Судья: Маркова Н.В. гр.дело № 33-4727/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Самара 28 мая 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Гороховика А.С.
Судей: Акининой О.А., Захарова С.В.
При секретаре: Гапотченко Е.Ю.
С участием прокурора Кушнирчук А.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Мэри г.о. Тольятти и ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 13 марта 2013 года, которым постановлено:
Возложить на Мэрию г.о.Тольятти обязанность прекратить трудовой договор с ФИО1 по должности заместитель руководителя департамента социальной поддержки населения Мэрии г.о.Тольятти - руководителя управления социальных льгот и выплат.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав объяснение представителя Мэрии г.о. Тольятти – ФИО2, по доверенности, подержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Кушнирчук А.И., полагавшего решение оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г.о.Тольятти обратился в суд с иском к Мэрии г.о.Тольятти, ФИО1 о прекращении трудовых отношений. В обоснование требований указал, что при проверке соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в Мэрии г.о.Тольятти установлено, что 06.06.2012 года между ответчиками заключен трудовой договор, согласно которому ФИО1 принята на работу в Мэрию г.о.Тольятти на должность муниципальной службы – консультант заместителя мэра. 13.08.2012 года сторонами заключен трудовой договор, согласно которому ФИО1 принята на должность муниципальной службы – заместитель руководителя департамента социальной поддержки населения - руководитель управления социальных льгот и выплат. Диплом о высшем образовании по специальности «юриспруденция» выдан ФИО1 29.02.2008 года.
До назначения на должность ФИО1 не имела стажа работы по специальности 5 лет, что в данном случае является основанием для расторжения трудового договора на основании п.11 ст.77 и ст. 84 Трудового кодекса РФ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на положения п. 11 ст. 77, ст. 84 Трудового кодекса РФ, п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», уточнив свои исковые требования, прокурор г.о.Тольятти просил суд обязать Мэрию г.о.Тольятти прекратить трудовой договор с ФИО1 по должности заместитель руководителя департамента социальной поддержки населения Мэрии г.о.Тольятти – руководителя управления социальных льгот и выплат.
Судом постановлено указанное выше решение.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд пришел к выводу о том, что ФИО1 на момент заключения трудового договора не соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым к стажу муниципальной (государственной службы) или стажу работы по специальности, необходимому для замещения должности муниципальной службы, в связи с чем, в силу закона исключается продолжение пребывание в должности муниципального служащего работника, принятого с нарушением требований закона о стаже и образовании.
Заявитель апелляционной жалобы – ФИО1 не согласна с решением суда. При этом указывает, что на момент вынесения решения суда трудовой стаж работы ФИО1 после получения высшего образования составлял более 5 лет. Также указывает в жалобе, что суд в резолютивной части решения не указал основание прекращения трудового договора.
Считает, что до поступления ФИО1 на муниципальную службу, опыт ее работы по специальности был учтен работодателем в качестве квалификационного требования при приеме на работу.
Мэрия г.о. Тольятти не согласна с приняты решением, так как полагает, что судом неправильно применены нормы материального права.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель мэрии г.о. Тольятти поддержал доводы жалобы.
Прокурор просил решение оставить без изменения.
ФИО1 не явилась в заседание судебной коллегии, извещена надлежащим образом.
Исследовав доказательства по делу, выслушав объяснения лиц, участвующих в заседании судебной коллегии, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст.42 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно ст.10 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
В силу ст.8 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности муниципальной службы;
2) главные должности муниципальной службы;
3) ведущие должности муниципальной службы;
4) старшие должности муниципальной службы;
5) младшие должности муниципальной службы.
Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.9 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В соответствии с Законом Самарской области от 30.12.2005 «О Реестре должностей муниципальной службы в Самарской области» к категории «руководители» высшей группы отнесены руководитель департамента, комитета, управления и заместитель руководителя департамента, комитета, управления.
В силу ст.6 Закона Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области», для замещения должностей муниципальной службы в Самарской области квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Для категории "руководители" всех групп должностей необходимым условием является наличие высшего профессионального образования.
Для категорий "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей необходимо образование не ниже среднего профессионального.
Для категории "обеспечивающие специалисты" всех групп должностей необходимо образование не ниже среднего (полного) общего.
К стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности устанавливаются следующие требования:
1) для должностей муниципальной службы категории "руководители" высшей группы - не менее двух лет работы на главных должностях муниципальной (государственной) службы либо на иных руководящих должностях;
2) для должностей муниципальной службы категории "руководители" иных групп - не менее одного года работы на ведущих должностях муниципальной (государственной) службы либо на иных руководящих должностях.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам муниципального служащего в Самарской области, необходимым для исполнения им должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами с учетом задач и функций органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, лица, замещающего муниципальную должность.
Постановлением мэра городского округа Тольятти Самарской области от 16.05.2008 N 1003-1/п «Об утверждении Перечня квалификационных требований к должностям муниципальной службы в городском округе Тольятти» определены квалификационные требования к лицу, занимающему должность руководителя и заместителя руководителя департамента:
по уровню и профилю образования - высшее образование по специальности в соответствии с профилем деятельности, предусмотренным должностной инструкцией по замещаемой должности;
по опыту (стажу) работы - стаж муниципальной (государственной) службы на главных должностях данной категории не менее 2 лет либо стаж работы по специальности не менее 5 лет.
Судом установлено, 06.06.2012 г. между мэрией г.о. Тольятти (работодателем) и ФИО1 (работником) заключен трудовой договор на должность муниципальной службы – консультант заместителя мэра.
Распоряжением мэра г.о.Тольятти от 13.08.2012 года ФИО1 с 01.08.2012 года переведена на должность муниципальной службы - заместителя руководителя департамента – руководителя управления социальных льгот и выплат департамента социальной поддержки населения Мэрии г.о.Тольятти.
13.08.2012 г. между мэрией г.о. Тольятти и ФИО1 заключен бессрочный трудовой договор с 01.08.2012 года.
Из материалов гражданского дела видно, что до назначения ФИО1 на должность муниципального служащего, она занимала следующие должности: в период времени с 23.10.2006 года по 04.09.2007 года работала секретарем судебного заседания Волжского районного суда Самарской области на условиях срочного трудового контракта.
С 04.09.2007 года переведена на должность федеральной государственной гражданской службы секретаря судебного заседания на условиях постоянного служебного контракта.
С 06.10.2008 года переведена на должность федеральной государственной гражданской службы помощника председателя суда.
С 11.01.2011 года по 09.03.2011 года ФИО1 замещала должность государственной гражданской службы начальника общего отдела суда.
С 10.03.2011 года по 14.05.2012 года работала помощником депутата г.о.Самара.
Решением государственной аттестационной комиссии от 21.02.2008 года ФИО1 присуждена квалификация юрист по специальности «Юриспруденция» (регистрационный номер диплома 419 от 29.02.2008 года).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22.08.1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определено, что освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему.
Квалификация (степень) "бакалавр", квалификация (степень) "специалист", квалификация (степень) "магистр" при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.
Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.
Согласно ст. 7 названного закона лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем уровне образования.
При этом суд правильно указал, что законодатель связывает наступление права претендовать на занятие муниципальной должности с моментом присвоения лицу квалификации и получением документов о соответствующем уровне образования.
Принимая во внимание время получения диплома о высшем образовании, суд сделал правильный вывод о том, что на момент занятия должности муниципальной службы (01.08.2012 года) у ФИО1 отсутствовал требуемый стаж работы по специальности 5 лет.
При этом суд обоснованно не принял во внимание доводы ответчиков о работе ФИО1 по юридической специальности до получения высшего образования, поскольку указанные периоды не могут быть включены в необходимый стаж работы по смыслу закона.
Также обоснованно судом не приняты во внимание доводы ответчиков о том, что действующее законодательство предусматривает различные уровни подготовки специалистов, в том числе на базе основного общего и среднего (полного) общего образования, в связи с чем, стаж работы по специальности, необходимый для занятия должности муниципальной службы, может быть выработан как до получения высшего образования, так и после его получения, а работодатель наделен правом самостоятельно определять наличие или отсутствие у претендента на должность необходимого стажа и опыта работы по специальности, поскольку по смыслу ст.6 Закона Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области», Постановления Мэра г.о.Тольятти Самарской области от 16.05.2008 N 1003-1/п во взаимосвязи с нормами Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» требуемый для занятия должности муниципальной службы стаж должен быть выработан именно по специальности, полученной в высшем учебном заведении.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что ФИО1 на момент заключения трудового договора не соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым к стажу муниципальной (государственной службы) или стажу работы по специальности, необходимому для замещения должности муниципальной службы.
Судом установлено, что период работы ФИО1 в должности помощника депутата г.о.Самара с 10.03.2011 года по 14.05.2012 года учтен ответчиком при определении стажа работы истца по специальности, требуемого для замещения должности муниципальной службы.
Между тем, должностная инструкция помощника депутата Думы г.о.Самара, действовавшая в период работы ФИО1, требований к уровню образования работника и наличию у него специальности не предъявляет.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст.77 Трудового кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является, в том числе нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 настоящего Кодекса).
Согласно статье 84 Трудового кодекса РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в том числе, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Поскольку судом установлено, что прием на работу ФИО1 был осуществлен с нарушением законодательства, то судебная коллегия полагает, что обоснованно признал прекращение трудовых отношений между мэрией г.о.Тольятти и ФИО1 единственным способом пресечения нарушения законодательства.
Доводы апелляционных жалоб проверены в полном объеме, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
Довод апелляционных жалоб о том, что в резолютивной части решения суда не указано основание прекращения трудового договора, не является основанием к отмене решения, поскольку придя к выводу о том, что ФИО1 принята на работу с нарушением действующего законодательства, и придя к выводу о невозможности дальнейшего пребывания на должности муниципального служащего, суд постановил верное решение о возложении обязанности на Мэра г.о. Тольятти прекратить трудовой договор с ФИО1, не нарушив при этом право работодателя и работника избрать основание для увольнения муниципального служащего в соответствии с Трудовым кодексом РФ, и законом "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Другие доводы апелляционных жалоб также не могут служить основанием к отмене решения, поскольку все обстоятельства, на которые указано в жалобе были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
В соответствии с изложенным, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 13 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: