Председательствующий по делу Дело № 33-4804-2015
Судья Порошина Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Усольцевой С.Ю.
Судей краевого суда Казакевич Ю.А., Доржиевой Б.В.
при секретаре Фофоновой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 25 ноября 2015 года гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы наказания России по Забайкальскому краю о возложении обязанности засчитать периоды службы в календарном и льготном исчислении для назначения пенсии за выслугу лет, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца ФИО1
на решение Ингодинского районного суда г.Читы от 10 августа 2015 года, которым постановлено исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Управление ФСИН России по Забайкальскому краю зачесть ФИО1 для назначения пенсии за выслугу лет следующие периоды службы:
- с <Дата> по <Дата> служба в органах внутренних дел в календарном исчислении и в льготном исчислении один месяц за полтора месяца;
- с <Дата> по <Дата> служба в Читинской таможне в календарном исчислении;
- с <Дата> по <Дата> служба в Уголовно-исполнительной системе в календарном исчислении;
- с <Дата> по <Дата> служба в Уголовно-исполнительной системе в календарном исчислении и в льготном исчислении один месяц за полтора месяца;
- с <Дата> по <Дата> служба в УФСКН Р. по <адрес> в календарном исчислении;
- с <Дата> по <Дата> служба в Читинской таможне в календарном исчислении;
- с <Дата> по <Дата> год служба в Уголовно-исполнительной системе в календарном исчислении и в льготном исчислении один месяц за полтора месяца.
Обязать Управление ФСИН России по Забайкальскому краю произвести перерасчет ФИО1 пенсии с учетом указанных периодов.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Определением суда от 09 сентября 2015 года в решении устранена описка в дате в периоде с <Дата> по <Дата> (описка 2011 год).
Заслушав доклад судьи краевого суда Усольцевой С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1. обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что он с <Дата> являлся сотрудником УФСИН России по Забайкальскому краю, с <Дата> в должности заместителя дежурного помощника начальника колонии дежурной части отдела безопасности ФКУ ИК-7 УФСИН России по Забайкальскому краю. Он был уволен <Дата> по п. «в» ст.58 Положения о службе в органах внутренних деле РФ с выслугой лет по состоянию на <Дата> в календарном исчислении 17 лет 8 месяцев 8 дней, в льготном исчислении 21 год 11 месяцев 8 дней. Полагал, что весь трудовой стаж в правоохранительных органах должен рассчитываться исходя из выслуги лет 1 месяц за 1,5. Таким образом, за весь период прохождения службы в правоохранительных органах, учитывая последнее место службы, в календарном исчислении на <Дата> составляет: 18 лет 04 месяца 17 дней, в льготном исчислении 09 лет 00 месяца 22 дня, всего общая служба составляет 27 лет 05 месяцев 09 дней.
Ответчик посчитал другую выслугу лет, ухудшил его социальное положение в связи с неправильным применением норм права, регулирующих расчет выслуги лет. Полагал, что его пенсия за выслугу лет должна составлять не менее <данные изъяты>., ему же насчитана пенсия <данные изъяты>.
Неоднократные уточняя исковые требования, истец просил засчитать все периоды прохождения им службы в правоохранительных органах в календарном и льготном исчислении: 18 лет 4 месяца 17 дней, в льготном исчислении 9 лет 00 месяцев 22 дня, всего общая выслуга 27 лет 05 месяцев 09 дней.
Произвести верный расчет пенсии за выслугу лет 27 лет 5 месяцев 9 дней с соответствующей процентной надбавкой за выслугу лет с установлением пенсии не менее <данные изъяты> руб. со <Дата>.
Взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда <данные изъяты>.
Просил обязать УФСИН Р. по <адрес> засчитать при назначении пенсии за выслугу лет период службы в календарном и льготном исчислении согласно трудового стажа: с <Дата> по <Дата> служба в органах внутренних дел непрерывно 06 лет 01 месяц 12 дней, с <Дата> по <Дата> служба в Читинской таможне непрерывно 01 год 11 месяцев 20 дней, с <Дата> по <Дата> служба в Уголовно-исполнительной системе непрерывно 00 лет 07 месяцев 10 дней, с <Дата> по <Дата> служба в УФСИН России по Забайкальскому краю непрерывно 06 лет 09 месяцев 16 дней, с <Дата> по <Дата> служба в Читинской таможне непрерывно 00 лет 10 месяцев 16 дней, с <Дата> по <Дата> служба в Уголовно-исполнительной системе непрерывно 1 год 11 месяцев 28 дней.
Определением суда от 01 июня 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено ФКУ ИК-7 УФСИН России по Забайкальскому краю.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В силу ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 с решением суда не согласен в части понуждения Управления ФСИН России по Забайкальскому краю зачесть для назначения пенсии за выслугу лет периоды службы: с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в Читинской таможне в календарном исчислении; с <Дата> по <Дата> в УФСКН России по Забайкальскому краю в календарном исчислении, принять в этой части новое решение, с зачетом данных периодов службы в календарном и льготном исчислении. Полагает решение в указанной части, в части взыскания компенсации морального вреда необоснованно. Не принято судом во внимание положение ст.18 Закона Российской Федерации №4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», регламентирующее включение в выслугу лет службу в должностях начальствующего состава. Необоснованно судом применена ч.1 Постановления СМ-Правительства РФ от <Дата>№ и засчитана служба в УФСКН России по Забайкальскому краю в календарном исчислении, так как должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам УФСКН России по Забайкальскому краю относиться к должностям старшего начальствующего состава (Постановление Правительства РФ №254 от 28 мая 2004 года). Также не включена в льготный стаж работы его служба в особых климатических условиях в УФСКН в период с <Дата> по <Дата> и в таможне с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> на основании Постановления от <Дата>№ и Постановления Правительства РФ от <Дата>№. Неверен вывод суда о расчете, начислении и перерасчете пенсии кадровым подразделением УИС. Необоснованно, со ссылкой на то, что компенсация морального вреда была заявлена в связи с небольшим размером пенсии за выслугу лет, отказано во взыскании указанной компенсации, поскольку компенсация связана с тем, что при выходе на пенсию выплата всех причитающихся сумм работнику производиться в день увольнения, что ответчиком не было сделано. Также как не была выплачена единовременная компенсация за не выданную форменную одежду за период прохождения службы. Неверной является ссылка суда на приказ УФСКН России по Забайкальскому краю от 21 января 2014 года №10 и Постановление Правительства РФ от 05 февраля 2013 года №95 об утверждении Перечня должностей сотрудников и особых условий службы, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия. В данной части им требования не заявлялись.
В судебное заседание не явились истец, извещенный надлежаще, направивший в суд своего представителя; представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования – ФКУ ИК-7, просивший о рассмотрении дела в свое отсутствие, что позволило судебной коллегии в силу ч.ч.3, 4 ст.167 ГПК Российской Федерации, прийти к выводу о рассмотрении гражданского дела при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, которые в судебном заседании поддержала представитель истца ФИО2, выслушав представителя УФСИН России по Забайкальскому краю ФИО3, возражавшего против отмены решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и правильно установлено судом первой инстанции, что ФИО1 на основании приказа от <Дата>№-лс УФСИН России по Забайкальскому краю уволен из уголовно-исполнительной системы по п. «в» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дела Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) <Дата>. Выслуга лет по состоянию на <Дата> составляет: в календарном исчислении 17 лет 08 мес. 08 дн.; в льготном исчислении 21 год 11 мес. 08 дн.; для выплаты единовременного пособия 17 лет 08 мес. 08 дн. (л.д.7).
То же указано в заключении о назначении пенсии за выслугу лет, утвержденном начальником УФСИН России по Забайкальскому краю <Дата>. Пенсия истца указана в размере 14.074,84 руб. с учетом 20% районного коэффициента и подлежит выплате с <Дата> (л.д.27).
В расчете выслуги лет на пенсию приведены периоды службы истца, засчитанные при увольнении из уголовно-исполнительной системы. Служба ФИО1 в Читинской таможне с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> и в службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ с <Дата> по <Дата> засчитана календарно (л.д.45-46).
Отказывая в удовлетворении требований ФИО4 во включении для назначения пенсии за выслугу лет периодов его службы в Читинской таможне, в УФСКН России по Забайкальскому краю в льготном исчислении, суд правомерно со ссылкой на Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от <Дата>№ исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрено льготное исчисление службы в таможенных органах и органах наркоконтроля при назначении пенсии за выслугу лет в системе исполнения наказаний. При этом удовлетворил требования истца, включил периоды работы в таможне с <Дата> (в расчете с <Дата>) и с <Дата> (в расчете с <Дата>), учитывая присвоение ФИО1 звания с указанных в решении периодов.
Судебная коллегия в приведенной части соглашается с выводами суда первой инстанции, как основанными на правильном применении материального закона.
Пенсия за выслугу лет приобретается, как это следует из статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьи 5 Закона Российской Федерации от <Дата>№ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», при достижении установленной законом выслуги.
Выслуга лет является самостоятельным правовым основанием назначения пенсии лицам, указанным в ст.1 Закона Российской Федерации от <Дата>№.
Закрепляя право указанных лиц на получение пенсии за выслугу лет и определяя, какие виды службы и иной деятельности засчитываются в выслугу лет, названный Закон в статье 18 устанавливает, что Правительство Российской Федерации определяет порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии.
В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п.«а» ст.13 Закона от <Дата>№ засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), а также иные.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.18). Во исполнение этого предписания Правительство Российской Федерации <Дата> издало Постановление №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».
Пунктом 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941 установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно п.1 ст.50 Федерального закона от 21 июля 1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 28 мая 2004 года №254 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям» предусмотрено распространение на лиц, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве сотрудников, имеющих специальные звания полиции, и их семьи действие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941
Служба лица, имеющего специальное звание, в таможенных органах, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 и Постановлением Правительства от 22 сентября 1993 года №941 не засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Равным образом не предусматривает п. «а» ст.13 и ст.18 Закона №4468-1 и пункт 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941 льготное включение в выслугу лет для назначения пенсий периода службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ лицам, ранее проходившим службу в указанных органах, после их увольнения с военной службы, из органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и лиц, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ должно осуществляться, как и пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, которые устанавливают виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты.
Более того, из абз.20 п.1 означенного выше Постановления №941 следует, что включение службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров) в выслугу лет при назначении пенсии производится календарно.
Периоды службы, засчитываемые в выслугу лет на льготных условиях для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, определены пунктом 3 Постановления №941. Служба в таможенных органах и в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ к этим периодам не относится.
Не могут быть приняты к учету, как влияющие на существо решения, доводы жалобы ФИО1 о том, что указанные выше периоды должны быть включены в стаж при исчислении его выслуги лет при назначении пенсии льготно как один месяц за полтора месяца в связи с его работой в особых климатических условиях.
Из материалов дела следует, что ФИО1 проходил службу в Читинской таможне и в УФСКН России по Забайкальскому краю в городе Чите.
В силу пп. «в, г» п.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях: один месяц службы за два месяца - в отдаленных местностях Российской Федерации согласно Приложению №1 (раздел 1, с указанных в этом разделе сроков); один месяц службы за полтора месяца - в отдаленных местностях Российской Федерации согласно Приложению №1 (раздел II, с указанных в этом разделе сроков).
Разделом Перечня, являющегося Приложением №1 к указанному выше Постановлению Правительства РФ, Читинская область не предусмотрена, Разделом II Перечня периоды службы в Читинской области в органах внутренних дел в качестве рядового и начальствующего состава засчитываются в выслугу лет в льготном порядке (одни месяц службы за полтора месяца службы) с 1 января 1988 года.
Согласно Примечания №1 к Перечню военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, проходящие службу в городах, находящихся на территории соответствующих районов, указанных в настоящем перечне, при отнесении этих городов в последующем к городам республиканского, краевого, областного или окружного подчинения пользуются правом на льготное исчисление выслуги лет на пенсию на общих основаниях.
С учетом изложенного служба ФИО1 в спорные периоды, обозначенные в апелляционной жалобе, не подлежит включению в выслугу лет при назначении пенсии в льготном исчислении как один месяц за полтора месяца службы.
Ссылка истца на Постановление Правительства РФ от 28 мая 2004 года №254 и Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 года №103, как на основание для льготного включения в его стаж для выслуги лет периодов службы в Читинской таможне и ФСНК, ошибочна и основана на неправильном толковании норм права.
Указанные нормативные акты устанавливают льготные условия включения времени службы в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотиков и таможенных органов, тогда как истец был уволен со службы из уголовно-исполнительной системы. На таких сотрудников распространяет свое действие Постановление СМ-Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №941 с учетом разного характера и условий службы в этих органах.
Правомерно судом первой инстанции отказано ФИО1 во взыскании компенсации морального вреда, исходя из того, что спор связан с нарушением ответчиком пенсионных прав истца, на который не распространяются нормы о компенсации морального вреда, как затрагивающие имущественные права граждан.
Другие доводы жалобы в этой части не могут повлиять на выводы суда об отказе ФИО1 в компенсации морального вреда.
Требования о невыплате истцу при увольнении единовременной компенсации за не выданную форменную одежду за период прохождения службы не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, поскольку не заявлялись истцом. Поскольку судом принимается решение только по заявленным требованиям в силу ч.3 ст.196 ГПК РФ, а по смыслу ст.327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, судебной коллегией не могут быть приняты означенные выше аргументы.
Разрешая спор, суд полно и правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил по правилам ст.67 ГПК РФ доказательства, представленные в дело, применил нормы материального права, подлежащие применению и постановил верные выводы об обоснованности только части требований ФИО1, в связи с чем ему положен перерасчет пенсии по выслуге лет, отказав в удовлетворении остальной части иска.
Решение суда не подлежит отмене или изменению в приведенной части по доводам жалобы, при отсутствии к тому оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ.
Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым уточнить решение суда в части понуждения Управления ФСИН России по Забайкальскому краю произвести перерасчет пенсии ФИО1
Статьей 53 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлено, что пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, - со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении, кроме случаев назначения им пенсии с более поздних сроков.
Из заключения о назначении ФИО1 пенсии за выслугу лет (л.д.27) следует, что пенсия истцу назначена и подлежит выплате с <Дата>.
Порядок перерасчета пенсии установлен ст.55 Закона РФ 12 февраля 1993 года №4468-1.
С учетом изложенного решение суда подлежит изменению в части возложения обязанности на Управление ФСИН России по Забайкальскому краю произвести перерасчет пенсии ФИО1 с <Дата> в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ингодинского районного суда г.Читы от 10 августа 2015 года изменить в части возложения обязанности на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю произвести перерасчет пенсии ФИО1.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю произвести перерасчет пенсии ФИО1 с учетом включенных судом периодов службы с <Дата> в установленном законом порядке.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи