Судья-докладчик Петухова В.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Петуховой В.Г.,
судей Ткачук М.А., Туглаковой Л.Г.,
при секретаре Захаренковой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Тютюнина В.В. о признании решения конкурсной комиссии при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области об отказе в участии в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса Качугского нотариального округа Иркутской области незаконным и необоснованным, обязании устранить допущенные нарушения, оспаривании полномочий конкурсной комиссии, порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса Качугского нотариального округа Иркутской области, признании незаконным решения о победе в конкурсе, отмене приказа о назначении на должность нотариуса, возложении обязанности принять меры по пересмотру результатов конкурса
по апелляционной жалобе Тютюнина В.В. на решение Кировского районного суда г.Иркутска от 10апреля 2015 года,
заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Петуховой В.Г., выслушав объяснения представителя Тютюнина В.В. – Хроменкова С.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области Бентхен В.В., возражавшей против ее удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
В обоснование заявления Тютюнин В.В. указал, что "дата изъята" он представил заявление и необходимые документы в конкурсную комиссию по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса Иркутской области, чтобы принять участие в конкурсе.
"дата изъята" состоялось заседание конкурсной комиссии по допуску к участию в конкурсе, о принятом решении: не допустить его к участию в конкурсе, он узнал по телефону "дата изъята" от сотрудника палаты Зевакиной Г.А. Причиной отказа послужило отсутствие у него пятилетнего стажа работы по юридической специальности.
По мнению заявителя, конкурсная комиссия не имела полномочий отказывать ему в участии в конкурсе, нарушила порядок проведения конкурса. Несмотря на то, что его стаж работы по юридической специальности составляет свыше семи лет, комиссия необоснованно учла лишь период с момента получения им высшего юридического образования, всего 4 года 2 месяца. Полагал, что период его работы с 2007 года в нотариальной конторе должен быть включен в стаж работы по юридической специальности для назначения на должность нотариуса.
С учетом заявления об уточнении требований Тютюнин В.В. просил суд признать незаконным и необоснованным решение конкурсной комиссии при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области об отказе в участии в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса Качугского нотариального округа Иркутской области; обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области принять меры по восстановлению его нарушенных прав путем пересмотра результатов допуска участников к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса Качугского нотариального округа Иркутской области; признать незаконным решение конкурсной комиссии при Управлении министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области от "дата изъята" о победе в конкурсе по замещению вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Качугском нотариальном округе Иркутской области Пасынковой Ю.М.; обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области отменить приказ о назначении на должность нотариуса Качугского нотариального округа Иркутской области Пасынковой Ю.М.; обязать Управление министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области принять меры по восстановлению его нарушенных прав путем пересмотра результатов конкурса от "дата изъята" . по замещению вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Качугском нотариальном округе Иркутской области, и признания его победителем в конкурсе и назначения на должность нотариуса Качугского нотариального округа Иркутской области.
Представитель заинтересованного лица Управления министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области Бентхен В.В., возражала против заявленных требований, указывая на законность оспариваемого решения комиссии и отсутствии оснований для вывода о нарушении прав заявителя.
Решением суда в удовлетворении заявления Тютюнина В.В. отказано.
В апелляционной жалобе Тютюнин В.В. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель приводит доводы, аналогичны доводам, приведенным в суде первой инстанции в обоснование заявленных требований, указывая, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Считает необоснованным вывод суда об исчислении стажа работы по юридической специальности со времени получения диплома о высшем юридическом образовании. Он принят на обучение до 31.08.2009 г., в связи с чем на него распространялись положения, действовавшие до вступления в силу Федерального закона от 24.10.2007 г. №232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)». Поскольку он обучался по ускоренной программе обучения, то после первой промежуточной аттестации 2008/2009 учебного года, законом у него признается наличие неполного высшего профессионального образования. После этого он начал свою трудовую деятельность у нотариуса головных Г.И. в должности юриста консультанта. По мнению заявителя жалобы, его стаж на 27.03.2015 г. составлял более 5,5 лет.
Полагает, что судом не оценены скриншоты страниц, объявлений о конкурсах с официального сайта Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, свидетельствующие о систематическом нарушении Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области порядка проведения конкурса на замещение вакантных должностей нотариусов Иркутской области.
Отмечает, что судом не учтена позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 21.02.2003 г. по делу № 59-Г03-1.
Кроме того, заявитель жалобы считает несостоятельным довод суда о том, что итоги конкурса он оспаривать не вправе, так как его прав конкурс не задевает.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Нотариальной палаты Иркутской области Тимофеева М.И., действующая на основании доверенности, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица. Государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37).
Нотариальная деятельность представляет особый вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе, лицами, труд которых регулируется специальным законодательством, в том числе - Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, на нотариальную деятельность распространяются положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие равные условия доступа к этой деятельности.
Практическое обеспечение равных возможностей для реализации своих способностей к труду и занятие выбранной профессией гарантируется в данном случае установленной процедурой замещения вакантных должностей нотариуса.
Статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предусмотрено, что наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17 февраля 1997 г. N 19-01-19-97 утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (далее - Положение), согласно п. 1 которого целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно Положению "О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса", утвержденному Приказом Минюста России от 17.02.1997 N 19-01-19-97 (далее Положение), конкурс объявляется распоряжением территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности нотариуса с указанием сроков проведения конкурса, места и времени заседания конкурсной комиссии, а также срока приема документов на конкурс. О принятом решении в трехдневный срок с момента издания распоряжения извещается Нотариальная палата. Дата начала конкурса устанавливается не ранее чем через месяц и не позднее чем через два месяца после объявления конкурса.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что согласно распоряжению начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области Возжаевой Т.В. от 23.01.2015 № 38/01-08-5-р «Об объявлении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса» объявлен конкурс на замещение вакантных должностей нотариусов, занимающихся частной практикой, в том числе в Качугском нотариальном округе – 1 должность нотариуса; установлена дата заседания конкурсной комиссии по допуску кандидатов к участию в конкурсе 19 марта 2015 года в 10 часов, установлена дата заседания конкурсной комиссии по замещению вакантных должностей нотариусов – 27 марта 2015 года в 10 часов, место заседания – г. Иркутск, ул. Желябова, 6; возложена обязанность объявление о проведении конкурса на замещение вакантных должностей нотариусов разместить не позднее 27 января 2015 года в зданиях Управления и Нотариальной палаты Иркутской области, на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; установлен срок для приема документов – по 12 марта 2015 года включительно.
Из указанного распоряжения следует, что срок проведения конкурса был установлен в полном соответствии с требованием пункта 2 Положения: не ранее чем через месяц и не позднее чем через два месяца после объявления конкурса.
В соответствии с п. 3 Положения для проведения конкурса приказом территориального органа при территориальном органе образуется конкурсная комиссия в количестве 8 человек. Комиссия создается из равного количества работников территориального органа и членов нотариальной палаты, являющихся нотариусами.
Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 5 членов комиссии.
Кандидатуры от нотариальной палаты для включения в состав конкурсной комиссии представляются нотариальной палатой в территориальный орган в 15-дневный срок с момента извещения палаты об объявлении конкурса. Если в указанный срок в территориальный орган не поступили сведения о включении в состав комиссии членов нотариальной палаты, руководитель территориального органа вправе утвердить состав конкурсной комиссии с соблюдением условия равенства представителей от территориального органа и нотариальной палаты.
Персональный состав конкурсной комиссии утверждается приказом территориального органа, о чем извещается нотариальная палата.
Председателем конкурсной комиссии является руководитель территориального органа или его заместитель. Для обеспечения работы комиссии (регистрация и прием заявлений, формирование дел, ведение протокола конкурсной комиссии и др.) руководитель территориального органа назначает секретаря комиссии из числа членов комиссии - сотрудников территориального органа.
Порядок работы конкурсной комиссии определяется председателем конкурсной комиссии.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, приказом начальника Управления министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области от "дата изъята" был утвержден персональный состав конкурсной комиссии.
Согласно приложению к названному приказу в составе комиссии: председатель Т.В. Возжаева – начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области; О.В. Петрова – заместитель начальника Управления; В.В. Бентхен – начальник отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образования; И.В. Беневоленская – нотариус Ангарского нотариального округа; Е.Г. Воробьев – нотариус Иркутского нотариального округа; М.И. Тимофеева – нотариус Иркутского нотариального округа; Г.А. Шевчук – нотариус Иркутского нотариального округа; секретарь комиссии – А.А. Малиновская.
"дата изъята" Тютюнин В.В. обратился с заявлением допустить его к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса в Качугском нотариальном округе, приложив требуемые документы, в том числе нотариально удостоверенную копию трудовой книжки, пакет ходатайств из Качугского района.
Согласно протоколу № 2 заседания конкурсной комиссии по допуску кандидатов к участию в конкурсе на замещение вакантных должностей нотариусов от "дата изъята" в связи с отсутствием пятилетнего стажа работы по юридической специальности предложено отказать в допуске к участию в конкурсе на замещение вакантных должностей, в том числе заявителю Тютюнину В.В. (стаж работы – 4 года 1 месяц). Принято решение допустить к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса в Качугском нотариальном округе Пасынкову Ю.М.
В соответствии с п. 6 Положения в ходе заседания конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов, в том числе документов о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационных экзаменов. Конкурсная комиссия, исходя из записей в трудовых книжках конкурсантов, учитывает и оценивает наличие трудового стажа по юридической специальности и стажа работы в сфере нотариальной деятельности.
Принимая оспариваемое заявителем решение, конкурсная комиссия располагала такими сведениями и документами, подтверждающими факт получения высшего образования кандидатом, стаж его работы: согласно личному листку по учету кадров, копий трудовых книжек Тютюнин В.В. с "дата изъята" обучался в ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет», студент химико-металлургического факультета, кафедра «Обогащение полезных ископаемых и инженерной экологии»; с "дата изъята" – студент факультета прикладной лингвистики; с "дата изъята" – студент факультета права, социологии и СМИ; с "дата изъята" – аспирант факультета послевузовского образования; с "дата изъята" – переводчик ООО «Утес»; с "дата изъята" – лаборант ООО НИИПИ «ТОМС»; с "дата изъята" – сотрудник ФГБОУ ВПО «ИрГТУ»; с "дата изъята" – юрист консультант Качугской нотариальной конторы Иркутской области; с "дата изъята" – юрисконсульт Качугской нотариальной конторы Иркутской области; с "дата изъята" – стажер нотариуса Качугской нотариальной конторы Иркутской области; с "дата изъята" – помощник нотариуса Качугской нотариальной конторы Иркутской области; с "дата изъята" – помощник нотариуса Жигаловской нотариальной конторы Иркутской области.
При исчислении стажа работы Тютюнина В.В. по юридической специальности, который учитывается при решении вопроса о допуске к конкурсу, комиссия включила время работы на тех должностях, на которых заявитель работал после получения диплома о высшем юридическом образовании и для замещения которых обязательным квалификационным требованием является наличие высшего юридического образования, что явилось основанием для вывода об отсутствии у заявителя необходимого стажа для участия в конкурсе на замещение должности нотариуса в Качугском нотариальном округе Иркутской области.
Установив, что порядок и процедура проведения отбора кандидатов на замещение вакантной должности нотариуса в Качугском нотариальном округе конкурсной комиссией не нарушены, суд, исходя из положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Тютюниным В.В. требований.
Судебная коллегия находит выводу суда правильными, основанными на системном толковании норм материального права, подробном анализе и оценке доказательств по делу в их совокупности в соответствии с требованиями ст. ст. 59, 60, 67 ГПК РФ.
Доводы заявителя о неправомочности состава конкурсной комиссии, нарушении процедуры проведения конкурса, содержащиеся и в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения.
Довод жалобы о необоснованности не включения в стаж работы период до "дата изъята" , когда он имел неполное высшее образование по юридической специальности, не может быть принят во внимание как основание к отмене решения суда, поскольку законодательство о нотариате не предусматривает включение в стаж по юридической специальности периодов работы, когда квалификационное требование о наличии высшего юридического образования для занятия должности не выполняется. То обстоятельство, что претендент на должность нотариуса мог быть допущен для участия в конкурсе для замещения должности, требующей высшего юридического образования, в отсутствие у него соответствующего образования, не может являться основанием для начала исчисления стажа, необходимого для назначения на должность нотариуса, с момента занятия им этой должности.
Учитывая, что высшее юридическое образование получено заявителем в "дата изъята" , конкурсная комиссия правомерно пришла к выводу о том, что Тютюнин В.В. не имеет необходимого пятилетнего стажа работы по юридической специальности и в силу этого не отвечает требованиям, предъявляемым к кандидату на должность нотариуса.
Иных доводов, ставящих под сомнение законность принятого по делу судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений либо неправильного применения норм процессуального права, которые привели либо могли привести к принятию незаконного решения, в том числе изложенных в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кировского районного суда г.Иркутска от 10апреля 2015 года по делу по заявлению Тютюнина В.В. о признании решения конкурсной комиссии при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области об отказе в участии в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса Качугского нотариального округа Иркутской области незаконным и необоснованным, обязании устранить допущенные нарушения, оспаривании полномочий конкурсной комиссии, порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса Качугского нотариального округа Иркутской области, признании незаконным решения о победе в конкурсе, отмене приказа о назначении на должность нотариуса, возложении обязанности принять меры по пересмотру результатов конкурса – оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий В.Г.Петухова
Судьи М.А.Ткачук
Л.Г. Туглакова