Дело № 33-4813/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 01 августа 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Тумашевич Н.С.,
судей Кабировой Е.В., Ильичевой Т.В.,
при секретаре Антонян Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Ленинградского областного государственного предприятия «Волосовское дорожное ремонтно-строительное управление» ФИО2 на решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 23 апреля 2019 года, которым частично удовлетворены исковые требования ФИО1 к Ленинградскому областному государственному предприятию «Волосовское дорожное ремонтно-строительное управление» о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
ФИО3 обратился в суд с иском к Ленинградскому областному государственному предприятию «Волосовское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее - ЛОГП «Волосовское ДРСУ») правопреемнику Ленинградского областного государственного предприятия «Кингисеппское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее -ЛОГП «Кингисеппское ДРСУ») о взыскании невыплаченной заработной платы за период с марта 2018 года по август 2018 года включительно в размере 49 284 руб. 29 коп., компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы в сумме 5 992 руб. 80 коп. и в дальнейшем по 25 руб. 46 коп. в день по день фактической выплаты задолженности, компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.
В обоснование требований указывал, что с 2016 года работал в ЛОГП «Кингисеппское ДРСУ», в настоящее время работает в ГП «Волосовское ДРСУ» в должности дорожного рабочего.
Должностные оклады работников ЛОГП «Кингисеппское ДРСУ» рассчитывались исходя из размера минимальной тарифной ставки рабочего I разряда, умноженной на тарифный коэффициент, соответствующий должности работника ДРСУ, утвержденный штатным расписанием. Тарифный коэффициент, соответствующий занимаемой истцом должности, составлял 3,05. Оклад истца по занимаемой должности с 01 июня 2016 года составлял 25 959 руб. (8 511 руб. х 3,05). Все остальные выплаты, осуществлялись исходя из тарифной ставки рабочего I разряда в процентном соотношении к окладу.
В соответствии с п. 3.1 раздела 3 Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014-2016 г. базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих I разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2014 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Пересмотр (увеличение) размера минимальной тарифной ставки рабочих I разряда осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года, в связи с чем каждый год размер заработной платы должен индексироваться и составлять не ниже 1,15 величины прожиточного минимума в соответствующем регионе РФ, установленного на конец 4 квартала каждого текущего года.
Согласно сведениям Росстата индекс потребительских цен составил в 2015 году по отношению к январю 2014 года 115 % (коэффициент 1,15).
Распоряжением Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области от 17 апреля 2015 года № 77/15 был пересмотрен базовый размер минимальной тарифной ставки рабочего I разряда в организациях дорожного хозяйства, который стал составлять 8 511 руб. 15 коп. Однако в ЛОГП «Кингисеппское ДРСУ» указанная ставка рабочего I разряда применена не была.
Полагает, что размер заработной платы истца должен был быть в дальнейшем на 2017 год и 2018 год пересмотрен работодателем и проиндексирован в связи с увеличением размера прожиточного минимума для трудоспособного населения, чего работодателем ЛОГП «Кингисеппское ДРСУ» сделано не было.
Общий размер задолженности по заработной плате за ответчиком за период с марта 2018 года по август 2018 года составляет 49 284 руб. 29 коп., компенсация за нарушение срока выплаты заработной платы в сумме 5 992 руб. 80 коп. Ссылаясь на положения Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014-2016 г. просит о взыскании невыплаченной заработной платы.
Решением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 23 апреля 2019 года исковые требования ФИО1 к Ленинградскому областному государственному предприятию «Волосовское дорожное ремонтно-строительное управление» о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы, компенсации морального вреда удовлетворены частично.
Суд взыскал с Ленинградского областного государственного предприятия «Волосовское дорожное ремонтно-строительное управление» в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате за период с марта 2018 года по август 2018 года в сумме 60 413 руб. 64 коп., денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 16 апреля 2018 года по 23 апреля 2018 года в размере 8 915 руб. 55 коп., с удержанием при выплате работодателем налога на доходы физических лиц, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей., в удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
Также суд взыскал с Ленинградского областного государственного предприятия «Волосовское дорожное ремонтно-строительное управление» государственную пошлину в доход муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» в сумме 2580 рублей 00 копеек.
