ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4743 от 24.07.2015 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33-4743

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего И.А. Чемякиной,

судей О.В. Герасимовой, Е.П. Иском

при секретаре А.С. Солоха

рассмотрела в судебном заседании 24 июля 2015 года дело по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю об оспаривании представления прокурора Центрального района г.Хабаровска от 09.02.2015 г. «Об устранении нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», по апелляционной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 19 мая 2015 года.

Заслушав доклад судьи Иском Е.П., представителя. ГУ МЧС России по Хабаровскому краю Попова К.В., прокурора Н.А.Лазаревой, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ГУ МЧС России по Хабаровскому краю обратилось в суд с заявлением об оспаривании представления прокурора Центрального района г.Хабаровска от 09.02.2015 г. «Об устранении нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Представление прокурором было внесено на том основании, что внесение изменений в ежегодный план плановых проверок ОНД по Центральному району, на основании указанном должностными лицами отдела надзорной деятельности, противоречит требованиям вышеназванного законодательства, поскольку не относится ни к одному из предусмотренных правовыми нормами основанию.

С данным представлением ГУ МЧС России по Хабаровскому краю не согласно, считает его не обоснованным и подлежащим отмене. Поскольку ежегодное планирование проведения проверок соблюдения требований пожарной безопасности, осуществляется в отношении объектов защиты, а не в отношении их собственников и иных владельцев, то есть юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В этой связи, отделом надзорной деятельности по Центральному району г.Хабаровска при планировании объектов защиты для проведении плановых проверок в области пожарной безопасности на 2015 г., на основании ст.6.1 ФЗ «О пожарной безопасности», был запланирован объект защиты, расположенный по <адрес>. В план было включено юридическое лицо - ООО <данные изъяты>, осуществляющее деятельность по указанному адресу. В ходе подготовки к проведению плановой проверки объекта защиты - административного здания по <адрес> было установлено, что ответственным за обеспечение требований пожарной безопасности, является ООО <данные изъяты>, как лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. В связи с чем, было издано распоряжение начальника отдела надзорной деятельности по Центральному району Хабаровска о внесении изменений в план плановых проверок на 2015 г. в части уточнения установленных данных юридического лица. Кроме того, согласно сведений из единого государственного реестра юридических лиц руководителем ООО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> являются одно и то же физическое лицо – ФИО1. Просит признать необоснованным и отменить представление прокурора Центрального района Хабаровска от 09.02.2015 г. «Об устранении нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля».

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 19 мая 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю К.В. Попов с решением суда не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Полагает, что в ходе рассмотрения дела, судом не учтены ошибки, изложенные в представлении прокурора в названии ежегодного плана, внесенных изменений в «Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», утвержденных постановлением Правительства РФ № 489 от 30.06.2010 г. Указывает, что ежегодное планирование проведения проверок соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется, прежде всего в отношении объектов защиты, а не в отношении их собственников и иных владельцев, то есть юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В этой связи, наступление предусмотренного утвержденным в установленном порядке планом проверок срока проведения очередной плановой проверки конкретного объекта защиты, является необходимым и достаточным в силу ч.3 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294 ФЗ. При этом смена собственника (наименования юридического лица) подлежащего плановой проверке объекта защиты, не указанного в плане от 21.12.1994 № 69- ФЗ не может служить препятствием для проведения соответствующей проверки. В этой связи, ОНД при планировании объектов защиты, для проведения плановых проверок в области пожарной безопасности на 2015 год, на основании ст.6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ был запланирован объект защиты расположенный по <адрес>, было включено юридическое лицо ООО <данные изъяты> осуществляющее деятельность по данному адресу. В ходе подготовки к проведению плановой проверки было установлено, что ответственным за обеспечение требований пожарной безопасности, в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, является ООО <данные изъяты>, как лицо уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. В свою очередь, ООО <данные изъяты> арендует незначительную часть помещений (кафе-бар) по указанному адресу, и отвечает за обеспечение пожарной безопасности в арендуемых помещениях. В связи с чем, было издано распоряжение начальника ОНД о внесении изменений в План проверок объектов защиты, в части уточнения установочных данных юридического лица. Кроме того, согласно сведений Единого государственного реестра юридических лиц руководителем ООО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> является одно и тоже физическое лицо ФИО1 Просит решение суда отменить, по делу вынести новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Центрального районного суда г.Хабаровска Р.В. Стеблянских просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).

Как установлено, судом и следует из материалов дела, отделом надзорной деятельности по Центральному району г.Хабаровска ГУ МЧС России по Хабаровскому краю утвержден ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 г.

Как следует из плана, утверждена проверка в отношении юридического лица - ООО <данные изъяты> административное здание, место нахождения - <адрес>, место фактического осуществления деятельности юридического лица - <адрес>, место нахождения объекта - <адрес>. Месяц проведения проверки - 1.

Распоряжением от 20 января 2015 г. начальника отдела надзорной деятельности по Центральному району г.Хабаровска управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю внесены изменения в план плановых проверок на 2015 г., из которых следует, что при подготовке к проведению плановой выездной проверки в отношении собственника объекта защиты - ООО <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что правообладателем объекта является ООО <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес>, место фактического осуществления деятельности <данные изъяты>, место фактического осуществления деятельности <данные изъяты>

Как следует из распоряжения , в связи с изложенным и в соответствии с подпунктами «а»-«г» пункта 3 пункта 7 Постановления Правительства РФ от 30.06.2010 г. № 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», внесены следующие изменения: в графе проверки в столбце: «Место нахождения ЮЛ» - <адрес>, заменены на <адрес>; в графе проверки в столбце: «Наименование юридического лица (ЮЛ) (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя (ИП)), деятельность которого подлежит проверке», слова ООО <данные изъяты> заменены на слова ООО <данные изъяты>; в графе проверки в столбце: «Основной государственный регистрационный номер (ОГРН), цифры заменены на , в графе проверки в столбце: «Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)», цифры заменены на цифры ; в графе проверки в столбце: «Месяц начала проведения проверки», цифра 1, заменена на цифру 2.Указанные изменения размещены на официальном сайте в сети Интернет, направлены в УНД и ПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, в прокуратуру Центрального района г.Хабаровска.

Прокурором Центрального района г.Хабаровска 09.02.2015 г. внесено представление начальнику Главного управления МЧС России по Хабаровскому края, в соответствии с которым внесение указанных изменений в ежегодный план плановых проверок ОНД по Центральному району г.Хабаровска на основании, указанном должностными лицами ОНД по Центральному району г.Хабаровска, противоречит требованиям законодательства, поскольку не относится ни к одному из предусмотренных правовыми нормами основанию, в связи с чем, в представлении изложено требование безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению причин и условий, способствовавших нарушению требований законодательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 N 489 утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее Правила).

Как следует из п.7 указанных Правил, внесение изменений в ежегодный план допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

Внесение изменений в ежегодный план осуществляется в порядке, предусмотренном подпунктами "а" - "г" пункта 3 настоящих Правил.

Разрешая заявленные требования с учетом вышеприведенных норм права, суд первой инстанции обоснованно указал, что Правилами установлен исключительный и исчерпывающий перечень оснований для внесения изменений в ежегодный план проведения плановых проверок. Произвольное включение в ежегодный план проверок или исключение из него проверок юридических лиц или предпринимателей, как и срока начала проведения проверки, не допустимо.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходил из того, что согласно внесенных изменений в план плановых проверок на 2015 г., внесены изменения в отношении юридического лица - ООО <данные изъяты> с заменой на иное юридическое лицо - ООО <данные изъяты>, и, соответственно, с заменой сведений о новом юридическом лице - его основного государственного регистрационного номера, идентификационного номера налогоплательщика, изменен месяц начала проведения проверки, что является недопустимым, поскольку к изменениям, предусмотренным подпунктами «а»-«г» пункта 3 п.7 Порядка, на которые имеется ссылка в распоряжении как основание внесения изменений в план, не относится.

При этом суд пришел к обоснованному выводу о том, что представление внесено прокурором в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями закона.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку подготовка ежегодного плана проведения плановых проверок, его представление в органы прокуратуры и согласование, типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок, установлены Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», внесение изменений в ежегодный план допускается только при наличии оснований, предусмотренных вышеуказанным федеральным законом, а так же в соответствии с «Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Произвольное включение в утвержденный ежегодный план проверок или исключение из него проверок юридических лиц или предпринимателей, как и срока начала проведения проверки, кроме как установленных законом, не допустимо и действующим законодательством не предусмотрено.

При разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Решение суда отвечает требованиям ст. 198 ГПК РФ.

Доводы апелляционных жалоб сводятся к иному толкованию законодательства, судом первой инстанции данным доводам дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании представленных сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного по существу судебного постановления по доводам апелляционных жалоб не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 19 мая 2015 года по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю об оспаривании представления прокурора Центрального района г.Хабаровска от 09.02.2015 г. «Об устранении нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» - оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий И.А. Чемякина

Судьи О.В.Герасимовой

Е.П. Иском