Дело № 33-4761/2017 г.Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего судьи Жельнио Е.С.,
судей Овсянниковой И.Н., Аноприенко К.В.,
при секретаре Арабаджи В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 июня 2017 года гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу, Федеральному агентству по государственным резервам о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по предоставлению единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, по апелляционным жалобам представителей ответчиков на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 28 марта 2017 года, заслушав доклад судьи Жельнио Е.С.,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу (Управление Росрезерва по Дальневосточному федеральному округу), Федеральному агентству по государственным резервам (Росрезерв) о признании незаконным бездействия территориальной подкомиссии для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим Управления Росрезерва по Дальневосточному федеральному округу единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, выразившееся в не направлении предложения о выделении ей единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в Росрезерв - комиссию для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным служащим Росрезерва единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, а также возложении на Росрезерв обязанности предоставить ей единовременную субсидию на приобретение жилого помещения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований истец указала, что с 20.03.2008 года замещает должность <данные изъяты>, с 25.03.2010 года состоит на учете на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, предусмотренной ст.53 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ. Будучи гражданским служащим, принятым на соответствующий учет и воспитывая троих несовершеннолетних детей, она обладает преимущественным правом на получение единовременной выплаты, однако ее неоднократные обращения по данному вопросу, обусловленные острой потребностью в жилье, оставлены без удовлетворения. Управление Росрезерва по Дальневосточному федеральному округу, располагая необходимыми документами, в Росрезерв предложений о выдвижении ее кандидатуры на выделение субсидии не направило, в нарушение ее преимущественного права указанная мера социальной поддержки была оказана иному служащему.
Представители ответчиков исковые требования не признали, указав, что субсидия на приобретение жилья, являясь дополнительной государственной гарантией, выделяется исходя не только из жилищных условий, но и результативности служебной деятельности. Решение вопроса о ее предоставлении является исключительной прерогативой государственного органа, принимающего решение на основании предложения подкомиссии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 28.03.2017 года исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие территориальной подкомиссии для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим Управления Росрезерва по Дальневосточному федеральному округу единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, выразившееся в не направлении предложения о выделении ФИО1 единовременной субсидии в Росрезерв - комиссию для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным служащим Росрезерва единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. На Росрезерв возложена обязанность предоставить ФИО1 единовременную субсидию на приобретение жилого помещения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционных жалобах представители ответчиков Росрезерва и Управления Росрезерва по Дальневосточному федеральному округу просят отменить решение суда как незаконное и принять по делу новый судебный акт. В обоснование указали на необоснованность вывода суда о допущенном бездействии, а также нарушение норм материального права вследствие возложения обязанности по выплате субсидии в нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения вопроса и принятия решения о ее предоставлении, без исследования вопроса о достаточности представленных истцом документов и наличия преимущественного права у иных служащих. Принятие такого решения относится к исключительной компетенции органа государственной власти, однако суд в нарушение принципа разделения властей принял эти функции на себя, фактически подменив судебным решением комплекс предусмотренных действующим законодательством действий. Кроме того, суд не учел положения Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 года № 63, в силу которых субсидия предоставляется при условии доведения целевых бюджетных ассигнований федеральному государственному органу сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год на обеспечение жильем гражданских служащих.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы истец ФИО1 просит оставить решение суда без изменения, полагая, что установив факт допущенного ответчиками бездействия, суд обоснованно возложил обязанность по устранению нарушений, сочтя возможным восстановить нарушенное право предложенным ею способом путем предоставления субсидии.
В судебном заседании представитель ответчиков ФИО2 апелляционные жалобы поддержала по изложенным в них доводам, истец ФИО1 и ее представитель ФИО3 с жалобами не согласились.
Заслушав объяснения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия находит решение уда подлежащим отмене в части с принятием нового решения.
В соответствии со ст.53 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно пп.2, 4.1 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 63, единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа (руководителя территориального органа федерального государственного органа - в случае наделения его такими полномочиями) гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при соблюдении ряда условий. Преимущественное право на получение единовременной выплаты имеет принятый на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты гражданский служащий, воспитывающий зарегистрированных по месту жительства совместно с ним 3 и более его детей и (или) детей его супруга (супруги) в возрасте до 18 лет.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом руководителя Росрезерва от 25.03.2010 года ФИО1, замещающая с 20.03.2008 года должность <данные изъяты>, была поставлена на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения.
Истец имеет троих несовершеннолетних детей 2009, 2013 и ДД.ММ.ГГГГ г.р. В связи с рождением третьего ребенка 20.11.2015 года на заседании территориальной подкомисии для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим Управления Росрезерва по Дальневосточному округу единовременной субсидии на приобретение жилого помещения принято решение направить в комиссию Росрезерва документы о рождении детей ФИО4.
