ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4767/19 от 15.05.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Шерстюков И.В. 15.05.2019 г.

Дело № 33-4767/19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Пьянкова Д.А.,

судей Симоновой Т.В. и Смирновой М.А.,

при секретаре Араслановой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 15 мая 2019 года дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Кочевского районного суда Пермского края от 05.03.2019, которым постановлено:

«Иск ФИО1, ФИО2 в интересах несовершеннолетних детей Д., А., М. к администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края», Министерству социального развития Пермского края, удовлетворить.

Признать решение комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края» от 18.01.2019 года № 02 в части отказа семье ФИО2 в предоставлении дополнительной социальной выплаты молодой семье в порядке, предусмотренном подпрограммой 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", незаконным.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края», Министерство социального развития Пермского края обязанность предоставить семье ФИО2, - участника государственной Программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", дополнительную социальную выплату при рождении одного ребёнка за счет средств бюджета Пермского края, в порядке, предусмотренном подпрограммой 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1322-п"».

Заслушав доклад судьи Симоновой Т.В., объяснения представителя ответчика Министерства социального развития Пермского края ФИО3, действующей на основании доверенности, проверив дело, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1, ФИО2 в интересах несовершеннолетних детей Д., А. и М. обратились с иском к администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края», Министерству социального развития Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края» от 18 января 2019 года № 02 незаконным, признании права на получение дополнительной социальной выплаты, предусмотренной Порядком предоставления дополнительной социальной выплаты за счет средств бюджета Пермского края молодой семье - участнице основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 при рождении (усыновлении) одного ребенка в течение двух лет со дня реализации свидетельства, взыскания судебных издержек. В обоснование требований указали, что 29 июня 2018 года они получили свидетельство № 0831 серия Д о праве на получение социальной выплаты в размере 140530 рублей на приобретение (строительство) жилья в связи с участием семьи в программе 1 «Социальная поддержка семей с детьми, профилактика социального сиротства и защите прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края». Свидетельство подлежало предъявлению в банк до 29.07.2018 года. С ответчиком администрацией муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края» был заключен договора по оказанию участнику подпрограммы государственной поддержки - социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья. Свидетельство было реализовано на строительство дома. 02.07.2018 свидетельство было предъявлено в банк, заключен договор банковского счета № 40817.810.9.4978.2075021 от 02.07.2018 года. 27.11.2018 года заключен договора строительного подряда № 2-11/18 на строительные работы, по адресу ****. В период действия свидетельства у них родился ребенок. 14.01.2019 года они написали в администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края» заявление на получение дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного ребенка. Между тем, решением жилищной комиссии администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края» от 18.01.2019 года № 02 их семья признана не соответствующей условиям, предъявляемым к участникам подпрограммы, претендующим на получение дополнительной социальной выплаты и приняла решение отказать в предоставлении семье дополнительной социальной выплаты в размере 100% от суммы, указанной в свидетельстве, со ссылкой на пункт 3 Порядка предоставления молодой семье - участнице подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1321-п, согласно которому основанием для представления дополнительной социальной выплаты является рождение (усыновление) одного ребенка в течение двух лет со дня реализации свидетельства. Семья реализовала указанное свидетельство 25.12.2018 года. Поскольку рождение ребенка имело место до реализации данного свидетельства, то оснований для предоставления дополнительной социальной выплаты не имеется. С данным решением они не согласны, полагают, что указанные в Порядке условия о возможности предоставления дополнительной социальной выплаты в течение двух лет с момента реализации свидетельства, не могут ограничивать права молодых семей - участниц Подпрограммы, у которых ребенок родился после получения, но до реализации свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Запрета на предоставления дополнительной социальной выплаты при рождении в семье ребенка до реализации свидетельства положения Порядка не содержат. Изложенное послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В судебном заседании соистцы ФИО1 и ФИО2, их представитель исковые требования поддержали.

Представитель администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края» с исковым заявлением не согласилась.

Ответчик Министерство социального развития Пермского края представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края просит решение суда отменить. В обоснование доводов указывает, что в соответствии с Порядком предоставления молодой семье – участнице подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п решение о предоставлении семье выплаты принимается комиссией, созданной и утвержденной органом местного самоуправления. В состав данной комиссии по рассмотрению заявлений на предоставление дополнительной социальной выплаты должностные лица Министерства социального развития Пермского края не входят. Личные дела, сформированные органом местного самоуправления, на согласование или на принятие решения о наличии права семьи на получение выплаты в Министерство не направляются, и соответственно, не рассматриваются. Министерство социального развития Пермского края не принимало решений в отказе в предоставлении выплаты истцам, соответственно, их прав и законных интересов не нарушало. Считает, что обязанность предоставления дополнительной социальной выплаты находится исключительно в компетенции администрации Кочевского муниципального района, как на соисполнителе программного мероприятия. Следовательно, решение суда в части возложения обязанностей на Министерство социального развития Пермского края подлежит отмене. Кроме того, указывает, что доводы, изложенные в исковом заявлении, сводятся к несогласию с действующим Порядком предоставления молодой семье – участнице подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми, Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края». Между тем, требований о внесении изменений в указанный нормативный акт в оспариваемой части в исковом заявлении не содержится, в связи с чем, такие доводы не могут являться основанием для удовлетворения иска. При этом, не согласен с выводами суда о возможности предоставления истцам дополнительной выплаты, поскольку из буквального толкования п. 3 указанного выше Порядка следует, что дополнительная выплата предоставляется молодой семье в течение двух лет со дня реализации свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Учитывая, что семьей истцов свидетельство получено 29.06.2018, реализовано 25.12.2018, а третий ребенок родился ДД.ММ.ГГГГ, то правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.

От истцов на апелляционную жалобу поступили возражения, согласно которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения.

От ТУ Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы, изложенные в жалобе поддерживает.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для его отмены.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что молодая семья ФИО2 является участницей подпрограммы 1 «Государственнаясоциальнаяподдержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края».

Решением жилищной комиссии администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края» от 06 июня 2018 года № 25 решено выдать сертификат о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств краевого бюджета семье ФИО2 в размере 10 % расчетной (средней) стоимости жилья участнице подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края» (л.д. 73)

29 июня 2018 года семье ФИО2 было выдано свидетельство № 0831 серии Д о праве на получениесоциальнойвыплатына приобретение (строительство) жилья на сумму 140530 рублей и был заключен договор № 9 о предоставлении социальной выплаты от 29.06.2018 года (75, 76-77).

Уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в администрацию муниципального образования ФИО1 23.11.2018 года заявил о строительстве жилого дома на земельном участке с кадастровым номером **, принадлежащем ему на праве собственности, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (9-10, 11-14). Администрацией муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края» 26.11.2018 года в ответ уведомила заявителя ФИО1 о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта на указанном земельном участке с кадастровым номером **, расположенном по адресу: ****. (л.д. 15).

27 сентября 2018 года ФИО1 был заключен договор строительного подряда № 2-11/18 о завершении ранее начатого строительства индивидуального жилого дома расположенном по адресу: ****. (л.д. 16-21).

ФИО1 составлено нотариально заверенное обязательство, согласно которому он обязуется оформить дом после после завершения его строительства в общую долевую собственность на супругу ФИО1 и детей Д. и А. (л.д. 22).

Заявлением-поручением на перевод денежных средств ФИО1 от 28.11.2018 года обратилась в структурное подразделение ПАО Сбербанк № ** о перечислении денежных средства социальной выплаты в сумме 140530 рублей со счета 40817.810.9.4978.2075021 в счет оплаты средствами субсидии договора подряда № 2-11/18 (л.д. 23, 24).

29.11.2018 года в администрацию муниципального поступила заявка ПАО «Сбербанк России» на перечисление ФИО2 субсидии в размере 140530 рублей (л.д. 84).

21 декабря 2018 года было принято постановление администрации муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края» о перечислениисоциальной выплатыФИО2 в размере 140530 рублей (л.д. 88).

Фактически социальная выплата размере 140530 рублей была перечислена ФИО2 25.12.2018 года (л.д. 89).

В период реализации свидетельства № 0831 серии Д о праве на получениесоциальнойвыплатына приобретение (строительство) жилья, у ФИО2 22 августа 2018 года родилась дочь М., копия свидетельства о рождении ** от 29.08.2018 года (л.д. 4).

14 января 2019 года ФИО2 обратилась в администрацию муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края» с заявлением на получениедополнительной социальнойвыплатыв связи с рождением дочери, на основании подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 года № 1322-п. К заявлению были приложены все предусмотренные п. 4 Порядка документы.

18.01.2019 года № 02 жилищной комиссией муниципального образования «Кочевский муниципальный район Пермского края» было принято решение об отказе семье ФИО2 в предоставлении дополнительной социальной выплатыв размере 100% от суммы указанной в свидетельстве от 29.06.2018 года № 0831 серии Д (л.д. 99).

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции со ссылками на положения Конституции Российской Федерации, Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной подпрограммы «Семья и дети Пермского края», утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п, пришел к выводу, что установленное в п. 3 указанного выше Порядка право на предоставление дополнительной социальной выплаты семье, в которой третий ребенок родился в течение 2 лет со дня реализации свидетельства о социальной выплате, ставит в неравное положение семьи, находившиеся в одинаковой или сходной ситуации, в случае получения сертификата и реализации его одновременно, при одинаковых условиях его предоставления, при рождении третьего ребенка в такой семье до реализации сертификата, но после его получения. Суд пришел к выводу, что в рассматриваемой ситуации доводы ответчика о необоснованности требований Г-вых носят произвольный характер толкования правовых норм, не соответствуют направлениям государственной политики в области обеспечения поддержки семей, имеющих детей, жилыми помещениями, созданию комфортной среды проживания. Условие о предоставлении дополнительной социальной выплаты в случае рождения (усыновления) одного ребенка в течение двух лет со дня реализации свидетельства направлено на стимулирование рождения еще одного ребенка, и не свидетельствует об отказе в стимулировании рождения ребенка в период от получения сертификата до реализации сертификата, и соответственно, в предоставлении мер государственной поддержки в случае рождения ребенка в данный период, с учетом того, что в рассматриваемой ситуации, двухлетний срок не только не истек, но даже не наступил.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается и полагает, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

С 1 января 2014 года на территорий Пермского края улучшение жилищных условий молодых семей осуществляется в рамках реализации мероприятий подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 года № 1322-п (далее - подпрограмма 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края»).

Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п утвержден Порядок предоставления молодой семье - участнице подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1321-п, дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного ребенка (далее - Порядок).

Согласно п. 2.1.2 Порядка реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется путемпредоставленияучастницам подпрограммы мерсоциальныхвыплатза счет средств бюджета Пермского края в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.

В соответствии с п. 2.3 Порядка в рамках реализации мероприятия Подпрограммы, указанного в пункте 2.1.2 настоящего Порядка, участнице подпрограммы предоставляетсядополнительнаясоциальнаявыплата в размере 100 процентов от суммы, указанной в свидетельстве, с использованием средств бюджета Пермского края в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка в случае, если участница Подпрограммы получила и реализовала данное свидетельство.

Пункт 3 указанного Порядка закрепляет, что условиемпредоставлениядополнительнойсоциальнойвыплаты является рождение (усыновление) одного ребенка в течение двух лет со дня реализации свидетельства.

Как усматривается из материалов дела, основанием для отказа семье истцов в предоставлении дополнительной социальной выплаты при рождении еще одного ребенка, явилось то обстоятельство, что он был рожден до реализации полученного истцами свидетельства о праве на получение мер социальной поддержки.

Вместе с тем, Порядок не раскрывает понятия «день реализации свидетельства».

Согласно п. 6.3 Порядка, социальная выплата считается предоставленной участнице Подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, оплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, договора с уполномоченной организацией, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту или займу на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома либо уплаты оставшейся части паевого взноса члена кооператива.

Таким образом, дата исполнения банком распоряжения о перечислении суммы является датой предоставления социальной выплаты. При этом, Порядок не предусматривает соответствия даты предоставления выплаты дню реализации свидетельства.

Из анализа положений указанной выше Подпрограммы, Порядка, действий сторон, судебная коллегия полагает, что сам по себе процесс реализации свидетельства носит длительный характер и включает: получение свидетельства, предъявление его в банк, открытие блокированного банковского счета получателя социальной выплаты, в данном случае – получение разрешения на строительство лицом – участником программы, заключение договора строительного подряда, выполнение работ по данному договору и др.

Как уже указывалось выше, свидетельство о праве на социальную выплату было предоставлено семье Г-вых 29.06.2018, от этой же даты заключен договор о предоставлении социальной выплаты, 02.07.2018 свидетельство было предъявлено в Банк, заключен договор банковского счета. ДД.ММ.ГГГГ в семье Г-вых родился третий ребенок. Последующие действия, направленные на реализацию предоставленных мер социальной поддержки совершены Г-выми уже после ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, третий ребенок Г-вых был рожден в период реализации выданного им ранее свидетельства о праве на меры социальной поддержки, что в данном случае, как верно указал суд первой инстанции, не может ограничивать права истцов на получение государственной поддержки в рамках реализации мероприятий Подпрограммы, участниками которой они являются, в случае, если физиологический процесс рождения ребенка из-за длительности мер по реализации выданного свидетельства, состоялся ранее, чем фактическое перечисление ФИО2 субсидии на основании выданного свидетельства.

При этом, запрета на предоставления дополнительной социальной выплаты при рождении в семье ребенка до реализации свидетельства положения Порядка не содержат.

Иной подход при толковании указанных выше норм Порядка в их совокупности, как верно указал суд первой инстанции ставит в неравное положение семьи, получившие одновременно свидетельство на меры социальной поддержки, но рождение последующих детей в которых состоялось соответственно до даты исполнения банком распоряжения о перечислении суммы, которая является датой предоставления социальной выплаты и после указанной даты, что противоречит общим принципам Конституции Российской Федерации (ч.ч. 1, 2 ст. 19, ч. 1 ст. 39).

При этом, в данном случае, судом дано толкование содержанию указанного выше Порядка, что находится безусловно в компетенции суда общей юрисдикции и не требует, вопреки доводам апелляционной жалобы необходимости в принятии судебного решения относительно правомерности применяемого при разрешении спора нормативного правового акта либо его части.

Не могут быть приняты во внимание и доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство социального развития Пермского края является ненадлежащим ответчиком в рамках возникших спорных правоотношений.

Порядком предоставления молодой семье – участнице подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1321-п" (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п (ред. от 19.11.2018)) установлено, что орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты принятия Комиссией решения о предоставлении участнице Подпрограммы дополнительной социальной выплаты: 1) направляет в Министерство социального развития Пермского края (далее - Министерство) соглашение о предоставлении участнице Подпрограммы дополнительной социальной выплаты за счет средств бюджета Пермского края при рождении (усыновлении) одного ребенка (далее - соглашение) в двух экземплярах по форме, аналогичной типовой форме соглашения, утверждаемой Министерством финансов Пермского края; 2) уведомляет участницу Подпрограммы о принятом Комиссией решении посредством направления в адрес участницы Подпрограммы выписки из протокола о решении Комиссии (п. 14 Порядка).

Министерство в течение 5 рабочих дней после получения соглашения утверждает объем иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований на предоставление дополнительных социальных выплат молодым семьям - участницам подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1321-п, при рождении (усыновлении) одного ребенка, приказом Министерства.

В течение 5 рабочих дней со дня издания приказа об утверждении объема иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований на предоставление дополнительных социальных выплат молодым семьям - участницам подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1321-п, при рождении (усыновлении) одного ребенка (далее - Приказ), Министерство подписывает представленное органом местного самоуправления соглашение и обеспечивает внесение соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись и кассовый план в порядке и сроки, установленные законодательством (п. 15 Порядка).

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения денежных средств от Министерства производит перечисление участнице Подпрограммы суммы дополнительной социальной выплаты (п. 16 Порядка).

Соответственно, с учетом полномочий, установленных Порядком, и участия Министерства социального развития Пермского края в реализации мер указанной социальной поддержки, обязанность по предоставлению дополнительной социальной выплаты правильно возложена судом на обоих ответчиков.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.

Поскольку по иным основаниям решение суда лицами, участвующими в деле, не обжалуется, то судебная коллегия в силу положений ст. 327.1 ГПК РФ не дает оценку другим выводам суда.

Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края на решение Кочевского районного суда Пермского края от 05.03.2019 – оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: