Судья Магомедов М.Г.
Дело №33-4735/2013г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Махачкала 13 декабря 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Сидоренко М.И.,
судей Османова Т.С. и Багаутдиновой Ш.М.,
при секретаре Алиевой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации ФИО1 на решение Каспийского городского суда от 21октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Османова Т.С., выслушав объяснения представителя Муниципального автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа» «город Каспийск» ФИО2, полагавшего решение суда законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО3 обратилась в Каспийский городской суд с иском к Администрации ГО «город Каспийск и МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг ГО «город Каспийск» о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 23 августа 2013 года в размере <.> руб.
Требования обоснованы тем, что она является получателем субсидий, что подтверждается справкой МАУ «МФЦ». Органом, уполномоченным на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, является муниципальное автономное учреждение «МФЦ». Это учреждение приняло решение о назначении, рассчитывает и начисляет ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Правила предоставления субсидий в Российской Федерации регламентируются Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Согласно п. 66 Правил финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, а порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 71 Правил). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Правительством Республики Дагестан постановлением от 26 августа 2011 года № 294 утвержден Порядок перечисления (выплаты вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республики Дагестан. В соответствии со ст. 5 Закона РД от 24 декабря 2007 года № 68 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского фонда компенсаций, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год. Фактическим получателем указанных субвенций в городском округе «город Каспийск» является администрация городского округа «город Каспийск» которая на основании произведенных МАУ «МФЦ ГО «город Каспийск» начислений, должна перечислять полученные денежные средства на открытые получателями субвенций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно ч. 4 ст.159 ЖК РФ субсидии перечисляются гражданами до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного ч.1ст.155 ЖК РФ, согласно которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносятся ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Согласно п.п. 111,112 Приказа Минрегиона РФ № 58 Мининздравсоцразвития № 403 от 26 мая 2006 года финансирование расходов на обеспечение предоставления субсидий гражданам должно обеспечить ежемесячное перечисление бюджетных средств на банковские счета граждан или выплату «доставку» через организации связи или выплату из кассы уполномоченного органа в полном объеме начисленных субсидий до начала срока оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. С целью недопущения нарушения сроков предоставления гражданам субсидий из-за возможной задержки предоставления субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует предусмотреть использование механизма кредитования банком местного бюджета. Для этого органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует заключать соответствующие договоры с кредитными организациями ответственным за погашение банковского кредита, включая проценты, должен признаваться орган исполнения регионального бюджета. Ответчик не выполняет возложенные на него обязательства.
Решением Каспийского городского суда от 21 октября 2013 года постановлено:
«Иск ФИО3 к Администрации ГО «город Каспийск» и Муниципальному автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа» «город Каспийск» о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации ГО «город Каспийск» в пользу ФИО3 задолженность по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 23 августа 2013 года включительно в размере <.> рублей <.> копеек из денежных средств, перечисленных Министерством финансов Республики Дагестан для финансирования расходов связанных с предоставлением гражданам субсидий.
В части требований к Муниципальному автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского округа «город Каспийск» - отказать».
В апелляционной жалобе представитель Администрации ГО «город Каспийск» ФИО1 просит отменить решение Каспийского городского суда от 21 октября 2013 года и принять новое решение об отказе в исковом заявлении.
В соответствии со ст.5 Закона Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года № 68 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики Дагестан по представлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенции из республиканского фонда компенсации, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.
Согласно п.1 ч. 2 ст. 4 Закона от 24 декабря 2007 года № 68 органы государственной власти Республики Дагестан обязаны своевременно и в полном объеме доводить до бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан (далее – местные бюджеты) субвенции на осуществление государственных полномочий;
В соответствии с п. 10 Порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республики Дагестан утвержденного Постановлением Правительства РД от 26 августа 2011 года № 294 Министерство финансов Республики Дагестан:
перечисляет бюджетам муниципальных образований средств на финансирование расходов по предоставлению субсидий получателям с учетом ежемесячного представляемых ГУ «РЦС» предложений, составленных на основании представленных уполномоченными органами отчетов по установленной форме, согласованных с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан;
осуществляет финансирование расходов в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Дагестан в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на предоставление субсидий получателям с учетом расходов на содержание служб субсидий администраций муниципальных районов и городских округов и пределах средств, предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах.
Также указывает, что обязанность по выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лежит на Министерстве финансов РД, которое свои обязательства по оплате субсидий исполняет в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, как законное и обоснованное.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 01 ноября 2010 года ФИО3 являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума, максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 ЖК РФ, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Постановлением Правительства Российской Федерации 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, разработанные в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.66 указанных Правил финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, а порядок перечисления субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Правительством Республики Дагестан Постановлением от 26 августа 2011 года № 294 утвержден Порядок перечисления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан.
Контроль за исполнением указанного постановления возложено на Министерство финансов Республики Дагестан и на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
Согласно п.п. 6, 10, 11, 12 Порядка перечисления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан средства на предоставление субсидий предусматриваются в республиканском фонде компенсаций, образуемом в составе республиканского бюджета Республики Дагестан, с распределением их по городам и районам и перечисляются на финансирование указанных расходов бюджетам муниципальных образований целевым назначением в виде субвенций.
Министерство Финансов Республики Дагестан перечисляет бюджетам муниципальных организаций средства на финансирование расходов по предоставлению субсидий получателям с учетом ежемесячно представляемых ГУ «РЦС» предложений, составленных на основании представленных уполномоченными органами отчетов по установленной форме, согласованных с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан; осуществляет финансирование расходов в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Дагестан в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на предоставление субсидий получателям с учетом расходов на содержание служб субсидий администраций муниципальных районов и городских округов и в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах; ежемесячно представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан и ГУ «РЦС» сведения о перечисленных бюджетам муниципальных образований средств на финансирование расходов по предоставлению субсидий. Финансирование расходов, связанных с доставкой и пересылкой субсидий гражданам, проживающим на территории Республики Дагестан, через кредитные организации, организации связи и кассы уполномоченных органов, осуществляется за счет средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Республики Дагестан на обеспечение предоставления гражданам субсидий. Ответственность за целевое использование денежных средств, предусмотренных для выплаты субсидий, несет администрация соответствующего муниципального образования.
В соответствии со ст.5 Закона РД от 24 декабря 2007 года № 68 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского фонда компенсаций, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.
Фактическим получателем субвенций в городском округе «город Каспийск» является администрация городского округа «город Каспийск», которая на основании произведенных МАУ МФЦ начислений должна перечислять полученные денежные средства на открытые получателями субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг банковские счета.
Согласно п.п. 111, 112 Приказа Минрегиона РФ № 58, Минздравсоцразвития № 403 от 26 мая 2006 года финансирование расходов на обеспечение предоставления субсидий гражданам должно обеспечить ежемесячное перечисление бюджетных средств на банковские счета граждан или выплату через организации связи или выплату из кассы уполномоченного органа в полном объеме начисленных субсидий до начала срока оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. С целью недопущения нарушения сроков предоставления гражданам субсидий из-за возможной задержки предоставления субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации органом государственной власти субъекта Российской Федерации следует предусмотреть использование механизма кредитования банком местного бюджета. Для этого органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует заключить соответствующие договоры с кредитными организациями. Ответственным за погашение банковского кредита, включая проценты, должен признаваться орган исполнения регионального бюджета.
Судом установлено, что ответственным за своевременное перечисление субсидий гражданам – получателям субсидий является орган местного самоуправления, т.е. администрация города ГО «город Каспийск».
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из имеющейся в материалах дела справки от 23 августа 2013 года, выданной МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», расчет задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении ФИО3 по субсидиям на 23 августа 2013 года составляет <.> рублей.
Судебная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что ответчик Администрация ГО «город Каспийск» не выполняет в должной мере обязательств, возложенных на него законом по своевременной выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При изложенных обстоятельствах, учитывая незаконность невыплаты субсидии истице, принимая во внимание отсутствие злоупотребления правом со стороны истицы, не получающей субсидии по месту регистрации по постоянному месту жительства, судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о наличии у истицы права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг по состоянию на 23 августа 2013 года.
Выводы суда первой инстанции надлежащим образом мотивированы в решении, не противоречат материалам дела и требованиям закона, доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к их переоценке без достаточных к тому оснований, не могут служить основанием к изменению решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, требованиями материального и процессуального закона.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы представителя администрации городского округа «город Каспийск» ФИО1 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Каспийского городского суда от 21 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа «город Каспийск» ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: Сидоренко М.И.
судьи: Османов Т.С.
Багаутдинова