Дело № 33-4808/2019
Апелляционное определение
г. Тюмень |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи | ФИО1, |
судей: | ФИО2, Пуминовой Т.Н., |
при секретаре | ФИО3, |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО4 в лице представителя ФИО5 на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 11 июня 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении требований ФИО4 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы с 26 июня 1990 года по 06 июля 1990 года, с 11 сентября 1992 года по 13 октября 1992 года, с 26 октября 1992 года по 05 мая 1995 года, с 14 июля 1995 года по 31 октября 1995 года, с 12 января 1996 года по 24 мая 1996 года, с 19 августа 1996 года по 26 августа 1997 года, с 26 апреля 1998 года по 20 апреля 1999 года, с 08 июня 2000 года по 15 апреля 2002 года, с 23 июня 2004 года по 20 сентября 2010 года, с 27 августа 2012 года по 05 марта 2013 года; перерасчете размера страховой пенсии по старости, выплате страховой пенсии по старости за период с 01 января 2015 года по 01 марта 2017 года, взыскании судебных расходов, отказать.».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., судебная коллегия Тюменского областного суда,
установила:
ФИО4 обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тобольске Тюменской области (межрайонное) (далее по тексту также – УПФ в г. Тобольске) о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы: с 26 июня 1990 года по 06 июля 1990 года, с 11 сентября 1992 года по 13 октября 1992 года, с 26 октября 1992 года по 05 мая 1995 года, с 14 июля 1995 года по 31 октября 1995 года, с 12 января 1996 года по 24 мая 1996 года, с 19 августа 1996 года по 26 августа 1997 года, с 26 апреля 1998 года по 20 апреля 1999 года, с 08 июня 2000 года по 15 апреля 2002 года, с 23 июня 2004 года по 20 сентября 2010 года, с 27 августа 2012 года по 05 марта 2013 года; возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости; возложении обязанности произвести выплату страховой пенсии по старости за период с 01 января 2015 года по 01 марта 2017 года; взыскании расходов на оказание услуг правового характера в размере 15000 руб., по оформлению доверенности в размере 2200 руб., по уплате государственной пошлины в размере 600 руб.
Требования мотивированы тем, что 04 августа 2014 года прибыла в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, что подтверждается миграционной картой. 12 декабря 2014 года обратилась к ответчику за назначением пенсии, получен ответ, что право обратиться за назначением пенсии возникает при наличии статуса беженца, вида на жительство, либо гражданства Российской Федерации. Пенсия истцу назначена с 01 марта 2017 года, ответчиком не включены указанные выше периоды в страховой стаж. Страховой стаж истца, по мнению ответчика, составил 14 лет 03 месяца 11 дней. Письменными доказательствами подтверждён факт проживания ФИО4 на территории Российской Федерации в г.Тобольске с ноября 2014 года. Полагает, что ранее учтенные периоды стажа при назначении пенсии Пенсионным фондом Украины не могут быть исключены из её трудового стажа. Считает незаконным исключение периодов её работы на основании отсутствия сведений о перечислении работодателем страховых взносов. Полагает, что пенсия должна быть назначена ей со следующего месяца, в котором прекратилась выплата пенсии на Украине, то есть с 01 января 2015 года, а спорные периоды подлежат включению в стаж.
Истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель истца ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика УПФ в г. Тобольске ФИО7 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец ФИО4. В апелляционной жалобе, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Также указывает, что после переезда в Российскую Федерацию, пенсию в Украине с января 2015 года не получала. Считает, что поскольку с 2014 года постоянно проживает на территории Российской Федерации на законных основаниях, зарегистрирована в установленном законом порядке, первоначально обратилась к ответчику с заявлением об установлении пенсии 12 декабря 2014 года, пенсия ФИО4 должна быть назначена со следующего месяца, в котором прекратилась выплата пенсии на Украине, то есть с 01 января 2015 года. Отмечает, что ответчик в судебном заседании суда первой инстанции подтвердил получение пенсионного дела ФИО4, подтверждающего наличие стажа ФИО4 с учетом периодов работы на тех предприятиях, которые ответчиком были безосновательно исключены из специального стажа ФИО4
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО4 с 19 августа 1976 года по 20 сентября 2010 года осуществляла трудовую деятельность на территории Украины, уволена по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию, что подтверждается трудовой книжкой (л.д.60-76).
Пенсия по возрасту ФИО4 Левобережным объединенным управлением Пенсионного фонда Украины выплачена по 31 декабря 2014 года. Пенсия за период с 01 января 2015 года по 30 июня 2015 года не выплачена. С 01 июля 2015 года пенсия приостановлена по причине длительной неоплаты (л.д.101).
04 декабря 2017 года ФИО4 обратилась в УПФ в г.Тобольске с заявлением о назначении пенсии по старости (л.д.90-93).
Решением УПФР в г. Тобольске Тюменской области (межрайонное) ФИО4 назначена пенсия с 01 марта 2017 года (л.д.82).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что право на пенсию у ФИО4 возникло с 01 марта 2017 года (за 6 месяцев до получения вида на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства), поскольку пенсионер признается переселившимся из государства - участника Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ФИО4 вид на жительство на территории РФ получен 28 июня 2017 года, регистрация по месту жительства в установленном законном порядке произведена 08 сентября 2017 года (л.д.28).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения.
Российская Федерация и Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».
Данным Соглашением предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст.1); назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (п.1 ст.6); при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (ч.1 ст.7).
В письме Министерства социальной защиты РФ от 31 января 1994 года № 1-369-18 даны разъяснения, согласно которым при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство (ст.2).
Согласно п.2 Приказа Минтруда России от 28 ноября 2014 г. № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Для установления пенсии иностранному гражданину, лицу без гражданства необходим документ, подтверждающий постоянное проживание в Российской Федерации.
Документом, удостоверяющим личность, возраст, постоянное проживание в Российской Федерации, период постоянного проживания на территории Российской Федерации, гражданство иностранного гражданина, является вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, а документом, подтверждающим его место жительства - вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства (п.60 Приказа).
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно п.5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии с ч.9 ст.21 Федерального закона «О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты пенсии.
Согласно п.4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» при подсчете страхового стажа подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Учитывая, что периоды работы истца с 26 июня 1990 года до 01 января 2002 года не были подтверждены соответствующими справками работодателей или государственных (муниципальных) органов, и с 01 января 2002 года по 15 апреля 2002 года справкой компетентных органов Украины об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование, указанные периоды обоснованно не были включены в стаж ФИО4.
Довод апелляционной жалобы о том, что регистрация по месту жительства, а не наличие вида на жительство, выступает одним из условий назначения пенсии в Российской Федерации гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения, является ошибочным.
Как следует из материалов дела, ФИО4 в период с 2015 года до 08 сентября 2017 года постоянной регистрации по месту жительства не имела, имела регистрацию по месту пребывания по адресу <.......> (л.д.25-27).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ) постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения. Несоблюдение данного требования является административным правонарушением.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона N 109-ФЗ основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета (часть 2 статьи 15).
Частью 1 статьи 17 Федерального закона N 109-ФЗ предусмотрен перечень документов, которые предъявляются постоянно или временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином при подаче заявления о регистрации по месту жительства: а) документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; б) вид на жительство или разрешение на временное проживание; в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.
Исходя из содержания вышеуказанных норм права, регистрация иностранных граждан по месту жительства производится как в отношении постоянно проживающих, так и в отношении временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан и направлена лишь на их миграционный учет. Таким образом, регистрация иностранных граждан по месту жительства в Российской Федерации свидетельствует об их постоянном проживании в Российской Федерации только при наличии вида на жительство.
Поскольку вид на жительство ФИО8 получен 28 июня 2017 года, суд пришел к правильному выводу о том, что с момента прибытия ее на территорию Российской Федерации до получения вида на жительство она имела статус временно проживающего иностранного гражданина, что не давало ей права на назначение и получение пенсии на территории Российской Федерации.
Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,
определила:
Решение Тобольского городского суда Тюменской области от 11 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО4 – без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи коллегии: подписи
Копия верна.
Судья