Судья: Азязов А.М 33-4778/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 апреля 2017 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сафоновой Л.А.
судей Никоновой О.И., Самчелеевой И.А.
при секретаре Лещевой А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания № ЖКХ» о признании незаконным алгоритма вычисления тепловой энергии и теплоносителя вычислителем, затраченных на производство коммунальных услуг, применяемого в том числе ООО «УК № ЖКХ» для открытой системы ГВС с циркуляцией и расчета их стоимости,
по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 24.01.2017 года,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сафоновой Л.А., объяснения ФИО4, возражения на жалобу представителей ответчика - ФИО5, ФИО6, действующих на основании доверенностей,
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 обратился с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания № ЖКХ» о признании незаконным алгоритма вычисления тепловой энергии и теплоносителя вычислителем, затраченных на производство коммунальных услуг, применяемого в том числе ООО «УК № ЖКХ» для открытой системы ГВС с циркуляцией и расчета их стоимости, в котором просил:
1) признать незаконным алгоритм вычисления вычислителем тепловой энергии и теплоносителя, применяемого, в том числе и УК № ЖКХ,
2) признать незаконным завышенное начисление тепловой энергии и теплоносителя в связи с несоответствием принципиальной схемы законодательству,
3) признать незаконным расчет стоимости горячей воды,
4) признать незаконным начисление электроэнергии за ОДН,
5) обязать ООО «УК № ЖК» вернуть ФИО4 разницу между начисленной стоимостью за коммунальные услуги и фактической - 23 580,30 рублей.
Заявленные требования мотивированы следующим. Истец является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, несет бремя содержания вышеназванной квартиры и коммунальных платежей.
Управляющей компанией многоквартирного <адрес> в <адрес> является – «Управляющая компания № ЖКХ».
ДД.ММ.ГГГГ года на многоквартирном <адрес> в <адрес> введен в эксплуатацию узел учета тепловой энергии и массы теплоносителя, который осуществляет учет тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения, а также объем теплоносителя на нужды горячего водоснабжения.
По утверждению ФИО4, данный узел смонтирован с нарушением проектирования узла учета ГВС и не соответствует основным нормативным требованиям к организации учета тепловой энергии по общедомовому прибору учета СТД-УВ РЭ 2418-511-40637960-09. В связи с чем, ответчик неправильно определяет тепловую энергию, затраченную на производство ГВС, которая определяется по полной формуле: Q = M1 (h1-hx)-M2(h2-hx) одинаковой для обоих контуров и периодов, которая тождественная формуле Q = M1 (h1-h2)+(M1-М2) (h2-hx), причем для системы горячего водоснабжения без циркуляции согласно схемы алгоритмов расчета в соответствии с «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя № Вк-4936 Минэнерго РФ от 12.09.1995 года, где начальная температура нагрева холодной воды, которая уже входит в стоимость тепловой энергии, поскольку потребитель покупает готовый продукт-энергию и теплоноситель, у которых уже подсчитана цена, а потребителю до начисляют дважды часть себестоимости.
Однако в Автозаводском районе <адрес> действует открытая система ГВС с циркуляцией теплоносителя, согласно схемы.
Истец неоднократно обращался к генеральному директору ООО «УК № ЖКХ» ФИО1 с заявлением об устранении нарушений в сфере ЖКХ, при этом ответчик продолжает нарушать требования законодательства.
По мнению истца, порядок расчета за период ДД.ММ.ГГГГ года, применяемый ООО «УК № ЖКХ» за ГВС, отопление и расходы на общедомовые нужды незаконен.
Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 24 января 2017 года постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО4 к ООО «УК № ЖКХ» - отказать».
В апелляционной жалобе ФИО4 просил отменить решение суда первой инстанции, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить иск полностью, по тем основаниям, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права.
При этом указал, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствуют законодательству.
Также утверждал, что заключение некоммерческого партнерства «<данные изъяты> и НП «<данные изъяты> о правильности настройки и монтаже узла учета в соответствии с требованиями законодательства противоречит:
- п. 3.1.1. « Правила учета тепловой энергии» № ВК-4936 от 12.09.1995 года,
- п. 21, 97, 100 Постановления Правительства РФ № 1034 от 18.11.2013 года «О коммерческом учета тепловой энергии, теплоносителя, «Методика осуществления коммерческого учета» СП 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов».
По его мнению, суд не учел, что при начислении размера платы УК № за ГВС нарушается п. 38 Правил, который обязывает производить расчет исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для прогрева в целях предоставления КУ по ГВС и стоимости компонента на тепловую энергию, использованную на подогрев холодной воды.
Вместе с тем, считает, что взимание платы за тепловую энергию в графе ОДН, также не правомерно, поскольку согласно п. 2 Правил не существует такой коммунальной услуги. Кроме того, ее фактический расход определяется по ОДПУ и входит в стоимость КУ (горячей воды), которая уже оплачена графой для нужд ГВС по факту.
При этом суд первой инстанции не учел, что УК № в нарушении законодательства производит расчет не с учетом потребленного объема коммунального ресурса.
Кроме того, выводы специалиста ООО «<данные изъяты>» ФИО2 заключение прокурорской проверки, информации представителя ГЖИ <адрес> – ФИО3 голословны и не соответствуют действующему законодательству.
Истец в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив иск в полном объеме.
Представители ответчика в судебном заседании апелляционной инстанции возражали против доводов жалобы, полагая их необоснованными. Просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Проверив материала дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
Материалами дела установлено, что ФИО4 является собственником квартиры по адресу: <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ управляющей компанией многоквартирного <адрес> в <адрес> (на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ) является – «Управляющая компания № ЖКХ».
С ДД.ММ.ГГГГ года на многоквартирном <адрес> в <адрес> введен в эксплуатацию узел учета тепловой энергии и массы теплоносителя, который осуществляет учет тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения, а также объем теплоносителя на нужды горячего водоснабжения.
По утверждению ФИО4, данный узел смонтирован с нарушением проектирования узла учета ГВС и не соответствует основным нормативным требованиям к организации учета тепловой энергии по общедомовому прибору учета СТД-УВ РЭ 2418-511-40637960-09.
Данные доводы опровергаются материалами дела.
Установлено, что вышеназванный узел учета смонтирован согласно проекту, и введен в эксплуатацию при проверке энергопоставляющей организацией - ОАО «<данные изъяты>», узел учета смонтирован и настроен в соответствии с требованиями законодательства для открытой системы, водоснабжения, правильность настройки проверена специалистами энергоснабжающей организации при допуске в эксплуатацию. Данное обстоятельство подтверждается заключением некоммерческого партнерства «<данные изъяты>» (л.д. 127,128), НП «<данные изъяты> (л.д. 132, 133).
По поручению Генеральной прокуратуры РФ органами прокуратуры <адрес> с привлечением специалистов государственной жилищной инспекции <адрес>, ресурсоснабжающей организации ОАО <данные изъяты> управляющей компании ООО «Управляющая компания № ЖКХ» проведена проверка по факту неправомерного применения тарифов при расчете платы за услуги по отоплению и горячему водоснабжению, несоответствия теплового узла нормативным требованиям.
В ходе проверки выявлено, что согласно договору между управляющей организацией ООО «Управляющая компания № ЖКХ» и ОАО «<данные изъяты>» последнее обеспечивает поставку (подачу) тепловой энергии и теплоносителя для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирный <адрес>.
В доме запроектирован и организован раздельный учет тепловой энергии в системе отопления и в системе горячего водоснабжения. Данная схема учета не противоречит правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1034 от 18.11.2013 года и Методике осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 99/пр от 17.03.2014 года, в части расчета полученного потребителем количества тепловой энергии в открытой системе теплоснабжения.
По информации государственной жилищной инспекции <адрес>, узел учета тепловой энергии и массы теплоносителя введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году и настроен в соответствии с требованиями законодательства для открытой системы водоснабжения, правильность настройки проверена специалистами энергоснабжающей организации при допуске в эксплуатацию.
Согласно информации государственной жилищной инспекции <адрес>, узел учета тепловой энергии и массы теплоносителя введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ и настроен в соответствии с требованиями законодательства для открытой системы водоснабжения, правильность настройки проверена специалистами энергоснабжающей организации при допуске в эксплуатацию. Оборудование, установленное на данном узле учета, внесено в государственный реестр средств измерения.
Доводы ФИО7 о незаконности взимания платы за коммунальные услуги потребляемые на общедомовые нужды, не нашли своего подтверждения.
Согласно п.4. ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу п.1. ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
К оплате выставляется объем коммунальных услуг в рамках установленных нормативов потребления.
В соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, потребитель вносит помимо платы за индивидуальное потребление ГВС так же плату за коммунальные услуги по общедомовым нуждам.
Государственной жилищной инспекцией <адрес> при проверке обоснованности начисления платы за коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды по горячему водоснабжению, нарушений не установлено. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
Кроме того, данное обстоятельство подтверждается, показаниями специалиста ФИО2, допрошенного в ходе рассмотрения дела.
Так, из показаний специалиста ФИО2 следует, что он работает в ООО «<данные изъяты> заместителем начальника службы по контролю измерительных приборов, с ДД.ММ.ГГГГ, имеет среднее техническое образование, специалист в области энергетики. В своей деятельности ОАО «<данные изъяты> руководствуется правилами коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, введенное постановлением правительства 18 ноября 2013 года № 10.34. Ежегодно ОАО <данные изъяты> проводит проверку узла учёта с выездом на место, управляющая компания представляет все документы в соответствии с правилами, перед проверкой. Дом истца расположенный по адресу: <адрес>№, так же ежегодно проверяется, перед началом отопительного сезона. По данному адресу установлен узел учета в ДД.ММ.ГГГГ году. Указанный узел учета смонтирован согласно проекта, и введен в эксплуатацию при проверке энергопоставляющей организацией - ОАО «<данные изъяты>», узел учета смонтирован и настроен в соответствии с требованиями законодательства для открытой системы водоснабжения, правильность настройки проверена специалистами энергоснабжающей организации при допуске в эксплуатацию.
При закрытой схеме теплоснабжения для получения горячей воды производится именно подогрев холодной воды в теплообменнике.
При открытой системе теплоснабжения технология приготовления горячей воды производится на источнике теплоты - ТЭЦ ВАЗа и предусматривает забор холодной воды (температурой 2-150С), ее химводоочистка (умягчение, освобождение от нерастворимых примесей), деаэрация (освобождение от растворенных кислорода и углекислоты), и нагрев до высокой температуры (согласно температурному графику наружной тепловой сети). Приготовление горячей воды в открытой системе производится в тепловом пункте потребителя (ЦТП центральный тепловой пункт) путем смешения воды из подающего и обратного трубопроводов до требуемой температуры (т.е. происходит не «подогрев» холодной воды, а остужается высокотемпературная химически очищенная вода). Поэтому термин «подогрев» воды в открытой системе теплоснабжения не применим.
Учет тепловой энергии в системе отопления и в системе горячего водоснабжения на жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, запроектирован и организован по раздельной схеме.
Данная схема учета не противоречит «Правилам коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденным ПП РФ от 18.11.2013 № 1034, и «Методике осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» (далее Методика), утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.03.2014 № 99/пр. в части расчета полученный потребителем количества тепловой энергии в открытой системе теплоснабжения (п. 40 Методики).
Количество тепловой энергии, потребляемое МКД, определяется по формуле: W= (Ml(tl-tx) - M2(t2-tx))/1000 + (M3(t3-tx) - M4(t4-tx))/1000 и соответствует «Правилам...». В связи с применением раздельного учета: тепловая энергия системы отопления определяется по формуле: W= (Ml(tl-tx) - M2(t2-tx))/1000); тепловая энергия в системе ГВС определяется: W=(M3(t3-tx) - M4(t4-tx))/1000).
В связи с тем, что измерение тепловой энергии в системе отопления и в системе ГВС производится раздельный в соответствии с п. 1.2.2.5.4. «Руководством по эксплуатации счетчика СТД-УВ» РЭ 4218-511-40637960-09 при программировании вычислителя выбран тип системы «2» (раздельный учет), при котором применяется формула W= (Ml(tl-tx) - M2(t2-tx))/1000 + (M3(t3-tx) - M4(t4-tx))/1000.
При математическом раскрытии скобок эта формула применительно к конкретному узлу учета приобретает вид W= (Ml(tl-tx) - M2(t2-tx))/1000, что соответствует п. 40 «Методики» (раздел «Открытая система теплоснабжения».
При этом данная формула программируется отдельно для системы отопления, так отдельно для системы ГВС. Для системы ГВС данная формула постоянна и не зависит от времени года.
Начисление размера платы за горячее водоснабжение, установлено Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-Ф3 «О теплоснабжении», которым предусмотрено установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию (л.д.152-159).
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354.1 от 06.05.2011 года.
Ранее указанными правилами не был отражен порядок расчета платы за услуги горячего водоснабжения в связи с установлением двухкомпонентных тарифов на горячую воду, в том числе при наличии общедомового прибора учета.
В настоящее время постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 № «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» внесены изменения в Постановление Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», предусматривающие порядок установления норматива потребления коммунальных услуг, определяющих расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения и правил предусматривающие порядок расчета размера платы за горячее водоснабжение исходя из двухкомпонентных тарифов на горячую воду (сумма стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
На основании ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установлено, что до настоящего времени в <адрес> нормативы потребления коммунальных услуг, определяющие расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения не приняты.
Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета у потребителя от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета системы горячего водоснабжения учитывающий объемы воды (ХОВ) и объемы тепловой энергии.
Таким образом, оплата потребленной энергии согласно ст. ст. 541, 544 ГК РФ ГК РФ осуществляется в соответствии с данными учета тепловой энергии.
Доводы ФИО4 о несоответствии узла учета тепловой энергии нормативным требованиям к организации учета тепловой энергии и теплоносителя, не состоятельны.
Так, узел учета тепловой энергии установлен на основании согласованной принципиальной схемы узла учета и допущен в эксплуатацию на основании акта допуска в эксплуатацию узла учета по многоквартирному жилому дому № по <адрес> в <адрес>.
В силу п. 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой:
Родн =Vодн х Ткр
Где V - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
Ткр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к «Правилам...» между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для населения.
В случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и распределяются между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме согласно абзацу первому настоящего пункта без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов.
ООО «Управляющая компания № ЖКХ» производит начисление платы по ОДН электроэнергии согласно требованиям п. 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года».
Таким образом, суд правомерно признал, что данный порядок начисления тепловой энергии и теплоносителя не противоречит требованиям ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, ст. 541, 544 ГК РФ.
Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию истца с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения. Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст.67 ГПК РФ. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 24 января 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: