ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4779/19 от 19.03.2019 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Алексеева О.Г. дело № 33-4779/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 марта 2019 г. г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Татуриной С.В.,

судей Котельниковой Л.П., Голубовой А.Ю.,

при секретаре Гребенкиной Э.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чалюк Екатерины Сергеевны к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону о признании незаконным решения, обязании удовлетворить заявление о распоряжении средствами материнского капитала, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону на решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06 декабря 2018 г. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия

установила:

Чалюк Е.С. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону о признании незаконным решения, обязании удовлетворить заявление о распоряжении средствами материнского капитала, указав, что 02.08.2018г. она обратилась в УПФР в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на оплату дошкольного образования ребенка Ч.ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по договору НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.07.2018г. между заявителем и ИП Д. на сумму 96000 руб. 03.09.2018г. на заявление от УПФР Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону выдано уведомление об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. Считает полученный отказ в отношении распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, изложенный в уведомлении НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.09.2018г. противоречащим требованиям ст.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и нарушающим ее права и права ее ребенка. В образовательной организации ИП Д. обучается ее второй ребенок Ч., на обучение которой весной 2018 г. от УПФР Ворошиловского района в г.Ростове-на-Дону было получено разрешение о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. Просила суд признать незаконным решение УПФР в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.09.2018г об отказе Чалюк Е.С. в распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, обязать ГУ УПФР в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону удовлетворить заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на (получение образования ребенком Ч. на оплату присмотра и ухода за ребенком, в образовательной организации ИП Д. в сумме 96000 руб.

Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06.12.2018г. исковые требования удовлетворены. Решение ГУ УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.09.2018г об отказе Чалюк Е.С. в распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала признано незаконным.

Суд обязал ГУ УПФР в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону удовлетворить заявление Чалюк Е.С. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком Ч. на оплату присмотра и ухода за ребенком, в образовательной организации ИП Д. в сумме 96000 руб.

В апелляционной жалобе ГУ УПФР в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным, просит решение отменить.

Апеллянт указывает на то, что индивидуальный предприниматель не отнесен законом к числу образовательных организаций, так как под образовательной организацией понимается некоммерческая организация (учреждение), имеющее статус самостоятельного юридического лица. То обстоятельство, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, приравниваются в определенных законом случаях к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, правового значения не имеет, поскольку средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг, прежде всего, могут быть направлены образовательной организации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг, к числу которых индивидуальные предприниматели законом не отнесены.

В возражениях на апелляционную жалобу Чалюк Е.С. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ УПФР в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону - без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, представителя ответчика судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что Чалюк Е.С. является матерью малолетнего ребенка Ч., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения.

Между Чалюк Е.С. и ИП Д., осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН серия НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданной Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области, 31.07.2018 г. был заключен договор НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об оказании платных образовательных услуг по образовательной программе «От рождения до школы» в отношении несовершеннолетнего ребенка Ч. (л.д.9-10).

В соответствии с п.3.2.2 указанного договора, сумма оплаты за содержание ребенка в детском саде за период с 01.09.2018г. по 31.08.2019г. составляет 96 000 руб., средняя стоимость оплаты в месяц составляет 8000 руб.

Судом установлено, что 02.08.2018г. Чалюк Е.С. обратилась в ГУ УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на оплату дошкольного образования ребенка по указанному договору.

В соответствии с уведомлением ГУ УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.09.2018г. по результатам рассмотрения заявления Чалюк Е.С. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от 02.08.2018г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН принято решение об отказе в удовлетворении заявления в соответствии с п.2 ч.2 ст.8 Федерального Закона №256-ФЗ от 29.12.2006г., в связи с нарушением установленного порядка подачи заявления, а именно по причине того, что перечисление средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком на расчетные счета индивидуальным предпринимателям противоречат нормам Федерального закона №256-ФЗ от 29.12.2006г.

Удовлетворяя исковые требования истца, суд руководствовался положениями п.1 ст.1, п.1 ст.2, ст.11 Федерального закона №256-ФЗ от 29.12.2006г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Правилами направления средств (части средств) на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №926 от 24.12.2007г., п.20 ст.2, п.1, 3 ст.32 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», и исходил из того, что Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ от 29.12.2006 запрета на получение средств (части средств) материнского (семейного) капитала для оплаты платных образовательных услуг, получаемых у индивидуального предпринимателя, допущенного в установленном законом порядке к осуществлению образовательной деятельности, не содержит.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда по следующим основаниям.

В силу п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 29.12.2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", в удовлетворении заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом может быть отказано в случае нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в ред. ФЗ от 16 ноября 2011 года N 318-ФЗ) средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг.

Пунктом 1 части 2 данной нормы установлено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг, оказываемых по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 г. № 926 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов (далее по тексту - Правила).

Данные Правила устанавливают порядок и сроки направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы и определяют порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели.

В соответствии с п. 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года N 926 (в ред. Постановления правительства от 23 апреля 2012 года N 377) средства могут быть направлены на оплату предоставляемых образовательными учреждениями платных образовательных услуг.

Согласно п. 5 указанных Правил при направлении средств на оплату платных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, к заявлению о распоряжении средствами прилагается заверенная указанным образовательным учреждением копия договора на оказание платных образовательных услуг.

В соответствии с п. 8. (1) Правил средства направляются на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования и (или) основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Согласно п.1 ст.33.2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с п.2 ст.7 настоящего Закона, и в отношении указанных образовательных программ.

Статьей 4 ГК РФ закреплен общий принцип действия гражданского законодательства во времени, который заключается в том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действия закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В силу положений ч.1 ст.92 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в законную силу 01.09.2013 г., согласно ч.1 ст.11 указанного Закона, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу, государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

Как следует из Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года N 926 (в ред. Постановления правительства от 23 апреля 2012 года N 377) средства материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) могут быть направлены: 1) на оплату образовательных услуг (платных), предоставляемых образовательными организациями по имеющим государственную аккредитацию образовательной программы; 2) на оплату пользования жилым помещением и коммунальных услуг в общежитии, представляемом образовательной организацией обучающимся на период обучения, т.е. иные расходы, связанные с получением образования; 3) на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Таким образом, одним из обязательных условий для направления средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком является то, что это должна быть образовательная организация на территории Российской Федерации, имеющая право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) цели.

В ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» даны следующие понятия, применяемые в сфере образования, регулируемой настоящим федеральным законом.

Вышеуказанный закон определяет образовательную организацию (п.18 ст.2) как некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ст.22 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Согласно ч.1, 2 ст.23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательные организации подразделяются на следующие типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4)образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации (ч.5 ст.23 вышеуказанного Закона).

Анализируя нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения, судебная коллегия приходит к выводу о том, что индивидуальный предприниматель не отнесен законом к числу образовательных организаций, так как под образовательной организацией понимается некоммерческая организация (учреждение), имеющая статус самостоятельного юридического лица.

Принимая во внимание, что договор НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.07.2018г. об оказании платных образовательных услуг по образовательной программе «От рождения до школы» в отношении несовершеннолетнего ребенка Ч. был заключен Чалюк Е.С. с Д., являющейся индивидуальным предпринимателем, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии серия НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданной Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области, выводы суда противоречат положениям ст.2, 11 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», п.2, 8 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 г. № 926, ст.2, 21, 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

При этом судом не принято во внимание, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг, прежде всего, могут быть направлены образовательной организации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг, к числу которых индивидуальные предприниматели законом не отнесены.

На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным, при вынесении решения судом неправильно определенны обстоятельства, имеющие значение для дела, решение суда принято с нарушением норм материального права, соответственно, в силу п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении указанных выше исковых требований истца.

Руководствуясь ст.ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06 декабря 2018 г. отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Чалюк Екатерины Сергеевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону о признании незаконным решения ГУ УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.09.2018г об отказе Чалюк Екатерине Сергеевне в распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, обязании ГУ УПФР в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону удовлетворить заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком - Ч. на оплату присмотра и ухода за ребенком, в образовательной организации ИП Д. в сумме 96000 рублей, отказать.

Председательствующий

Судьи :

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 марта 2019 года