Судья – Коновалова С.А. Дело № 33-4744/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград «25» апреля 2013 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Серышевой Н.И., Балашовой И.Б.,
при секретаре Трифанове А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционным жалобам:
администрации городского поселения р.п. Октябрьский, ФИО1, комитета по делам молодёжи Волгоградской области
на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 19 февраля 2013 года, которым,
признаны действия администрации городского поселения р.п.Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области, связанные с включением молодой семьи ФИО1 в общий сводный список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы под номером 14, незаконными.
Возложена обязанность на администрацию городского поселения р.п.Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области включить молодую семью ФИО1 в список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году под номером 1.
В остальной части заявления о признании незаконными действий администрации городского поселения р.п.Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области связанных с признанием молодых семей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Время, Донских, ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, включением в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы молодых семей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Время, Донских, ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и включением в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы молодых семей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Время, Донских, ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 перед семьей ФИО1 – отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Серышевой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С учетом измененных и уточненных требований ФИО1 просил признать действия администрации городского поселения р.п.Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области связанные с признанием молодых семей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Время, Донских, ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 года и включением их в список участников, а также в список участников перед семьей ФИО1, включение молодой семьи ФИО1 в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы под номером 14 незаконными и обязании включить в программу в 2013 году под номером 1.
В обоснование заявления указал, что в сентябре 2012 года он обратился в администрацию городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области с заявлением от 7 сентября 2012 года с вопросом о том, под каким номером включена его молодая семья в список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в 2012 году. Согласно письму администрации городского поселения р.п. Октябрьский от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-з его семья находится в общем сводном списке под номером 16.
Между тем, он обратился от имени своей молодой семьи в администрацию городского поселения р.п. Октябрьский с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 года ДД.ММ.ГГГГ первым, приложив все необходимые документы. Постановлением главы администрации городского поселения р.п. Октябрьский от ДД.ММ.ГГГГ № <...> его семья была включена в состав участников указанной подпрограммы, а из письма администрации городского поселения № <...> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период действия подпрограммы его семья первой обратилась с соответствующим заявлением.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-з администрация городского поселения р.п. Октябрьский указала основания, по которым его семья включена в список в настоящее время именно под номером 14, а именно разъяснения комитета по делам молодежи администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...>. Поскольку его молодая семья первая подала заявление на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и в соответствии с законом должна быть включена в список молодых семей под номером 1, считает, что своими действиями по включению его семьи в список молодых семей под номером 14, администрация городского поселения р.п. Октябрьский не исполнила свою Конституционную обязанность по созданию условий для реализации права на жилище в отношении молодой его семьи. В соответствии с п.20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, установленных Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 орган местного самоуправления имеет полномочия на формирование списков молодых семей - участников подпрограммы, только из тех семей, которые изъявили желание участвовать в подпрограмме и, подав заявление по установленной форме с установленными документами, были признаны участниками подпрограммы. То обстоятельство, что молодые семьи ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Донских, ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, за исключением семьи Время, не обращались в администрацию г.п. р.п. Октябрьский с установленными документами и заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, т.е. не изъявили желание участвовать в подпрограмме, прямо указывает на то, что у администрации городского поселения р.п. Октябрьский не было оснований для того, чтобы принимать решение о признании либо об отказе в признании указанных молодых семей, за исключением молодой семьи Время, участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. Следовательно, у администрации городского поселения р.п. Октябрьский не было оснований для того, чтобы включать указанные молодые семьи, за исключением молодой семьи Время, в список молодых семей - участников подпрограммы. Действия органа местного самоуправления, т.е. администрация городского поселения р.п. Октябрьский, связанные с включением его семьи в список молодых семей под номером 14, указывают на то, что порядок принятия решения о включении его семьи под номером, который должен быть определен согласно дате подачи заявления, в силу требований пунктов 20 и 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, установленных Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и пункта 2.5. Постановления администрации Волгоградской области № <...>-п от ДД.ММ.ГГГГ, не соблюден. Таким образом, считает, что администрация городского поселения р.п. Октябрьский, не руководствуясь пунктами 20 и 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, установленных Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и пунктом 2.5. Постановления администрации Волгоградской области № <...>-п от ДД.ММ.ГГГГ, при определении очередности его молодой семьи под номером 16 (согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-з), а в настоящее время под номером 14 (согласно пояснений администрации городского поселения р.п. Октябрьский) в списке молодых семей, совершила существенное несоблюдение установленного порядка формирования списков молодых семей именно по дате подачи заявления, когда такой порядок прямо установлен указанными выше пунктами 20 и 21 Правил и пунктом 2.5. Постановления администрации Волгоградской области № <...>-п от ДД.ММ.ГГГГ
Из указанных выше обстоятельств, считает, что его права и права членов его семьи на постановку в список молодых семей – участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы под номером 1 нарушены в результате действий администрации городского поселения р.п. Октябрьский, связанными с включением его молодой семьи в список молодых семей – участников подпрограммы под номером 16 (согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-з) а в настоящее время под номером 14 (согласно пояснений администрации городского поселения р.п. Октябрьский), т.е. после молодых семей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Донских, ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, которые не изъявляли добровольного желания участвовать в подпрограмме и не подавали заявления, а также после молодой семьи Время, тогда как молодая семья Время подала заявление на участие в подпрограмме значительно позже его молодой семьи.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация городского поселения р.п. Октябрьский, комитет по делам молодёжи Волгоградской области, ФИО1, обратились с апелляционными жалобами.
