и молодежи "Молодой семье - доступное жилье" (2005 - 2010 годы).

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Одним из обязательных условий участия молодой семьи в подпрограмме является признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий (пп. "б" п. 5 Правил), под которыми применительно к настоящим Правилам понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении

6

жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 6 Правил).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления жилой площади, установленной данным органом.

Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 07.04.2016 г. № 242 «Об утверждении административного регламента Администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги «Признание нуждающимися в предоставлении жилых помещений отдельных категорий граждан» утверждено, что при наличии у членов молодой семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно решению Воронежской городской Думы № 102-11 от 07.07.2005 года «Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения» в г. Воронеже учетная норма составляет 11 кв. м общей площади на одного человека.

Таким образом, как правильно установил суд, заявитель и члены семьи не являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным программой «Молодой семье - доступное жилье (2011-2015гг.)», так как на каждого члена семьи приходится 18,5 кв. метров жилой площади, т.е. более учетной нормы.

Судебная коллегия считает, что на основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что приказ № 593 от 29.04.2014 г. «Об отказе молодой семье ФИО1 в признании нуждающейся в жилом помещении» является законным, поскольку молодая семья не отвечает

7

всем требованиям, предъявляемым к участникам программы «Молодой семье - доступное жилье (2011-2015гг.)».

Доводы апелляционной жалобы о том, что родители ФИО1 не являются членами его семьи, и, следовательно, принадлежащая им собственность не должна учитываться при определении нуждаемости молодой семьи в жилом помещении, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.

Нормы процессуального права, влекущие отмену решения суда, при рассмотрении дела также не нарушены.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Советского районного суда г. Воронежа от 27 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО8 ФИО19, ФИО8 ФИО20, - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: