ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-474/2015 от 02.03.2015 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

             Апелл. дело № 33-474/2015

                                                                                           Судья ФИО1

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 02 марта 2015 года                                                                                                 г. Салехард

 Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

 председательствующего: Кисилевской Т.В.,

 судей коллегии:                  Гниденко С.П., Долматова М.В.,

 при секретаре:                     Сазановой С.П.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления по труду и социальной защите населения администрации города Новый Уренгой на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 ноября 2014 года, которым постановлено:

 Заявление С. признать обоснованным.

 Обязать Управление по труду и социальной защите населения Администрации города Новый Уренгой устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод С..

 Взыскать с Управления по труду и социальной защите населения Администрации города Новый Уренгой в пользу С. <данные изъяты> рублей.

 Заслушав докладчика судью суда Ямало-Ненецкого автономного округа Гниденко С.П., судебная коллегия,

 УСТАНОВИЛА:

 С. в лице своего представителя Б., действующего на основании доверенности, обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления по труду и социальной защите населения администрации города Новый Уренгой об отказе в выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал, выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал и взыскании судебных расходов.

 В обоснование заявленных требований указала, что является многодетной матерью, что подтверждается удостоверением многодетной семьи от 23 июля 2014 года № 08164, имеет троих несовершеннолетних детей. В связи с рождением третьего ребёнка - ФИО4., ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к заинтересованному лицу с заявлением о выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал. Однако решением Управления по труду и социальной защите населения администрации города Новый Уренгой от 22 октября 2014 года № 840 в выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал было отказано на том основании, что на момент рождения третьего ребёнка ею не подтверждён пятилетний срок проживания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Полагает данный отказ незаконным и нарушающим её законные права и интересы, поскольку на территории автономного округа она непрерывно проживает с 2003 года, что подтверждается записями в трудовой книжке, а также свидетельствами о регистрации по месту пребывания. В этой связи просила признать вышеуказанное решение незаконным и обязать заинтересованное лицо выдать свидетельство на материнский (семейный) капитал. Кроме того, просила взыскать с заинтересованного лица расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

 В судебном заседании суда первой инстанции заявитель С. участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Предоставила суду заявление, в котором на требованиях заявления настаивала, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.

 Представитель заявителя С.. - Б., действующий на основании доверенности, на удовлетворении заявления настаивал, привёл доводы, изложенные в нём. Дополнительно суду пояснил, что С. проживает на территории Ямало-Ненецкого автономного округа более 10 лет, была зарегистрирована в г. Новый Уренгой по месту пребывания, при обеспечении жильём, встала на регистрационный учёт по месту жительства, имеет постоянное место работы в г. Новый Уренгой. При обращении с заявлением о выдаче материнского капитала, С. хотела представить документы, подтверждающие её проживание на территории Ямало-Ненецкого автономного округа более 5 лет, но сотрудники заинтересованного лица сказали, что лишние документы принимать не будут.

 Представитель заинтересованного лица Управления по труду и социальной защите населения администрации города Новый Уренгой - А.., действующая на основании доверенности, против удовлетворения требований заявления возражала, полагая его необоснованным. В обоснование привела доводы, изложенные в возражениях на заявление, в которых указано, что при обращении в Управление по труду и социальной защите населения администрации города Новый Уренгой с заявлением о выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал заявителем С. были предоставлены только копия паспорта и копии свидетельства о рождении детей, никаких других документов представлено не было. При этом, специалисты органа социальной защиты населения не вправе требовать от заявителя документы, не указанные в перечне документов, перечисленных в пунктах 2.7.1 - 2.7.7 утверждённого постановлением Правительства ЯНАО от 30 мая 2013 года № 403-П Административного регламента департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению государственной услуги «Выдача свидетельства на материнский (семейный) капитал». Согласно паспортным данным в период с 30 августа 2002 года по 28 ноября 2012 года С.. была зарегистрирована по месту жительства за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа, по месту жительства в г. Новый Уренгой зарегистрирована лишь с 28 ноября 2012 года, в этой связи, поскольку иных документов, подтверждающих проживание заявителя в Ямало-Ненецком автономном округе не менее пяти лет представлено не было, С. было отказано в выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал. Кроме того, указала, что копия трудовой книжки, свидетельства о регистрации по месту пребывания не подтверждают факт постоянного проживания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, постоянное проживание гражданина на территории Российской Федерации подтверждается регистрационным учётом по месту жительства.

 Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.

 С решением не согласно заинтересованное лицо Управление по труду и социальной защите населения администрации города Новый Уренгой.

 В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица З. просит об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, полагая его незаконным и необоснованным. В обоснование доводов жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в возражениях на заявление. Ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела. Указывает, что процедура приёма и проверки документов была проведена специалистом Управления на основании представленных документов, в соответствии с утверждённым постановлением Правительства ЯНАО от 30 мая 2013 года № 403-П Административным регламентом департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению государственной услуги «Выдача свидетельства на материнский (семейный) капитал».

 Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

 В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 Согласно Конституции РФ, в Российской Федерации обеспечивается государ_ственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7); материнство и дет_ство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (ч. 1 ст. 39).

 Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основ_ной, так и дополнительный характер, в соответствии с ч. 2, 3 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Феде_рации.

 В силу ст. 26.3-1 Федерального закона «Об общих принципах организации за_конодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Рос_сийской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан в зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

 Законом ЯНАО от 01 июля 2011 года № 73-ЗАО «О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе» установлен порядок предоставления материнского (семейного) капитала семьям, имеющим детей, проживающим на территории округа за счёт средств окружного бюджета (статьи 1,2).

 В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона ЯНАО № 73-ЗАО «О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе» право на материнский (семейный) капитал возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, у женщин, постоянно проживающих на территории автономного округа не менее пяти лет, родивших (усыновивших) третьего ребенка начиная с 01 января 2011 года.

 В судебном заседании с достоверностью установлено и не оспаривалось сторонами, что С.. является матерью троих детей: ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4., ДД.ММ.ГГГГ. Местом рождения всех детей является город Новый Уренгой.

 23 июля 2014 года Управлением по труду и социальной защите населения администрации г. Новый Уренгой С. выдано удостоверение многодетной семьи №.

 22 октября 2014 года С. обратилась в Управление по труду и социальной защите населения администрации г. Новый Уренгой с заявлением о выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал.

 Решением Управления по труду и социальной защите населения администрации г. Новый Уренгой от 22 октября 2014 года № 840 в выдаче соответствующего свидетельства С.. было отказано на том основании, что на момент рождения третьего ребёнка, с рождением которого возникло право на материнский (семейный) капитал, ею не подтверждён пятилетний срок проживания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

 Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, С.. зарегистрирована по месту пребывания в комнате № <адрес> на срок с 28 ноября 2007 года по 28 ноября 2008 года.

 В дальнейшем С.. была зарегистрирована по месту пребывания по вышеуказанному адресу на срок: с 05 ноября 2008 года по 05 ноября 2009 года, с 11 ноября 2009 года по 11 ноября 2010 года, с 06 апреля 2011 года по 06 апреля 2012 года, с 02 мая 2012 года по 02 мая 2013 года.

 Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о регистрации по месту пребывания, выданные органом регистрационного учёта в г. Новый Уренгой - ОУФМС России по ЯНАО в г. Новый Уренгой.

 По данным паспорта гражданина РФ, С. зарегистрирована по месту жительства в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

 Кроме того, согласно записям в трудовой книжке, С.. с 01 ноября 2006 года на постоянной основе работает на территории муниципального образования г. Новый Уренгой. ДД.ММ.ГГГГ была принята <данные изъяты> в МУП «Уренгойское городское хозяйство», где рабо_тает по настоящее время.

 При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии факта проживания С. на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в течение последних пяти лет, предшествующих рождению её третьего ребенка ФИО4

 Указанным документам, свидетельствующих о данном факте, судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и оснований для иной переоценки выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

 При этом, как правильно указал суд первой инстанции, сам по себе факт регистрации заявителя по месту жительства в <адрес> не ис_ключает возможность её проживания в городе Новый Уренгой ЯНАО.

 Ссылка апелляционной жалобы на то обстоятельство, что процедура приёма и проверки документов была проведена специалистом органа социальной защиты населения на основании представленных С. документов, в соответствии с утверждённым постановлением Правительства ЯНАО от 30 мая 2013 года № 403-П Административным регламентом департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению государственной услуги «Выдача свидетельства на материнский (семейный) капитал», не состоятельна и подлежит отклонению в силу следующего.

 В соответствии со статьями 3, 4 Закона ЯНАО «О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе», пунктов 3, 5 Порядка выдачи свидетельства на материнский (семейный) капитал, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 30 сентября 2011 года № 693-П, решение вопроса о выдаче сви_детельства на материнский (семейный) капитал или об отказе в его выдаче находит_ся в компетенции органа социальной защиты населения муниципальных образова_ний в Ямало-Ненецком автономном округе по месту жительства граждан, претен_дующих на получение свидетельства.

 В целях повышения качества предоставления государственной услуги и уста_новления порядка и стандарта предоставления государственной услуги Правитель_ством ЯНАО 30 мая 2013 года № 403-П принят Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Выдача свидетельства на материнский (семейный) капитал».

 В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента заявителями являются физические лица из числа граждан Российской Федерации, постоянно проживаю_щих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа не менее пяти лет, либо их уполномоченные представители.

 В пунктах 2.7.1 - 2.7.7 указанного регламента перечислен исчерпывающий пере_чень документов, которые должны быть представлены заявителем для получения свидетельства на материнский (семейный) капитал, в том числе документ, удосто_веряющий личность, место постоянного проживания на территории автономного округа лица, имеющего право на материнский (семейный) капитал; документы, под_тверждающие рождение (усыновление) детей.

 Из дела видно, что вместе с заявлением о выдачи свидетельства на материнский капитал С. предоставила копию своего паспорта и копии свидетельств о рождении детей.

 В силу части 3 статьи 4 Закона ЯНАО «О материнском (семейном) капитале в Ямало- Ненецком автономном округе» при рассмотрении заявления о выдаче свидетельства уполномоченный орган местного самоуправления проверяет достоверность сведе_ний, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости за_прашивает дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе све_дения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступ_лениям против личности, а также иные сведения, необходимые для принятия реше_ния о выдаче свидетельства.

 Таким образом, работник органа социальной защиты населе_ния, обладая полномочиями по проверке достоверности сведений, содержащихся в представленных заявителем документах, при наличии каких-либо сомнений, в том числе касающихся факта проживания заявителя на территории ЯНАО не менее пяти лет, имел право направить соответствующий запрос в уполномоченные органы для под_тверждения необходимых сведений.

 Однако таким правом он не воспользовался.

 В указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о незаконности отказа Управления по труду и социальной защите администра_ции города Новый Уренгой в выдаче С.. свидетельства на материнский (семейный) капитал, предусмотренный Закон ЯНАО «О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе».

 Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно и в полном объеме, выводы суда об этих обстоятельствах подтверждены доказательствами и не вызывают возражений судебной коллегии. Оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Новоуренгойского городского суда от 26 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по труду и социальной защите населения администрации города Новый Уренгой - без удовлетворения.

 Председательствующий /подпись/

 Судьи            /подписи/

 Копия верна:

 Судья суда ЯНАО          С.П. Гниденко

 Секретарь суда ЯНАО                Н.Н. Копейкина