ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-480/18 от 12.02.2018 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Николаева В.М. Дело №33-480/2018

Докладчик Долгова Л.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«12» февраля 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Москаленко Т.П,

судей Кедриной О.В и Долговой Л.П.,

при секретаре Бахолдиной Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке апелляционную жалобу истицы ФИО1 на решение Правобережного районного суда г.Липецка от 07 декабря 2017 года, которым постановлено:

«Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к УСЗН Липецкой области о возложении обязанности по перерасчету доплаты к пенсии и включению в расчет среднемесячного денежного содержания дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за работу в <данные изъяты>».

Заслушав доклад судьи Долговой Л.П., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о включении в расчет среднемесячного денежного содержания дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов депутатов Липецкого областного Совета депутатов VI созыва, депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ VII созыва и о перерасчете пенсии.

В обоснование требований истица указала, что 02.02.2017 годаона была освобождена от занимаемой должности <данные изъяты> и уволена по инициативе гражданского служащего в связи с выходом на пенсию. Пенсия ей назначена с24.09.2014 года.

Полагает, что доплата к пенсии подлежит исчислению из среднемесячного денежного содержания, определенного в соответствии с ФЗ № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также законами Липецкой области № 259-ОЗ "О государственной гражданской службе Липецкой области" и № 61-ОЗ "О денежном содержании и социальных гарантиях государственных гражданских служащих государственной гражданской службы Липецкой области". В силу ст. 50 ч.10 ФЗ № 79-ФЗ и ст. 18 закона Липецкой области № 259-ОЗ приведенный в них перечень составных частей денежного содержания не является исчерпывающим, поскольку помимо конкретных выплат перечисленные законы содержат указание на другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. А поэтому дополнительная оплата труда (вознаграждение) за счет бюджетов Российской Федерации, Липецкой области сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 ФЗ от 27.07.20034года №79-ФЗ, и входит в состав денежного содержания государственных гражданских служащих и подлежит учету при определении размера доплаты к пенсии.

В судебном заседании ФИО1 и ее представитель поддержали заявленные требования.

Представители ответчика УСЗН Липецкой области ФИО2 и ФИО3, а также представитель третьего лица Избирательной комиссии Липецкой области ФИО4 в судебном заседании возражали против иска, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для его удовлетворения.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе истица ФИО1 просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное применение и толкование норм материального права.

Выслушав истицу, поддержавшую апелляционную жалобу, возражения представителей ответчика, изучив доводы жалобы и проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.

Из материалов дела судом установлено, что с 01.10.2012 года по 02.02.2017 года ФИО1 замещала должность ведущего <данные изъяты>. Освобождена от занимаемой должности и уволена по инициативе гражданского служащего в связи с выходом на пенсию.

С 24.09.2014 года истице назначена пенсия по старости.

Решением УСЗН № 34 от 10.02.2017 года ФИО1 была назначена ежемесячная доплата к пенсии в размере 15902руб.83 коп., однако при исчислении доплаты к пенсии в состав денежного содержания не были включены произведенные в июне-сентябре 2016 года выплаты в качестве дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за работу в выходные дни и в ночное время, а также за активную работу по итогом выборов за счет средств федерального бюджета и средств областного бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов депутатов ГД ФС РФ и ЛОСД.

Разрешая спор по существу и отказывая истице в удовлетворении требований о включении в расчет среднемесячного денежного содержания дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов, суд тщательно исследовал представленные в материалы дела доказательства, проанализировал нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, и исходил из того, что указанная доплата к пенсии является дополнительным обеспечением бывших государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, предоставляемым им за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а поэтому законодательный орган Липецкой области вправе был определить составные части денежного содержания, которые учитываются для установления ежемесячной доплаты к пенсии, выплачиваемой за счет областного бюджета.

Судебная коллегия считает выводы суда обоснованными и правильными.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

При этом предоставляемые лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты (пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям при наличии у государственного гражданского служащего определенного стажа государственной гражданской службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации.

Следовательно, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить порядок и условия предоставления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат (пенсий за выслугу лет) к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие должности ( определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2014года № 1408-О).

Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Таким образом, пенсии за выслугу лет (ежемесячные доплаты к пенсиям) для лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, по своей правовой природе являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением данной категории граждан, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно с финансированием за счет средств их бюджетов.

Так, согласно ст.1, ст. 2 Закона Липецкой области от 4 июня 2003 года N 55-ОЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Липецкой области и должности государственной гражданской службы Липецкой области", основанного на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законе Липецкой области от 30 декабря 2005 года N 259-ОЗ "О государственной гражданской службе Липецкой области", устанавливаются и выплачиваются пенсионные выплаты в виде ежемесячной доплаты к пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законодательством, либо в виде пенсии за выслугу лет в случаях, установленных названным Законом, при наличии стажа государственной службы и иных оснований, установленных этим Законом, за счет средств областного бюджета.

Согласно ст. 4закона Липецкой области в среднемесячное денежное содержание, из которого исчисляется размер указанных пенсионных выплат, подлежит исчислению исходя из 0,8 среднемесячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев, предшествующих дню увольнения с соответствующей должности. В расчет среднемесячного денежного содержания не входят выплаты, предусмотренные пунктами 10 и 13 статьи 4 Закона Липецкой области от 5 января 2000 года N 61-ОЗ "О денежном содержании и социальных гарантиях государственных гражданских служащих государственной гражданской службы Липецкой области".

Статья 4 закона Липецкой области № 61-ОЗ от 05.01.2000года «О денежном содержании и социальных гарантиях государственных гражданских служащих государственной гражданской службы Липецкой области» определяет, что денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, оклада за классный чин, надбавок к должностному окладу: за выслугу лет, особые условия государственной гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи, а также премий по результатам работы.

В п.10 и в п. 13 ст. 4 указано, что государственному служащему могут выплачиваться разовые премии за счет экономии средств по фонду оплаты труда без ограничения максимальным размером, образовавшейся в конкретной структуре органа государственной власти области, государственного органа области, исполнительного органа власти области; за счет экономии средств по фонду оплаты труда государственному служащему оказывается материальная помощь дополнительно в связи с юбилейными датами и в особых случаях (несчастье, в связи со смертью родителей, супруга (супруги), детей государственного служащего, стихийные бедствия и других).

При этом закон № 61-ОЗ не предусматривает возможности включения в состав денежного содержания государственного гражданского служащего Липецкой области иных выплат, предусмотренных другими законами и нормативно-правовыми актами, в том числе дополнительной оплаты труда (вознаграждение) работников аппарата избирательных комиссий на период подготовки и проведения выборов депутатов.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что условия предоставления права на спорную пенсионную выплату, определенные нормативными правовыми актами субъекта РФ (Липецкой области) не предусматривают возможности включения в расчет среднемесячного денежного содержания дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов депутатов.

Анализ приведенных выше норм федерального законодательства и законодательства субъекта свидетельствует о том, что федеральным законодателем четко определена структура денежного содержания государственного служащего, а иные выплаты, предусмотренные федеральным законами и иными нормативными правовыми актами, о которых речь идет в части 10 статьи 50, включая законодательство субъектов Российской Федерации, в состав денежного содержания не входят, в связи с чем ссылка истицы в обоснование заявленных исковых требований на положения ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ несостоятельны.

Как уже было отмечено выше, установление федеральным законодателем особого правового статуса государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации не лишает права вводить дополнительные гарантии законом субъекта Российской Федерации для такой категории граждан. Определяя перечень дополнительных гарантий для гражданских служащих, федеральный законодатель оставил этот перечень открытым, допуская тем самым возможность расширения региональным законодателем перечня дополнительных гарантий для государственного служащего.

В обоснование заявленных требований истица указала, что в соответствии с п.1 ч.2, ч.4 ст. 76 Федерального закона от 22.02.2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусмотрено, что за счет средств федерального бюджета финансируются, в частности, расходы избирательных комиссий на дополнительную оплату труда (вознаграждение) работников аппаратов избирательных комиссий на период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы.

Согласно п.2 ч.2 ст. 62 Закона Липецкой области от 11.05.2016 года N 521-ОЗ "О выборах депутатов Липецкого областного Совета депутатов" расходы избирательных комиссий на дополнительную оплату труда (вознаграждение) работников аппаратов избирательных комиссий, на период подготовки и проведения выборов депутатов областного Совета финансируются за счет средств областного бюджета.

Довод истицы о том, что поскольку дополнительная оплата труда (вознаграждение) работников аппаратов избирательных комиссий, на период подготовки и проведения выборов выплачена по основному месту работы, рассчитана из ежемесячной оплаты труда, то она подлежит включению в состав денежного содержания, является несостоятельным, поскольку основан на ином, ошибочном толковании, противоречит законодательству субъекта РФ.

Иные приведенные в жалобе истицы доводы на законность постановленного решения не влияют и основанием для его отмены служить не могут, поскольку сводятся к иной оценке доказательств, иному толкованию законодательства, они являлись предметом исследования суда первой инстанции, в решении суда им дано подробное обоснование, которое судебная коллегия находит соответствующим закону и обстоятельствам дела. Доказательств, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Само по себе несогласие истицы с выводами суда не свидетельствует об их необоснованности.

Суд первой инстанции с достаточно полно исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Правобережного районного суда г.Липецка от 07 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Копия верна:

Судья:

Секретарь: