ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4799/2016 от 07.04.2016 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья – Клименко С.В. дело № 33-4799/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 07 апреля 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Куратовой Л.В.,

судей: Захаровой Т.А., Горкушенко Т.А.,

при секретаре С,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Николаевского района Волгоградской области в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Очкуровского сельского поселения Николаевского района Волгоградской области о возложении обязанности привести интернет-сайт в соответствие с требования закона,

по апелляционной жалобе администрации Очкуровского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области

на решение Николаевского районного суда Волгоградской области от 21 января 2016 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Захаровой Т.А., выслушав возражения Стрельниковой В.В. судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Николаевского района Волгоградской области в защиту неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Очкуровского сельского поселения Николаевского района Волгоградской области о возложении обязанности привести интернет-сайт в соответствие с требования закона.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Николаевского района Волгоградской области проведена проверка исполнения администрациями органов местного самоуправления Николаевского муниципального района Волгоградской области требований Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закона №8-ФЗ), согласно которому на органы местного самоуправления возложена обязанность по размещению информации о своей деятельности в сети «Интернет».

В ходе проверки установлено, что официальный интернет-сайт администрации Очкуровского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области размещен по электронному адресу <.......> В связи с требованиями действующего федерального законодательства на указанном сайте должна быть размещена информация, перечисленная в ст.13 Федеральный закон №8-ФЗ.

В нарушение требований указанной статьи Федерального закона № 8-ФЗ на сайте, используемом администрацией Очкуровского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области, не размещена подлежащая размещению информация.

Просил суд обязать администрацию Очкуровского сельского поселения Николаевского муниципального района привести используемый интернет сайт <.......> в соответствии с требованиями ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 №8 - ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу путем размещения следующей информации и документов:

- сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях его структурных подразделений, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции,

- реестр муниципального имущества,

- установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами,

- порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых органом местного самоуправления, муниципальных правовых актов,

- об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций, органа местного самоуправления,

- информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации,

- о результатах проверок, проведенных, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях,

- тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей, органа местного самоуправления,

- статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления, в том числе:

а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям, органа местного самоуправления;

б) сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

- информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе:

а) порядок поступления граждан на муниципальную службу;

б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;

в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы;

г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;

- информация о работе органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:

а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

- перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрации Очкуровского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения и просит его изменить в части срока исполнения, увеличив его с двух до шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В возражениях на жалобу прокурор Николаевского района Волгограда, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит причин для ее удовлетворения и отмены, либо изменения судебного акта.

Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Федеральный закон от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Закон №8-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, её открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно части 2 статьи 6 Закона №8-ФЗ является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

В силу части 1 статьи 10 Закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления включает в себя, среди прочего, административные регламенты, стандарты муниципальных услуг, целевые программы, принятые в соответствующем порядке.

Статьями 13, 14 Закона № 8-ФЗ установлены требования к объёму и периодичности размещаемой в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления.

В силу части 7 статьи 14 Закона №8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 8 статьи 14 Закона № 8-ФЗ при утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки её обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 декабря 2011 года № 1624-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27 ноября 2008 года Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчёркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения чётко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.

Судом апелляционной инстанции установлено, что входе проведения прокуратурой проверки исполнения администрациями органов местного самоуправления Николаевского муниципального района Волгоградской области требований Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закона №8-ФЗ), согласно которому на органы местного самоуправления возложена обязанность по размещению информации о своей деятельности в сети «Интернет», было установлено, что официальный интернет-сайт администрации Очкуровского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области размещен по электронному адресу http://ochkurowka.ucoz.ru/. В связи с требованиями действующего федерального законодательства на указанном сайте должна быть размещена информация, перечисленная в ст.13 Федеральный закон №8-ФЗ.

В нарушение требований указанной статьи Федерального закона № 8-ФЗ на сайте, используемом администрацией Очкуровского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области, не размещена подлежащая размещению информация.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции пришёл к выводу, что вышеуказанные бездействия ответчика свидетельствуют о формальном подходе должностных лиц администрации к возложенным на них обязанностям, что может способствовать коррупционным проявлениям.

С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что требования прокурора Николаевского района Волгоградской области о возложении обязанности привести интернет-сайт в соответствие с требования закона подлежат удовлетворению с возложением на ответчика обязанности по приведению используемый интернет сайт: http://ochkurowka.ucoz.ru/ в соответствии с требованиями ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 №8 - ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу путем размещения следующей информации и документов.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует действовавшему закону и обстоятельствам дела.

Администрация Очкуровского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области не оспаривает решение суда в части возложения обязанности по приведению используемый интернет сайт: http://ochkurowka.ucoz.ru/ в соответствии с требованиями ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 №8 - ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Довод апелляционной жалобы о том, что срок, установленный в судебном решении, является недостаточным для своевременного исполнения, несостоятелен к отмене решения суда, поскольку никаких доказательств, подтверждающих невозможность привести интернет – сайт администрации в соответствии с требованиями в обозначенный срок не представлено.

В данном случае срок для исполнения решения суда установлен в соответствии с требованиями ст. 204 ГПК РФ. Продолжительность определённого судом срока для исполнения ответчиком решения суда требованиям разумности не противоречит и согласуется с разъяснениями, изложенными в ч. 2 ст. 11 Постановления Пленума Верховного Суда от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении».

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что ответчик вправе в порядке ст. 434 ГПК РФ поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда.

Решение суда в остальной части сторонами по делу не обжалуется, поэтому его законность и обоснованность в силу положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии. Объективных причин для проверки в интересах законности решения суда в полном объёме суд апелляционной инстанции не усматривает.

При таких данных, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Николаевского районного суда Волгоградской области от 21 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Очкуровского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Волгоградского

областного суда Т.А. Захарова