ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4797/2015 от 16.12.2015 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Соколовская Л.В. Дело № 33-4797/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Якутск 16 декабря 2015 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Пуховой Е.В.,

судей Местниковой С.А., Осиповой А.А.,

при секретаре Захаровой А.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика на решение Оймяконского районного суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2015 г., которым по делу по иску Вытнова А.В. к Государственному комитету по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия), Администрации Муниципального образования «Оймяконский улус (район)», Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения и взыскании денежных средств в размере .......... руб.,

п о с т а н о в л е н о:

Исковые требования Вытнова А.В. удовлетворить.

Признать за Вытновым А.В. право на получение меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Республики Саха (Якутия) в 2013 г.

Взыскать в пользу Вытнова А.В. из федерального бюджета за счет государственной казны Российской Федерации денежные средства в размере .......... руб. на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате крупномасштабного наводнения на территории Республики Саха (Якутия) в 2013 г.

Заслушав доклад судьи Осиповой А.А., объяснения представителей ответчиков Бушуевой К.В., Атасыковой А.М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Вытнов А.В. обратился в суд с указанным иском к ответчикам, ссылаясь на то, что с 14 мая 1993 г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: .........., зарегистрирован и фактически проживает по данному адресу с 15 сентября 1994 г. В результате летнего паводка 2013 г. жилой дом, где он проживает, оказался в зоне подтопления. Он был признан пострадавшим от летнего паводка и получил компенсационные выплаты в связи с потерей имущества из федерального и республиканского бюджета. В ноябре 2014 г. он представил в АМО «Оймяконский улус (район)» документы, необходимые для выплаты денежных средств на капитальный ремонт жилого помещения, пострадавшего от наводнения. Однако до настоящего времени денежные средства на капитальный ремонт жилого помещения ему не выделены, чем нарушены его конституционные права. Просил суд признать за ним право на получение денежных средств в размере .......... руб. на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате крупномасштабного наводнения, произошедшего в июле-августе 2013 г. на территории Оймяконского района, и обязать включить его в единый список граждан, имеющих право на получение выплаты на проведение капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате крупномасштабного наводнения 2013 г.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

Не согласившись с данным решением, представитель ответчика Министерства финансов РФ подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в связи с тем, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ Бушуева К.В. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель ответчика Госкомитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения РС(Я) Атасыкова А.М. в судебном заседании с жалобой не согласилась.

Истец Вытнов А.В., представитель ответчика МО «Оймяконский улус (район)» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В своих возражениях относительно жалобы просят оставить решение суда без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, заслушав объяснения явившихся сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор и взыскивая денежные средства на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате крупномасштабного наводнения на территории Республики Саха (Якутия) в 2013 г. с федерального бюджета за счет казны Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что источником финансирования мер поддержки в виде выплаты названных денежных средств являются средства иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия признает ошибочным, не соответствующим нормам материального права, регулирующим сложившиеся правоотношения, а также фактическим обстоятельствам по делу.

Распоряжением Главы МО «Оймяконский улус (район)» № 267 от 23 июля 2013 г. на территории Оймяконского района РС(Я) был введен режим «чрезвычайной ситуации» в связи с паводком, в результате которого произошло подтопление жилых домов.

Распоряжением Главы МО «Оймяконский улус (район)» от 31 июля 2013 г. № 278 была создана Межведомственная комиссия по оценке ущерба последствий негативного воздействия водных объектов, в полномочия которой входило рассмотрение письменных заявлений о включении в списки граждан, пострадавших от наводнения, а также проведение обследования принадлежащих им жилых домов, составление актов обследования и перечней утраченного имущества, принятие решений о включении граждан в указанные списки.

Как следует из материалов дела, истец Вытнов А.В. является собственником .......... части жилого дома, общей площадью .......... кв.м., расположенного по адресу: ...........

Согласно адресной справке, по указанному адресу Вытнов А.В. зарегистрирован с 12 ноября 2001 г.

Из акта обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате летнего паводка 2013 г. следует, что принадлежащее Вытнову А.В. жилое помещение подтоплено на уровне 0,41 м. от пола, оклад дома отсырел, разрушена наружная завалинка, обвалилась штукатурка, засыпка под полом смыта, входные и межкомнатные двери не пригодны к эксплуатации, размокли обои.

Вытнов А.В. был признан пострадавшим в результате наводнения, включен в списки граждан, имеющих право на получение материальной помощи и получил компенсационные выплаты за утраченное имущество.

В ноябре 2014 г. истец предоставил в Администрацию МО «Оймяконский улус (район)» документы, необходимые для получения денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения, пострадавшего в результате крупномасштабного наводнения.

С заявлением о предоставлении денежных средств на капитальный ремонт жилого помещения, пострадавшего в результате крупномасштабного наводнения 2013 г., граждане обращались в адрес Госкомитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения РС(Я), списки составлялись администрацией МО «Оймяконский улус (район)». Вытнов А.В. был включен в указанные списки под номером № ..., с указанием суммы денежных выплат в размере .......... руб., из расчета .......... рублей за 1 кв.м. Данные списки и необходимые документы администрацией МО «Оймяконский улус (район)» были направлены в Исполнительную дирекцию по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ РС (Я).

Госкомитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения РС(Я) признал за Вытновым А.В. право на получение денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения за счет средств федерального бюджета, указывая, что истец был включен в список граждан, имеющих право на получение данных выплат, но при корректировке списков не был внесен в них по техническим причинам. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

В соответствии с ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – ФЗ № 68 от 21 декабря 1994 г.) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. «л» ч.1 ст. 11 ФЗ № 68 от 21 декабря 1994 г. к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев, осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Частью 2 ст. ФЗ № 68 от 21 декабря 1994 г. определен круг полномочий органов местного самоуправления, к которым отнесены, в том числе: финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создание постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Указом Президента РС(Я) от 29 июля 2013 г. № 2191 на территориях Верхоянского, Момского и Оймяконского улусов (районов) Республики Саха (Якутия) с 29 июля 2013 г. объявлена чрезвычайная ситуация и введен режим чрезвычайной ситуации.

Указом Президента РФ от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» в связи с крупномасштабным наводнением на территории Республики Саха (Якутия) для оказания помощи пострадавшему населению Правительству РФ поручено до 30 сентября 2013 г. принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья .......... рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств.

В соответствии с Указом Президента РФ от 31 августа 2013 г. № 693 постановлением Правительства РС(Я) от 12 ноября 2014 г. № 392 утвержден Порядок реализации мер поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта гражданам, собственникам жилых помещений, поврежденных в результате крупномасштабного наводнения в июле - августе 2013 года на территории Республики Саха (Якутия) (в редакции от 26 декабря 2014 г.).

Разделом 2 указанного Порядка определен порядок подачи заявления, в соответствии с которым уполномоченный орган совместно с заинтересованными органами местного самоуправления осуществляет следующие действия: регистрирует заявление в день поступления с указанием номера и даты регистрации; проверяет комплектность; в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и копий документов формирует списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации (далее - списки); сформированный список в целях подготовки единого списка граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, по муниципальному району (далее - единый список по муниципальному району) представляет в администрацию муниципального района; администрация муниципального района, в течение трех рабочих дней со дня получения списка от уполномоченного органа, утверждает единый список по муниципальному району и возвращает утвержденный список уполномоченному органу; уполномоченный орган, в течение трех рабочих дней со дня получения утвержденного единого списка по муниципальному району, направляет его на согласование в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы; уполномоченный орган, в течение пяти рабочих дней со дня получения согласования в органах формирует и представляет в соответствии с подп. «в» п. 5 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в июле - августе 2013 г., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 (в ред. от 18.10.2014), на утверждение Председателю Правительства РС(Я) единый список граждан, имеющих право на получение выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденных жилых помещений, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения в июле - августе 2013 г. на территории Республики Саха (Якутия).

Согласно разделу 3 данного Порядка уполномоченный орган, в течение трех рабочих дней со дня утверждения единого списка граждан, имеющих право на получение выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденных жилых помещений, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения в июле - августе 2013 г. на территории Республики Саха (Якутия), разрабатывает проект решения Правительства РС(Я) о распределении иных межбюджетных трансфертов на реализацию мер поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта гражданам, собственникам жилых помещений, поврежденных в результате крупномасштабного наводнения в июле - августе 2013 г. на территории Республики Саха (Якутия) и вносит на согласование в установленном порядке.

Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней с момента принятия решения Правительства РС(Я) о распределении заключает с администрациями муниципальных районов соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального района на реализацию мер поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта гражданам, собственникам жилых помещений, поврежденных в результате крупномасштабного наводнения в июле - августе 2013 г. на территории Республики Саха (Якутия) и перечисляет средства в бюджеты муниципальных районов в течение трех рабочих дней с момента заключения соглашения.

Уполномоченный орган в срок до 15 января 2015 г. представляет в Министерство финансов РС(Я) отчет об использовании иных межбюджетных трансфертов.

Пунктом 3 вышеуказанного Постановления Правительства РС(Я) от 12 ноября 2014 г. № 392 определено, что источником финансирования мер поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта гражданам, собственникам жилых помещений, поврежденных в результате крупномасштабного наводнения в июле - августе 2013 г. на территории Республики Саха (Якутия), являются средства иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 г. № 1076 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждены изменения в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011- 2015 г.г., в соответствии с которыми Республика Саха (Якутия) включена в перечень субъектов Российской Федерации, которым предоставляются из федерального бюджета межбюджетные трансферты для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г.

Правилами предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов к федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы, предусматривалось, что трансферты субъектам РФ предоставляются для реализации мер поддержки, направленных на капитальный ремонт поврежденного жилья и строительство жилья взамен утраченного. Предоставление трансфертов бюджетам субъектов РФ осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011 - 2015 годы на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, и согласно распределению, приведенному в приложении № 4 к указанной Программе. Предоставление трансфертов осуществляется на основании заключенного между Министерством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соглашения о предоставлении трансфертов.

Правительством РС(Я) принято распоряжение от 26 декабря 2014 г. № 1562-р «О распределении иных межбюджетных трансфертов на реализацию мер поддержки в виде выплаты денежных средств гражданам, собственникам жилых помещений, на проведение капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате крупномасштабного наводнения в июле - августе 2013 года на территории Республики Саха (Якутия), и на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности».

Согласно указанному распоряжению уполномоченным органом по предоставлению иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия) на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, определен Госкомитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения РС(Я) (пункт 2).

Пунктом 3 указанного распоряжения предписано Госкомитету по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия): перечислить иные межбюджетные трансферты в бюджеты муниципальных районов Республики Саха (Якутия) согласно приложению № 1 к настоящему распоряжению. Обеспечить контроль за своевременным и целевым использованием предоставленных средств.

Пунктом 4 распоряжения рекомендовано главам муниципальных районов Республики Саха (Якутия): обеспечить своевременное и целевое использование выделенных средств. Представить в Госкомитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения РС(Я) отчет об использовании выделенных средств в срок до 15 января 2015 г.

При установленных обстоятельствах и на основании вышеприведенных норм закона следует, что выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденных жилых помещений, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения в июле - августе 2013 г. на территории Республики Саха (Якутия) должны производиться муниципальными районами из межбюджетных трансфертов в бюджеты муниципальных районов, при этом главы муниципальных районов Республики Саха (Якутия) обеспечивают своевременное и целевое использование выделенных средств, представляют в Госкомитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения РС(Я) отчет об использовании выделенных средств в срок до 15 января 2015 г.

При таких обстоятельствах, решение Оймяконского районного суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2015 г. подлежит отмене с вынесением нового решения о взыскании вышеназванных выплат с МО «Оймяконский улус (район)», в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального права.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, судебная коллегия считает необходимым признать за истцом ФИО1 право на получение меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Республики Саха (Якутия) в 2013 г., взыскать в пользу ФИО1 с Муниципального образования «Оймяконский (улус) район» Республики Саха (Якутия) денежные средства в размере .......... руб. на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате крупномасштабного наводнения на территории Республики Саха (Якутия) в 2013 г.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Оймяконского районного суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2015 г. по данному делу отменить и вынести новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить:

Признать за ФИО1 право на получение меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Республики Саха (Якутия) в 2013 г.

Взыскать с Муниципального образования «Оймяконский улус (район)» Республики Саха (Якутия) за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, выделяемых муниципальным образованиям для реализации мер поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта гражданам, собственникам жилых помещений, поврежденных в результате крупномасштабного наводнения в июле-августе 2013 года на территории Республики Саха (Якутия), в пользу ФИО1 денежные средства в размере .......... руб. на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате крупномасштабного наводнения на территории Республики Саха (Якутия) в 2013 г.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: Е.В.Пухова

Судьи: С.А.Местникова

ФИО2