ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4823 от 11.05.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья: Фролова О.В.

Дело №33-4823

г.Пермь 11.05.2016г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего: Змеевой Ю.А.,

судей: Варовой Л.Н., Панковой Т.В.,

при секретаре Баскаль В.С.,

рассмотрев 11 мая 2016 года в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» на решение Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 10 февраля 2016 года, которым постановлено: обязать ФИО1 привести жилое помещение №** по ул.**** г.Перми в состояние, существовавшее до проведения самовольных работ по реконструкции, перепланировке, переустройству в соответствие с техническим паспортом ГУП «ЦТИ Пермского края» по состоянию на 24.08.2004 года, а именно: восстановить перегородки между помещениями №2, №3, восстановить дверной проем в помещении №3, восстановить оконный проем в несущей ограждающей стене путем демонтажа дверного блока, установки оконного блока, восстановления части стены под оконным проемом с ее отделкой; демонтировать деревянный пристрой общей площадью 27 кв.м., демонтировать санитарно-техническое оборудование. В случае неисполнения решения суда ФИО1 в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, расторгнуть договор №** социального найма жилого помещения №** по ул.**** г.Перми, заключенный между МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» и ФИО1 с возложением на МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» обязанности по приведению жилого помещения по адресу: **** в прежнее состояние.

Заслушав доклад судьи Панковой Т.В., пояснения ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми», настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Представитель администрации Орджоникидзевского района г.Перми обратился в суд с исковыми требованиями к ФИО1 о возложении обязанности на ответчика в течение 10 месяцев с момента вступлении решения суда в законную силу привести жилое помещение №** по адресу: ****, в прежнее состояние, существовавшее до проведения самовольных работ по реконструкции, перепланировке и переустройству, в соответствии с техническим паспортом ГУП «ЦТИ Пермского края» по состоянию на 24.08.2004 года, а именно: восстановить перегородку между помещениями №2 и №3; восстановить дверной проем в помещении №3; восстановить оконный проем в несущей ограждающей стене путем демонтажа дверного блока, установки оконного блока, восстановления части стены под оконным проемом с ее отделкой; демонтировать деревянный пристрой общей площадью около 27 кв.м.; демонтировать сантехническое оборудование. В случае неисполнения ответчиком решения суда в течение 10 месяцев с момента вступлении решения суда в законную силу обязанности по проведению жилого помещения в прежнее состояние, существовавшее до проведения самовольных работ, расторгнуть договор №** социального найма жилого помещения №** по адресу: ****, заключенный 10.04.2015 года между ФИО1 и МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми», возложив на собственника жилого помещения в лице наймодателя МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» обязанность по приведению его в прежнее состояние.

В обоснование требований указано, что однокомнатная квартира №** общей площадью 31,9 кв.м. находится в многоквартирном жилом доме №** по ул.**** г.Перми. С 17.10.1996 года по настоящее время в квартире проживает семья ответчика. По договору от 06.12.2006 года квартира из муниципальной собственности была безвозмездно передана в долевую собственность ФИО1, ФИО2, Д1., Д2. По договору от 13.11.2014 года собственниками квартира передана в муниципальную собственность. Нанимателем жилого помещения по адресу: ****, по договору социального найма жилого помещения от 10.04.2015 года №** является ФИО1, наймодателем - МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми». В ходе осмотра выявлено несоответствие квартиры техническому паспорту по состоянию на 24.08.2004 года, а именно - выполнены работы по самовольной перепланировке, переустройству и реконструкции жилого помещения без соответствующего согласования. Заявление от собственников (нанимателя) о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения №** по ул.**** в администрацию Орджоникидзевского района не поступало, информация о выданных разрешениях на строительство (реконструкцию) какого-либо объекта капитального строительства по данному адресу в автоматизированной системе обеспечения градостроительной деятельности отсутствует.

Представитель истца администрации Орджоникидзевского района г.Перми в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями согласилась в полном объеме.

Представитель ответчика МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, каких-либо заявлений, ходатайств либо возражений не представил.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в части просит представитель МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми», указывая в апелляционной жалобе на то, что в материалах дела отсутствует документ, свидетельствующий об извещении Учреждения о времени и месте предварительного судебного заседания, а так же отсутствует документ, подтверждающий об извещении Учреждения о времени и месте основного судебного заседания. Дело рассмотрено в отсутствие не извещенной стороны, лишенной возможности реализовать свои процессуальные права, предусмотренные ст.35 ГПК РФ. Учреждение не является балансодержателем муниципального жилищного фонда. В силу организационно-правового статуса Учреждение не обладает правами на спорное жилое помещение. Учреждение согласно Уставу выполняет функции в части наймодателя муниципального жилищного фонда. Уставом учреждения возможность осуществления деятельности по капитальному ремонту обще­го имущества многоквартирных жилых домов не предусмотрена, поэтому учреждение этим видом деятельности как таковым заниматься не вправе. МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» будучи казенным учреждением, финансируемым муниципальным образованием «город Пермь», не имеет не только правовой, но и финансовой возможности исполнить решение суда о приведении жилого помещения в прежнее состояние, то есть произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, что влечет невозможность исполнения решения суда. Собственником помещения является Муниципальное образование город Пермь. Функциональным органом администрации города Перми, является Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми. Просят отменить решение в части возложения на МКУ «Управление муниципальным жилищным фон­дом города Перми» обязанности по приведению жилого помещения по адресу: **** в прежнее состояние.

Проверив законность принятого судом решения с учетом положений ч.2 п.2 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в части возложения обязанности расторгнуть договор социального найма жилого помещения №** по ул.**** г.Перми, заключенный между МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» и ФИО1 с возложением на МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» обязанности по приведению жилого помещения по адресу: **** в прежнее состояние, как постановленное с нарушением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что нанимателем жилого помещения по ул.**** г.Перми является ответчик ФИО1 на основании договора социального найма жилого помещения от 10.04.2015 года, заключенного с МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» (л.д.11). В жилом помещении по указанному адресу также проживают члены семьи ответчика - муж ФИО2, сыновья Д1., ** года рождения, и Д2., ** года рождения, что подтверждается договором социального найма и справкой о составе семьи (л.д.6). Квартира на праве собственности принадлежит муниципальному образованию г.Пермь, о чем свидетельствует выписка из ЕГРП от 16.10.2015 года (л.д.21). По договору безвозмездной передачи квартиры в долевую собственность граждан от 06.12.2006 года квартира по ул.**** г.Перми была передана в долевую собственность ФИО1, ФИО2, Д1. и Д2. (л.д.7). Впоследствии по договору о безвозмездной передаче приватизированного жилого помещения в муниципальную собственность №** от 13.11.2014 года указанное жилое помещение вновь передано в муниципальную собственность (л.д.8). 17.10.2014 года специалистами отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищных отношений администрации Орджоникидзевского района г.Перми проведен визуальный осмотр жилого помещения, расположенного по адресу: ****, на предмет его соответствия техническому паспорту. В ходе осмотра выявлена самовольная перепланировка и переустройство, а именно: перенос входной группы; совмещение помещений №3 и №2 (в соответствии с техническим паспортом); пристрой к жилым помещениям №1 и №2 (в соответствии с техническим паспортом), который используется как жилая комната, ориентировочной площадью 17-18 кв.м. Оспариваемое жилое помещение не соответствует техническому паспорту по состоянию на 24.08.2004 года (л.д.12). 17.11.2014 года администрацией Орджоникидзевского района г.Перми направлено письмо в адрес ФИО1, ФИО2, Д1. с требованием привести жилое помещение №** по ул.**** в прежнее состояние, соответствующее техническому паспорту, в течение двух месяцев с момента получения требования. Данное требование 27.11.2014 года вручено лично ответчику (л.д.9). В объяснении от 27.11.2014 года ФИО1 указала, что в 2009 году с семьей построила комнату 3x6 для ребенка-инвалида. В 2013 году построили прихожую и туалет, а также убрали стену между прихожей и кухней. Разрешение на реконструкцию не получали, согласия соседей не спрашивали (л.д.10). Актом от 30.10.2015 года, составленным начальником сектора градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Орджоникидзевского района г.Перми и инженером МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми», установлено, что к жилому дому по ул.****, квартире №**, осуществлен пристрой общей площадью около 27 кв.м. Осматриваемое жилое помещение не соответствует техническому паспорту по состоянию на 24.08.2004 года. Произведены реконструкция, перепланировка и переустройство: демонтирована перегородка между помещениями №2 и №3; заложен проем в помещении №3; выполнен проем в помещении №2; демонтировано окно в помещении №2, выполнен демонтаж подоконного простенка для устройства дверного проема в пристроенное помещение; выполнен пристрой общей площадью около 27 кв.м.; установлено сантехническое оборудование (л.д.5). В материалы дела представлен технический паспорт жилого помещения по ул.**** г.Перми по состоянию на 24.08.2004 года (л.д.13-20), содержание которого не соответствует представленной схеме квартиры к акту от 30.09.2015 года (после перепланировки жилого помещения).

Возлагая обязанность на МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» по приведению жилого помещения по адресу: **** в прежнее состояние, в случае неисполнения решения суда ФИО1 в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд руководствовался п.2 ч.5 ст.29 ЖК РФ и исходил из того, что МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» является собственником спорного жилого помещения.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может.

В силу ч.1 ст.29 Жилищного кодекса РФ, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

Как указано в ч.3 ст.29 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

В соответствии с п.2 ч.5 указанной статьи, если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Применяя положения п.2 ч.5 ст.29 ЖК РФ, суд первой инстанции не учел, что условием дающим право на обращение органа, осуществляющего согласование перепланировки помещения в суд с требованием о расторжении договора найма жилого помещения и возложение обязанности приведения помещения в прежнее состояние, является невыполнение обязанности по приведению помещения в прежнее состояние со стороны нанимателя.

Как следует из материалов дела, объяснений данных в суде апелляционной инстанции, ответчик ФИО1 иск признала и в настоящее время производит работы по приведению помещения в прежнее состояние.

Таким образом, выводы суда о наличии оснований для удовлетворения требований о расторжении договора найма жилого помещения и возложении обязанности по приведению помещения в прежнее состояние на МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» являются преждевременными.

Право на обращение в суд с исковым требованием о расторжении договора найма жилого помещения и возложении обязанности привести жилое помещение в прежнее состояние возникнет у органа, осуществляющего согласование перепланировки в том случае, если ответчик ФИО1 не исполнит возложенную на нее судом обязанность по приведению помещения в прежнее состояние в установленный судом срок.

Кроме того, как подтверждается материалами дела, собственником спорного жилого помещения является муниципальное образование город Пермь.

Из договора найма жилого помещения от 10.04.2015г. следует, что МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми», действуя от имени собственника жилого помещения –Муниципальное образование город Пермь заключило договор социального найма в отношении спорного жилого помещения с ФИО1

Согласно норме (п.2 ч.5 ст.29 ЖК РФ), на которую опирался суд принимая решение, обязанность по приведению жилого помещения в прежнее состояние может быть возложена лишь на собственника жилого помещения, являвшегося наймодателем по договору.

Суд не учел, что МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» не является собственником спорного жилого помещения и возложение на данного ответчика обязанности по приведению помещения в прежнее состояние не основано на законодательстве.

С учетом указанного, решение нельзя признать законным и обоснованном в данной части.

Таким образом, решение подлежит отмене в части возложения обязанности расторгнуть договор социального найма жилого помещения №** по ул.**** г.Перми, заключенный между МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» и ФИО1 с возложением на МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» обязанности по приведению жилого помещения по адресу: г.Пермь, Орджоникидзевский район ул.**** в прежнее состояние, с принятием в данной части нового решения, об отказе в удовлетворении указанных требований.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Орджоникидзевского районного суда г.Перми от 10 февраля 2016 года, отменить в части возложения обязанности, в случае неисполнения решения суда ФИО1 в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, расторгнуть договор социального найма жилого помещения №** по ул.**** г.Перми, заключенный между МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» и ФИО1 с возложением на МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» обязанности по приведению жилого помещения по адресу: **** в прежнее состояние. Принять в данной части новое решение. В иске администрации Орджоникидзевского района г.Перми к ФИО1 и МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» о возложении обязанности в случае неисполнения решения суда ФИО1 в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, расторгнуть договор социального найма жилого помещения с возложением на МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» обязанности по приведению жилого помещения в прежнее состояние, отказать.

Председательствующий:

Судьи: