Судья Куликова Е.А.
Дело № 33-477/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 июля 2019 года г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Золотаревой Ю.Г.,
судей Кукшиновой О.М., Кнепмана А.Н.,
при секретаре Антонюк Н.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе лица, не привлечённого к участию в деле, общества с ограниченной ответственностью «Южное ЖКХ» на решение Смидовичского районного суда ЕАО от 07.03.2019, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к совершению определённых действий удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области в срок до 01 октября 2019 года обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения, находящимися в собственности муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области, в соответствии с требованиями закона, а именно: разработать конкурсную документацию в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении следующих объектов: <...>
Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения представителя лица, не привлечённого к участию в деле ООО «Южное ЖКХ», Латыпова К.Е., процессуального истца прокурора прокуратуры ЕАО Кишкуновой Л.Е., представителя ответчика администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области Шашко Н.О., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Смидовичского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Смидовичское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области (далее – администрация МО «Смидовичское городское поселение») о понуждении к совершению определённых действий. В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Смидовичского района ЕАО проведена проверка исполнения органами местного самоуправления полномочий по передаче коммунальных объектов на основе концессионных соглашений. Выявлено, что между администрацией МО «Смидовичское городское поселение» и ООО «Южное ЖКХ» заключён договор аренды от 15.09.2017 № <...>, согласно которому объекты теплоснабжения переданы в пользование ООО «Южное ЖКХ». Согласно пункту 2.1 договора он считается заключённым с момента подписания и действует до подведения итогов открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении систем централизованного теплоснабжения. По договору аренды передано имущество, указанное в акте приёма-передачи.
Аналогичные договоры аренды заключены между администрацией МО «Смидовичское городское поселение» и ООО <...><...>№ <...> и между администрацией МО «Смидовичское городское поселение» и ИП Р.<...>№ <...>, <...>№ <...>.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с учётом того, что дата ввода в эксплуатацию объектов теплового хозяйства, переданных по договорам аренды, превышает пять лет, передача данных объектов должна осуществляться путём проведения конкурсных процедур с целью заключения концессионных соглашений.
Однако по состоянию на 30.10.2018 концессионное соглашение на вышеуказанные объекты ЖКХ не заключено, конкурс на право заключения концессионного соглашения не проведён. По данным фактам в адрес главы администрации МО «Смидовичское городское поселение» 31.10.2018 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Сообщено о том, что администрацией городского поселения проводятся работы в целях заключения концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры.
Ненадлежащая передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в части отказа от конкурсных процедур может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по теплоснабжению в отопительном периоде, что повлечёт нарушение прав потребителей тепла, то есть неопределённого круга лиц, способствует проявлению коррупции в сфере распоряжения муниципальным имуществом.
Прокурор просил суд обязать администрацию МО «Смидовичское городское поселение» в срок до 28.06.2019 обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения, находящимися в собственности МО «Смидовичское городское поселение» в соответствии с требованиями закона, а именно разработать конкурсную документацию в соответствии со статьёй 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении следующих объектов: <...>
В судебном заседании помощник прокурора Смидовичского района ЕАО Позднякова М.Н. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
Представитель ответчика администрации МО «Смидовичского городское поселение» Шашко Н.О. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласилась. Дополнительно суду указала на то, что предложенный прокурором срок для исполнения решения суда, не разумный, поскольку процесс заключения концессионных соглашений объёмный и трудоемкий. Просила суд установить срок для исполнения решения суда до 01.10.2019.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе лицо, не привлечённое к участию в деле, ООО «Южное ЖКХ» просило решение суда отменить, рассмотреть дело по правилам суда первой инстанции. Жалоба мотивирована тем, что решением суда затронуты права ООО «Южное ЖКХ», которое судом первой инстанции не было привлечено к участию в деле. Ссылаясь на часть 4.1 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», указало, что в соответствии с постановлением главы администрации МО «Смидовичского городское поселение» от 23.03.2018 № 108, опубликованным на сайте администрации, администрация согласилась с инициативным предложением потенциального инвестора ООО «Южное ЖКХ». Согласно пункту 4.3 постановления определено заключить с ООО «Южное ЖКХ» концессионное соглашение. Таким образом, заключение концессионного соглашения в результате конкурса не требуется.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик администрация МО «Смидовичского городское поселение», не соглашаясь с её доводами, указал, что действительно в марте 2018 года в администрацию МО «Смидовичского городское поселение» поступило инициативное предложение потенциального инвестора ООО «Южное ЖКХ» о заключении концессионного соглашения на реконструкцию объектов теплоснабжения <...> и <...>. Постановлением администрации от 23.03.2018 № 108 инициативное предложение было предварительно согласовано. На основании пункта 96(1) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, администрация направила в комитет тарифов и цен правительства ЕАО заявление о согласовании значения долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в инициативном предложении о заключении концессионного соглашения, представленном ООО «Южное ЖКХ», со всеми приложенными к нему документами. 13.04.2018 письмом комитета тарифов и цен правительства ЕАО было отказано в согласовании проекта инициативной концессии по причине несоответствия пакета документов требованиям законодательства РФ, о чём также было извещено ООО «Южное ЖКХ». Вместе с тем, «Южное ЖКХ» с исправленным пакетом документов в администрацию не обращалось, продолжает пользоваться муниципальным имуществом на основании договора аренды от 15.09.2017 № <...>. Таким образом, ООО «Южное ЖКХ» не принимает каких-либо мер по заключению концессионного соглашения, поэтому ссылка на постановление администрации от 23.03.2018 № 108 является неверной. Кроме того, при размещении администрацией МО «Смидовичского городское поселение» на официальном сайте в сети Интернет информации о намерении заключить концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения ООО «Южное ЖКХ» вправе подать заявку на участие в конкурсе.
В суде апелляционной инстанции представитель лица, не привлечённого к участию в деле ООО «Южное ЖКХ», Латыпов К.Е. апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда отменить, рассмотреть настоящее дело по правилам производства в суде первой инстанции.
Процессуальный истец прокурор прокуратуры ЕАО Кишкунова Л.Е. просила решение суда оставить в силе, указала, что права и интересы ООО «Южное ЖКХ» решением суда не нарушены.
Представитель ответчика администрации МО «Смидовичское городское поселение» Шашко Н.О. с апелляционной жалобой не согласилась, поскольку администрация уже исполняет решение суда, и права ООО «Южное ЖКХ» данным решением не нарушены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 320 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле.
Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешён судом.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце четвёртом пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», лица, не привлечённые к участию в деле, вправе обжаловать в апелляционном порядке решение суда первой инстанции в случае, если данным решением разрешён вопрос об их правах и обязанностях, то есть они лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности.
Судебной коллегией установлено, что апелляционная жалоба на решение Смидовичского районного суда ЕАО от 07.03.2019 подана лицом, не привлечённым к участию в деле, а именно ООО «Южное ЖКХ». Вместе с тем, принятым по делу решением вопрос о правах или обязанностях ООО «Южное ЖКХ» не разрешался, доказательств тому, что решением суда затронуты права и законные интересы заявителя, не представлено.
Доводы заявителя жалобы о том, что постановлением главы администрации МО «Смидовичского городское поселение» от 23.03.2018 № 108 определено заключить с ООО «Южное ЖКХ» концессионное соглашение, поэтому заключение концессионного соглашения в результате конкурса не требуется, судебная коллегия отклоняет.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» порядок заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, по инициативе потенциального инвестора устанавливается частями 4.2 - 4.4, 4.6 - 4.10 и 4.12 статьи 37 настоящего Федерального закона с учётом требований настоящей статьи и положений статьи 52.1 настоящего Федерального закона.
В силу части 4.7 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определённых в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.
Согласно части 4.9 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в случае, если в сорокапятидневный срок с момента размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым настоящим Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи, орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, обязан разместить данную информацию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации. В этом случае заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (глава 3 Федерального закона).
В соответствии с частью 4.10 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в случае, если в сорокапятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым настоящим Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи, с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения (проекте концессионного соглашения с внесенными изменениями), без проведения конкурса в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Таким образом, в случае, если в сорокапятидневный срок с момента размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов предложения о заключении концессионного соглашения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым Федеральным законом «О концессионных соглашениях» к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 указанного закона, конкурс на право заключения концессионного соглашения проводится в общем порядке, установленном Федеральным законом «О концессионных соглашениях», с учётом особенностей, предусмотренных данным законом для заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Как следует из материалов дела, пояснений представителя администрации МО «Смидовичское городское поселение» Шашко Н.О., 23.03.2018 главой администрации МО «Смидовичское городское поселение» вынесено постановление № 108 «О согласовании инициативного предложения потенциального инвестора ООО «Южное ЖКХ» о заключении концессионного соглашения.
Вместе с тем, данное предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок от иных лиц на официальном сайте в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством РФ www.torgi.gov.ru, опубликовано не было, поскольку комитетом тарифов и цен правительства ЕАО письмами от 12.04.2018 № <...> и № <...> отказано в рассмотрении заявления администрации МО «Смидовичское городское поселение» о согласовании значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения, представленном ООО «Южное ЖКХ» по причине отсутствия полного пакета документов. Более ООО «Южное ЖКХ» работа по приведению документов в соответствие не проводилась. Постановлением главы администрации МО «Смидовичское городское поселение» от 03.07.2019 № <...> постановление администрации МО «Смидовичское городское поселение» от 23.03.2018 № 108 признано утратившим силу.
То обстоятельство, что ООО «Южное ЖКХ» претендует на заключение концессионного соглашения без проведения торгов, тогда как решением суда на администрацию МО «Смидовичское городское поселение» возложена обязанность разработать конкурсную документацию и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения, правового значения не имеет, поскольку ООО «Южное ЖКХ» не лишено возможности вновь обратиться в администрацию с предложением о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения в соответствии с частью 4.2 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Кроме того, наличие заинтересованности заявителя ООО «Южное ЖКХ» в исходе дела не свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов решением суда, принятым по существу спора, и не наделяет его правом на обжалование судебного акта.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что решением Смидовичского районного суда ЕАО от 07.03.2019 права и законные интересы ООО «Южное ЖКХ» не нарушены, а потому общество не наделено правом апелляционного обжалования указанного решения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в случае, когда при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции будет установлено, что апелляционная жалоба подана лицом, не обладающим правом апелляционного обжалования судебного постановления, поскольку обжалуемым судебным постановлением не разрешён вопрос о его правах и обязанностях, суд апелляционной инстанции на основании части 4 статьи 1, абзаца четвертого статьи 222 и пункта 4 статьи 328 ГПК РФ выносит определение об оставлении апелляционных жалобы, представления без рассмотрения по существу.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба ООО «Южное ЖКХ» подлежит оставлению без рассмотрения по существу.
Руководствуясь частью 4 статьи 1, абзацем четвертым статьи 222 и пунктом 4 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Апелляционную жалобу лица, не привлечённого к участию в деле, общества с ограниченной ответственностью «Южное ЖКХ» на решение Смидовичского районного суда ЕАО от <...> оставить без рассмотрения по существу.
Председательствующий Ю.Г. Золотарева
Судьи О.М. Кукшинова
А.Н. Кнепман