ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УИД № |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
01 июня 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Любобратцевой Н.И.,
судей Курской А.Г.,
Готовкиной Т.С.,
при секретаре Калиниченко В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Симферополе гражданское дело по иску О.А.Н. к Министерству финансов Республики Крым, третье лицо Комитет по противодействию коррупции Республики Крым, об отмене приказа о прекращении (расторжении) трудового договора, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов,
по апелляционной жалобе О.А.Н. на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 февраля 2022 года,
У С Т А Н О В И Л А :
29.12.2021 г. О.А.Н. обратился в суд с иском, в котором просил:
- восстановить пропущенный срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о его увольнении;
- восстановить на работе в должности <данные изъяты> Министерства финансов Республики Крым;
- отменить приказ Министерства Финансов Республики Крым №-л от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении О.А.Н.» и расторжении служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ№, освобождении от вышеуказанной замещаемой должности государственной граждан-ской службы Республики Крым и увольнении с государственной гражданской службы Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ в связи с утратой доверия, п.1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 4 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- аннулировать запись № от ДД.ММ.ГГГГ в трудовой книжке серии ТК-IV № об увольнении с государственной гражданской службы Республики Крым в связи с утратой доверия п.1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- обязать Аппарат Правительства Российской Федерации исключить сведения об О.А.Н. из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
- взыскать с Министерства Финансов Республики Крым сумму среднего заработка с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического восстановления на работе за время вынужденного прогула из расчета 4104,73 руб. в день;
- взыскать с Министерства Финансов Республики Крым в счёт компенсации морального вреда 1 000 000 руб.;
- взыскать с Министерства Финансов Республики Крым в счёт компенсации почтовых и иных (снятие копий с документов) расходов, затраченных при рассмотрении дела.
Исковые требования мотивированы тем, что О.А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ работал в Министерстве финансов Республики Крым в должности <данные изъяты>. Приказом №-л от ДД.ММ.ГГГГ с истцом расторгнут служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ. № и он уволен с занимаемой должности 23.11.2021г. в связи с утратой доверия, п.1.1. ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 4 ч.1 ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Истец считает, что оспариваемый приказ является незаконным, поскольку увольнение осуществляется по нормам Трудового кодекса Российской Федерации, а в приказе такая норма отсутствует. Кроме того, приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-л к нему уже применялось дисциплинарное взыскание в виде выговора за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Статьей 193 ТК РФ установлено, что за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. При этом ответчиком при увольнении не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у него умысла на сокрытие сведений о его доходах и доходах членов его семьи. Прокуратурой незаконно проведена проверка и не установлен факт осуществления истцом предпринимательской деятельности.
Определением суда первой инстанции, занесенным в протокол судебного заседания от 28.01.2022 г., к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по противодействию коррупции Республики Крым.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 февраля 2022 года в удовлетворении исковых требований О.А.Н. отказано.
Не согласившись с таким решением суда, 06 апреля 2022 года О.А.Н. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к тому, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, а решение принято с нарушением норм материального и процессуального права. Суд первой инстанции делает выводы, руководствуясь доказательствами, не исследованными в ходе рассмотрения дела, не устанавливая при этом их допустимость. Судом также не учтено, что к истцу за один дисциплинарный проступок применено несколько дисциплинарных взысканий.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство финансов Республике Крым, ссылаясь на законность и обоснованность принятого по делу решения, просит отклонить апелляционную жалобу истца, оставив оспариваемое судебное постановление без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились:
- О.А.Н., о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще путем направления по указанному им адресу через организацию почтовой связи заказной корреспонденцией судебной повестки-извещения, которая вручена истцу ДД.ММ.ГГГГ (т.3 л.д.109), а также с помощью СМС-сообщения, которое доставлено ДД.ММ.ГГГГ (т.3 л.д.105); в Верховный Суд Республики Крым обеспечил явку своего представителя Б.В.В.;
- представитель третьего лица - Комитета по противодействию коррупции, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении ДД.ММ.ГГГГ судебной повестки-извещения (т.3 л.д.109).
Заслушав докладчика, объяснения представителя О.А.Н. – Б.В.В., представителей ответчика Е.А.Н., Е.О.В., заключение прокурора Ш.М.В., исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований О.А.Н., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец, являясь государственным служащим, нарушил требования Федерального закона №79-ФЗ, предоставлял недостоверные и неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги. При этом обстоятельства, установленные в ходе проведенной проверки и указанные в докладе, в ходе судебного разбирательства не опровергнуты, каких-либо допустимых и достоверных доказательств обратного суду не представлено.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела, а также требованиям действующего законодательства.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 18.07.2019 г. №1931-О, одним из центральных направлений современной российской внутренней политики, ориентированной в том числе на повышение качества и эффективности государственного управления, является противодействие коррупции, которая в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. №Пр-2685) названа одной из системных угроз общественной безопасности, существенно затрудняющей нормальное функционирование органов государ-ственной власти и органов местного самоуправления.
В порядке реализации данной задачи наряду с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. (Федеральный закон от 8.03.2006 г. №40-ФЗ) был принят Федеральный закон от 25.12.2008 г. №273 «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), устанавливающий, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных нарушений.
Названный Федеральный закон предусматривает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (часть 1 и пункт 1 части 3 статьи 10, часть 1 статьи 11). При этом непринятие лицом (в том числе государственным служащим), на которое возложена соответствующая обязанность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 11 Федерального закона №273).
Согласно ст. 8.1 Федерального закона №273-ФЗ лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Контроль за соответствием расходов лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также расходов их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей общему доходу лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, и их супруг (супругов) за три последних года, предшествующих совершению сделки, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Непредставление лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, или представление ими неполных или недостоверных сведений о своих расходах либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим освобождение лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, от замещаемой (занимаемой) должности, в том числе от должностей финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, увольнение в установленном порядке с государственной или муниципальной службы, из Центрального банка Российской Федерации, с работы в государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Пунктом 3.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон №79-ФЗ) установлено, что в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
В соответствии со ст.59.2 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае, в частности, непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах; имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности.
Указом Главы Республики Крым от 27.02.2015 г. №54-У «О мерах по противодействию коррупции в Республике Крым» исполнительным органам государственной власти Республики Крым, Аппарату Совета министров Республики Крым предписано утвердить, в частности, перечни должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед исполнительными органами государственной власти Республики Крым, Аппаратом Совета министров Республики Крым, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставление указанных сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, перечни организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед исполнительными органами государственной власти Республики Крым, Аппарата Совета министров Республики Крым.
Во исполнение Указа Главы Республики Крым от 27.02.2015 г. №54-У приказом Министерства финансов Республики Крым от 12.11.2015 г. №334 утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы Республики Крым в Министерства финансов Республики Крым, при назначении на которые и при замещении которых граждане и гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Из материалов дела следует, что в соответствии с записями в трудовой книжке ТК-IV №, выписанной ДД.ММ.ГГГГ на имя О.А.Н., истец ДД.ММ.ГГГГ принят в Министерство финансов Республики Крым на государственную гражданскую службу Республики Крым и назначен на должность государственной гражданской службы Республики Крым <данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-л, т.1 л.д.95), (т.1 л.д.19,24-25).
Приказом Минфина РК от ДД.ММ.ГГГГ№-л О.А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность государственной гражданской службы Республики Крым <данные изъяты>», освободив от замещаемой должности <данные изъяты> «руководители» (т.1 л.д.106).
ДД.ММ.ГГГГО.А.Н. присвоен классный чин государственного советника Республики Крым 3 класса (т.1 л.д.25).
Приказом Минфина РК №О.А.Н. назначен на должность государственной гражданской службы Республики Крым <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ с заключением срочного служебного контракта сроком на 1 год (т.1 л.д.107).
Приказом Минфина РК от ДД.ММ.ГГГГ№-л О.А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ назначен из кадрового резерва на должность государственной гражданской службы Республики Крым заместителя <данные изъяты> с заключением контракта на неопределенный срок (т.1 л.д.118-119).
ДД.ММ.ГГГГ присвоен очередной классный чин государственного советника Республики Крым 2 класса (т.1 л.д.26).
Приказом Минфина РК от ДД.ММ.ГГГГ№-л О.А.Н. с его согласия назначен с ДД.ММ.ГГГГ на должность государственной гражданской службы Республики Крым <данные изъяты> в порядке перевода с сокращаемой должности заместителя заведующего отделом информационных технологий (т.1 л.д.134-135, 28).
Должности, замещаемые О.А.Н., включены в Перечень должностей государственной гражданской службы Республики Крым в Министерстве финансов Республики Крым, при назначении на которые и при замещении которых граждане и гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Министерства финансов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-л.
В рамках декларационной кампании от государственного гражданского служащего О.А.Н. в управление правового обеспечения и организации государственной гражданской службы Министерства финансов Республики Крым поступили справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ самого О.А.Н., его супруги и его несовершеннолетних детей.
Из доклада о совершении коррупционного правонарушения государственным гражданским служащим О.А.Н. следует, что истцом за отчетный период ДД.ММ.ГГГГ г. в разделе «4. Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» представлена информация о счетах, которые ранее не указывались или указывались с иной датой открытия:
- счет в РНКБ (карточный, рублевый) указан с датой открытия ДД.ММ.ГГГГ, в то время как ранее указывалась дата открытия этого счета ДД.ММ.ГГГГ;
- счет в РНКБ (карточный, рублевый) указан с датой открытия ДД.ММ.ГГГГ, хотя ранее в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетные 2015, 2016, 2017 гг. указана дата открытия счета ДД.ММ.ГГГГ, а за отчетные 2018 и 2019 гг. данный счет не указан;
- счет в РНКБ (депозитный, американский доллар), дата открытия ДД.ММ.ГГГГ, за отчетные периоды 2017, 2018, 2019 гг. не указан;
- счет в АО «АБ «Россия» (карточный, рублевый), дата открытия ДД.ММ.ГГГГ, в декларации о доходах не указан (т.1 л.д.181-187).
По докладу о совершении коррупционного правонарушения приказом Минфина РК от ДД.ММ.ГГГГ№-л к О.А.Н. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора, с которым истец ознакомлен под роспись и был полностью с ним согласен (т.1 л.д.178-179,188-189); данное дисциплинарное взыскание О.А.Н. не обжаловано в установленном законом порядке и в установленные сроки.
ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Республики Крым на имя заместителя председателя Совета министров Республики Крым – министра финансов Республики Крым направлено представление, в соответствии с которым до министра доведена информация ГСУ СК России по Республике Крым, полученная в ходе расследования уголовного дела № о нарушении <данные изъяты> Министерства финансов Республики Крым О.А.Н. требований законодательства о коррупции. В ходе расследования указанного уголовного дела и по результатам прокурорской проверки установлено, что О.А.Н. в период с 2018-2021 г. в рабочее время, не будучи зарегистрированным в качестве субъекта предпринимательской деятельности, за денежное вознаграждение оказывал, в том числе работникам муниципальных бюджетных образовательных учреждений (МБДОУ № «<данные изъяты>» <адрес>К.Л.Р., МБДОУ № «<данные изъяты>» <адрес>М.И.М., МБОУ «<данные изъяты><адрес>» Л.А.С., МБДОУ № «<данные изъяты>» <адрес>К.Н.Н., МБДОУ № «<данные изъяты>» <адрес>Д.О.И., МБДОУ № «<данные изъяты>» <адрес>С.Е.В., МБДОУ № «<данные изъяты>» П.Н.В.) платные услуги по обновлению программного обеспечения «<данные изъяты>», при этом денежные средства по указанию О.А.Н. перечислялись заинтересованными лицами на банковскую карту самого служащего, его супруги О.Ю.В., на принадлежащие им номера операторов мобильной связи. Всего за период 2018-2021 гг. О.А.Н. получил за указанные услуги денежные средства на общую сумму 226 959,51 руб.
Также в справке о доходах за 2019 г. и за 2020 г. О.А.Н. не указаны сведения о доходе, полученном от отчуждения нежилого помещения площадью 31,1 кв.м по адресу: <адрес>, в <адрес>; о банковских счетах, открытых ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в ПАО РНКБ; ДД.ММ.ГГГГ в АО «АБ «Россия»; ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в АО «Генбанк»; в справке о доходах супруги О.Ю.В. государственный гражданский служащий не указал о банковском счете, открытом ДД.ММ.ГГГГ в ПАО РНКБ, о выплатах в сумме 41623,65 руб., полученных в Фонде социального страхования (т.2 л.д.190-192).
Приказом Министерства финансов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с Указом Главы Республики Крым от 30.132.2015 г. №406-У «О проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных отдельными категориями лиц, и соблюдения ими запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции», «Положением о проверке в Министерстве финансов Республики Крым достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных отдельными категориями лиц, и соблюдения ими запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции», утвержденным приказом Минфина РК от ДД.ММ.ГГГГ г. №-л, назначено проведение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных О.А.Н., замещающего должность государственной гражданской службы Республики Крым заместителя начальника управления информацион-ных технологий - заведующего отделом корпоративной телекоммуникации и обеспечения информационной безопасности Минфина РК, за отчетный период (2020 год) и за два года, предшествующие отчетному периоду, а также проверку соблюдения им в течение 2018-2020 гг. ограничений и запретов, исполнения обязанностей, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым в целях противодействия коррупции (т.2 л.д.153). О проведении указанной проверки О.А.Н. уведомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.195-196)
В ходе проведения указанной проверки по запросам работодателя компетентными органами направлена соответствующая информация об имуществе О.А.Н. и членов его семьи, выплаченных социальных пособиях (т.2 л.д.197-217, 219-228). Главным следственным управлением по Республике Крым и г. Севастополю предоставлены копии протоколов допроса свидетелей К.Л.Р., М.И.М., Л.А.С., К.Н.Н., Д.О.И., С.Е.В., П.Н.В., из показаний которых следует, что путем удаленного доступа им О.А.Н. были оказаны услуги по настройке ЭЦП, программы «Крипто Про» за плату, которую они переводили по указанию О.А.Н. на его банковскую карту или карту его супруги О.Ю.В., или по номеру телефона (т.2 л.д.162-189). Всего за период с 2018-2021 гг. за указанные услуги О.А.Н. получил 226 959,61 руб., сведения о которых не внесены в справки о доходах.
Госкомитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым предоставлена информация, что в 2019 г. в собственности О.А.Н. находилось нежилое здание, расположенное по адресу: Республика Крым, <адрес>, площадью 31,1 кв.м – дата госрегистрации ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации прекращения права – ДД.ММ.ГГГГ В справке о доходах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представленной О.А.Н., указано о получении им дохода от продажи земельного участка площадью 1090 кв.м в сумме 3 000 000 руб., от продажи жилого дома площадью 119,8 кв.м в сумме 1 000 000 руб., расположенных по адресу: Республика Крым, <адрес>. Информация о продаже в 2019 г. нежилого здания площадью 31,1 кв.м, распложенного по адресу: Республика Крым, <адрес>, государственная регистрация права на которое прекращена ДД.ММ.ГГГГ, а также информация о полученном доходе от реализации данного объекта недвижимости, в справке не указаны.
Согласно информации ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ДСП О.Ю.В. в 2020 г. получено пособие по временной нетрудоспособности в размере 22 575,52 руб. и 19 048,13 руб., всего в сумме 41 623,65 руб., данный доход в декларации за отчетный период О.А.Н. не указан.
Согласно информации ГУ Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ в 2020 г. О.Ю.В. получено единовременное пособие на детей в сумме 45 000 руб., которые в справке о доходах за отчетный период 2020 г. О.А.Н. не указан.
По информации, полученной из банковских учреждений – ПАО РНКБ, АО «Банк ЧБРР», АО «Россия», АО «Генбанк» - об открытых на имя О.А.Н. и его супруги О.Ю.В. банковских счетах, остатке денежных средств по состоянию на отчетную дату и полученных доходах по вкладам и срочным обязательствам финансового характера, О.А.Н. предоставлены недостоверные сведения, что следует из сравнительной таблицы к докладу о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего О.А.Н. (т.2 л.д.264-288).
По всем фактам нарушения законодательства о противодействии коррупции, изложенным в представлении прокурора, у О.А.Н.ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истребованы письменные объяснения (т.2 л.д.255-257, 293-298), которые предоставлены О.А.Н.ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.299-305).
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Комиссии Министерства финансов Республики Крым по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению государственных гражданских служащих Республики Крым и иных лиц и урегулированию конфликта интересов (протокол №), в соответствии с заключением которой установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера,, предоставленные государственным гражданским служащим О.А.Н. в отношении себя и своей супруги, являются недостоверными и неполными; государственный гражданский служащий О.А.Н. не соблюдал требования к служебному поведению, в связи с чем работодателю рекомендовано применить к О.А.Н. взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения (т.1 л.д.214-227).
Приказом Министерства Финансов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-л служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№ расторгнут, О.А.Н. освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Крым <данные изъяты> и уволен с государственной гражданской службы Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ в связи с утратой доверия, пункт 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», по основаниям, предусмотренным пунктами 2,4 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (т.1 л.д.94).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований О.А.Н. об отмене приказа работодателя о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и восстановлении на работе, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вмененные истцу нарушения антикоррупционного законодательства подтверждены представлен-ными доказательствами, отвечающими критериям о их относимости, допустимости и достоверности; в действиях истца, предоставившего недостоверные и неполные сведения о своих доходах и имуществе, а также о доходах своей супруги, нарушившего требования к служебному поведению государственного гражданского служащего, имеется дисциплинарный проступок; порядок и срок применения дисциплинарного взыскания не нарушены; взыскание в виде увольнения предусмотрено законом и соразмерно тяжести совершенного проступка.
Так, положениями ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Не основан на законе и не может быть принят довод апелляционной жалобы истца о том, что увольнение осуществляется в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации, между тем при увольнении О.А.Н. ни одна норма ТК РФ не была указана, что, по мнению апеллянта, является нарушением норм материального права.
Так, статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом. Следовательно, указанной правовой нормой предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой (преамбула Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 г.).
Не основан на доказательствах довод апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции положений ч.5 ст.193 ТК РФ, предусматривающей, что за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Из материалов дела следует, что приказом №-л от ДД.ММ.ГГГГ к О.А.Н. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за совершение коррупционного правонарушения, выразившееся в предоставлении недостоверных и неполных данных в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на государственного гражданского служащего и его супругу за отчетный 2020 г., указанных в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях», по докладу о результатах проверки, проведенной кадровой службы Министерства финансов Республики Крым в июне ДД.ММ.ГГГГ г. (т.1 л.д.181-187), и по которым О.А.Н. давал письменные пояснения ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.188-189).
Приказом №-л от ДД.ММ.ГГГГО.А.Н. уволен за недостоверные и неполные сведения о своих и супруги доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также за несоблюдение требований к служебному поведению государственного гражданского служащего, т.е. за коррупционные правонарушения, допущенные истцом, о которых ранее работодателю стало известно после издания приказа №-л от ДД.ММ.ГГГГ и за которые к дисциплинарной ответственности О.А.Н. ранее не привлекался.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами действующего трудового законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу О.А.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий судья Любобратцева Н.И.
Судьи: Курская А.Г.
Готовкина Т.С.