УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кочергаева О.П. Дело № 33-472/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 14 февраля 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.,
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 28 ноября 2016 года, по которому постановлено:
Уточненные исковые требования прокурора г. Димитровграда в интересах Хакимова Р.Р. к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства строительства , жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Хакимова Р*** Р*** жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство строительства , жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Хакимова Р*** Р*** жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании «Город Димитровград » Ульяновской области.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., мнение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор г.Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах Хакимова Р.Р., обратился в суд с иском к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, отделу опеки и попечительства администрации МО «Город Димитровград», Правительству Ульяновской области о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что Хакимов Р.Р., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: его родители решением Цильнинского районного суда Ульяновской области от 17.04.2008 лишены родительских прав, Хакимов Р.Р. помещен в детское воспитательное учреждение, за несовершеннолетним закреплено право на жилую площадь по адресу: ***. Впоследствии межведомственной комиссией при администрации МО «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района от *** закрепленное за Хакимовым Р.Р. жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания. В настоящее время Хакимов Р.Р. обучается в *** и проживает в общежитии данной образовательной организации. Согласно справкам, предоставленным управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, а также БТИ, Хакимов Р.Р. не является собственником жилого помещения. *** Хакимов Р.Р. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Хакимова Р.Р. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, обязав Министерство обеспечить
Хакимова Р.Р. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании «Город Димитровград» Ульяновской области.
Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 №466-П Хакимов Р.Р. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 4000 рублей с приложением соответствующих документов
В возражении на апелляционную жалобу прокурор г.Димитровграда Ульяновской области просит решение суда оставить без изменений, а жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Хакимов Р.Р., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: его родители решением Цильнинского районного суда Ульяновской области от 17.04.2008 лишены родительских прав, Хакимов Р.Р. помещен в детское воспитательное учреждение, за несовершеннолетним закреплено право на жилую площадь по адресу: ***. Впоследствии межведомственной комиссией при администрации МО «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района от *** закрпеленное за Хакимовым Р.Р. жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания. В настоящее время Хакимов Р.Р. обучается в *** и проживает в общежитии данной образовательной организации.. Согласно справкам, предоставленным управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, а также БТИ Хакимов Р.Р. не является собственником жилого помещения. *** Хакимов Р.Р. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.
Поскольку Хакимов Р.Р. до настоящего времени жильем не обеспечен, прокурор г.Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора г.Димитровграда Ульяновской области, действующего в интересах Хакимова Р.Р., не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.
При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» от 21.12.2012 № 200-ЗО дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области; 2) по месту окончания пребывания в образовательной организации или иной организации, в том числе в учреждении социального обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье; 5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.
Поскольку Хакимов Р.Р., относящийся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем, достиг возраста 18 лет, жилья на праве собственности либо по договору социального найма не имеет, суд пришел к правильному выводу о том, что он подлежит обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
Доводы, приведенные Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия жилья на территории муниципального образования и наличия очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.
Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем таких детей. Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Ссылки в жалобе на возможность получения компенсации за наем жилья основанием к отмене решения суда не являются, так как не являются основанием для освобождения ответчика от возложенных на него обязанностей.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 04.04.2016 № 7/141-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 454-П» внесены изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 454-П «Об утверждении Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области»: наименование после слов «о Министерстве» дополнено словом «промышленности», в связи с чем, необходимо указать в решении суда наименование ответчика - Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 28 ноября 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.
Указать в решении наименование ответчика - Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
Председательствующий
Судьи: