Судья Шевцова О.В. | № 33-4805/2022 |
24RS0032-01-2020-003949-85 | |
2.211г |
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красноярск 27 апреля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Федоренко В.Б.
судей Тарараевой Т.С., Левицкой Ю.В.
при ведении протокола помощником судьи Шамбер Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тарараевой Т.С.
гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Красноярска, администрации Ленинского района г. Красноярска о признании недействительным и отмене распоряженийоснятиисемьи сучетав качественуждающейсяв улучшении жилищных условий, восстановлении семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,
по апелляционным жалобам представителя администрации г. Красноярска ФИО2, представителя администрации Ленинского района г. Красноярска ФИО3
на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 24 сентября 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО1 к администрации г. Красноярска, администрации Ленинского района г. Красноярска о признании недействительным и отмене распоряженийоснятиисемьи сучетав качественуждающейсяв улучшении жилищных условий, восстановлении семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить.
Признать недействительным и отменить распоряжение администрации г. Красноярска №20-орг от 14 февраля 2020 года «Об исключении молодой семьи ФИО1 из числа участников подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов.
Признать недействительным и отменить распоряжение администрации Ленинского района г. Красноярска №595 от 09 июля 2020 года о снятии семьи ФИО1 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы для участия в государственной жилищной программе.
Возложить обязанность на администрацию Ленинского района г. Красноярска по восстановлению семьи ФИО1 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы для участия подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации г. Красноярска, администрации Ленинского района г. Красноярска о признании недействительным и отмене распоряженийоснятиисемьи сучетав качественуждающейсяв улучшении жилищных условий, восстановлении на данном учете.
Требования мотивировал тем, что распоряжением администрации Ленинского района г. Красноярска от 30.11.2012 его семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы для участия в жилищных программах. Распоряжением администрации города от 14.02.2020 семья ФИО1 исключена из числа участников подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов. Распоряжением администрации Ленинского района г. Красноярска от 09.07.1010 их семья снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выявлением утраты нуждаемости в улучшении жилищных условий. Основанием для принятия данного решения послужило наличие в собственности ФИО1 жилого строения без права регистрации проживания в Манском районе Красноярского края. В свидетельстве о регистрации права собственности на данное строение от 05.07.2013 неверно указано назначение объекта как жилое. Решением администрации Камарчагского сельсовета Манского района Красноярского края от 11.06.2020 4 объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> имеет назначение: нежилое, садовый дом, в связи с чем были вынесены изменения в ЕГРН.
Просил признать недействительными и отменить распоряжения администрации г. Красноярска №20-орг от 14.02.2020 и администрации Ленинского района г. Красноярска № 595 от 09.07.2020, обязать администрацию г. Красноярска восстановить их семью в числе участников подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов, обязать администрацию Ленинского района г. Красноярска восстановить их семью на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы для участия в государственной жилищной программе.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Красноярска ФИО2 просит отменить решение суда. Разрешая спор суд сделал вывод, что поскольку протокол жилищной комиссии от 06.02.2020 представленный администрацией города не подписан членами комиссии он является недействительным, следовательно недействительны и распоряжения администрации города от 14.02.2020 и администрации Ленинского района от 09.07.2020. Однако, в материалы дела представлен не сам протокол, а выписка из него, поскольку на комиссии рассматривались вопросы и не касающиеся семьи ФИО4. Суд дал неверную оценку представленному администрацией города документу. Поскольку на момент принятия решения жилищной комиссией решения объект по адресу: <адрес> числился в ЕГРН как жилое помещение, вывод суда о том, что данный объект был неправомерно учтен при расчете общей площади жилых помещений на одного человека семьи ФИО4 не обоснован.
Представитель администрации Ленинского района г. Красноярска ФИО3 в апелляционной жалобе также просит отменить решение, приводя аналогичные доводы о законности снятии ФИО4 с учета на улучшение жилищных условий, исключении из числа участников государственных программ, на основании имевшихся на момент рассмотрения документов и проверки нуждаемости сведений об обеспеченности семьи жильем. Действия истца по изменению основных характеристик объекта недвижимости были направлены на восстановление на учете в качестве нуждающихся и должны расцениваться как действия направленные на ухудшение жилищных условий с целью получения выплаты по жилищной программе.
Стороны в суд не явились, о слушании дела извещены судом первой инстанции надлежащим образом (т.3 л.д.182-190). Стороны также уведомлены публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда. 3-е лицо администрация Камарчагского сельсовета Красноярского края просила рассмотреть дело в их отсутствие. Судебная коллегия считает возможным в соответствие с п.3 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.2 ч. 1ст. 51 ЖК РФгражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч. 4ст.52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
14.11.2019 Постановлением администрации города № 870 утверждена муниципальная программа «Социальная поддержка населения города Красноярска» на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов.
Во исполнение подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» данной муниципальной программы утверждено Положение о порядке реализации мероприятия «Предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья за счет средств бюджета города» подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска» на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов в части предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья согласно приложению.
Согласно п.17, п.18 Постановления администрации г. Красноярска от 01 марта 2012 № 86 «О порядке реализации мероприятия «Предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья за счет средств бюджета города» подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска» на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов в части предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья» (ред. от 23 декабря 2019 года) участие молодых семей в государственной жилищной программе осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Красноярского края, регламентирующими порядок реализации государственной жилищной программы, настоящим Положением, а также иными федеральными, краевыми нормативными правовыми актами, правовыми актами города.
Признание молодых семей участниками государственной жилищной программы, исключение молодых семей из числа участников государственной жилищной программы, а также включение их в списки (исключение из списков) участников государственной жилищной программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, осуществляется администрацией города на основании решения Комиссии посредством издания распоряжения администрации города.
Также управление учета и реализации жилищной политики осуществляет проверку документов, предоставленных молодыми семьями для участия в жилищных программах; выносит на обсуждение комиссии вопрос о признании молодой семьи участником (исключении из числа участников) государственной жилищной программы или муниципальной жилищной программы; в установленный срок уведомляет молодую семью о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником государственной жилищной программы или муниципальной жилищной программы; в порядке, установленном государственной жилищной программой, формирует списки молодых семей – участников государственной жилищной программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году; формирует списки молодых семей – получателей социальных выплат в рамках жилищных программ; оформляет и выдает участникам жилищных программ свидетельства.
До момента утверждения списка молодых семей – получателей муниципальной социальной выплаты управление учета и реализации жилищной политики администрации города запрашивает в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документы о наличии (отсутствии) на праве собственности жилых помещений на территории Российской Федерации на всех членов молодых семей, включая несовершеннолетних детей, планируемых к включению в список молодых семей – получателей социальной выплаты.
Основанием для исключения молодой семьи из числа участников муниципальной жилищной программы (снятия с учета нуждающихся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий) является в соответствии с п. 22 вышеуказанного Положения является получение и реализация социальной выплаты либо муниципальной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья кем-либо из членов молодой семьи; переезд в другое муниципальное образование на постоянное место жительства; выявление недостоверных сведений в представленных документах; письменный отказ молодой семьи от участия в муниципальной жилищной программе; расторжение брака молодой семьей, не имеющей детей, или заключение брака детьми или единственным ребенком в неполных семьях с одним родителем; утрата молодой семьей нуждаемости в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий); выявление факта несоответствия условиям муниципальной жилищной программы либо невыполнения условий муниципальной жилищной программы, в соответствии с которыми молодая семья была признана участником муниципальной жилищной программы; улучшения кем-либо из членов молодой семьи своих жилищных условий посредством участия в жилищных программах для молодых семей, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджета города Красноярска; выявление отсутствия у молодой семьи нуждаемости в жилом помещении или отсутствие оснований для принятия молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) для участия в жилищных программах на дату принятия на данный учет; выявление у молодой семьи факта изменения жилищных условий в период участия в муниципальной жилищной программе (нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) в результате чего на дату возникновения данного факта исчезли основания, дающие право быть признанной нуждающейся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий), а в дальнейший период нахождения на учете или участия в муниципальной жилищной программе такие основания вновь возникли.
Решение об исключении молодой семьи из числа участников государственной жилищной программы или муниципальной жилищной программы принимается Комиссией. На основании решения Комиссии издается правовой акт администрации города. Решение о снятии молодой семьи с учета нуждающихся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий) принимается районной администрацией.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» о регистрации в Единый государственный реестр недвижимого имущества вносятся сведения об основных и дополнительных характеристиках объекта недвижимости. Назначение, наименование здания является дополнительными сведениями об объекте недвижимого имущества Сведения об объекте недвижимости изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Как правильно установлено судом, 30.11.2012 администрацией Ленинского района в г. Красноярске №1828 рассмотрено на заседании жилищной комиссии заявление ФИО1 о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы для участия в целевых жилищных программах по обеспечению жильем молодых семей. Поскольку документы, приложенные к заявлению соответствуют предъявленным требованиям, на основании п.1 ст. 51 ЖК РФ Постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 № 247-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы, Постановлением администрации г. Красноярска от 11.11.2011 № 408 «Об утверждении городской целевой программы «Молодой красноярской семье – доступное жилье» на 2012-2015 годы, пунктами 2.2.8 и 4.3 Положения об администрации района в городе Красноярске, утвержденного распоряжением Главы города Красноярска от 26.02.2007 № 46-р, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, участия в жилищных программах семья ФИО1 в составе трех человек: ФИО1, ФИО5 – жена, ФИО6 – дочь.
В управление учета и реализации жилищной политики поступило заявление молодой семьи ФИО1 о предоставлении муниципальной социальной выплаты на приобретение (долевое строительство) жилья в рамках подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов.
Семья ФИО1 являлась участником городской программы и претендентом на получение в 2020 году муниципальной социальной выплаты.
06.02.2020 по результатам заседания жилищной комиссии при администрации г. Красноярска принято единогласное решение оформленное протоколом № 3, об исключении молодой семьи ФИО1 составом 4 человека из числа участников городской программы в связи с утратой молодой семьей нуждаемости в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) в соответствии с пп. 6 п. 22 Порядка реализации городской программы, а также отказе на основании п.31 Порядка реализации городской программы в предоставлении муниципальной социальной выплаты в рамках городской программы, в связи с выявлением оснований для исключения молодой семьи, планируемой к включению в список молодых семей – получателей муниципальной социальной выплаты, из числа участников городской программы и снятия с учета нуждающихся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий), указанных в п.22 Порядка реализации городской программы.
Распоряжением администрации г. Красноярска № 20-орг от 14.02.2020 на основании решения жилищной комиссии (протокол № 3 от 06.02.2020), в соответствии с пунктом 22 Положения о порядке реализации мероприятия «Предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья за счет средств бюджета города» подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов в части предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья», ст.ст. 45, 58, 59 Устава города Красноярска, распоряжения Главы города от 22.12.2006 № 270-р, молодая семья ФИО1 (состав семьи 4 человека: ФИО1 – заявитель, ФИО5 – супруга, ФИО6 – дочь, ФИО7 – сын) исключена из числа участников подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов в связи с утратой молодой семьей нуждаемости в жилых помещениях, а также отказано в предоставлении социальной выплаты в рамках подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов в связи с выявлением оснований для исключения молодой семьи, планируемой к включению в список молодых семей - получателей муниципальной социальной выплаты, из числа участников муниципальной жилищной программы и снятия с учета нуждающихся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий), указанных в п. 22 Положений о порядке реализации мероприятия «Предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья за счет средств бюджета города» подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов в части предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья», в связи с чем внесены изменения в приложение к распоряжению администрации города Красноярска от 09.12.2019 №168-орг «Об утверждении списка молодых семей – участников подпрограммы 2 Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 годов, изъявивших желание получить муниципальную социальную выплату в 2020 году», с исключением строки 21 таблицы.
Распоряжением администрации Ленинского района г. Красноярска № 595 семья ФИО1 снята с учета как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, в участии в государственной жилищной программе, распоряжение администрации Ленинского района г. Красноярска от 30.11.2012 признано утратившим силу.
Проанализировав представленные по делу доказательства, доводы и возражения сторон, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд пришел к выводу о правомерности заявленных истцом требований, с чем судебная коллегия соглашается, отклоняя доводы апелляционных жалоб сторон.
В силу вышеприведенных положений закона, основным и обязательным условием участия молодых семей в государственной жилищной программе, является нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий. Данная нуждаемость определяется исходя из обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, которая для города Красноярска согласно Постановлением администрации г. Красноярска от 14.04.2005 №192 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории города Красноярска» составляет 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Утрата данной нуждаемости в силу пп.6 п. 22 является основанием для исключения молодой семьи из числа участников городской программы.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось стороной ответчика, при расчете общей площади жилых помещений на одного человека семьи ФИО4 управлением учета реализации и жилищной политики администрации г. Красноярска учтен объект недвижимости общей площадью 30 кв.м., по адресу: <адрес>, на основании чего и был сделан вывод об утрате нуждаемости семьи ФИО4 в улучшении жилищных условий по мотивам обеспеченности жильем по норме, что повлекло снятие семьи с учета нуждающихся и исключения из числа участников государственной программы.
Между тем, из материалов дела следует, что указанный объект недвижимости фактически не является и не являлся жилым, не мог учитываться при установлении обеспеченности семьи жильем.
Решением Исполнительного комитета Березовского районного Совета народных депутатов №128 от 19.06.1991 земельный участок, расположенный в урочище ст. Сорокино площадью II га, в том числе улучшенные сенокосы 8,5 га, лесов – 2,5 га из земель совхоза им. «60-летия Союза ССР» был изъят для организации коллективного садоводства предприятиям г. Красноярска, Красноярскпромхимстрой.
Постановлением администрации Манского района Красноярского края №410 от 05.11.1993 садоводческому товариществу «Строитель - 2» указанный земельный участок передан в собственность бесплатно в постоянное бессрочное пользование.
По сведениям представленным председателем СНТ «Строитель-2» ФИО8 от 16.06.2021 ФИО1 с 05.07.2013 по настоящее время является собственником садового земельного участка по адресу: <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права от 05.07.2013, на котором расположен садовый дом.
По данным Управления Росреестра по Красноярскому краю 23.04.2020 от ФИО1 поступило заявление об изменении основных характеристик указанного объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав, с приложением решения администрации Камарчаргского сельсовета Манского района Красноярского края от 11.06.2020 № 1019 о признании жилого дома садовым домом, на основании которого в ЕГРН внесены изменения в отношении таких характеристик вышеуказанного объекта недвижимости как назначение здания, наименование здания, с указанием назначение «нежилое», наименование «садовый дом».
Таким образом, на момент принятия жилищной комиссией решения об исключении семьи ФИО4 из участия программ по предоставлению жилья, снятии с учета в качестве нуждающихся, объект недвижимости по адресу: <адрес> учтенный при определении нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий, действительно числился по сведениям ЕГРН, как жилое помещение, что не отменяет того факта, что данный объект таковым фактически никогда не являлся, в последующем назначение указанного объекта было уточнено на «нежилое», таким данное помещение учитывается по сведениям ЕГРН до настоящего времени.
Без учета указанного объекта недвижимости, размер общей площади жилых помещений находящихся в собственности семьи Яценко составляет30,3 кв.м., что исходя из 4-х членов семьи менее учетной нормы площади жилого помещения 12 кв.м. на одного человека, следовательно, семья имела право состоять на учете нуждающихся и подпадала под условия участия в государственной жилищной программе.
Судебная коллегия находит, что разрешая спор, суд правильно определил правоотношения сторон и закон, подлежащий применению.
Доводы апелляционной жалобы, направлены на переоценку доказательств, правильность выводов суда не опровергают
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А
Решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 24 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя администрации г. Красноярска ФИО2, представителя администрации Ленинского района г. Красноярска ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 28.04.2022