Не согласившись с законностью и обоснованностью постановленного решения, представитель ЛОГП «Волосовское ДРСУ» ФИО2 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, постновив новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции при вынесении оспариваемого решения не учел разъяснения, содержащиеся в п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017 г., в соответствии с которыми при разрешении споров работников с организациями-работодателями, не получающими бюджетного финансирования, по поводу индексации заработной платы подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающие системы оплаты труда, порядок индексации заработной платы работников в таких организациях. Так коллективным трудовым договором ГП «Кингисеппское ДРСУ» (п. 4.2) установлен порядок применения индексации заработной платы - не реже 1 раза в год при достижении индекса потребительских цен на товары и услуги в субъекте Российской Федерации 110% и более, однако, размер индексации локальными нормативными актами не установлен. Таким образом, полагает, что законодателем не установлена безусловная обязанность любого работодателя независимо от его организационно-правовой формы проводить индексацию заработной платы своих работников.
Указывает, что индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается в соответствии с официальной статистической методологией организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, утвержденной Приказом Росстата от 30.12.2014 N 734. Согласно сведениям, учтенным Управлением Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, индекс потребительских цен в Ленинградской области в 2017 году, 2018 году варьировался от 100 % до 100,3% и, соответственно, составлял менее 110 %. Таким образом, установленное коллективным трудовым договором условие о проведении индексации заработной платы работников не могло быть соблюдено работодателем по не зависящим от него причинам, а именно: при достижении уровня индекса потребительских цен в Ленинградской области ниже 110 %. В связи с изложенным требования по индексации заработной платы не могли быть удовлетворены судом, равно как не могли быть удовлетворены требования о компенсации морального вреда и взыскании неустойки как производные от основного требования.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ФИО3 с 18 июля 2016 года был принят в ГП «Кингисеппское ДРСУ» на должность машиниста автогрейдера (л.д. 16-19 том 1), в указанной должности работает по настоящее время.
С 01 июня 2016 года тарифная ставка I рабочего разряда в ЛОГП «Кингисеппское ДРСУ» установлена в размере 8 511 руб., в связи с чем истцу установлена тарифная ставка на месяц в размере 25 959 руб. из расчета 8 разряда оплаты труда и тарифного коэффициента равного 3,05 (8 511 руб. х 2,77 = 25 959руб.)
Из расчетной ведомости организации ЛОГП «Кингисеппское ДРСУ» усматривается, что с 01 января 2017 года - тарифная ставка на месяц по часам у истца составляет 25 959 руб., что соответствует тарифной ставке I разряда 8511 руб.
По состоянию на 01 января 2018 года тарифная ставка на месяц у истца также оставалась неизменной и соответствовала тарифной ставке I разряда 8 511 руб. (л.д. 21 том 1).
12 ноября 2013 года Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» утверждено «Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы», действие которого дополнительным соглашением № 1 от 30 ноября 2016 года продлено на 2017-2019 годы.
Данным Соглашением установлены общие условия оплаты и охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности (том 1 л.д. 186-204).
В силу пункта 1.2 Отраслевого соглашения, сторонами Соглашения являются:
- работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства (далее - организации) в лице их представителя - Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства»;
- работодатели в лице их представителей:
Федерального дорожного агентства (представитель федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, подведомственных агентству);
Союза работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» (представитель работодателей - организаций, входящих в состав объединения работодателей «АСПОР» и уполномочивших «АСПОР» заключить Соглашение от их имени);
Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» (представитель работодателей, уполномочивших «РАДОР» на заключение настоящего Соглашения от их имени).
В соответствии с пунктом 1.5 Отраслевого соглашения, Соглашение является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется.
Соглашение распространяется на работников и работодателей подрядных организаций, на работников и работодателей организаций, занятых управлением дорожным хозяйством (органов управления автомобильными дорогами, заказчиков), не являющихся государственными служащими, в части, не противоречащей законодательным актам, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, работников и работодателей проектных и изыскательских организаций, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на профсоюзных работников.
Является основой для заключения коллективных договоров в организациях дорожного хозяйства и региональных и территориальных отраслевых соглашений на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно пункту 1.10 Отраслевого соглашения, Соглашение открыто для присоединения к нему работодателей и работников, заявивших свое согласие на присоединение к Соглашению.
Решение о присоединении к Соглашению оформляется совместным письмом работодателя и соответствующего профсоюзного органа данной организации с уведомлением о присоединении к Соглашению, направленным в адрес представителей сторон Соглашения.
В соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения, пересмотр (увеличение) размера минимальной тарифной ставки рабочих I разряда осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года.
При достижении в течение года индекса потребительских цен на товары и услуги в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики в размере 110 процентов и более, стороны региональных отраслевых соглашений (а при их отсутствии - работодатели) рассматривают вопрос о внеочередной индексации размеров минимальных гарантий по оплате труда в меру роста потребительских цен (изменения прожиточного минимума).
Действие Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы было продлено на 2017-2019 годы.
Положениями статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации установлен порядок действия соглашения, в соответствии с которым в тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключение данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.
Согласно частям третьей и четвертой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, соглашение действует в отношении: работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.
В силу части седьмой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 16 октября 2007 г. № 723-О-О, положения статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации по существу направлены на унификацию условий труда работников отрасли и установление единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях.
Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (6 декабря 2013 года № 235/14-16), опубликовано в журнале «Охрана и экономика труда» (приложение № 3 к № 4 (13) 2013 г.), газете «Солидарность» (приложение к газете «Солидарность» № 2, 2014 г.) и размещено на официальном сайте Минтруда России (www.rosmintrud.ru).
Письмом Минтруда России от 14.02.2014 № 14-4/10/В-754, в соответствии с частью 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, предложено работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы, присоединиться к нему.
С разъяснением, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения в Минтруд России работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, содержание подлежащих применению к отношениям сторон норм материального права суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что положения указанного Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству распространяются на работодателя - ГП «Кингисеппское ДРСУ» со дня его официального опубликования, поскольку мотивированный отказ от присоединения к Отраслевому соглашению в соответствующий федеральный орган ГП «Кингисеппское ДРСУ» не направлялся.
При этом протоколом № 2 Общего собрания трудового коллектива ГП «Кингисеппское ДРСУ» от 07 июля 2016 года утвержден коллективный договор ЛОГП «Кингисеппское ДРСУ» на период с 07 июля 2016 года по 07 июля 2019 года.
Из пункта 1.1 данного коллективного договора усматривается, что он заключен в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением дорожного хозяйства на 2014 - 2016 годы и является основным правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации.
Заключая коллективный договор на основании, в том числе и вышеуказанного Отраслевого соглашения, ЛОГП «Кингисеппское ДРСУ» согласилось с тем, что оно обязательно для работодателя - ЛОГП «Кингисеппское ДРСУ».
Пунктом 4.1 коллективного договора предусмотрено, что минимальная тарифная ставка дорожного рабочего 1 разряда принята на 01 июля 2016 года 8511,15 рублей в месяц.
Пересмотр (увеличение) размера минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда осуществляется при достижении индекса потребительских цен на товары и услуги в субъекте Российской Федерации 110% и более, но не реже чем один раз в год (п.4.2).
Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2017 и 2018 годах в Ленинградской области не превысил 110 % в связи с чем, пунктом 4.2 коллективного договора, работодателем не применялся. При этом из буквального толкования данного пункта следует, что пересмотр (увеличение) размера минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда должен был производиться в обязательном порядке один раз в год, даже при не достижении индекса потребительских цен на товары и услуги в субъекте Российской Федерации 110%.
В силу пунктов 3.1 и 3.2 Отраслевого соглашения базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих I разряда устанавливается не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и пересмотр (увеличение) ее осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года.
В соответствии со статьей 9 Трудового кодекса Российской Федерации, коллективные договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, предусмотренный законодательством о труде.
В соответствии с п. 1.7 Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014 - 2016 годы региональные и иные отраслевые соглашения, коллективные и трудовые договоры в организациях независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями настоящего Соглашения.
Таким образом, Федеральное отраслевое соглашение дорожного хозяйства на 2014 - 2016 годы распространяет свое действие, в том числе и на спорные трудовые правоотношения между ФИО3 и ЛОГП «Волосовское ДРСУ», а положения коллективного договора ЛОГП «Кингисеппское ДРСУ» противоречат положениям Соглашения, в связи с чем правомерно судом первой инстанции не прияты во внимание.
Расчеты взысканных сумм недоплаченной заработной платы, компенсации за задержку её выплаты и их подробное обоснование приведены в обжалуемом решении, проверены судебной коллегией, являются правильными, соответствуют положениям ст.ст.22,129,130, 134,135, 236 Трудового кодекса РФ.
Руководствуясь ст. 237 ТК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда, поскольку суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства установлены неправомерные действия со стороны ответчика, как работодателя, по отношению к своему работнику, выразившиеся в несвоевременной выплате заработной платы, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей. Оснований для изменения решения суда в указанной части по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь абзацем 1 части 1 и абзацем 1 части 2 статьи 327.1, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 23 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ленинградского областного государственного предприятия «Волосовское дорожное ремонтно-строительное управление» ФИО2 без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
судья Улыбина Н.А.