БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
33-4757/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 30 октября 2014 г.
Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Безуха А.Н.
судей Аняновой О.П., Самыгиной С.Л.
при секретаре Тягнирядно Я.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Стржалковского Ю.А. об оспаривании действий (бездействия) должностного лица Администрации Президента Российской Федерации – консультанта департамента письменных обращений граждан и организаций Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций,
по апелляционной жалобе Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента Российской Федерации,
на решение Корочанского районного суда Белгородской области от 04 сентября 2014г.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Стржалковским Ю.А. 21.06.2014г. председателю Межведомственной комиссии по защите государственной тайны направлено письменное обращение.
Названное обращение 30.06.2014г. поступило в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, зарегистрировано за № <данные изъяты>, рассмотрено и направлено в Федеральную службу судебных приставов России для объективного и всестороннего рассмотрения, о чем сообщено заявителю.
Полагая свои права нарушенными, 07.08.2014г. Стржалковский Ю.А. обратился в суд и просил признать незаконными действия должностного лица Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента Российской Федерации, связанные с направлением обращения в Федеральную службу судебных приставов; возложить на должностное лицо обязанность по направлению его обращения указанному в нем адресату.
В обоснование требований указал на то, что действиями консультанта департамента письменных обращений граждан и организаций Администрации Президента Российской Федерации нарушено его право на рассмотрение его заявления государственным органом, в компетенцию которых входит решение поставленных в заявлении вопросов.
Решением Корочанского районного суда Белгородской области заявление Стржалковского Ю.А. признано обоснованным, судом постановлено: обязать должностное лицо Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента Российской Федерации направить обращение Стржалковского Ю.А. от 21.06.2014г. в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны.
В апелляционной жалобе Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента Российской Федерации просит об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности и принятии нового об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно п. 1 Положения об Управлении Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций, утвержденного Указом Президента РФ от 17 февраля 2010 года № 201, Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ.
Одной из основных задач данного подразделения Администрации Президента Российской Федерации является обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, адресованных Президенту Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации, а также организация приема граждан Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, заместителями Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - помощниками Президента Российской Федерации, помощниками Президента Российской Федерации, советниками Президента Российской Федерации, а также руководителями самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации (п.п.4,5)
Реализация гражданами конституционного права на обращение в государственные органы и к должностным лицам, предусмотренного статьей 33 Конституции Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» осуществляется посредством рассмотрения обращения гражданина тем государственным органом или должностным лицом, к компетенции которых отнесено решение вопросов, содержащихся в обращении гражданина.
В соответствии с частью 3 статьи 8 названного выше Федерального закона, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, направляется в течении семи дней в соответствующий орган, в компетенцию которого входит решение поставленных вопросов.
Как следует из материалов дела, в обращении Стржалковского Ю.А. от 21.06.2014г. ставился вопрос исполнения судебного решения от 16.01.2014г. Московского областного суда, в этой связи, оно было направлено для рассмотрения и принятия мер в Федеральную службу судебных приставов, о чем Стржалковский Ю.А. был уведомлен письмом Управления от 30.06.2014г. № <данные изъяты> в установленный законом срок.
Суд, признавая заявление Стржалковского Ю.А. обоснованным, исходил из того, что должностным лицом Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента Российской Федерации не была соблюдена процедура рассмотрения обращения Стржалковского Ю.А., поскольку оно не было направлено в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны.
Между тем, судом не учтено, что действия сотрудников Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, являющегося самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации не могут быть обжалованы в порядке главы 25 ГПК Российской Федерации.
В силу статьи 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 11, части 1 статьи 80 и части 1 статьи 81 Конституции Российской Федерации Президент является постоянно действующим органом государственной власти и единоличным главой государства, получает свои властные полномочия на основе свободных выборов.
В силу части 2 статьи 80, части 4 статьи 78 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, а также осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
Исходя из занимаемого Президентом Российской Федерации места в системе органов государственной власти, а также его конституционного статуса, Конституция Российской Федерации закрепляет неприкосновенность Президента Российской Федерации (статья 91 Конституции Российской Федерации), а также другие правовые средства, которые обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом Российской Федерации принадлежащих ему конституционных полномочий.
Институт неприкосновенности является отступлением от конституционного принципа равенства перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации), закреплен непосредственно в Конституции Российской Федерации и действует в отношении строго ограниченного круга лиц, в том числе Президента Российской Федерации (статья 91 Конституции Российской Федерации), что обусловлено особым статусом и характером выполняемых им функций в системе государственной власти Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с п. 1 Положения об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06 апреля 2004 года № 490, Администрация Президента РФ является государственным органом, сформированным в соответствии с п. «и» ст. 83 Конституции РФ, который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ.
В силу п. 7 указанного Положения общее руководство Администрацией Президента РФ осуществляет Президент Российской Федерации, которому Администрация подчиняется.
При указанных обстоятельствах данное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства на основании п. 1 ст. 134 ГПК РФ, поскольку вмешательство в конституционно-правовую деятельность Президента РФ как главы государства нарушит принцип разделения властей.
Таким образом, у суда имелись основания для прекращения производства по делу, однако, суд в нарушение приведенных выше положений закона рассмотрел данное заявление по существу.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», судам апелляционных инстанций при рассмотрении дел рекомендовано вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, проверять наличие предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по делу (статья 220 ГПК РФ) или оставлении заявления без рассмотрения (абзацы второй - шестой статьи 222 ГПК РФ).
Учитывая вышеизложенное, решение подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Руководствуясь ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Корочанского районного суда Белгородской области от 04 сентября 2014г. по делу по заявлению Стржалковского Ю.А. об оспаривании действий (бездействия) должностного лица Администрации Президента Российской Федерации – консультанта департамента письменных обращений граждан и организаций Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций отменить, производство по делу прекратить.
Председательствующий
Судьи