ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4806 от 07.10.2014 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д  дело №33 – 4806строка №63АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ      «07» октября 2014 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

 председательствующего судьи Доровских И.А.

 судей Меремьянина Р.В., Винокуровой Т.В.

 при секретаре Елисеевой С.А.

 заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Меремьянина Р.В.

 дело по заявлению автономной некоммерческой организации «Мебельпроект С» о признании незаконным решения Управления Министерства юстиции РФ по Воронежской области об отказе в государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы, возложении обязанности зарегистрировать поданные для регистрации изменения в Устав организации

по апелляционной жалобе   Управления Министерства юстиции РФ по Воронежской области

 на решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 06 июня 2014 года

 (судья районного суда Кобзева И.В.)

УСТАНОВИЛА:      13.02.1997г. была зарегистрирована автономная некоммерческая организация «Мебельпроект С».

 18.12.2013г. АНО «Мебельпроект С» представила в Управление Министерства юстиции РФ по Воронежской области документы для регистрации изменений, вносимых учредительные документы организации.

 10.01.2014г. начальником Управления Министерства юстиции РФ по Воронежской области было утверждено заключение о приостановлении государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы АНО «Мебельпроект С», в котором отражены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации.

 На основании данного заключения Управлением Министерства юстиции РФ по Воронежской области было вынесено распоряжения №3-р от 10.01.2014г. о приостановлении государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы АНО «Мебельпроект С» на три месяца с момента издания данного распоряжения по основаниям, предусмотренным абз.1 п.1.1 ст.23.1 ФЗ №7-ФЗ от 12.01.1996г. «О некоммерческих организациях».

 О приостановлении государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, АНО «Мебельпроект С» было направлено соответствующее уведомление №36/03-55 от 10.01.2014г., в котором были отражены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации и подлежащие устранению.

 13.02.2014г. АНО «Мебельпроект С» представила в Управление Министерства юстиции РФ по Воронежской области документы и заявление о возобновлении государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, в связи с устранением оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации.

 27.02.2014г. начальником Управления Министерства юстиции РФ по Воронежской области было утверждено заключение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы АНО «Мебельпроект С», в котором отражены основания, вызвавшие отказ в государственной регистрации.

 На основании данного заключения Управлением Министерства юстиции РФ по Воронежской области было вынесено распоряжения №195-р от 27.02.2014г. об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы АНО «Мебельпроект С» по основаниям, предусмотренным подп.1, 1.1 п.1 ст.23.1 ФЗ №7-ФЗ от 12.01.1996г. «О некоммерческих организациях».

 О принятом решении АНО «Мебельпроект С» было направлено уведомление об отказе в государственной регистрации №36/03-1143 от 27.02.2014г.

 АНО «Мебельпроект С» обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Министерства юстиции РФ по Воронежской области об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документа АНО «Мебельпроект С», изложенном в уведомлении №36/03-1143 от 27.02.2014г., и обязании зарегистрировать поданные для регистрации изменения в Устав организации (л.д.5-8).

 Решением Ленинского районного суда г.Воронежа от 06 июня 2014 года заявление АНО «Мебельпроект С» удовлетворено (л.д.119-133).

 В апелляционной жалобе Управление Министерства юстиции РФ по Воронежской области просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д.138-145).

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управление Министерства юстиции РФ по Воронежской области Федюнина А.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя АНО «Мебельпроект С» Бунеева В.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

 В силу ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

 В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции были допущены такие нарушения, повлекшие вынесение незаконного решения суда.

 Согласно ст.148 ГПК РФ задачами подготовки дела к судебному разбирательству, в том числе, являются уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле.

 В соответствии с ч.2 ст.56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

 Вместе с тем, при подготовке дела к судебному разбирательству и в ходе рассмотрения дела, указанные требования процессуальных норм закона судом первой инстанции выполнены не были, распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Воронежской области о приостановлении и последующем отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, а также заключения по данным вопросам, в которых изложены основания принятых распоряжений судом первой инстанции на об суждение участников процесса не ставились, указанные документы не исследовались и правовой оценки в решении суда не получили.

 С учетом изложенного и в соответствии с п.29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012г. №13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судом апелляционной инстанции были исследованы и приобщены к материалам дела представленные Управлением Министерства юстиции РФ по Воронежской области дополнительные доказательства:

 заключение о приостановлении государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы АНО «Мебельпроект С» от 10.01.2014г.;

 распоряжение Управления Министерства юстиции РФ по Воронежской области №3-р от 10.01.2014г. о приостановлении государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации;

 заключение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы АНО «Мебельпроект С» от 27.02.2014г.;

 распоряжение Управления Министерства юстиции РФ по Воронежской области №195-р от 27.02.2014г. об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации.

 Проанализировав законодательство, регулирующее возникшие правоотношения, исследовав обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к следующему.

 Как следует из материалов дела, АНО «Мебельпроект С» заявлены требования об оспаривании решения Управления Министерства юстиции РФ по Воронежской области об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы.

 В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения.

 В соответствии со ст.23 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

 Согласно ст.13.1 указанного закона некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

 Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.

 В силу п/п.1, 8 п.1 ст.23.1 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, а также в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1.1 настоящей статьи.

 В соответствии с абз.2 п.1.1 указанной статьи неустранение заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия уполномоченным органом или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации.

 Как усматривается из содержания заключения от 27 февраля 2014 года и текста уведомления №36/03-1143 от 27.02.2014 года в адрес организации об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы АНО «Мебельпроект С» основаниями для отказа послужило не устранение заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, и противоречие пунктов Устава организации Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

 Так, в п.1 заключения (лист 1 абз.5) об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы АНО «Мебельпроект С» указано, что согласно п.2.8 Устава АНО «Мебельпроект С» в новой редакции, организация может открывать филиалы и представительства в Российской Федерации, не являющиеся юридическими лицами и действующие на основании утвержденных ею положений. Однако, в соответствии с п.1 ст.5 ФЗ от 12.01.1996г. «О некоммерческих организация» некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Данное основание было указано в заключении о приостановлении государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы АНО «Мебельпроект С» от 10.01.2014 года.

 Проанализировав п.2.8 Устава организации применительно к действующему законодательству, регулирующее создание филиалов и открытие представительств, судебная коллегия приходит к выводу, что, хотя формулировка п.2.8 Устава «Мебельпроект С» и не соответствует буквальному содержанию п.1 ст.5 ФЗ «О некоммерческих организациях, однако указанное несоответствие не препятствует в государственной регистрации изменений в Устав организации, поскольку смысла указанной правовой процедуры не меняет.

 В п.1 заключения (лист 2 абз.6) об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы АНО «Мебельпроект С» указано, что в п.6.10 Устава предусмотрено, что члены Правления Организации избираются из состава Правления Председателя Правления организации. В п.7.6.1 Устава предусмотрено, что в компетенции Исполнительного директора входит, помимо прочего, назначение и увольнение своих заместителей. Однако срок полномочий, порядок выступления от имени некоммерческой организации в отношении Председателя Правления Уставом не предусмотрен. Кроме того, компетенция, порядок формирования, срок полномочий, порядок принятия решений и выступления от имени некоммерческой организации в отношении заместителей Исполнительного директора Устава не определены.

 В соответствии с п.1 ст.28 от 12.01.1996г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

 Как видно из раздела 5 «Органы управления Организации» Устава АНО «Мебельпроет С» к органам управления Организации отнесены Правление и Исполнительный директор.

 В п.6.1 раздела 6 «Правление» Устава указано, что Правление является коллегиальным высшим органом управления Организацией. При создании Организации состава Правления формируется учредителями Организации. Количество членов Правления составляет не менее 3 человек. Срок полномочий правления – 5 лет. Также в разделе 6 «Правление» определены компетенция и полномочия Правления.

 В п.7.1 раздела 7 «Исполнительный директор» Устава указано, что Исполнительный директор является единоличным исполнительным органом Организации, который назначается Правление Организации сроком на 5 лет. Исполнительный директор руководит текущей деятельностью Организации и решает вопросы, которые не отнесены к компетенции Правления. Также в разделе 7 «Исполнительный директор» определены компетенция и полномочия исполнительного директора..

 Таким образом, структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления организации (Правление и Исполнительный директор) в Уставе АНО «Мебельпроект С» определены.

 Требования Управления Министерства юстиции по Воронежской области о том, что в Уставе не определен срок полномочий, порядок выступления от имени некоммерческой организации председателя Правления, а также заместителей Исполнительного директора, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку ни председатель Правления, ни заместитель Исполнительного директора в соответствии с разделом 5 Устава к органом управления Организации не отнесены.

 В п.2 заключения (лист 2 абз.2) об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы АНО «Мебельпроект С» указано, что одним из вопросов повестки дня согласно Протоколу №1 общего собрания Совета учредителей АНО «Мебельпроект С» от 18.12.2013г., предусматривает вопрос об избрании постоянно действующего руководящего контрольно-ревизионного органа Организации. По указанному вопросу повестки дня принято решение об избрании Правления и Исполнительного директора. Однако в соответствии с п.6.1 Устава Правление является высшим органом управления. Согласно п.7.1 Устава Исполнительный директор – исполнительный орган Организации.

 Как видно из протокола общего собрания Совета учредителей АНО «Мебельпроект С» №1 от 18.12.2013г. в числе обсуждаемых общим собранием вопросов под номером 3 указан вопрос об избрании постоянно действующего руководящего и контрольно-ревизионного органа Организации.

 Далее из текста протокола усматривается, что по третьему вопросу об избрании постоянно действующего руководящего и контрольно-ревизионного органа Организации слушали Жданкина В.Ю. и было постановлено избрать Правление Организации в составе председателя правления Жданкина В.Ю., членов правления Послухаева Н.И., Жданкиной Т.А., и Исполнительного директора Организации Жданкина В.Ю.

 Таким образом, в указанном протоколе какое-либо решение по вопросу повестки об избрании общим собранием Совета учредителей контрольно-ревизионного органа Организации не отражено.

 Как видно из содержания заключения о приостановлении государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы АНО «Мебельпроект С» от 10.01.2014 года, данное основание было указано как одно из оснований, послуживших для приостановления регистрации изменений, вносимых в учредительные документы АНО «Мебельпроект С». О необходимости устранения данного основания АНО «Мебельпроект С» было сообщено Уведомлением о приостановлении государственной регистрации, направленным в адрес организации.

 Поскольку указанное основание при повторной подаче документов на государственную регистрацию устранено не было, судебная коллегия приходит к выводу, что у Управления Министерства юстиции по Воронежской области имелись основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы организации, на основании п.1/1 п.1 ст.23.1 Федеральный закон от 12.01.1996г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

 В п.2 заключения от 27.02.2014 года об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документа АНО «Мебельпроект С» (абз.11 лист 2) указано, что согласно п.10.14 Устава выплаты денежных сумм кредиторам ликвидируемой Организации производятся ликвидационной комиссией (ликвидатором) в порядке очередности, установленной ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

 В соответствии с ч.1 ст.64 ГК РФ при ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

 в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;

 во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

 в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

 в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;

 Согласно ч.5 ст.19 Федеральный закон от 12.01.1996г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

 Таким образом, предусмотренный Уставом АНО «Мебельпроет С» порядок удовлетворения требований кредиторов противоречит требованиям Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

 При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что у Управления Министерства юстиции по Воронежской области имелись основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы организации, на основании подп.1 п.1 ст.23.1 Федеральный закон от 12.01.1996г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

 Как следует из заключения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документа АНО «Мебельпроект С» и направленного в адрес организации уведомления, в них также указано, что представленные после устранения оснований, вызвавших приостановление регистрации, АНО «Мебельпроект С» документы оформлены в ненадлежащем порядке и перечислены выявленные недостатки.

 Вместе с тем, поскольку указанные в заключении сведения о ненадлежащем оформлении документов не явились основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, судебная коллегия полагает, что их проверка и оценка выходит за пределы заявленных АНО «Мебельпрокт С» требований о признании решения об отказе в регистрации изменений в учредительные документы организации незаконным.

 В силу п.2 ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

 Учитывая изложенное, решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 06 июня 2014 года подлежит отмене с принятием судебной коллегией нового решения об отказе автономной некоммерческой организации «Мебельпроект С» в удовлетворении заявленных требований.

 Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

 решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 06 июня 2014 года отменить.

 Принять по делу новое решение. В удовлетворении требований автономной некоммерческой организации «Мебельпроект С» о признании незаконным решения Управления Министерства юстиции РФ по Воронежской области об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы организации и возложении обязанности на Управление Министерства юстиции РФ по Воронежской области зарегистрировать изменения в Устав автономной некоммерческой организации «Мебельпроект С»- отказать.

 Председательствующий

 судьи коллегии