дело № 33-4802/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 августа 2015 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж., судей Султанова Р.А., Устьянцевой С.А. при секретаре Андреевой О.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №9 по Оренбургской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области, Министерству финансов Российской Федерации о признании недействительным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Оренбургской области от 15 ноября 2013 года, незаконными действия Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области, возврате исполнительского сбора, убытков, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области
на решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 29 апреля 2015 года, которым иск удовлетворен частично.
Заслушав доклад судьи Акчуриной Г.Ж., объяснения представителя истца ФИО2, объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Оренбургской области ФИО3, полагавших судебное решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 9 по Оренбургской области, указав, что в результате выездной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России № 9 по Оренбургской области было вынесено решение №10-20/10632 от 28 июня 2013 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. На основании данного решения ей был доначислен налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость и соответствующие штрафы и пени. На основании постановления от 15 ноября 2013 года № 1013 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство и вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Судебным приставом-исполнителем 24 июня 2014 года взыскана сумма ***, в том числе *** в счет уплаты исполнительского сбора. Постановлением восемнадцатого арбитражного апелляционного суда 20 августа 2014 года было отменено решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18 апреля 2014 года, которым было отказано в удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа от 28 июня 2013 года. На основании её заявления МИФНС России № 9 по Оренбургской области 18 сентября 2014 года осуществило возврат суммы налогов в размере *** и соответствующей суммы процентов на её лицевой счет. На её заявление от 29 августа 2014 года, поданное в УФССП России по Оренбургской области, ей 12 сентября 2014 года было отказано в возврате взысканного исполнительского сбора. Письмом МИФНС России № 9 по Оренбургской области от 6 октября 2014 года ей было сообщено, что отсутствуют основания для отмены постановления от 15 ноября 2013 года № 1013. Управлением ФНС России по Оренбургской области от 12 ноября 2014 года была оставлена без удовлетворения её жалоба с просьбой об отмене постановления от 15 ноября 2013 года № 1013, что нарушает её право на возврат незаконно взысканного исполнительского сбора. ФИО1 указала, что в результате незаконных действий налогового органа ей был причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, которые она оценила в *** Просила суд: признать недействительным постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика от 15 ноября 2013 года № 1013; взыскать с МИФНС России № 9 по Оренбургской области убытки, причиненные ей вследствие неправомерных действий (бездействия); компенсировать моральный вред в сумме ***
В ходе рассмотрения спора ФИО1 уточнила исковые требования, окончательно просила суд: признать недействительным постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика от 15 ноября 2013 года № 1013; признать незаконными действия УФССП России по Оренбургской области, выразившиеся в отказе в возврате подлежащего возврату исполнительского сбора в сумме ***; обязать УФССП России по Оренбургской области вернуть ей исполнительский сбор в сумме ***; взыскать убытки в размере удешевления взысканных денежных средств, определенном исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (реальный ущерб, расходы, необходимые для восстановления права) с УФССП России по Оренбургской области в размере ***; взыскать с МИФНС России № 9 по Оренбургской области и УФССП России по Оренбургской области солидарно: убытки, причиненные ей вследствие неправомерных действий (бездействия) в сумме ***, понесенные в связи с оплатой юридических услуг; компенсацию морального вреда в сумме ***, *** - в возмещение судебных расходов.
Определениями Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 19 января, 5 марта 2015 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, Министерство финансов Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 заявленные требования поддержала.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 9 Оренбургской области ФИО4 требования иска не признала.
ФИО1 и представители Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела были извещены надлежащим образом.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 29 апреля 2015 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия УФССП России по Оренбургской области по отказу в возврате исполнительского сбора. На Управление Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области возложена обязанность возвратить ФИО1 из федерального бюджета исполнительский сбор в размере *** С УФССП России по Оренбургской области в пользу ФИО1 взысканы проценты в сумме *** С УФССП России по Оренбургской области в пользу ФИО1 взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере ***, расходы по оплате услуг представителя в размере *** В удовлетворении остальной части требований к УФССП России по Оренбургской области судом отказано. В удовлетворении требований к Межрайонной ИФНС России № 9 по Оренбургской области отказано.
С указанным решением не согласилось УФССП России по Оренбургской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что решением МИФНС России № 9 по Оренбургской области от 28 июня 2013 года № 19-20-/10632 ФИО1 был доначислен налог на добавленную стоимость на сумму ***, и налог на доходы физических лиц на сумму *** ФИО1 была привлечена к налоговой ответственности, ей начислен штраф в сумме ***, а также пени за просрочку уплаты налога в сумме *** (л.д. 24-64 т.1).
На основании данного решения МИФНС России № 9 по Оренбургской области выставило ИП ФИО1 требование № 1212 об уплате недоимки по НДС и НДФЛ в общей сумме ***, пени в сумме *** и штрафа в сумме *** (л.д. 22-23 т. 2).
Заместителем начальника МИФНС № 9 по Оренбургской области 20 сентября 2013 года принято решение № 2176 о взыскании вышеуказанных сумм налогов, штрафов и пеней за счет денежных средств налогоплательщика (л.д. 24 т. 2).
Начальником МИФНС № 9 по Оренбургской области 15 ноября 2013 года принято решение № 102 о взыскании сумм налогов, штрафов и пеней в пределах сумм, указанных в требовании № 1212, срок исполнения которого истек 12 сентября 2013 года, за счет имущества налогоплательщика (л.д. 25-26 т. 2).
Постановлением начальника МИФНС России № 9 по Оренбургской области от 15 ноября 2013 года № 1013 на основании постановления начальника МИФНС России № 9 по Оренбургской области от 15 ноября 2013 года № 102 за счет имущества ФИО1 произведено взыскание налогов (сборов) в сумме ***, пеней в сумме ***, штрафов в сумме ***, а всего - *** (л.д. 201 т.1).
На основании данного постановления судебным приставом-исполнителем Ясненского РОСП УФССП России по Оренбургской области от 18 декабря 2013 года было возбуждено исполнительное производство № 14943/13/40/56, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д. 199 т. 1).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ясненского РОСП УФССП России по Оренбургской области от 13 января 2014 года с должника ФИО1 взыскан исполнительский сбор в размере *** (л.д. 196 т. 1).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ясненского РОСП УФССП России по Оренбургской области от 24 июня 2014 года было обращено взыскание на денежные средства должника на счетах в кредитном учреждении в сумме *** с учетом суммы задолженности по исполнительному документу, суммы исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий (л.д. 174 т.1). Постановлением от 30 июня 2014 года взысканные денежные средства были распределены, в доход бюджета перечислен исполнительский сбор в сумме ***, что также подтверждается платежным поручением от 30 июня 2014 года № 566610 (л.д. 171, 173 т. 1). Исполнительное производство окончено 1 июля 2014 года.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2014 года решение МИФНС России № 9 по Оренбургской области от 28 июня 2013 года № 19-20-/10632 признано недействительным, МИФНС № 9 по Оренбургской области обязано судом устранить нарушения прав и законных интересов ФИО1 (л.д. 8-23 т.1).
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28 ноября 2014 года вышеуказанное постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2014 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба МИФНС России по Оренбургской области – без удовлетворения (л.д. 95-100 т. 1).
ФИО1 29 августа 2014 года направила в УФССП России по Оренбургской области заявление о возврате исполнительского сбора (л.д. 79 т. 1).
Письмом от 12 сентября 2014 года Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области указало ФИО1 на отсутствие оснований для возврата денежных средств, ссылаясь на то, что незаконным было признано решение МИФНС № 9 от 28 июня 2013 года № 10-20/10632, тогда как исполнительное производство № 14943/13/40/56 от 18 декабря 2013 года было возбуждено на основании постановления МИФНС № 9 по Оренбургской области от 15 ноября 2013 года № 1013 (л.д. 80-82 т. 1).
Аналогичный ответ 7 ноября 2015 года был дан ФИО1 заместителем руководителя ФССП России на её обращение по вопросу возврата суммы исполнительского сбора.
В силу п. п. 10, 11 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены: судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ; исполнительного документа; постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила возврата должнику исполнительского сбора утверждены постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года N 550.
В силу п. 3 указанных Правил возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор. В заявлении указываются реквизиты банковского счета для перечисления средств, реквизиты вклада, открытого в кредитной организации, либо адрес должника-гражданина для перевода средств через отделения почтовой связи. К заявлению прилагаются заверенные судом копии вступившего в законную силу судебного акта об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо документа, подтверждающего отмену судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, либо постановления судебного пристава-исполнителя о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора.
Согласно п. 6 Правил возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконными действий УФССП России по Оренбургской области по отказу в возврате исполнительского сбора и возложении на ответчика обязанности возвратить ФИО1 сумму исполнительского сбора в размере ***, процентов за пользование чужими денежными средствами, суд первой инстанции верно указал на то, что постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества должника от 15 ноября 2013 года № 1013 является исполнительным документом, выданным на основании решения налогового органа от 28 июня 2013 года, которые было отменено судом. В связи с этим суд пришел к выводу о наличии оснований для возврата исполнительского сбора, поскольку ФИО1 в порядке, установленном Правилами возврата должнику исполнительского сбора, обратилась в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, приложив вступившее в законную силу постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2014 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным на основании представленных доказательств обстоятельствам дела и нормам права, подлежащим применению к правоотношениям сторон.
В соответствии со ст. 47 Налогового РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 данного Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
По смыслу ст. 47 НК РФ и ст. 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.
В данном случае таким исполнительным документом являлось постановление налогового органа от 15 ноября 2013 года № 1013, тогда как актом должностного лица, на основании которого был выдан исполнительный документ, а также основанием для выставления налогоплательщику требования об уплате налога являлось решение налогового органа по результатам проверки налогоплательщика от 28 июня 2013 года.
Доводы жалобы о том, что взыскание исполнительского сбора было произведено на основании иного документа, который не был отменен, подлежат отклонению, так как материалами дела подтверждено, что решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28 июня 2013 года, признанное судом недействительным, являлось основанием для выдачи требования № 1212 об уплате налогов, пеней и штрафов и исполнительного документа, тогда как решение № 102 от 15 ноября 2013 года является лишь основанием для начала процедуры принудительного взыскания налога путем обращения взыскания на имущества должника и само по себе не может служить основанием для уплаты налога.
Таким образом, суд правомерно установил, что действия УФССП России по Оренбургской области по отказу в возврате исполнительского сбора являлись незаконными, в связи с чем обоснованно возложил на ответчика обязанность возместить вред, причиненный истцу, размер которого определен судом в соответствии со статьей 395 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей взимание процентов за пользование чужими денежными средствами.
Вывод суда соответствует ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Размер процентов и период, за который судом рассчитаны проценты, ответчик не оспаривает.
Доводы жалобы о завышенном размере расходов истца на оплату услуг представителя судебная коллегия отклоняет, поскольку факт оплаты истцом услуг представителя подтвержден допустимыми доказательствами, сумма возмещения судебных расходов определена судом с учетом степени сложности дела, объема работы представителя истца с учетом принципа возмещения таких расходов в разумных пределах.
С учетом конкретных установленных по делу обстоятельств, выводы суда первой инстанции являются правильными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе об отсутствии оснований для возврата исполнительского сбора, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, по существу сводятся к переоценке доказательств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка. Основания для их переоценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 29 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи