ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4805/20 от 18.03.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья Колесникова О.Д. Дело № 33-4805/2020

50RS0052-01-2018-007455-47

2-3650/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Немовой Т.А.,

судей Гулиной Е.М., Мизюлина Е.В.,

при помощнике судьи Иванове Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 марта 2020 года апелляционную жалобу представителя Центральной комиссии Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий на решение Щёлковского городского суда Московской области от 14 августа 2019 года по делу № 33-4805/2020

по заявлению ФИО1 об установлении юридического факта участия в контртеррористической операции,

заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,

объяснения представителя заявителя,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об установлении юридического факта участия его в период с 25.03.2015 года по 23.04.2015 года в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, а именно, в выполнении задач в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона.

Свои требования мотивировал тем, что он является военнослужащим и в период с 25.03.2015 года по 23.04.2015 года выполнял задачи в составе Объединённой группировки по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Для оформления удостоверения ветерана боевых действий обратился в Комиссию по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа, откуда его документы были переданы на рассмотрение в Центральную Комиссию Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий. Решением Центральной комиссии Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 25.11.2015 года отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, причина отказа: предоставленные документы не соответствуют требованиям абзаца 6 п.9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 года №2288. Заявитель с решением комиссии не согласен.

Решением Щелковского городского суда Московской области от 14 августа 2019 года суда заявление ФИО1 удовлетворено.

Не согласившись с вынесенным решением, в суд апелляционной инстанции обратился представитель заинтересованного лица – Центральной комиссии Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, просил его отменить и в удовлетворении заявления отказать. В жалобе также указал, что к участию в деле не привлечено Министерство обороны Российской Федерации, чьи права затрагиваются принятым решением, поскольку федеральным органом исполнительной власти, который занимается оформлением и выдачей удостоверений ветерана боевых действий, является Министерство обороны РФ.

В соответствии с ч.3 ст.327.1 ГПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъясняется, что в силу части 4 статьи 13 и части 3 статьи 320 ГПК РФ лица, не привлеченные к участию в деле, вправе обжаловать в апелляционном порядке решение суда первой инстанции в случае, если данным решением разрешен вопрос об их правах и обязанностях, то есть они лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 19.12.2003 N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществляет лицам, указанным в подпунктах 1 - 7 Федерального закона "О ветеранах", кроме лиц, упомянутых в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, - федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.

Поскольку заявитель является военнослужащим, то в данном случае, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий, является Министерство обороны РФ, которое создало, в том числе, Центральную комиссию Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий 13.12.2012 года.

Таким образом, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции принял решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле – Министерство обороны РФ, осуществляющее оформление и выдачу удостоверений ветеранов боевых действий, как федеральный орган исполнительной власти.

В силу ч.5 ст.330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции в судебном заседании 19.02.2020 года перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерство обороны РФ.

П.п. 21, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующим правоотношения в суде апелляционной инстанции» разъясняется, что судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в соответствии с частью 4 статьи 327.1 ГПК РФ не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Вместе с тем ограничения, предусмотренные частью 4 статьи 327.1 ГПК РФ, не распространяются на случаи, когда суд апелляционной инстанции в соответствии с частями 4 и 5 статьи 330 ГПК РФ переходит к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

По смыслу части 1 статьи 327 ГПК РФ, при повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, применяются, в частности, правила о судебных поручениях (статья 62 ГПК РФ), правила о судебных расходах (глава 7 ГПК РФ), правила о судебных извещениях и вызовах (глава 10 ГПК РФ), правила об обеспечении иска (глава 13 ГПК РФ), правила о подготовке дела к судебному разбирательству (глава 14 ГПК РФ), правила разрешения ходатайств лиц, участвующих в деле (статья 166 ГПК РФ), правила об отложении судебного разбирательства (статья 169 ГПК РФ), правила исследования и оценки доказательств (глава 6 и статьи 175 - 189 ГПК РФ), правила об объявлении решения суда (статья 193 ГПК РФ), правила о принятии решения суда (части 2, 3 статьи 194 ГПК РФ), правила о составлении мотивированного решения суда (статья 199 ГПК РФ), правила о приостановлении производства по делу (глава 17 ГПК РФ) и прекращении производства по делу (глава 18 ГПК РФ), правила об оставлении заявления без рассмотрения (абзацы второй - шестой статьи 222 ГПК РФ); правила ведения протокола (глава 21 ГПК РФ).

После перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции судом апелляционной инстанции в судебном заседании 18.03.2020 года приняты к производству в качестве дополнительных доказательств: Положение о Центральной комиссии Министерства обороны РФ, утвержденное 13.12.2012 года, копия Приказа Министра обороны РФ от 29.09.2017 года №595. От заявителя принято возражение на апелляционную жалобу.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявитель не явился, извещался надлежащим образом (л.д.190-191). В судебном заседании суда апелляционной инстанции 18.03.2020 года помощником судьи осуществлен телефонный звонок по номеру 8 (969) 052-42-79, принадлежащий ФИО1. В ходе разговора ФИО1 подтвердил свою осведомленность о рассмотрении дела в настоящем судебном заседании и не возражал рассматривать дело с участием его представителя (протокол судебного заседания от 18.03.2020 года).

Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что заявление не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона №5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.

Раздел 3 указанного Перечня к ведению боевых действий на территории Российской Федерации относит, в том числе, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является военнослужащим в звании старшего прапорщика. Согласно удостоверению личности военнослужащего <данные изъяты> приказом Министерства обороны РФ от 29.04.2013 года заявитель назначен старшим воздушным радистом войсковой части <данные изъяты>

В период с 25.03.2015 года по 23.04.2015 года заявитель выполнял задачи в составе Объединённой группировки по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, о чем свидетельствует командировочное удостоверение 17.03.2015 г. № 569, с отметками о времени и датах прибытия и убытия из пунктов назначения.

ФИО1 был направлен в командировку на основании ДНГШ ВС РФ <данные изъяты> от 01.02.2011г., ДНГШ № <данные изъяты> от 11.01.2012г., п. 124 плана командировок на 2015 г., Приказа командира <данные изъяты> № 45 от 17.03.2015г.

Как следует из представленных в материалы дела копий полетных листов, в период командировки с 25.03.2015 года по 23.04.2015 года ФИО1 в составе экипажа на самолетах Ил-22 б/н <данные изъяты>, <данные изъяты> неоднократно совершал вылеты для выполнения специальных заданий на территории Северо- кавказского региона Российской Федерации. Согласно имеющихся отметок, все задания были выполнены.

В период командировки заявителю, как военнослужащему, включенному в состав сил Объединенной группировки выплачивалась ежемесячная надбавка к денежному довольствию в размере 2 месячных окладов в соответствии с занимаемой воинской должностью, в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 29.12.2011 г. № 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудникам Федеральных органов исполнительной власти» и подпункта «а» пункта 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2010 № 10 (в ред. приказа Министра обороны Российской Федерации от 16.03.2012 № 560) «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», на основании Приказа командира войсковой части 15650 от 06.07.2015г. № 153с.

После окончания командировки для оформления удостоверения участника боевых действий ФИО1 обратился в Комиссию по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа.

Из заключения Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа от 25.09.2015 года следует, что документы заявителя были направлены в Центральную Комиссию Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий.

Согласно заключению Центральной комиссии Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 25.11.2015 года ФИО1 отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, причина отказа: предоставленные документы не соответствуют требованиям абзаца 6 п.9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение к приказу Министра обороны РФ от 11.08.2012 года №2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации»).

В абзаце 6 п.9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 года №2288, действующего на дату принятия решения об отказе в выдаче удостоверения, утратившего силу в связи с изданием Приказа Министра обороны РФ от 29.09.2017 года №595, для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются: для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

В письме начальника секретариата центральной комиссии Министерства обороны РФ от 23.11.2015 года №173/6/315999, адресованного командиру войсковой части 15650-9 указано, что обращения военнослужащих войсковой части 15650-9, в том числе, старшего прапорщика ФИО1 рассмотрены. Приняты решения об отказе в выдаче удостоверений ветерана боевых действий в связи с тем, что в представленных материалах военнослужащих отсутствуют документы, предусмотренные абзацем 6 п.9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 года №2288 (приказы командира войсковой части 15650, утвержденные установленным порядком, определяющие периоды выполнения задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона указанными военнослужащими в составе войсковой части 15650-9). Одновременно сообщается, что п. 11 Порядка выдачи удостоверений установлено, что при подготовке заключений Центральная комиссия (комиссии) руководствуется соответствующими перечнями, подготовленными Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ в соответствии с п.3 Приказа Министерства обороны РФ от 04.01.1996 года № 9 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил РФ, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах». Вместе с тем, войсковая часть 15650 в Перечень соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, принимавших (принимающих) участие и привлекавшихся (привлекающихся) к выполнению задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо- Кавказского региона, в периоды, указанные в обращении, не включена (л.д.34-35).

Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", в соответствии с пунктом 2 которого военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).

Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Таким образом, предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем сотрудникам, проходившим службу на данных территориях, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к выполнению задач по нормализации конфликта и непосредственно выполняли определенные боевые задачи на основании соответствующих приказов.

Согласно п. 5 вышеуказанного Постановления перечни воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах должны быть определены Министерством обороны Российской Федерации, другими министерства и ведомствами, в которых законом предусмотрена военная служба, а конкретные периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в соответствии с п. 2 Постановления должны оформляться приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Однако, как следует из материалов дела, отсутствуют соответствующие приказы командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, свидетельствующие о выполнении заявителем задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте.

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций.

В пункте 4 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» указано, что контртеррористическая операция - это комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Согласно ст. 6 указанного закона в борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для, в том числе, участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В п.1 ст.9 Федерального закона «О противодействии терроризму» указано, что подразделения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.23 указанного закона периоды непосредственного участия военнослужащих в контртеррористических операциях для льготного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контр-террористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» дополнительные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовноисполнительной системы, Государственной противопожарной службы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - сотрудники и военнослужащие), входящим в состав специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - специальные силы), а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - силы Объединенной группировки), в том числе: а) проходящим службу (военную службу) в воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы (далее - воинские части и органы), дислоцированных на постоянной основе на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики; б) командированным в воинские части и органы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта; в) направленным в Республику Дагестан, Республику Ингушетия и Чеченскую Республику в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов (в том числе для выполнения задач по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территориях указанных республик); г) участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов по перечням, определяемым соответствующими федеральными органами исполнительной власти;

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. № 65 военнослужащим, указанным в пункте 1 данного постановления Правительства Российской Федерации, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной служоы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.

Однако сведения о принятии руководителем контртеррористической операции решения о привлечении для участия в проведении контртеррористической операции войсковой части 15650, в составе которой проходил военную службу ФИО1, а также сведения об издании командиром указанной воинской части приказа о привлечении заявителя для участия в проведении контртеррористической операции в суд первой инстанции не были предоставлены.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 19.12.2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» указанное удостоверение выдается лицам, лицам, указанным в подпунктах 1 - 7 Федерального закона "О ветеранах", кроме гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г., - федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.

В соответствии с данным постановлением издан приказ Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 года №595 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации», которым признан утратившим Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 года №2288.

Согласно абзаца 3 пункта 8 указанного Порядка вместе с заявлением (рапортом) предоставляются для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия заявителя в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Аналогичные требования были предусмотрены и в абзаце 6 п.9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 года №2288, действующего на дату принятия решения об отказе в выдаче удостоверения.

Однако, перечисленные документы, необходимые для предоставления с целью получения удостоверения ветерана боевых действий в материалы дела не представлены.

Поскольку войсковая часть 15650 в Перечень соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, принимавших (принимающих) участие и привлекавшихся (привлекающихся) к выполнению задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, в периоды, указанные в обращении не включена, заявитель просил установить факт своего участия в боевых действиях на основании свидетельских показаний.

