Судья Ягерь Е.А. Дело № 33-476-14 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Курск 13 марта 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Журавлёва А.В.
и судей Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,
при секретаре Кошелевой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Курска в интересах неопределённого круга лиц к Администрации г. Курска в лице Комитета финансов г. Курска, Комитету социальной защиты населения г. Курска об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, поступившее по апелляционной жалобе Комитета финансов города Курска на решение Промышленного районного суда г. Курска от 20 декабря 2013 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора г. Курска в интересах неопределённого круга лиц к Администрации г. Курска в лице Комитета финансов г. Курска, Комитету социальной защиты населения г. Курска об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Курска в лице Комитета финансов г. Курска произвести финансирование мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное по адресу: г<данные изъяты> в соответствии с требованиями Свода правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённого приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года № 605.
Обязать Комитет социальной защиты населения г. Курска после получения денежных средств произвести мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное по адресу: <данные изъяты> в соответствии с требованиями Свода правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённого приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года № 605».
Заслушав доклад судьи Журавлёва А.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Курска, выступающий в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации г. Курска в лице Комитета финансов г. Курска, Комитету социальной защиты населения г. Курска об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, ссылаясь на то, что прокуратурой г. Курска 17.10.2013 г. проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в Комитете социальной защиты населения г. Курска по адресу: <данные изъяты> При проверке установлено, что в здании указанной организации имеется шесть входов, из них три с передней стороны здания и три с задней стороны. Пандус или иное устройство, позволяющее обеспечить доступ маломобильных групп населения в названное помещение, отсутствует, указанное помещение не приспособлено для беспрепятственного доступа инвалидов. Таким образом, бездействие Администрации г. Курска в лице Комитета финансов г. Курска и Комитета социальной защиты населения г. Курска привело к нарушению требований законодательства о социальной защите инвалидов, а также нарушению их права на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Прокурор просил обязать Администрацию г. Курска в лице Комитета финансов г. Курска произвести финансирование мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное по адресу: <данные изъяты>, обязать Комитет социальной защиты населения г.Курска после получения денежных средств произвести мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное по адресу: <данные изъяты>.
Судом принято вышеприведённое решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
В судебное заседание представитель Администрации г. Курска, извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Комитета финансов г. Курска Летовой Е.П., поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения представителя Комитета социальной защиты населения г. Курска Винковатовой Е.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Борисовой Е.С., судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
На основании п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона Курской области от 18.03.2008 г. № 6-ЗКО «Об обеспечении инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Курской области» к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов относятся объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 указанного закона состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Курской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении в Курской области, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации, и региональным нормативам градостроительного проектирования Курской области.
На основании Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил» Министерство регионального развития РФ приказом от 27.12.2011 г. № 605 утвердило и ввело в действие с 01.01.2013 г. свод правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012), который устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям, определяя параметры их доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно п. 4.1.14 указанного свода правил, лестницы должны дублироваться пандусами или подъёмными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Пандус с расчётной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъёмными устройствами.
В силу п. 5 Правил в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объёме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации.
На основании п. 5.1.1. Правил в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Пунктом 5.1.2. Правил предусмотрено, что наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.
В соответствии с пунктом 5.1.9. Правил помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъёмные платформы для инвалидов (далее - подъёмные платформы) или лифты.
Судом установлено, что Прокуратурой г. Курска 17.10.2013 г. проведена проверка в Комитете социальной защиты населения г. Курска по адресу: <данные изъяты> При проверке установлено, что в здании указанной организации имеется шесть входов, из них три с передней стороны здания и три с задней стороны. Вход в здание Комитета социальной защиты населения г. Курска осуществляется со стороны <данные изъяты>. Пандус или иное устройство, позволяющее обеспечить доступ маломобильных групп населения в названное помещение, отсутствует, то есть указанное помещение не приспособлено для беспрепятственного доступа инвалидов, что подтверждается актом проведения проверки от 17.10.2013 г.
Из свидетельства о государственной регистрации права от <данные изъяты> г. следует, что здание, в котором располагается Комитет социальной защиты населения г. Курска по адресу: <данные изъяты> принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «город Курск».
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд обязал Комитет финансов г. Курска произвести финансирование мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное по адресу: <данные изъяты> в соответствии с требованиями Свода правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Однако из материалов дела видно, что судом первой инстанции в нарушение норм процессуального права Комитет финансов г. Курска, являющийся юридическим лицом, к участию в данном гражданском деле не привлекался, в то же время вынесенное решение затрагивает интересы Комитета финансов г. Курска.
Кроме того, вывод суда о возможности судебной защиты прав инвалидов только после проведения мероприятий по финансированию соответствующих мероприятий не основан на законе.
В соответствии с приведёнными выше нормами права Комитет социальной защиты населения г. Курска, владеющий зданием на праве оперативного управления, обязан обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание без каких-либо предварительных условий.
В связи с изложенным решение суда подлежит отмене с принятием нового решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Промышленного районного суда г. Курска от 20 декабря 2013 года отменить и принять новое решение: Обязать Комитет социальной защиты населения г. Курска произвести мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное по адресу: <данные изъяты> в соответствии с требованиями Свода правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённого приказом Минрегиона России от 27.12.2011 г. № 605.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: