Судья Ландаренкова Н.А. Дело № 33-4738
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 ноября 2013 года г.Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе: председательствующего - Козловой А.А.,
судей - Мацкив Л.Ю. и Шнытко С.М.,
при секретаре - Соломахиной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 02 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Козловой А.А., объяснения ФИО1 и его представителя ФИО2, возражения ФИО3 – представителя Военного комиссариата Смоленской области, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд к Военному комиссариату Смоленской области, Центральной комиссии Министерства обороны РФ и Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее – Военный комиссариат, Центральная комиссия МО РФ, Комиссия Западного военного округа) с иском о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, ссылаясь на необоснованный отказ последней ввиду непредставления документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях на территории вооружённого конфликта Чеченской Республики в период с 1 по 20 декабря 1994 года в составе авиационной группировки экипажа ..., местом базирования которого являлся аэродром ... (л.д. 3-4).
Решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 02.09.2013г. требование истца оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения с учётом доводов жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим отмене.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении иска, суд исходил из тех обстоятельств, что выполнение задач в воздушном пространстве над территорией Чеченской Республики при условии вылета с сопредельной территории – аэродрома ..., - доказательством фактического участия его в боевых действиях не является и, как следствие, - основанием для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий»; непосредственное участие истца в боевых действиях в период командировки с 30.11.1994г. по 20.12.1994г. материалами дела не подтверждено.
Судебная коллегия не может согласиться с этим выводом суда ввиду следующего.
В силу п.п.1 п.1 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон № 5-ФЗ) к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.
Согласно положениям абзаца 15 раздела III названного Перечня, во взаимосвязи с положениями абзаца 2 пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.12.2001г. № 896 «О зонах вооружённых конфликтов», лица, выполнявшие задачи в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесённых к зоне вооружённого конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, являются ветеранами боевых действий.
Из материалов дела следует, что капитан ФИО1 приказом командира войсковой части ... от 06.09.1990г. № 203 (с 01.11.1990г. это войсковая часть ...) был зачислен в списки личного состава части и назначен на должность ... наведения комплекса .... Приказом ГК В ПВО № 0226 от 13.05.1997г. майор ФИО1 исключён из списков личного состава части в связи с увольнением по основанию, предусмотренному п. «а» ч.2 ст.49 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» (л.д. 6).
По сообщению начальника штаба войсковой части ... от (дата) № директивами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ и Главного штаба Войск ПВО при планировании проведения контртеррористической операции по блокированию и разоружению незаконных формирований была усилена авиационная группировка пятью экипажами ... с базированием на аэродроме ..., которые с декабря 1994 года по июнь 1995 года по боевым приказам привлекались к выполнению полётных заданий по наращиванию радиолокационного поля и управления экипажами истребительной авиации Северо-Кавказской зоны ПВО над территорией Чеченской Республики, директивные указания вышестоящих штабов и боевые приказы корпуса уничтожены по истечению срока хранения (л.д.8, оборот).
В период с 30.11.1994г. по 20.12.1994г. истец находился в командировке: участвовал в составе экипажа ... с базированием на аэродроме ....
06.12.2012г. ФИО1 обратился в Комиссию Западного военного округа с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, которая 31.01.2013г. отказала ему в этом ввиду непредставления документов, перечисленных в п.9 Порядка выдачи удостоверений ветеранам боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий), утверждённого приказом Министра Обороны РФ от 11 августа 2012 года № 2288 (л.д.8, 14).
Статьёй 7 Закона РФ от 21.01.1993г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья…, а также выполняющим задачи при вооружённых конфликтах» установлено, что Правительство РФ определяет порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах.
В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 31.03.1994г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» периоды выполнения военнослужащими задач при вооружённых конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Абзацем 5 п.9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий, предусмотрено, что для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, необходимо представить документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей: выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
ФИО1, действительно, вышеперечисленные документы не представлены. Однако им в подтверждение обоснованности своего требования за весь период командировки представлены листки постановки боевых задач, из которых усматривается, что экипаж ..., в состав которого входил истец, совместно с истребительной авиацией участвовал в боевых действиях в воздушном пространстве над территорией Чеченской Республики.
Эти документы, считает судебная коллегия, являются допустимыми доказательствами по делу (ст.ст.55, 60 ГПК РФ).
По сообщению командира войсковой части ... от (дата) № для организации боевого применения самолётов ... предусматривались, в том числе, оперативные аэродромы, находящиеся на удалении 350-600 км от зон дежурства, которые располагались как над территорией Чечни, так и вблизи линии фронта. При выполнении боевых полётных заданий в декабре 1994 года зона дежурства этих самолётов находилась над территорией Чечни ( л.д.40-41).
В этой связи факт базирования ... на аэродроме ... не опровергает доводы истца об его участии в боевых действиях в Чеченской Республике.
При таких обстоятельствах решение об отказе ФИО1 в заявленном требовании нельзя признать законным и обоснованным, оно на основании п.п.1, 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска.
Статьёй 16 Закона № 5-ФЗ установлены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, а реализация таких мер осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца (ст.28 Закона).
Исходя из анализа положений раздела 3 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий и постановления Правительства РФ от 19.12.2003г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», обязанность оформлению и выдаче удостоверения ветерана боевых действий относится к компетенции Комиссии Западного военного округа.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым обязанность по оформлению и выдаче ФИО1 данного удостоверения возложить именно на указанную комиссию.
Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 02 сентября 2013 года в части отказа ФИО1 в удовлетворении требований к Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий отменить и по делу вынести новое решение.
Обязать Комиссию Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий оформить и выдать ФИО1 удостоверение ветерана боевых действий.
В остальной части данное решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: