ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-474/2021 от 18.08.2021 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Председательствующий – Албанчинова К.В. Дело № 33-474/2021

номер дела в суде первой инстанции 2-137/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2021 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Имансакиповой А.О.

судей – Плотниковой М.В., Черткова С.Н.

при секретаре – Молодых Л.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Муниципального образования «Турочакский район» Кудрявцева Г.В. на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 19 мая 2021 года, которым

удовлетворены исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай.

На администрацию МО «Турочакский район», администрацию МО «Турочакское сельское поселение» возложена обязанность по организации уличного освещения в вечернее и ночное время суток на автомобильных дорогах общего пользования местного значения села Турочак Турочакского района Республики Алтай: Алтайская, Амональная, Боляева, Березовая, Бийский, Береговая, Воробьевского, Дзержинского, Зеленая, Кохозная, Комсомольская, Красноармейская, Кедровая, Казанцева, Луговая, Лесхозная, Лесной, Лебедская, Майская, Молодежная, Маскаева, Набережная, Нагорная, Озерная, Осипова, Пионерская, Пляжная, Подгорная, переулок от ул. Телецкая, 12 до ул. Сосновая, Радужная, Родниковая, Речная, Рабочая, Садовая, Сосновая, Совхозный, Солнечная, Солнечная поляна, Северный, Сплавная, Таежная, Титова, Цветочная, Чехова, Энергетиков, Южная, переулки в квартале «Аэропорт», Трудовая, Ветеранов, Строителей, Трофимова, Мира, Победы, Морозова, Камзаракова, Восточная, Весёлая, переулок от ул. Советская, 92 до ул. Майская, переулки в квартале за ул. Зеленая, Вялкова, Огиренко, Башунова, Шукшина, Соломаткиной, переулки в районе «КРС», Юбилейная, Покровская, Весенняя, Ключевая, Светлая, переулки в квартале «Багдаевка», переулок от ул. Советская, 110 до ул. Майская, переулок от ул. Советская, 120 до ул. Майская, переулок от ул. Советская, 126 до ул. Рабочая, переулок от ул. Телецкая, 20 до ул. Соломаткиной, переулок от ул. Советская, 2 до ул. Майская, переулок от ул. Рабочая, 111 до ул. Зелёная, подъезд от ул. Тельмана к Кладбищу, в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Турочакского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, мотивируя тем, что п. 6 ст.13 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено следующее. Соглашением №5 от 11 января 2021 года, администрация МО «Турочакский район» передала МО «Турочакское сельское поселение», на период времени с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года, полномочия по решению следующего вопроса местного значения: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, в части содержания и оплаты расходов за потребленную электроэнергию сетей уличного освещения. Указанным соглашением муниципальным районом в сельское поселение передано полномочие лишь по содержанию и оплате расходов за потребленную электроэнергию сетей уличного освещения, что свидетельствует о том, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них является прямой обязанностью муниципального района. Согласно п. 3 ст.5 ФЗ № 257-ФЗ объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, будучи элементом обустройства автомобильных дорог, дорожным сооружением, являются технологической частью автомобильной дороги. Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц установлены ГОСТом Р50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года №1245-ст. Согласно требованиям п. 6.9.2 указанного ГОСТа включение и выключение наружных осветительных установок осуществляют при естественной освещенности по ГОСТ Р 52766 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года №270-ст. В соответствии с требованиями п. 4.6.1.13 ГОСТ Р 52766 наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк. Пунктом 4.6.1.15 ГОСТ Р 52766 предусмотрено, что в темное время суток при интенсивности движения пешеходов менее 40 чел./ч и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 ед./ч допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50 процентов светильников или при помощи регулятора светового потока. Согласно п. 4.6.1.16 ГОСТ Р 52766 в темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения. Согласно требованиям п. 4.6 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года №221 включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное (до 50 процентов) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. Распоряжением главы МО «Турочакский район» от 09апреля 2020 года №137 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Турочакского района. Приложением №9 к данному постановлению главы МО «Турочакский район» определены автомобильные дороги общего пользования местного значения с. Турочак. Согласно сведениям ОГИБДД МО МВД РФ «Турочакский» в темное время суток интенсивность движения пешеходов и транспортных средств в обоих направлениях автомобильных дорог общего пользования местного значения с. Турочак менее 40 чел./ч и менее 50 ед./ч. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение указанных требований законодательства в темное время суток после 24 час. 00 мин. осуществляется отключение освещения на автомобильных дорогах местного значения с. Турочак Турочакского района, что недопустимо. По указанному факту прокурором района 28 сентября 2020 года в адрес главы МО «Турочакский район» внесено представление, которое рассмотрено. Однако нарушения до настоящего времени не устранены. Отсутствие ночного освещения нарушает права неопределенного круга лиц на личную безопасность в вечернее и ночное время суток и на безопасность дорожного движения, что является недопустимым. Прокурор Турочакского района Республики Алтай просил суд возложить на администрацию муниципального образования «Турочакский район» обязанность по организации уличного освещения в ночное время суток на автомобильных дорогах общего пользования местного значения села Турочак Турочакского района Республики Алтай в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