В суде первой инстанции в качестве свидетелей были допрошены ФИО2 и ФИО3

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО2 показал, что он является военнослужащим, проходит военную службу в войсковой части <данные изъяты>. В период с 25.03.2015 года по 23.04.2015 был командирован в г.Ахтубинск, Моздок, Ханкала, где совместно с ФИО1 в составе экипажа самолёта Ил-22 участвовал в боевых действиях, выполнял специальные задания на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Также пояснил, что экипаж самолетов Ил-22, в составе которого выполняли специальные задания он и заявитель, в период с 25.03.2015 года по 23.04.2015 года, состоял из военнослужащих войсковой части 15650-9 (летный), в состав которого входил ФИО1 и <данные изъяты> (кабинный), в который ходил свидетель. При этом военнослужащие обеих войсковых частей выполняют поставленные задачи как единое подразделение. Так же ФИО4 сообщил, что в период командировки с 25.03.2015 года по 23.04.2015 года в его войсковой части 84242 велся журнал боевых действий. После возвращения из командировки свидетель ФИО4 получил удостоверение ветерана боевых действий.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО3 показал, что он является военнослужащим, проходит военную службу в войсковой части <данные изъяты>. В период с 25.03.2015 года по 23.04.2015 был командирован в г.Ахтубинск в/ч 15650, Моздок, Ханкала, где совместно с ФИО1 в составе экипажа самолёта Ил-22 участвовал в боевых действиях, выполнял специальные задания на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Свидетель пояснил, что знаком с <данные изъяты> который является военнослужащим войсковой части <данные изъяты>, и период с 25.03.2015 года по 23.04.2015 года, входил в состав кабинного экипажа самолетов Ил-22, и они вместе в составе одного экипажа с ФИО5 и ФИО1 участвовали в боевых действиях, выполняли специальные задания на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Так же свидетель сообщил, что до 2012 года их войсковая часть имела номер <данные изъяты>, после чего была переформирована в структурное подразделение и вошла в состав войсковой части <данные изъяты> с присвоением условного наименования <данные изъяты>. Сам ФИО6 после возвращения из командировки за оформлением удостоверения ветерана боевых действий не обращался, поскольку получил его ранее, до переформирования их войсковой части.

Действительно, общие правила доказывания в гражданском процессе урегулированы положениями главы 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 55 данного кодекса доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Согласно статье 60 этого же кодекса обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Исходя из изложенного свидетельские показания в гражданском процессе, по общему правилу, являются допустимыми доказательствами, а исключение из этого правила может быть установлено только федеральным законом.

Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденый приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. N 2288, действующий на момент принятия решения Центральной комиссией Министерства обороны РФ, а также действующий в настоящее время Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 года №595, не являются федеральными законами и не регулирует порядок гражданского судопроизводства.

В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Согласно статье 265 этого же кодекса, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Таким образом, реализация конституционного права на судебную защиту путем установления в порядке особого производства юридически значимых фактов предусмотрена законодателем именно для тех случаев, когда документы, удостоверяющие эти факты, не могут быть получены заявителем во внесудебном порядке.

Установление в судебном порядке факта, от которого зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций, предоставляет заявителю возможность реализовать принадлежащие ему права, в том числе на социальную защиту, в случае, если их реализация в ином порядке по формальным основаниям невозможна.

Вместе с тем, в силу ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Согласно ст.68 ГПК РФ свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела. Не являются доказательствами сведения, сообщенные свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности.

Однако, в показаниях допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО2 (протокол судебного заседания л.д.114-115), который является военнослужащим, проходившим военную службу в войсковой части <данные изъяты> и в период с 25.03.2015 года по 23.04.2015 года совместно с ФИО1 осуществлявший полеты в составе экипажа самолёта Ил-22, не указывает, в каких конкретных боевых (контртеррористических) операциях участвовал ФИО1 и не конкретизирует, какие он выполнял специальные задания на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

В показаниях допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО3, который является военнослужащим, проходившим военную службу в войсковой части <данные изъяты>, то есть, в той же части, что и заявитель, и командированный с 25.03.2015 года по 23.04.2015 года совместно с ФИО1 в составе экипажа самолёта Ил-22, также не указывает, в каких конкретно боевых (контртеррористических) операциях участвовал ФИО1 и выполнял специальные задания на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

С учетом представленных доказательств в материалы дела, как показаний свидетелей, так и письменных доказательств, оснований для установления факта подтверждающего непосредственное участие истца в период с 25.03.2015 года по 23.04.2015 года на территории Северо-Кавказского региона в контртеррорестических операциях не имеется, поскольку данные обстоятельства не установлены в ходе рассмотрения дела.

С учетом изложенного, судебная коллегия отказывает в удовлетворении заявления ФИО1 об установлении юридического факта участия в контртеррористической операции в период с 25.03.2015 года по 23.04.2015 года на территории Северо-Кавказского региона.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Щёлковского городского суда Московской области от 14 августа 2019 года отменить.

Заявление ФИО1 об установлении юридического факта участия в контртеррористической операции в период с 25.03.2015 года по 23.04.2015 года на территории Северо-Кавказского региона оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи