ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4784/20 от 17.09.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33- 4784/2020

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Хабаровский краевой суд

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего: Моргунова Ю.В.,

судей: Мещеряковой А.П., Овсянниковой И.Н.,

при секретаре Шитовой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 сентября 2020 года гражданское дело по иску Военного прокурора Хабаровского гарнизона действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности,

третье лицо Федеральное государственное казенное учреждение «дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации,

с апелляционной жалобой Министерства обороны Российской Федерации на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 12 мая 2020 года,

заслушав доклад судьи Моргунова Ю.В., объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации Ефремова Д.В., представителя ФГКУ «ЦЖКУ» МО РФ Красинской Ю.Г., представителя процессуального истца Китнева Э.Т., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Военный прокурор Хабаровского гарнизона действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности выделить лимиты бюджетных обязательств для проведения капитального ремонта жилого дома, организовать проведение капитального ремонта.

В обоснование требований указано, что согласно акту общего сезонного осмотра объекта жилищного фонда многоквартирного дома от 19.09.2019 по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с.Князе-Волконское, ДОС № 42 (инв. № 206), (военный городок № 23) установлено, что данный жилой дом находится в неудовлетворительном техническом состоянии и нуждается в капитальном ремонте:

1) подвал: ремонт окон – 16 шт., замена розлива центрального отопления – 150 м, замена розлива холодного водоснабжения – 140 кв.м; замена канализации – 80 м; 2) наличие общедомовых приборов учета энергоресурсов: установка общедомовых приборов учета холодного водоснабжения после проведения капитального ремонта системы холодного водоснабжения; установка общедомовых приборов учета горячего водоснабжения после проведения капитального ремонта системы горячего водоснабжения; установка общедомовых приборов учета отопления после проведения капитального ремонта системы отопления; 3) общедомовые инженерные сети: замена стояков холодного водоснабжения – 140 м, замена стояков горячего водоснабжения – 140 м, замена трубопроводов отопления и водоснабжения из стальных электросварных труб – 150 м, замена электрооборудования – 120 м, замена чугунного трубопровода водоотведения на трубы ППР с фасонными частями – 30 м; 4) стены: ремонт межпанельных швов – 140 м.п.; ремонт козырька над входом в подъезд – 6 шт., ремонт цоколя – 75 кв.м; 5) отмостка: ремонт отмостки – 120 кв.м; 6) внутренние стены: ремонт подъезда – 350 кв.м; 7) лестницы: ремонт лестничных маршей – 10 кв.м; 8) кровля: ремонт мягкой кровли – 150 кв.м; 9) вентиляция: восстановить систему вентиляции; 10) окна: замена окон на лестничных клетках – 12 шт.; 11) двери: замена входных дверей – 6 шт., замена люков на чердак – 2 шт.; 12) благоустройство и озеленение: осыпка, укладка асфальтового покрытия подходов, подъездов.

Просил обязать Минобороны России выделить лимиты бюджетных обязательств для проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Князе-Волконское, ДОС № 42 (инв. № 206) (военный городок № 23); обязать Минобороны России и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России организовать проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу в соответствии с актом общего сезонного осеннего осмотра объекта жилищного фонда данного дома от 19.09.2019.

Определением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 18.03.2020 к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений».

Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 12.05.2020 исковые требования военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично.

Судом постановлено возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с.Князе-Волконское, ДОС № 42 (инв. № 206) (военный городок № 23) в соответствии с актом общего сезонного осеннего осмотра объекта жилищного фонда данного дома от 19.09.2019.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Минобороны России просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований к Минобороны России.

В обоснование доводов жалобы указывает, что в компетенцию Минобороны России не входит проведение капитального ремонта указанного многоквартирного дома.

Минобороны России организовало порядок проведения капительного ремонта в многоквартирном доме путем издания регламента проведения весенних (осенних) осмотров, формирования плана текущего ремонта, а также путем издания приказов, инструкций и наставлений.

Судом не учтено, что решение о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, который подлежит актуализации реже чем один раз в год.

Поскольку, апелляционная жалоба не содержит доводов, оспаривающих решение суда в части отказа в возложении обязанности по выделению лимитов бюджетных обязательств для проведения капитального ремонта жилого дома, его законность и обоснованность в силу положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии по гражданским делам. В данном случае суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства обороны Российской Федерации Ефремов Д.В. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, просил решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска в отношении МО РФ отказать.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГКУ «ЦЖКУ» МО РФ Красинская Ю.Г., представитель процессуального истца Китнев Э.Т. с доводами жалобы не согласились, пояснили, что основания для отмены решения суда отсутствуют, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не представили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела к суду не обращались.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, заслушав доводы лиц, принимавших участие в рассмотрении дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено в суде первой инстанции, собственником закрепленного за Вооруженными Силами РФ многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с.Князе-Волконское, ДОС № 42 (инв. № 206), 1970 года постройки, военный городок № 23, является Минобороны России. Балансодержателем данного многоквартирного жилого дома является ФГКУ «ДТУИО» Минобороны России.

Согласно акту общего сезонного осмотра объекта жилищного фонда многоквартирного дома от 19.09.2019 по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Князе-Волконское, ДОС № 42 (инв. № 206), 1970 года постройки, (военный городок № 23), комиссия в составе представителей ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО по результатам осмотра здания установила, что в данном жилом доме требуется:

1) подвал: ремонт окон 16 шт., замена розлива центрального отопления – 150 м; замена розлива холодного водоснабжения – 140 м.; замена канализации – 80 м.;

2) наличие общедомовых приборов учета энергоресурсов: установка общедомовых приборов учета холодного водоснабжения после проведения капитального ремонта системы холодного водоснабжения; установка общедомовых приборов учета горячего водоснабжения после проведения капитального ремонта системы горячего водоснабжения; установка общедомовых приборов учета отопления после проведения капитального ремонта системы отопления;

3) общедомовые инженерные сети: замена стояков холодного водоснабжения – 140 м, замена стояков горячего водоснабжения – 140 м, замена трубопроводов отопления и водоснабжения из стальных электросварных труб – 150 м, замена электрооборудования – 120 м, замена чугунного трубопровода водоотведения на трубы ППР с фасонными частями – 30 м;

4) стены: ремонт межпанельных швов – 140 м.п.; ремонт козырька над входом в подъезд – 6 шт., ремонт цоколя – 75 кв.м;

5) отмостка: ремонт отмостки – 120 кв.м;

6) внутренние стены: ремонт подъезда – 350 кв.м;

7) лестницы: ремонт лестничных маршей – 10 кв.м;

8) кровля: ремонт мягкой кровли – 150 кв.м;

9) вентиляция: восстановить систему вентиляции;

10) окна: замена окон на лестничных клетках – 12 шт.;

11) двери: замена входных дверей – 6 шт., замена люков на чердак – 2 шт.;

12) благоустройство и озеленение: осыпка, укладка асфальтового покрытия подходов, подъездов.

На основании результатов осмотра комиссия пришла к выводу о том, что многоквартирный жилой дом ДОС № 42, инв. № 206, находится в неудовлетворительном состоянии и требует капитального ремонта.

Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Приказом Минобороны России от 02.03.2017 № 155 создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (п.3 приказа). А также созданы филиалы Учреждения, перечень которых по военным округам содержится в Приложении к данному приказу.

В соответствии с Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденным приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 03.03.2017 № 607, учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Минобороны России (п.2).

Согласно п. 13, п. 14 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ, в том числе производит ремонт электрического оборудования, производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем кондиционирования воздуха, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы, и прочие отделочные и завершающие работы.

В соответствии с Положением о Филиале ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (по Восточному военному округу), утвержденным начальником ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России 04.05.2017, Филиал выполняет работы, оказывает услуги в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

26.09.2017 между Минобороны России в лице Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России заключен договор № 3-УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ, на основании которого ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет обслуживание многоквартирных жилых домов военного городка № 23, расположенного в с. Князе-Волконское Хабаровского района Хабаровского края, в том числе многоквартирным жилым домом ДОС № 42.

Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах в их совокупности, руководствуясь соответствующими нормами материального права, исходя из того, что уставная деятельность ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России капительный ремонт не предусматривает, пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по проведению капитального ремонта лежит на собственнике многоквартирного дома, которым является Министерство обороны Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в компетенцию Минобороны России не входит проведение капитального ремонта многоквартирного дома, несостоятельны, поскольку Минобороны России, как собственник спорного здания не освобождается от обязанностей по содержанию указанного имущества, в том числе обязательства по капитальному ремонту дома, не исполненные военным ведомством к моменту передачи данного имущества. Доказательств передачи таких полномочий ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в судебное заседание не представлено.

Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, выводы суда постановлены с учетом положений статей 55, 56 ГПК РФ, оценка установленным обстоятельствам по делу дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и оснований для отмены решения суда не содержат.

На основании изложенного, руководствуясь 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 12 мая 2020 года по делу по иску военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.

Председательствующий Моргунов Ю.В.

Судьи Мещерякова А.П.

Овсянникова И.Н.