01 апреля 2021 прокурор Турочакского района Республики Алтай уточнил и увеличил исковые требования, указав в качестве соответчика администрацию МО «Турочакское сельское поселение», просит суд возложить на администрацию МО «Турочакский район», администрацию МО «Турочакское сельское поселение» обязанность по организации уличного освещения в вечернее и ночное время суток на автомобильных дорогах общего пользования местного значения села Турочак Турочакского района Республики Алтай: Алтайская, Амональная, Боляева, Березовая, Бийский, Береговая, Воробьевского, Дзержинского, Зеленая, Кохозная, Комсомольская, Красноармейская, Кедровая, Казанцева, Луговая, Лесхозная, Лесной, Лебедская, Майская, Молодежная, Маскаева, Набережная, Нагорная, Озерная, Осипова, Пионерская, Пляжная, Подгорная, переулок от ул. Телецкая, 12 до ул. Сосновая, Радужная, Родниковая, Речная, Рабочая, Садовая, Сосновая, Совхозный, Солнечная, Солнечная поляна, Северный, Сплавная, Таежная, Титова, Цветочная, Чехова, Энергетиков, Южная, переулки в квартале «Аэропорт», Трудовая, Ветеранов, Строителей, Трофимова, Мира, Победы, Морозова, Камзаракова, Восточная, Весёлая, переулок от ул. Советская, 92 до ул. Майская, переулки в квартале за ул. Зеленая, Вялкова, Огиренко, Башунова, Шукшина, Соломаткиной, переулки в районе «КРС», Юбилейная, Покровская, Весенняя, Ключевая, Светлая, переулки в квартале «Багдаевка», переулок от ул. Советская, 110 до ул. Майская, переулок от ул. Советская, 120 до ул. Майская, переулок от ул. Советская, 126 до ул. Рабочая, переулок от ул. Телецкая, 20 до ул. Соломаткиной, переулок от ул. Советская, 2 до ул. Майская, переулок от ул. Рабочая, 111 до ул. Зелёная, подъезд от ул. Тельмана к Кладбищу, в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

МО «Турочакское сельское поселение» судом привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель Администрации МО «Турочакский район» Кудрявцев Г.В., указывая, что технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц установлены ГОСТ Р50597-2017, правила применения, которого установлены ст.26 Федерального закона от 29 июня 2015 года №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», согласно части 1 которой документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе. Согласно пункту 4.6.1.16 ГОСТ Р 52766 в темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижения освещенности поверхностей проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения. На улицах Турочакского сельского поселения освещены все пешеходные переходы. Суд не дал оценки доводам ответчика о необязательности применения ГОСТ, на которых основаны исковые требования прокурора. В соответствии с абз.4 п.3 ст.7 Федерального закона №184-ФЗ «О техническом регулировании» ГОСТы и иные требования, не включенные в технические регламенты, не носят обязательный характер. В нарушение действующего законодательства на сельскую администрацию Турочакского сельского поселения и Администрацию МО «Турочакский район» возложена солидарная обязанность по освещению улиц в ночное время. Между тем, согласно ст.322 ГК РФ ни законом, ни договором не установлена солидарная обязанность по исполнению полномочий органов местного самоуправления в отношении содержания дорог местного значения. В деле отсутствуют доказательства принадлежности дорог какому-либо муниципальному образованию.

До рассмотрения дела судом апелляционной инстанции 11 августа 2021 года в Верховный Суд Республики Алтай поступило заявление прокурора Турочакского района Республики Алтай об отказе от иска к администрации МО «Турочакское сельское поселение» в части исковых требований о возложении обязанности по организации уличного освещения в вечернее и ночное время суток в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу на автомобильных дорогах общего пользования местного значения села Турочак Турочакского района Республики Алтай, которые не переданы в рамках соглашения №5 о передаче части полномочий по осуществлению дорожной деятельности от 11 января 2021 года.

17 августа 2021 года в Верховный Суд Республики Алтай поступило заявление прокурора Турочакского района Республики Алтай об отказе от иска к администрации Муниципального образования «Турочакский район» о возложении обязанности по организации уличного освещения в вечернее и ночное время суток в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу на автомобильных дорогах общего пользования местного значения села Турочак Турочакского района Республики Алтай в части улиц: Алтайская, Боляева, Бийский, Береговая, Воробьевского, Дзержинского, Зеленая, Кохозная, Комсомольская, Красноармейская, Казанцева, Лесхозная, Майская, Маскаева, Набережная, Озерная, Осипова, Пионерская, Пляжная, Подгорная, Родниковая, Речная, Рабочая, Садовая, Солнечная, Солнечная поляна, Таежная, Титова, Чехова, Южная, Трудовая, Ветеранов, Трофимова.

Прокурор просит принять отказ от иска в указанной части и прекратить производство, порядок и последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст. ст. 220, 221 ГПК РФ известны и понятны.

На основании ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Исходя из положений ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, ст. 45 ГПК РФ правом на отказ от иска обладает прокурор, предъявивший иск. На эти обстоятельства обращено внимание и в п. 4.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 11 января 2021 года №2 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве».

Предусмотренное ст. 39 ГПК РФ процессуальное право истца отказаться от иска может быть реализовано и в апелляционной инстанции в соответствии со ст. 326.1 ГПК РФ, предусматривающей, что отказ истца от иска, совершенный после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

Основанием прекращения производства по делу согласно абз. 4 ст. 220 ГПК РФ является отказ истца от иска, если такой отказ принят судом.

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска определяются по правилам, установленным ч. 2 и ч. 3 ст. 173 ГПК РФ. При принятии отказа истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу (ч. 2 ст. 326.1 ГПК РФ).

Обсудив поступившие заявления, судебная коллегия полагает возможным удовлетворить заявление прокурора Турочакского района Республики Алтай об отказе от иска в части, поскольку в рассматриваемом случае отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ).

Последствия отказа от иска, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ (о невозможности повторного обращения в суд по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям) прокурору известны.

С учетом изложенного решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 19 мая 2019 года, постановленное по настоящему делу, подлежит отмене в вышеуказанной части, а производство по делу в этой части – прекращению в соответствии с абз. 4 ст. 220 ГПК РФ.

В этой связи доводы апелляционной жалобы в части несогласия с решением суда относительно возложения на ответчиков солидарной обязанности по освещению улиц в ночное время, в данном случае правового значения не имеют.

Проверив законность и обоснованность решения суда в остальной части соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 6, ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 28 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления (п.1).

Под осуществлением дорожной деятельности в соответствии с п.6 ст.3 Закона № 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п. 12 ст. 3 указанного федерального закона содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу п. 9 ст. 5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

Объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, являются элементом их обустройства и технологической частью (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ).

В соответствии с п. 10 ст. 6 Закона № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Пунктом 2 ст. 13 Закона № 257-ФЗ определено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Закон Республики Алтай №32-РЗ от 07 июля 2015 года «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай» указанные полномочия за сельскими территориями не закрепляет.

При этом действующее законодательство не содержит запрета на передачу полномочий в области дорожной деятельности между органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления поселений. Таким образом, в результате предусмотренного перераспределения полномочий между органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления поселений на основе соглашений осуществляется передача уже установленных федеральными законами полномочий от одного уровня публичной власти другому.

К вопросам местного значения поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе организацию благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) (п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ).

Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090, должностные и иные лица, ответственные за содержание дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движении состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог регламентированы ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», принятым Постановлением Росстандарта Российской Федерации от 26 сентября 2017 года №1245-ст. Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению.

Согласно п. 6.9.2 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» включение и выключение наружных осветительных установок осуществляют при естественной освещенности по ГОСТ Р 52766.

В соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в том числе, на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м. В соответствии с требованиями п. 4.6.1.13 ГОСТ Р 52766 наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк. Пунктом 4.6.1.15 ГОСТ Р 52766 предусмотрено, что в темное время суток при интенсивности движения пешеходов менее 40 чел./ч и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 ед./ч допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50% светильников или при помощи регулятора светового потока. Согласно п. 4.6.1.16 ГОСТ Р 52766 в темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения.

Согласно подпункту «б» п. 4, п. 10 раздела II классификации работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года №402, работы по обустройству электроосвещения входят в комплекс работ по капитальному ремонту дорог.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Турочакского района Республики Алтай проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и организации уличного освещения на территории с. Турочак Турочакского района Республики Алтай.

Проверкой установлено, что в нарушение указанных выше требований действующего законодательства уличное освещение в с. Турочак после 24 часов отключается по всем улицам.

Из справки, составленной ст. ИДПС ОДПС ГИБДД МО МВД России «Турочакский» 03 февраля 2021 следует, что в ходе проведенного (в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 апреля 2019 года № 144 «Об утверждении мониторинга дорожного движения») установлено, что в темное время суток в обоих направлениях автомобильных дорог общего пользования местного значения с. Турочак интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/час, автомобилей менее 50 ед/час.

Расположенные в с. Турочак дороги являются объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, имеют статус дороги общего пользования местного значения муниципального образования «Турочакское сельское поселение».

Распоряжением главы МО «Турочакский район» №137 от 09 апреля 2020 года утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Турочакского района Республики Алтай в приложении №9 которого указаны автомобильные дороги общего пользования местного значения МО «Турочакское сельское поселение», в который вошли внутрипоселковые дороги - Алтайская, Амональная, Боляева, Березовая, Бийский, Береговая, Воробьевского, Дзержинского, Зеленая, Колхозная, Комсомольская, Красноармейская, Кедровая, Казанцева, Луговая, Лесхозная, Лесной, Лебедская, Майская, Молодежная, Маскаева, Набережная, Нагорная, Озерная, Осипова, Пионерская, Пляжная, Подгорная, переулок от ул. Телецкая, 12 до ул. Сосновая, Радужная, Родниковая, Речная, Рабочая, Садовая, Сосновая, Совхозный, Солнечная, Солнечная поляна, Северный, Сплавная, Таежная, Титова, Цветочная, Чехова, Энергетиков, Южная, переулки в квартале «Аэропорт», Трудовая, Ветеранов, Строителей, Трофимова, Мира, Победы, Морозова, Камзаракова, Восточная, Весёлая, переулок от ул. Советская, 92 до ул. Майская, переулки в квартале за ул. Зеленая, Вялкова, Огиренко, Башунова, Шукшина, Соломаткиной, переулки в районе «КРС», Юбилейная, Покровская, Весенняя, Ключевая, Светлая, переулки в квартале «Багдаевка», переулок от ул. Советская, 110 до ул. Майская, переулок от ул. Советская, 120 до ул. Майская, переулок от ул. Советская, 126 до ул. Рабочая, переулок от ул. Телецкая, 20 до ул. Соломаткиной, переулок от ул. Советская, 2 до ул. Майская, переулок от ул. Рабочая, 111 до ул. Зелёная, подъезд от ул. Тельмана к Кладбищу.

11 января 2021 года между администрацией МО «Турочакский район» и МО «Турочакское сельское поселение» заключено соглашение №5 о передаче МО «Турочакское сельское поселение» части полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, в части содержания и оплаты расходов за потребленную электроэнергию сетей уличного освещения в порядке межбюджетных отношений по коду бюджетной классификации 992/0409/1100211213/540.

В приложении №1 к указанному соглашению приведен перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Турочакского сельского поселения, в том числе: Алтайская, Боляева, Бийский, Береговая, Воробьевского, Дзержинского, Зеленая, Кохозная, Комсомольская, Красноармейская, Казанцева, Лесхозная, Майская, Маскаева, Набережная, Озерная, Осипова, Пионерская, Пляжная, Подгорная, Родниковая, Речная, Рабочая, Садовая, Солнечная, Солнечная поляна, Таежная, Титова, Чехова, Южная, Трудовая, Ветеранов, Трофимова.

Согласно акту выявленных недостатков от 14 апреля 2021 года, составленному старшим государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД МО МВД России «Турочакский» Незнамовым М.С., в с. Турочак Турочакского района Республики Алтай выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги на улицах: Амональная, Дзержинского, Зеленая, Лесхозная, пер. Лесной, Нагорная, Озерная, Пляжная, Подгорная, Боляева, пер. Бийский, Березовая, Береговая (отсутствует освещение от дома 1 до дома 67, имеется с 67 до 91 дома), Воробьевского, Колхозная, Комсомольская, Красноармейская (отсутствует от дома 1 до 19, имеется с 19 до 47 дома), Кедровая, Казанцева, Луговая, Лебедская, Майская, Молодежная, Маскаева, Набережная, Осипова, Пионерская, переулок от ул. Телецкая, 12 до ул. Сосновая, Радужная, Родниковая, Рабочая, Садовая, Сосновая, пер. Совхозный, Солнечная, Солнечная поляна, Северный, Сплавная, Таёжная, Титова, Цветочная, Чехова, Энергетиков, Южная, переулки в квартале «Аэропорт», Трудовая, Ветеранов, Строителей, Трофимова, Мира, Победы, Морозова, Камзаракова, Восточная, Весёлая, переулок от ул. Советская, 92 до ул. Майская, переулки в квартале за ул. Зеленая, Вялкова, Огиренко, Башунова, Шукшина, Соломаткиной, переулки в районе «КРС», Юбилейная, Покровская, Весенняя, Ключевая, Светлая, переулки в квартале «Багдаевка», переулок от ул. Советская, 110 до ул. Майская, переулок от ул. Советская, 120 до ул. Майская, переулок от ул. Советская, 126 до ул. Рабочая, переулок от ул. Телецкая, 20 до ул. Соломаткиной, переулок от ул. Советская, 2 до ул. Майская, переулок от ул. Рабочая, 111 до ул. Зелёная, подъезд от ул. Тельмана к Кладбищу, заключающиеся в неисправности наружного уличного освещения.

Факт выявленных недостатков ответчиками не оспаривался.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. При этом суд исходил из того, что административными ответчиками допущено бездействие при организации дорожной деятельности и правомерно возложена обязанность на администрацию МО «Турочакский район» и администрацию МО «Турочакское сельское поселение» обязанность в пределах компетенции каждого из ответчиков устранить нарушения законодательства и обустроить наружное стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями ГОСТ.

Принимая во внимание заключенное между ответчиками соглашение о передаче МО «Турочакское сельское поселение» полномочий по организации дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования местного значения села Турочак Турочакского района Республики Алтай: Алтайская, Боляева, Бийский, Береговая, Воробьевского, Дзержинского, Зеленая, Кохозная, Комсомольская, Красноармейская, Казанцева, Лесхозная, Майская, Маскаева, Набережная, Озерная, Осипова, Пионерская, Пляжная, Подгорная, Родниковая, Речная, Рабочая, Садовая, Солнечная, Солнечная поляна, Таежная, Титова, Чехова, Южная, Трудовая, Ветеранов, Трофимова, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация, не принимая меры направленные на организацию уличного стационарного освещения и благоустройство данных участков дорог в части их освещения в соответствие с нормативными требованиями, незаконно бездействует, в связи с чем, правомерно возложил на данного ответчика обязанность по устранения выявленных нарушений.

В данной части решение суда лицами, участвующими в деле, не обжалуется и в силу ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом оценки судебной коллегии.

Разрешая спор, с учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, суд первой инстанций пришел к выводу о непринятии мер администрацией МО «Турочакский район» по организации стационарного уличного освещения автомобильной дороги по улицам: Амональная, Березовая, Кедровая, Луговая, Лесной, Лебедская, Молодежная, Нагорная, переулок от ул. Телецкая, 12 до ул. Сосновая, Радужная, Сосновая, Совхозный, Северный, Сплавная, Цветочная, Энергетиков, переулки в квартале «Аэропорт», Строителей, Мира, Победы, Морозова, Камзаракова, Восточная, Весёлая, переулок от ул. Советская, 92 до ул. Майская, переулки в квартале за ул. Зеленая, Вялкова, Огиренко, Башунова, Шукшина, Соломаткиной, переулки в районе «КРС», Юбилейная, Покровская, Весенняя, Ключевая, Светлая, переулки в квартале «Багдаевка», переулок от ул. Советская, 110 до ул. Майская, переулок от ул. Советская, 120 до ул. Майская, переулок от ул. Советская, 126 до ул. Рабочая, переулок от ул. Телецкая, 20 до ул. Соломаткиной, переулок от ул. Советская, 2 до ул. Майская, переулок от ул. Рабочая, 111 до ул. Зелёная, подъезд от ул. Тельмана к Кладбищу.

Совокупность исследованных по делу доказательств указывает на отсутствие уличного стационарного освещения вдоль указанных автомобильных дорог общего пользования местного значения села Турочак Турочакского района Республики Алтай, что исключает безопасное движение транспорта и пешеходов при таких условиях.

Принимая во внимание фактические обстоятельства, при которых администрацией района не исполнены возложенные на нее обязательства, с учетом требований разумности и справедливости, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на администрацию МО «Турочакский район» указанной обязанности и устранению нарушений в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Вопреки доводам апелляционной жалобы требования вышеуказанных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.

Требования национальных стандартов в части обустройства искусственного освещения дороги местного значения в границах с. Турочак не соблюдены. Администрация муниципального образования «Турочакский район», как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального района, обязана в силу вышеприведенных положений действующего законодательства обеспечить освещение автомобильных дорог в с. Турочак.

Исходя из анализа вышеперечисленных норм действующего законодательств установив, что отсутствие освещения в части улично-дорожной сети поселения, не соответствует ГОСТу Р50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» и ГОСТу Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и создает угрозу возникновения аварийных ситуаций на дорогах, дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни и здоровью граждан, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора к администрации МО «Турочакский район», предъявленных в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Организация освещения улиц является обязанностью данного органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. Отсутствие освещения на улицах поселения в ночное время суток свидетельствует о нарушении прав граждан на благоприятные условия проживания.

Вопреки доводам жалобы, в силу закона владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ.

Доводы жалобы, сводящиеся к отсутствию денежных средств на строительство сети уличного освещения спорных автомобильных дорог и об исполнении обязанности по организации наружного освещения на иных улицах и пешеходных переходах населенного пункта судебная коллегия признает несостоятельными в связи с тем, что безопасность участников дорожного движения и жителей поселения не может быть поставлена в зависимость от формирования бюджета муниципального образования, а дефицит соответствующего бюджета или выполнение иных обязательств не должны освобождать ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей. Органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством, в силу отсутствия финансовой возможности.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 173, 220, 326.1, 327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Принять отказ прокурора Турочакского района Республики Алтай от исковых требований:

к администрации Муниципального образования «Турочакское сельское поселение» о возложении обязанности по организации уличного освещения в вечернее и ночное время суток в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу на автомобильных дорогах общего пользования местного значения села Турочак Турочакского района Республики Алтай: Амональная, Березовая, Кедровая, Луговая, Лесной, Лебедская, Молодежная, Нагорная, переулок от ул. Телецкая, 12 до ул. Сосновая, Радужная, Сосновая, Совхозный, Северный, Сплавная, Цветочная, Энергетиков, переулки в квартале «Аэропорт», Строителей, Мира, Победы, Морозова, Камзаракова, Восточная, Весёлая, переулок от ул. Советская, 92 до ул. Майская, переулки в квартале за ул. Зеленая, Вялкова, Огиренко, Башунова, Шукшина, Соломаткиной, переулки в районе «КРС», Юбилейная, Покровская, Весенняя, Ключевая, Светлая, переулки в квартале «Багдаевка», переулок от ул. Советская, 110 до ул. Майская, переулок от ул. Советская, 120 до ул. Майская, переулок от ул. Советская, 126 до ул. Рабочая, переулок от ул. Телецкая, 20 до ул. Соломаткиной, переулок от ул. Советская, 2 до ул. Майская, переулок от ул. Рабочая, 111 до ул. Зелёная, подъезд от ул. Тельмана к Кладбищу.

к администрации Муниципального образования «Турочакский район» о возложении обязанности по организации уличного освещения в вечернее и ночное время суток в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу на автомобильных дорогах общего пользования местного значения села Турочак Турочакского района Республики Алтай: Алтайская, Боляева, Бийский, Береговая, Воробьевского, Дзержинского, Зеленая, Кохозная, Комсомольская, Красноармейская, Казанцева, Лесхозная, Майская, Маскаева, Набережная, Озерная, Осипова, Пионерская, Пляжная, Подгорная, Родниковая, Речная, Рабочая, Садовая, Солнечная, Солнечная поляна, Таежная, Титова, Чехова, Южная, Трудовая, Ветеранов, Трофимова.

Решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 19 мая 2021 года в указанной части отменить.

Прекратить производство по делу в части исковых требований прокурора Турочакского района Республики Алтай к администрации Муниципального образования «Турочакское сельское поселение» о возложении обязанности по организации уличного освещения в вечернее и ночное время суток в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу на автомобильных дорогах общего пользования местного значения села Турочак Турочакского района Республики Алтай: Амональная, Березовая, Кедровая, Луговая, Лесной, Лебедская, Молодежная, Нагорная, переулок от ул. Телецкая, 12 до ул. Сосновая, Радужная, Сосновая, Совхозный, Северный, Сплавная, Цветочная, Энергетиков, переулки в квартале «Аэропорт», Строителей, Мира, Победы, Морозова, Камзаракова, Восточная, Весёлая, переулок от ул. Советская, 92 до ул. Майская, переулки в квартале за ул. Зеленая, Вялкова, Огиренко, Башунова, Шукшина, Соломаткиной, переулки в районе «КРС», Юбилейная, Покровская, Весенняя, Ключевая, Светлая, переулки в квартале «Багдаевка», переулок от ул. Советская, 110 до ул. Майская, переулок от ул. Советская, 120 до ул. Майская, переулок от ул. Советская, 126 до ул. Рабочая, переулок от ул. Телецкая, 20 до ул. Соломаткиной, переулок от ул. Советская, 2 до ул. Майская, переулок от ул. Рабочая, 111 до ул. Зелёная, подъезд от ул. Тельмана к Кладбищу в связи с отказом истца от иска в указанной части.

Прекратить производство по делу в части исковых требований прокурора Турочакского района Республики Алтай к администрации Муниципального образования «Турочакский район» о возложении обязанности по организации уличного освещения в вечернее и ночное время суток в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу на автомобильных дорогах общего пользования местного значения села Турочак Турочакского района Республики Алтай: Алтайская, Боляева, Бийский, Береговая, Воробьевского, Дзержинского, Зеленая, Кохозная, Комсомольская, Красноармейская, Казанцева, Лесхозная, Майская, Маскаева, Набережная, Озерная, Осипова, Пионерская, Пляжная, Подгорная, Родниковая, Речная, Рабочая, Садовая, Солнечная, Солнечная поляна, Таежная, Титова, Чехова, Южная, Трудовая, Ветеранов, Трофимова в связи с отказом истца от иска в указанной части исковых требований.

Разъяснить, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В остальной части решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 19 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Муниципального образования «Турочакский район» Кудрявцева Г.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок, не превышающий пяти рабочих дней, на исчисление сроков подачи кассационной жалобы не влияют.

Председательствующий судья А.О. Имансакипова

Судьи М.В. Плотникова

С.Н. Чертков

Мотивированное апелляционное определение составлено 25 августа 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Алтай С.Н. Чертков