Судья Репникова О.А. Дело №33-4763/15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 мая 2015 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Медведева А.А., Сафроновой М.В.,
при секретаре Богдан Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчика Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края и третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 02 апреля 2015 года
по иску ФИО1, ФИО2 к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, Управлению социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району о возложении обязанности включить в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, для предоставления материальной помощи за счет средств краевого бюджета и взыскании единовременной материальной помощи на домовладение
Заслушав доклад судьи Поповой Н.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, Управлению социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району о возложении обязанности включить в список граждан, пострадавших от паводка в мае-июне 2014 года, для предоставления финансовой помощи за счет средств бюджета Алтайского края, взыскании с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> на домовладение, а также взыскании судебных расходов в размере <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> – по оплате госпошлины, <данные изъяты> – консультация, <данные изъяты> – составление искового заявления.
В обоснование заявления истцы указали, что в результате паводка в мае-июне 2014 года пострадало их домовладение по адресу: <адрес>. В период с 30 мая по ДД.ММ.ГГ были затоплены приусадебный участок, огород, хозяйственные постройки, колодец, сарай, подполье жилого дома. Однако Управлением социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району было отказано в выплате материальной помощи из краевого бюджета, предназначенной пострадавшим гражданам на каждое домовладение, попавшее в зону затопления. В протоколе заседания комиссии по социальным вопросам *** от ДД.ММ.ГГ не указано, что паводковой водой было подтоплено подполье жилого дома. Вместе с тем, в список граждан, пострадавших в результате паводка, на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на каждого члена семьи за счет средств федерального бюджета истцы были включены, соответствующие выплаты получили. Факт подтопления жилого дома подтверждается актом обследования от 23.09.2014, в котором указано, что дом в результате паводка имеет слабую степень повреждения. На основании изложенного они должны быть отнесены к категории граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на домовладение.
В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю, в качестве третьего лица привлечено Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Решением Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ иск удовлетворен частично.
Взыскана с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району в пользу ФИО1, ФИО2 единовременная материальная помощь на домовладение в размере <данные изъяты> за счет средств бюджета Алтайского края, по <данные изъяты> каждому.
Взысканы с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> и расходы по оплате юридических услуг в размере <данные изъяты>, всего <данные изъяты>
Взысканы с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району в пользу ФИО2 судебные расходы по оплате юридических услуг в размере <данные изъяты>
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
С решением суда не согласился ответчик Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району и третье лицо Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району просит решение суда отменить, указывая на нарушение судом норм материального права, поскольку в данном случае паводок рассматривается в качестве трудной жизненной ситуации, которую гражданин не может преодолеть самостоятельно, и понятие которой закреплено в п. 3 Правил предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утв. постановлением Администрации Алтайского края от 05.10.2007 № 466. Следовательно, основанием для предоставления материальной помощи является заявление гражданина с приложением соответствующих документов, подтверждающих наличие трудной жизненной ситуации. Данные нормы судом не были применены.
Под неотложными нуждами подразумеваются потребности безотлагательного характера, однако, учитывая длительный период времени с момента паводка, а также то, что ситуация у других жителей села была намного критичнее, истцами не доказано наличие неотложных нужд, в том числе повреждений дома (что в силу п. 4 и п. 20 указанных Правил являлось их обязанностью), истцы получили федеральные выплаты в общей сумме <данные изъяты>, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Третье лицо Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите (Главтрудсоцзащита) в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, разрешить вопрос по существу и отказать в удовлетворении исковых требований ФИО3.
В обоснование жалобы третье лицо ссылается на аналогичные основания для отмены решения суда, что и ответчик, в частности неприменение судом положений указанных выше Правил относительно необходимости доказательства истцами нахождения в трудной жизненной ситуации, получение истцами федеральных выплат. Кроме того, указывает, что взыскание с Управления как структурного подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, освобожденного от уплаты госпошлины, госпошлины в размере <данные изъяты> противоречит п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ. Расходы на оказание юридических услуг в сумме <данные изъяты> не соответствуют требованиям разумности, учитывая характер спора и возможность истцов обратиться за бесплатной юридической помощью, а также по основаниям ч. 1 ст. 1083 ГК РФ.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы истцы просят оставить их без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истцы ФИО2, ФИО1, ответчики Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району, администрация Усть-Пристанского района Алтайского края, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю, третьи лица администрация Чеканихинского сельсовета Усть-Пристанского района Алтайского края, Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите не явились, извещены о времени и месте рассмотрения жалоб надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие участников процесса по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов жалоб и возражений относительно жалоб в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 данного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
На основании постановления Правительства РФ от 15.02.2014г. № 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. «г») оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; и (п. «д») оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тыс. рублей на человека).
Во исполнение данного постановления, а также распоряжения Правительства РФ от 09.06.2014 № 994, постановлением администрации Алтайского края от 10.06.2014 № 270 утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае - июне 2014 года.
Кроме указанных выплат федерального бюджета (единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на человека и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости 50 000 руб. или 100 000 руб.) распоряжением администрации Алтайского края от 01.06.2014 № 187-р гражданам, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014 года, предусмотрено выделение средств из резервного фонда Администрации Алтайского края в размере 50 млн. руб. на оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014 года (по 10 000 руб. на домовладение).
На основании указанного распоряжения Администрации Алтайского края от 01.06.2014 № 187-р приказом начальника Главалтайсоцзащиты № 209 от 05.06.2014 Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району и комиссия по предоставлению материальной помощи гражданам при данном управлении были наделены полномочиями по принятию решения о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка, на неотложные нужды в пределах 10 000 руб. на каждое домовладение на основании списков пострадавших граждан и информации о затопленных домовладениях, предоставленных администрацией района и органами МЧС.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцам ФИО1, ФИО2 на праве общей совместной собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Истцы зарегистрированы и фактически проживают по данному адресу.
В мае-июне 2014 года <адрес> Алтайского края, в том числе и жилой <адрес>, попал в зону подтопления в связи со сложившейся чрезвычайной ситуацией, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Истцы были включены в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка в размере <данные изъяты> на каждого члена семьи за счет средств федерального бюджета.
Однако в Список на получение материальной помощи за счет средств краевого бюджета истцы не были включены, им было отказано в указанной выплате ввиду отсутствия доказательств затопления домовладения.
Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам гражданского процессуального законодательства, в том числе Акт обследования поврежденного жилого дома в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, утв. ДД.ММ.ГГ главой администрации <адрес> и начальником отдела ГО и ЧС ФИО4, протокол заседания комиссии по социальным вопросам Управления социальной защиты населения по <адрес> от ДД.ММ.ГГ № 23, список улиц и домов населенных пунктов района, попавших в зону подтопления, утв. ДД.ММ.ГГ главой администрации <адрес>, а также показания свидетелей ФИО5, ФИО6, суд первой инстанции пришел к выводу, что принадлежащий истцам дом пострадал в результате паводка в мае-июне 2014 года, что свидетельствует о наличии оснований для отнесения истцов к категории граждан, пострадавших от паводка и имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> на домовладение за счет средств краевого бюджета.
Судебная коллегия находит такие выводы суда обоснованными, поскольку судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, подлежащие применению, выводы суда соответствуют материалам дела и достаточно подробно мотивированы в судебном решении.
Вопреки доводам жалобы ответчика, факт причинения ущерба домовладению истцом нашел свое подтверждение при рассмотрении дела надлежащими и допустимыми доказательства, которым судом дана надлежащая оценка в совокупности. Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
Оспаривая выводы суда первой инстанции в части обоснованности признания за истцами права на выплату из краевого бюджета по причине недоказанности нахождения истцов в трудной жизненной ситуации, ответчик и третье лицо в жалобах ссылаются на Приказ Главалтайсоцзащиты от 02.11.2009 N 187 "Об утверждении Порядка рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи" (п.п. 3, 4, 15, 20 Порядка), постановление Администрации Алтайского края от 05.10.2007 N 466 "Об утверждении Правил предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации".
Однако данный довод коллегией признается несостоятельным по следующим основаниям.
Распоряжение администрации Алтайского края от 01.06.2014 №187-р, являющееся основанием направления средств резервного фонда Администрации Алтайского края на оказание единовременной помощи в связи с паводком в мае-июне 2014 года, не содержит указания на порядок предоставления такой материальной помощи, круг лиц в целях предоставления единовременной материальной помощи в распоряжении определен как граждане, пострадавшие от паводка в мае-июне 2014 года.
Правила предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденные постановлением администрации Алтайского края от 05.10.2007 № 466, а также Порядок рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи, утвержденный приказом Главалтайсоцзащиты от 02.11.2009 № 187, регулируют иные отношения.
Таким образом, нормативным правовым актом, определяющим порядок формирования списков пострадавших граждан в результате паводка в мае-июне 2014 года, является Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года, утвержденный постановлением Администрации края от 10.06.2014 № 270.
Единственным различием в формировании списков (структуре, наименовании) для выплаты из резервного фонда Правительства Российской Федерации и резервного фонда Алтайского края является указание в последнем случае на краевой бюджет как источник финансирования.
Списки пострадавших граждан являются основанием для последующего рассмотрения органом социальной защиты населения вопроса о предоставлении единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета.
Иного порядка формирования списков для получения выплаты из резервного фонда краевого бюджета (включая наделение органов местного самоуправления правом оценки трудной жизненной ситуации каждого проживающего в зоне затопления при формировании списков) ни органы государственной власти Алтайского края, ни органы местного самоуправления не предусмотрели.
Кроме того, Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не содержит такого основания для осуществления единовременных денежных выплат в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера как трудная жизненная ситуация. Не упомянута трудная жизненная ситуация и в распоряжении Администрации Алтайского края № 187-р от 01.06.2014.
При таких обстоятельствах оснований для применения указываемых в жалобах нормативно-правовых актов у суда не имелось.
Доводы жалоб о том, что истцы ранее получили федеральные выплаты в связи с паводком, а также о длительности прошедшего времени, что свидетельствует об отсутствии у истцов неотложных нужд, во внимание судебной коллегией не принимаются, поскольку не опровергают законность выводов суда о наличии у истцов права на выплаты из краевого бюджета во исполнение распоряжения Администрации Алтайского края № 187-р от 01.06.2014.
Ссылка третьего лица на необоснованность взыскания с ответчика расходов по уплате государственной пошлины судебной коллегией отклоняется как основанная на ошибочном толковании норм процессуального права.
Главой 7 ГПК РФ установлены правила распределения судебных расходов между сторонами в зависимости от того, в чью пользу состоялось решение суда. При этом к судебным расходам относятся также расходы по оплате госпошлины (ст.88 ГПК РФ).
При таких обстоятельствах, положения подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, предусматривающие освобождение органов государственной власти и местного самоуправления от уплаты госпошлины, не применяются к случаям распределения судебных расходов в виде государственной пошлины. При удовлетворении исковых требований, предъявленных к органу государственной власти или местного самоуправления, последний обязан возместить истцу понесенные им по делу судебные расходы, в том числе на оплату госпошлины.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда жалобы не содержат, в связи с чем оснований для их удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края и третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: