ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4750/2017 от 08.06.2002 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 33-4750/2017

Судья: Пуляева О.В.

Докладчик: Мулярчик А.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Мулярчика А.И.,

судей Тепляковой И.М., Хабаровой Т.А.,

при секретаре Елисейкиной В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке в городе Новосибирске 08 июня 2017 года гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» (Центральная дирекция пассажирских обустройств - филиал ОАО «РЖД») о понуждении к совершению действий, по апелляционной жалобе ОАО «РЖД» на решение Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 27 февраля 2017 года.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Мулярчика А.И., выслушав объяснения представителей ОАО «РЖД» - Н.А., С.Г., С.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя транспортной прокуратуры – С.С., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «РЖД», в котором указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов при оказании услуг железнодорожного транспорта на о.п. «Крахаль», по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства в виде не оборудования пассажирской платформы специальными устройствами, обеспечивающими доступность для инвалидов.

Просил признать незаконным, противоречащим требованиям законодательства в сфере защиты прав потребителей, бездействие ОАО «РЖД», выразившееся в не оборудовании пассажирской платформы о.п. «Крахаль» специальными устройствами, обеспечивающими доступность для инвалидов; возложить на ответчика обязанность устранить выявленные нарушения закона следующим образом: оборудовать пассажирскую платформу о.п. «Крахаль» тактильными наземными указателями для пассажиров с недостатками зрения; оборудовать лестничный сход с указанной пассажирской платформы пандусами для инвалидов.

Решением Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 27 февраля 2017 года исковые требования Новосибирского транспортного прокурора удовлетворены. Признано незаконным, противоречащим требованиям законодательства в сфере защиты прав потребителей бездействие ОАО «РЖД», выразившееся в не оборудовании пассажирской платформы о.п. «Крахаль» специальными устройствами, обеспечивающими доступность для инвалидов. ОАО «РЖД» обязано устранить выявленные нарушения закона не позднее, чем в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу следующим образом:

- оборудовать пассажирскую платформу о.п. «Крахаль» тактильными наземными указателями для пассажиров с недостатками зрения;

- оборудовать лестничный сход с пассажирской платформы о.п. «Крахаль» пандусами для инвалидов.

С ОАО «РЖД» взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.

С данным решением не согласился ответчик, в апелляционной жалобе просит его изменить и обязать ОАО «РЖД» при проведении реконструкции или капитального ремонта оборудовать пассажирские платформы о.п. Крахаль тактильными наземными указателями для пассажиров с недостатками зрения, оборудовать лестничный проход с пассажирской платформы о.п. Крахаль пандусами для инвалидов.

В жалобе указал на неправильное толкование судом норм материального права. Суд не принял во внимание, что положения п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Отмечает, что применяя пункт 1.2 Свода правил 59.13330.2012. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» от 27.12.2011 г. (далее - СП 59.13330.2012), суд не учел, что требования указанного документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.

Пассажирские платформы о.п. Крахаль построены в 2001 (береговая платформа у пути № 5) и в 1969 (островная платформа между 2 и 4 путями) годах. Реконструкция, капитальный ремонт в отношении указанных платформ ОАО «РЖД» не проводило. При вынесении решения судом не принято во внимание, что действующим законодательством не предусмотрено принудительное устранение несоответствий уже построенных объектов правилам, действующим в настоящее время, не предусмотрен механизм реализации СП 59.13330.2012 по отношению к уже построенным стационарным объектам.

Полагает, что при рассмотрении дела судом не принято во внимание, что согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций. В настоящее время порядок обеспечения доступности для инвалидов таких объектов транспортной инфраструктуры, как пассажирские платформы, используемые при перевозках в пригородном сообщении, компетентным органом не издан.

При рассмотрении дела ответчиком в суд представлены доказательства проводимой в рамках требований действующего законодательства планомерной работы по повышению доступности для инвалидов существующих объектов транспортной инфраструктуры. Мероприятия по приспособлению платформ о.п. Крахаль запланированы на 2018 год.Данное обстоятельство, как указывает апеллянт, судом не было исследовано.

Истцом поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых изложена просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения.

Рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из представленного в материалы дела акта проверки от 28.08.2015 г., Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов при оказании услуг железнодорожного транспорта на о.п. «Крахаль», в ходе которой (согласно текста акта) выявлены нарушения требований Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»:

- на кромках посадочной платформы отсутствуют тактильные наземные указатели для пассажиров с недостатками зрения (нарушение п. 7.4.15 СП 59.13330.2012);

- лестничные сходы с платформ не оборудованы пандусами (нарушение п. 4.1.14 СП 59.13330.2012).

Удовлетворяя исковые требования транспортного прокурора о понуждении к совершению действий, суд первой инстанции исходил из указанного акта и пришел к выводу о нарушении ответчиком законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов при оказании услуг железнодорожного транспорта на о.п. «Крахаль». При этом, суд руководствовался ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 6 ст. 3, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 76 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на неверном толковании норм материального права.

Положения ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Учитывая, что пассажирская платформа о.п. Крахаль к названным объектам не относится, т.к. согласно предоставленным ответчиком сведениям ее береговая платформа была построена в 2001 году, островная платформа (между 2 и 4 путями) – в 1969 году, что истцом не оспаривалось, то указанные положения на спорные правоотношения не распространяются.

Согласно п. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Согласно ст. 44 указанного закона, он вступил в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, т.е. 31.06.2010 г.

Не подлежит применению к спорным правоотношениям и Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и
сооружений для маломобильных групп населения» (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года N 605), область применения которого в силу п. 1.2 включает в себя проектирование новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений, что также не имеет отношения к пассажирской платформе о.п. Крахаль, которая была введена в эксплуатацию до вступления в силу вышеперечисленных нормативных требований.

Доводы истца о том, что обязанность организация, осуществляющих транспортное обслуживание населения обеспечить оборудование вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами была закреплена с момента принятия Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не свидетельствуют об обязанности ответчика оборудовать пассажирскую платформу о.п. «Крахаль» тактильными наземными указателями, лестничный сход с указанной пассажирской платформы – пандусами для инвалидов, поскольку доказательств того, что обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного пользования объектами транспортной инфраструктуры иными способами не представлено. Обстоятельства того, что обеспечение условий использования платформы инвалидами возможно исключительно предложенным прокурором способом, а также обстоятельства того, что пассажирская платформа не оборудована иными средствами для обеспечения ее использования инвалидами, не были основанием заявленных требований и не устанавливались в ходе прокурорской проверки, поскольку не нашли своего отражения в акте проверки от 28.08.2015 г. (л.д. 5).

В свою очередь ответчиком утвержден и согласован с Новосибирской областной организацией Всероссийского общества инвалидов Порядок оказания практической помощи инвалидам и маломобильным группам населения Новосибирской области при осуществлении ими поездок в пригородном и дальнем сообщениях в пределах полигона Западно-Сибирской железной дороги. Согласно указанного порядка, любой пассажир, имеющий ограничения при самостоятельном передвижении, при планировании поездки железнодорожным транспортом может подать заявку ответчику по круглосуточному телефону для организации его встречи (проводов), посадки/высадки в поезд, приобретении билетов и использовании других услуг, предоставляемых на объектах железнодорожной пассажирской инфраструктуры и в поездах (л.д. 40-43). Данный Порядок создает все условия для использования инвалидами пассажирской платформы о.п. «Крахаль» по ее прямому назначению.

Вывод суда о том, что отсутствие специальных устройств, обеспечивающих доступность для инвалидов платформ существенно нарушает права пассажиров, имеющих инвалидность, на получение услуги по перевозке железнодорожным транспортом в надлежащих условиях, сделан с нарушением требований статей 195, 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку материалы дела не содержат сведения о фактах обращений граждан, являющихся инвалидами, в структурные подразделения ОАО «РЖД», а также в Новосибирскую транспортную прокуратуру на предмет нарушения их прав на беспрепятственное пользование пассажирской платформой о.п. Крахаль.

На основании изложенного, учитывая, что в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит проверке в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности доводов апелляционной жалобы о необходимости изменить обжалуемое решение в части обязания ОАО «РЖД» при проведении реконструкции или капитального ремонта оборудовать пассажирские платформы о.п. Крахаль тактильными наземными указателями для пассажиров с недостатками зрения, оборудовать лестничный проход с пассажирской платформы о.п. Крахаль пандусами для инвалидов.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 27 февраля 2017 года изменить, обязав ОАО «РЖД» при проведении реконструкции или капитального ремонта оборудовать пассажирскую платформу о.п. «Крахаль» тактильными наземными указателями для пассажиров с недостатками зрения, оборудовать лестничный сход с пассажирской платформы о.п. «Крахаль» пандусами для инвалидов.

Апелляционную жалобу ОАО «РЖД» - удовлетворить.

Председательствующий

Судьи