Той же подкомиссией 14.10.2016 года принято решение направить в Росрезерв для включения в приказ о выделении единовременной выплаты гражданским служащим, в соответствии с п.24 Порядка, копию протокола, учетное дело, сведения о результатах профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и уточненный расчет размера единовременной выплаты в отношении ФИО1, обладающей преимущественным правом на предоставление субсидии.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.53 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 63, Порядка формирования и работы комиссий, образуемых в федеральных государственных органах для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2009 N 143н, и исходил из того, что единовременная субсидия на приобретение жилого помещения предоставляется гражданскому служащему по решению руководителя федерального государственного органа с учетом предложений, внесенных комиссией для рассмотрения вопросов предоставления гражданским служащим единовременной выплаты. По решению руководителя федерального государственного органа в территориальных органах федеральных государственных органов формируются территориальные подкомиссии. Полномочия территориальных подкомиссий и порядок их взаимодействия с Комиссией определяются в решении о создании территориальных подкомиссий. Комиссия готовит руководителю федерального органа предложения о предоставлении единовременной выплаты гражданским служащим, состоящим на учете, которым может быть предоставлена единовременная выплата, исходя из жилищных условий и результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих. Территориальная подкомиссия для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим Управления Росрезерва, располагая сведениями о возникновении у принятой на учет ФИО1 преимущественного права на получение единовременной выплаты в связи с рождением третьего ребенка, предложений об осуществлении ей данной выплаты в установленном порядке в Росрезерв не вносило, ограничившись направлением сведений и документов о приобретении истцом такого права. При этом, уже после рождения у ФИО1 третьего ребенка и предоставления ею соответствующих документов, государственному служащему, сведений о преимущественном праве которого не представлено, была выделена субсидия.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в части соответствия ФИО1 требованиям, предъявляемым к гражданским служащим, претендующим на получение субсидии для приобретения жилого помещения во внеочередном порядке, и допущенного территориальной подкомиссией бездействия по направлению соответствующего предложения о предоставлении ей указанной субсидии, отклоняя доводы апелляционной жалобы в указанной части.
В соответствии с Порядком формирования и работы комиссий, образуемых в федеральных государственных органах для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2009 N 143н, и действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, а также ныне действующим Порядком, утвержденным Приказом Минтруда России от 17.03.2017 N 282н, к полномочиям территориальной подкомиссии наряду с приемом документов и проверкой, содержащихся в них сведений, о наличии условий, необходимых для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты, входит внесение руководителю федерального государственного органа предложения о предоставлении единовременной выплаты гражданским служащим из числа состоящих на учете в федеральном государственном органе.
Достаточных допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что в отношении ФИО1, имеющей преимущественное право на предоставление субсидии, при отсутствии к тому препятствий (доказательств обратного не представлено), территориальной подкомиссией в установленном порядке такое предложение направлялось, ответчиками не представлено, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно признал такое бездействие незаконным.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об обоснованности требования истца в части возложения обязанности предоставить субсидию на приобретение жилого помещения.
Право гражданских служащих, нуждающихся в жилье, реализуется в порядке и на условиях, устанавливаемых Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 года N 63, направленных в числе прочего на предотвращение злоупотребления гражданским служащим своими правами при обращении за получением за счет бюджетных ассигнований соответствующего федерального государственного органа единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 1806-О).
В п.п.2, 5 Правил указано, что единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа (руководителя территориального органа федерального государственного органа - в случае наделения его такими полномочиями) гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при соблюдении определенных условии. Решение руководителя федерального государственного органа о предоставлении единовременной выплаты оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанной на день принятия соответствующего решения.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 N 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» предусмотрено, что финансовое обеспечение расходных обязательств на предоставление федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным государственным органам в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем федеральных государственных гражданских служащих.
Из заявленных истцом требований и материалов дела следует, что вопрос о предоставлении ФИО1 субсидии для приобретения жилого помещения комиссией для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным служащим Росрезерва единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и руководителем данного федерального государственного органа не рассматривался и не разрешался, поскольку соответствующее предложение о предоставлении ей субсидии территориальной подкомиссией Управления Росрезерва по Дальневосточному федеральному округу в установленном порядке не направлялось.
В силу закона последствием признания действий (бездействия) незаконными является возложение на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах доводы истца о том, что последствием признания незаконным указанного бездействия территориальной подкомиссии в целях восстановления ее нарушенного права должно являться возложение на Росрезерв обязанности предоставить единовременную субсидию на приобретение жилого помещения являются безосновательными, а избранный истцом способ защиты нарушенного права в указанной части не соответствует содержанию нарушенного права и характеру его нарушения, в связи с чем, решение суда об удовлетворении иска в указанной части не может быть признано законным и обоснованным.
Действующее правовое регулирование предусматривает определенный порядок направления необходимых документов территориальной подкомиссией в Росрезерв, их проверку, рассмотрение вопроса о предоставлении субсидии, расчет единовременной выплаты и принятие решения о ее предоставлении органами к компетенции которых указанные вопросы отнесены. С учетом изложенного, а также принимая во внимание длительность не разрешения вопроса о предоставлении ФИО1 данной субсидии, судебная коллегия полагает необходимым при отмене решения в части возложения на Росзерв обязанности по предоставлению истцу субсидии, возложить на территориальную подкомиссию для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим Управления Росрезерва по Дальневосточному федеральному округу единовременной субсидии на приобретение жилого помещения внести руководителю Федерального агентства по государственным резервам, в комиссию для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим Росрезерва единовременной субсидии на приобретение жилого помещения предложение о выделении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральному государственному гражданскому служащему ФИО1 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а на Федеральное агентство по государственным резервам - рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО1 с учетом имеющегося преимущественного права единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в течение месяца со дня получения указанного предложения.
Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 28 марта 2017 года по иску ФИО1 к Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу, Федеральному агентству по государственным резервам отменить в части возложения обязанности по предоставлению единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и принять в указанной части новое решение.
Обязать территориальную подкомиссию для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу единовременной субсидии на приобретение жилого помещения внести руководителю Федерального агентства по государственным резервам, в комиссию для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим Росрезерва единовременной субсидии на приобретение жилого помещения предложение о выделении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральному государственному гражданскому служащему ФИО1 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Федеральное агентство по государственным резервам рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО1 единовременной выплаты на приобретение жилого помещения с учетом имеющегося у нее преимущественного права в течение месяца со дня получения предложения территориальной подкомиссии для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
В остальной части решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 28 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей ответчиков - без удовлетворения.
Председательствующий судья Е.С. Жельнио
Судьи К.В. Аноприенко
И.Н. Овсянникова