Администрация городского поселения р.п. Октябрьский, комитет по делам молодёжи Волгоградской области просят решение суда отменить в части удовлетворенных требований ФИО1 о признании действия администрации городского поселения р.п.Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области, связанные с включением молодой семьи ФИО1 в общий сводный список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы под номером 14, незаконными. Возложении обязанность на администрацию городского поселения р.п.Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области включить молодую семью ФИО1 в список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году под номером 1. Принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований ФИО1
ФИО1 просит решение отменить в части отказа в удовлетворении его требований о признании незаконными действий администрации городского поселения р.п.Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области связанных с признанием молодых семей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Время, Донских, ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, включением в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы молодых семей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Время, Донских, ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и включением в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы молодых семей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Время, Донских, ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 перед семьей ФИО1. Принять в этой части новое решение об удовлетворении указанных его требований.
В обоснование жалоб указали на нарушение и неправильное применение судом норм материального права и норм процессуального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель комитета по делам молодежи Волгоградской области ФИО12 поддержала доводы жалоб комитета и Администрации городского поселения р.п. Октябрьский, возражала против доводов жалобы ФИО1
Просила решение в части удовлетворенных требований ФИО1 отменить, принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1, в остальной части просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы судом извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Указанными Правилами установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе: на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года N 285.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что семьи ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Время, Донских, ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 имели право и были включены в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2002 - 2010 годы. Указанное обстоятельство подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами, также не оспаривался тот факт, что указанные семьи не получили социальные выплаты с даты постановки в список участников подпрограмм.
После 2010 года условия предоставления социальных выплат молодым семьям были установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050 от 17.12.2010, которым была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", а также Постановлением Администрации Волгоградской области N 1-п от 24.01.2011 г., которым утверждена долгосрочная областная целевая программа«Жилище» на 2011-2015 года, в рамках которой принята подпрограмма "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства", которая будет использоваться для обеспечения жильем молодых семей, получающих государственную поддержку в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области №658-п от 14.12.2010 г.
При этом п.2 Постановления Администрации Волгоградской области от 14.12.2010 N 685-п,подпрограмма "Молодой семье - доступное жилье" на 2009 - 2011 годы долгосрочной областной целевой программы "Жилище" на 2009 - 2011 годы, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 28 сентября 2009 г. N 361-п "О долгосрочной областной целевой программе "Жилище" на 2009 - 2011 годы" признана утратившей силу в части, регулирующей отношения на 2011 год, за исключением отношений, связанных с предоставленными в 2009 - 2010 годах свидетельствами о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
В п.1.2. Приложения №5 подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области №658-п от 14.12.2010 г. содержится условие, в соответствии с которым участниками подпрограммы могут быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день ежегодно утвержденного комитетом по делам молодежи Волгоградской области (далее именуется - Комитет) списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (до фактического достижения 36 лет);
б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с законодательством;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Условия признания и основания отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, содержащихся в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 аналогичны Правилам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 года N 675.
В соответствии с п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. N 285, а также пп. "а" п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 13.05.2006 г., несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 5 и п. 6 (соответственно) настоящих Правил, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами не предусмотрена, предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат.
Кроме того, судом установлено, семьи ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Время, Донских, ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 отвечали всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участником подпрограммы, однако социальная выплата указанным семьям в период с 2009-2012 годы по причинам от них независящим получена не была, что, по мнению суда, не должно каким-либо образом ущемлять права данных семей на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, так как в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.
Формирование списков участников указанной федеральной подпрограммы осуществляется на местном уровне, с последующим утверждением сводных списков на уровне субъектов РФ, а именно Комитетом по делам молодежи Волгоградской области и администрацией Октябрьского муниципального района, в указанный список участников помимо семей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Время, Донских, ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, также включена семья ФИО1, то есть включение указанных семей в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы ни коем образом не затрагивает право ФИО1 на участие в подпрограмме и их исключение нарушает конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.
При таких данных, суд, с учетом приведенных выше норм права, обоснованно отказал в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконными действий администрации городского поселения р.п.Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области связанных с признанием молодых семей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Время, Донских, ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, включением в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы молодых семей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Время, Донских, ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и включением в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы молодых семей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Время, Донских, ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 перед семьей ФИО1.
Доводы ФИО1 о том, что некоторые семьи расторгли брак либо использовали средства материнского капитала на улучшение жилищных условий и поэтому не могут участвовать в данной программе, несостоятельны к отмене решения суда, поскольку формирование списков участников указанной федеральной подпрограммы осуществляется на местном уровне, с последующим утверждением сводных списков на уровне субъектов РФ, а именно Комитетом по делам молодежи Волгоградской области и администрацией Октябрьского муниципального района, в обязанность которых входит отслеживание законности оснований участия в указанной программе молодых семей.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены в этой части решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Удовлетворяя требования ФИО1 о признании действий администрации городского поселения р.п.Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области связанных с включением молодой семьи ФИО1 в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы под номером 14 незаконными и обязании включить в программу в 2013 году под номером 1, суд исходил из того, что в администрацию городского поселения р.п. Октябрьский с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы молодой семьи Кравченко супруги ФИО1 обратились ДД.ММ.ГГГГ (предоставили все необходимые документы), то есть первыми.
Судебная коллегия находит вывод суда не основанными на фактических обстоятельствах дела и требованиях закона.
На основании анализа положений п.5 Правил подпрограммы 2002-2010 и п. 6 Правил подпрограммы 2011-2015 судом установлена аналогичность условий признания молодой семьи участницей каждой из подпрограмм и оснований отказа в признании молодой семьи участницей подпрограмм (п.18 Правил подпрограммы 2011- 2015 и п. 18 Правил подпрограммы 2002-2010).
Также идентичны и условия формирования списков названных подпрограмм:
органом местного самоуправления формируется список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (п.20 Правил подпрограммы 2011-2015 и п.21 Правил подпрограммы 2002-2010);
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируются сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание олучить социальную выплату в планируемом году и список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п.п. 22,23 Правил подпрограммы 2011-2015 и п.п.23,26 Правил подпрограммы 2002-2010).
Кроме того, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка (согласно п.21 Правил подпрограммы 2011-2015 и п.22 Правил подпрограммы 2002-2010) определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Аналогичны по своему смыслу и содержанию цели и задачи, так основной целью, указанных подпрограмм, является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы фактически идентична и базируется на принципах преемственности подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы.
На этом основании, лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы и не получившие социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2010-2015 годы.
Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника подпрограммы, и признавая тем самым ее, право на получение социальной выплаты, берет на себя определенное публично-правовое обязательство по социальной поддержке, следовательно, исключается и произвольный отказ государства от взятых на себя обязательств.
Судом установлено в отношении молодых семей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Время, Донских, ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, участвовавших в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы, но не получивших социальную выплату, согласно принципу преемственности, что они становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2010-2015 годы и подлежат включению в список молодых семей - участников Подпрограммы.
Кроме того, суд указал, что включение названных семей в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы перед семьей ФИО1 является правомерным, т.е. судом фактически подтверждена преемственность формируемых списков участников подпрограмм.
Вместе с тем, согласно "Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья" подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы и раздела VI "Механизм реализации подпрограммы" подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы реализация подпрограмм осуществляется на условиях софинансирования. При этом использование средств федерального бюджета возможно лишь путем участия в региональных программах.
Из материалов дела следует, что молодая семья ФИО1 была включена ДД.ММ.ГГГГ (по дате подачи заявления) в список молодых семей - участников подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" -областной целевой программы "Жилище" на 2007 - 2010 годы, утвержденной Законом Волгоградской области от 09 января 2007 г. № 1404-ОД одновременно постановлением администрации городского поселения р.п. Октябрьский от ДД.ММ.ГГГГ № <...> семья ФИО1 признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы.
В продолжение названной программы постановлением Администрации Волгоградской области от 28 сентября 2009 г. №361-п была утверждена долгосрочная областная целевая программа "Жилище" на 2009 - 2011 годы, в рамках которой выделена подпрограмма "Молодой семье - доступное жилье" на 2009- 2011 годы. Как указано в разделе 1 данной программы: "Настоящая Программа направлена на продолжение реализации мероприятий Закона Волгоградской области от 9 января 2007 г. N 1404-ОД "Об областной целевой программе "Жилище" на 2007 - 2010 годы".
Из объяснений представителей Администрации городского поселения р.п. Октябрьский и комитета по делам молодёжи Волгоградской области следует, что пересмотра списков участников в связи с принятием новой программы не производилось, таким образом, все молодые семьи признанные участниками программы, в том числе и семья ФИО1, автоматически были признаны участниками подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" на 2009- 2011 годы областной целевой программы "Жилище" на 2009-2011 годы.
На сегодняшний день в продолжение последней реализуется долгосрочная областная целевая программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2011-2015 годы (далее - Программа), утвержденная постановлением Администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 г. № 658-п "О долгосрочной областной целевой программе "Молодой семье - доступное жилье". Как указано в разделе 1 Программы, данная Программа разработана и реализуется, в продолжение подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" на 2009 - 2011 годы долгосрочной областной целевой программы "Жилище" на 2009 - 2011 поды, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 28 сентября 2009 г. № 361-п "О долгосрочной областной целевой программе "Жилище" на 2009- 2011 годы". Молодые семьи - участники подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" на 2009-2011 годы, не получившие свидетельства о праве на получение социальных выплат в период ее действия, являются участниками настоящей Программы без подачи заявлений. Очередность указанных молодых семей, формируемая в целях реализации Программы, определяется исходя из даты подачи заявлений на участие в подпрограмме "Молодой семье - доступное жилье" на 2009- 2011 годы.
Кроме того, п.2.5. приложения № 5 к Программе установлено, что администрация муниципального образования Волгоградской области формирует список молодых Семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, в порядке очередности, определяемой датой подачи заявления и необходимых документов. В первую очередь в указанный список включаются молодые семьи - участники Программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.
Исходя из указанных в Подпрограмме полномочий субъекта Российской Федерации, Правительством Волгоградской области определено, что списки семей - участников действующей программы формируются согласно дате подачи заявления с учетом очередности молодых семей - участниц ранее реализуемых на территории Волгоградской области целевых программ по улучшению жилищных условий молодых семей.
Из объяснений представителя комитета по делам молодежи Волгоградской области ФИО12 в судебном заседании апелляционной инстанции следует, что ФИО1 неоднократно обращался с заявлением о постановке его молодой семьи на очередь. Впервые им было подано заявление ДД.ММ.ГГГГ, затем он подал заявление на участие в подпрограмме 2011-2015. В связи с подачей последнего заявления ФИО1 администрацией городского поселения ДД.ММ.ГГГГ было сообщено, что в период действия подпрограммы его семья первой обратилась с соответствующим заявлением.
Между тем, судом установлены даты подачи заявлений молодых семей ФИО2 - 09. 03.2007, ФИО3 - ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 - ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 - ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 - ДД.ММ.ГГГГ, Время - ДД.ММ.ГГГГ, Донских - ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 - 25.10 007, ФИО5 - ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 - ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 - ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11 - ДД.ММ.ГГГГ, то есть, ранее даты подачи заявления молодой семьей ФИО1.
Исходя из указанных обстоятельств, судебная коллегия считает, что молодая семья ФИО1 в соответствии с условиям Программы, включена администрацией Октябрьского района в список молодых семей участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, согласно дате подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ, и обоснованно находится в указанном списке по городскому поселению р. п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области под №14.
Судебная коллегия считает подлежащим отмене решение суда в части признания незаконными действий администрации городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области о включении молодой семьи ФИО1 в общий сводный список молодых семей участников Программы под номером 14 и обязания администрации включить молодую семью ФИО1 в список молодых семей участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году под номером, поскольку судом неправильно определены фактические обстоятельства дела, а также в этой части решение суда противоречит нормам материального права.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия находит возможным, принять в этой части новое решение,
которым в удовлетворении заявления ФИО1 о признании действия администрации городского поселения р.п.Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области, связанного с включением молодой семьи ФИО1 в общий сводный список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы под номером 14, незаконными,
а также о возложении обязанность на администрацию городского поселения р.п.Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области включить молодую семью ФИО1 в список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году под номером 1 – отказать.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что молодые семьи ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, Время, Донских, ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 не являются участниками Подпрограммы и не обоснованны поставлены на очередь, являются несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 19 февраля 2013 года в части обязания администрации городского поселения р.п.Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области включить молодую семью ФИО1 в список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году под номером 1 - отменить.
В этой части принять новое решение, которым в удовлетворении заявления ФИО1 о признании действия администрации городского поселения р.п.Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области, связанного с включением молодой семьи ФИО1 в общий сводный список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы под номером 14, незаконными,
а также о возложении обязанность на администрацию городского поселения р.п.Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области включить молодую семью ФИО1 в список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году под номером 1 – отказать.
В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: