ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 мая 2019 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.А.,
судей Белоусовой В.В., Сыча М.Ю.,
при секретаре Медвидь А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску ФИО1 к Нотариальной палате Республики Крым, Вице-президенту Нотариальной палаты Республики Крым ФИО2 и Отделу Министерства внутренних дел России по г. Алуште о признании незаконным и отмене распоряжения о проведении внеплановой проверки,
по апелляционной жалобе нотариуса ФИО1 на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 08 ноября 2018 года,
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Нотариальной палате Республики Крым, Вице-президенту Нотариальной палаты Республики Крым ФИО2 и Отделу Министерства внутренних дел РФ по г. Алуште с требованиями признать незаконным и отменить распоряжение Вице-президента Нотариальной палаты Республики Крым ФИО2 от 31.08.2018 года №42-р о проведении внеплановой проверки нотариуса ФИО1
Требования мотивированы тем, что 31.08.2018 года ей как нотариусу Алуштинского городского нотариального округа РК на электронную почту поступило распоряжение Вице-президента Нотариальной палаты Республики Крым ФИО2 от 31.08.2018 года №42-р, в котором сообщалось, что 11 сентября 2018 года будет проведена внеплановая проверка организации работы нотариуса, занимающегося частной практикой, в том числе по фактам, изложенным в поступившем из ОМВД России по г. Алуште анонимном обращении от нотариусов РК. Считает указанное распоряжение незаконным, поскольку проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года, отсутствует решение Правления Палаты о проведении данной проверки, определяющее объем проверки. Кроме того, согласно Положения о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в Нотариальной палате Республики Крым, утвержденному постановлением Правления от 13.07.2016 года №34, анонимное обращение не подлежит рассмотрению.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 08 ноября 2018 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение по делу, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам по делу, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании ФИО1 поддержала апелляционную жалобу по мотивам, изложенным в ней.
Представитель Нотариальной палаты Республики Крым и Вице-президента Нотариальной палаты Республики Крым ФИО2 – ФИО3 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам необоснованности.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причины неявки суду неизвестны.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассмотрением дела установлено, что 24.08.2018 года из ОМВД России по г. Алуште в Нотариальную палату Республики Крым поступило обращение с материалами КУСП от 14.08.2018 года № в отношении нотариуса Алуштинского городского нотариального округа ФИО1, включая анонимное обращение нотариусов Республики Крым адресованное Председателю Следственного комитета РФ ФИО7, с целью проверки доводов указанного обращения.
На основании указанных документов, Вице-президентом нотариальной палаты Республики Крым ФИО2 в соответствии с п.п. 3.6, 4.3 Положения о проведений проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой на территории РК, профессиональных обязанностей, утвержденного постановлением Правления НП РК от 10.04.2015 года №13 и п.3 Постановления Правления НП РК от 10.04.2015 года №13 издано распоряжение №42-р от 31.08.2018 года «О проведении внеплановой проверки нотариуса ФИО1», согласно которого указано провести 11.09.2018 года внеплановую проверку организации работы нотариуса, занимающегося частной практикой в Алуштинском городском округе РК ФИО1, в том числе по фактам, изложенным в поступившем из ОМВД по г. Алуште МВД по РК анонимном обращении, в котором заявитель затрагивает вопросы организации работы нотариуса ФИО1 и порядка исполнения ею профессиональных обязанностей.
11 сентября 2018 года нотариус ФИО1 отказалась предоставить документы проверяющим, ссылаясь в акте о невозможности проверки нотариуса на то, что основанием для проведения проверки является анонимное заявление, которое не подлежит рассмотрению, а так же на отсутствие у Вице-президента полномочий по назначению проверки.
В силу ст. 9 "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, - в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
В соответствии с Приказом Минюста России от 16.04.2014 N 78 (ред. от 17.04.2018) "Об утверждении Правил нотариального делопроизводства" (вместе с "Правилами нотариального делопроизводства", утв. решением Правления ФНП от 17.12.2012, приказом Минюста России от 16.04.2014 N 78) проверки исполнения нотариусами, занимающимися частной практикой, Правил могут быть плановыми и внеплановыми (п. 179).
Внеплановая проверка проводится по конкретному факту, явившемуся основанием для внеплановой проверки. Персональный состав комиссии, дата начала внеплановой проверки и вопросы, по которым проводится внеплановая проверка, утверждаются приказом территориального органа в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о проведении внеплановой проверки с учетом положений пункта 184 Правил (п. 195.1).
В соответствии со ст. 24 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.
Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления. Деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ. Нотариальной палатой по РК на заседании правления от 10.04.2015 года №13 утверждено Положение о проведении проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей.
Согласно ст.34 Основ законодательства РФ о нотариате палаты осуществляют контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой.
Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года (плановые проверки).
Внеплановые проверки осуществляются на основании поступивших в Палату или в территориальный орган юстиции жалоб либо иных обращений граждан, органов государственной власти, муниципальных органов, органов юстиции, судов, прокуратуры, организаций, в том числе общественных организаций и иной информации о нарушении нотариусом профессиональных обязанностей (п.3.6 Положения о проведении проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой на территории РК, профессиональных обязанностей, утв. Постановлением Правления от 10.04.2015 года №13).
В соответствии с п. 4.3 Положения о проведении проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой на территории РК, профессиональных обязанностей, утв. Постановлением Правления от 10.04.2015 года №13, основанием для начала проведения проверки является распоряжение Президента Палаты, а в случае временного отсутствия Президента - по распоряжению Вице-президента. Распоряжением №40-р от 09.08.2018 года в связи с уходом в очередной отпуск Президента НП РК с 13.08.2018 года по 31.08.2018 года, полномочия Президента в полном объеме переданы Вице-Президенту.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод истца об отсутствии у Вице-президента полномочий на издание оспариваемого распоряжения.
В соответствии с п. 3, п. 4 ст. 30 Федерального закона РФ от 07 февраля 2011 года №3-Ф3 «О полиции» законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
Согласно Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 12.09.2013 года №707, решение о целесообразности проведения проверки по анонимному обращению, не содержащему сведений, указанных в п. 130 данной Инструкции, принимает руководитель органа внутренних дел (п. 132).
При этом, в силу п.71 указанной Инструкции обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел, в течении семи дней со дня регистрации подлежит направлению в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с 4.1 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 года №59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Из смысла указанных норм права следует, что независимо от государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, куда поступило такое обращение, доводы, указанные в нем должны быть проверены полно и всесторонне в установленные законом сроки, если в обращении содержатся сведения о нарушении действующего законодательства РФ.
Принимая во внимание, что одним из доводов обращения явилось утверждение о совершении нотариальных действий от имени нотариуса иным лицом, что свидетельствует о возможном нарушении организации работы нотариуса, а так же факт поступления анонимного обращения из правоохранительных органов для проверки указанных в нем фактов, анонимное обращение от нотариусов РК подлежало рассмотрению в Нотариальной палате РК.
Таким образом, основанием для проведения внеплановой проверки явилось не анонимное обращение, а информация, поступившая из органов внутренних дел.
Довод истца и представителя истца о необходимости принятия решения Правления Палаты для проведения внеплановой проверки основан на неверном толковании п.3.6 Положения о проведении проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой на территории РК, профессиональных обязанностей, что следует из представленного ответчиком протокола №03/15 заседания Правления Нотариальной палаты РК от 10.04.2015 года, на котором утверждено указанное Положение.
С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании незаконным и отмене распоряжения Вице-президента Нотариальной палаты Республики Крым ФИО2 от 31.08.2018 года №42-р о проведении внеплановой проверки нотариуса ФИО1 судом первой инстанции не установлено.
Доводы истицы о необходимости издания распоряжения территориальным органом Министерства юстиции также являются не состоятельными, поскольку указанное распоряжение издается только в случае проверки правил нотариального делопроизводства.
Согласно п. 195 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 16.04.2014 года № 78 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства», при поступлении в территориальный орган или нотариальную палату обращений (заявлений, жалоб) граждан и юридических лиц, в которых содержатся сведения о нарушении нотариусом Правил, по предложению нотариальной палаты или территориального органа может назначаться проведение внеплановой проверки исполнения данным нотариусом Правил.
Согласно п. 195.1. вышеуказанных Правил, внеплановая проверка проводится по конкретному факту, явившемуся основанием для внеплановой проверки. Персональный состав комиссии, дата начала внеплановой проверки и вопросы, по которым проводится внеплановая проверка, утверждаются приказом территориального органа в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о проведении внеплановой проверки с учетом положений пункта 184 Правил.
Внеплановая проверка проводится в порядке, установленном пунктом 189 Правил, с учетом особенностей внеплановой проверки.
При таких обстоятельствах, необходимость издания соответствующим территориальным органов распоряжений ставится в зависимость от поступления информации о нарушении нотариусом Правил нотариального делопроизводства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и такими что не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и постановил законное и обоснованное решение, нарушений норм материального права и процессуального закона не допущено, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 08 ноября 2018 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Председательствующий Судьи