ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4823/2014 от 21.10.2014 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

 Судья Калиниченко Н.А.                                                                        дело № 33-4823/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 21 октября 2014 года                                      г. Ханты-Мансийск

 Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

 председательствующего судьи     Блиновской Е.О.,

 судей                               Старцевой Е.А., Шкилева П.Б.,

 при секретаре Тавлиной Л.Г.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ханты-Мансийска о понуждении исполнения законодательства в области содержания, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов,

 третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования: Федеральное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», департамент муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска, департамент городского хозяйства администрации города Ханты-Мансийска, бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Природный парк «Самаровский чугас», департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры,

 по апелляционному представлению прокурора, апелляционным жалобам администрации города Ханты-Мансийска, департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 09 июля 2014 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

 На администрацию города Ханты-Мансийска возложена обязанность в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в пределах границ муниципального образования установить границы земельных участков, занятых лесами, организовать муниципальный контроль и осуществление мер пожарной безопасности на земельных участках, занятых лесами.

 В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.

 Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., объяснения прокурора Дубейко А.А., поддержавшего представление, объяснения представителя администрации г. Ханты-Мансийска Романюк А.С. и представителя департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска Тазиева Р.Г., поддержавших доводы жалобы администрации г. Ханты-Мансийска и возражавших против удовлетворения представления прокурора и жалобы третьего лица, объяснения представителя департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Малинникова Л.Ф., представителя бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Природный парк «Самаровский чугас» Зайцева К.С., поддержавших доводы представления прокурора и жалобы третьего лица и возражавших против удовлетворения жалобы ответчика, судебная коллегия

 установила:

 Ханты-Мансийский межрайонный прокурор, выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском в котором просил возложить на администрацию (адрес) (далее по тексту администрация) обязанность в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

 установить границы земельных участков, занятых лесами, относящимися к категории городских лесов;

 поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены городские леса;

 разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесов города Ханты-Мансийска;

 организовать муниципальный лесной контроль в отношении городских лесов;

 осуществлять ведение лесного реестра в пределах предоставленных полномочий;

 организовать осуществление мер пожарной безопасности в городских лесах.

 В обоснование иска указал, что в ходе проверки исполнения законодательства при использовании, охране лесов и обороте древесины установлено, что 17 февраля 2002 года Ханты-Мансийский лесхоз на основании акта приема-передачи городских лесов передал муниципальному образованию город Ханты-Мансийск городские леса, общей площадью 3 479 га ((адрес)), которые исключены из состава государственного лесного фонда, располагаются в границах города Ханты-Мансийска, при этом их границы не установлены, в градостроительной документации они поименованы как зеленые насаждения, на государственных кадастровый учет городские леса не поставлены, лесохозяйственный регламент не разработан и не утвержден, государственный лесной реестр не ведется. Охрана, защита, воспроизводство, муниципальный лесной контроль, мероприятия по пожарной безопасности не осуществляются, денежные средства на эти цели не выделяются.

 Тот факт, что городские леса в кварталах 1-75, 77-126 отнесены Ханты-Мансийским автономным округом к особо охраняемым природным территориям и подлежат передаче в постоянное бессрочное пользование бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Природный парк «Самаровский Чугас» (далее по тексту природный парк «Самаровский Чугас») от возложенных на администрацию вышеозначенных обязанностей не освобождает. Срок резервирования земель под городскими лесами истек, природному парку «Самаровский чугас» городские леса на каком-либо праве не переданы.

 Уклонение администрации города Ханты-Мансийска от выполнения предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанностей по отношению к городским лесам создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав жителей города Ханты-Мансийска и иных граждан на благоприятную окружающую среду. Кроме того, отсутствие прав на городские леса свидетельствует об отсутствии лиц, ответственных за их сохранность и воспроизводство.

 Определениями Ханты-Мансийского районного суда от 10 и 25 июня 2014 года к участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены федеральное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», департамент муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска, департамент городского хозяйства администрации города Ханты-Мансийска, департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 Дело рассмотрено в отсутствии представителей федерального бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», департамента городского хозяйства администрации города Ханты-Мансийска.

 Помощник прокурора Власова Е.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала.

 Представитель природного парка «Самаровский Чугас» Зайцев К.С. и представитель департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее по тексту департамент природных ресурсов) Карташова Т.Ю. требования прокурора поддержали.

 Представители администрации Романюк А.С., Филиппович М.Ю. иск не признали и пояснили, что в связи с созданием природного парка «Самаровский Чугас» администрация в отношении городских лесов все полномочия утратила.

 Представитель департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска (далее департамент муниципальной собственности) Тазиев Р.Г. мнение представителей администрации разделил.

 Судом постановлено указанное выше решение, которое прокурор просит отменить и удовлетворить заявленные им требованиях в полном объеме, т.к. администрацией не представлено доказательств, свидетельствующих о передаче кому-либо земельных участков, занятых городскими лесами. Судом не дана оценка тому, что часть городских лесов, которая не вошла в границы природного парка «Самаровский Чугас», также требует проведения мероприятий по лесоустройству, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента, ведению лесного реестра. Счел ошибочными выводы суда о том, что кадастровый учет городских лесов в границах природного парка «Самаровский Чугас» вне компетенции ответчика.

 Администрация просит решение суда отменить по тем основаниям, что прокурором не представлено доказательств того, что на территории муниципального образования городской округ город Ханты-Мансийск имеются городские леса. Согласно справки департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска от 3 апреля 2014 года № 1881/14 в реестре муниципального имущества сведения о городских лесах отсутствуют.

 Департамент природных ресурсов просит решение суда отменить и требования прокурора удовлетворить, настаивая на том, что действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по установлению границ лесничеств на территории населенных пунктов. Не согласился с выводами суда о выполнении ответчиком обязанности по установлению границ земельного участка в границах населенного пункта город Ханты-Мансийск для организации природного парка «Самаровский чугас», поскольку в настоящее время, оформлен только договор постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, расположенным в границах земель лесного фонда    Самаровского лесничества    №    005/09-13 от 10 февраля 2009 года. На лицо, использующее леса, возлагается обязанность соблюдения требований лесохозяйственного регламента, который ответчиком не разработан. Границы Самаровского лесничества утверждены Приказом. Лесохозяйственный регламент Самаровского лесничества, утвержденный приказом Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 августа 2012 года № 30- нп, разработан, и утвержден в соответствии с полномочиями предусмотренными пунктом 1 части 1 статьи Лесного кодекса Российской Федерации, абзацем 3 пункта 6.2, пунктом 6.4.4 Положения о Департаменте природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.09.2010 № 176, и распространяет свое действие только на земли лесного фонда Самаровского лесничества.

 В Положении о природном парке «Самаровский чугас» установлено, что рекреационно-мемориальная зона выделена внутри селитебной части города Ханты-Мансийска площадью 1018 га (15,3% от площади Природного парка), в которой запрещается проведение всех видов рубок, за исключением вырубки погибших, поврежденных лесных насаждений, санитарной очистки от захламленности и выборочных рубок в границах охранной зоны взлетно- посадочной полосы аэропорта города Ханты-Мансийска в соответствии с лесохозяйственным регламентом Самаровского лесничества, утвержденным приказом Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 августа 2012 года № 30- нп. Учитывая вышеизложенное, рекреационно-защитная зона и рекреационно-мемориальная зона располагаются в границах населенного пункта город Ханты-Мансийск (на землях населенных пунктов), то есть за пределами земель лесного фонда.

 Соответственно виды разрешенного использования лесов, определенные в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования, ограничение использования лесов, требования к охране, защите, воспроизводству лесов, установленные лесохозяйственным регламентом Самаровского лесничества не распространяются на леса, расположенные в границах населенного пункта города Ханты-Мансийска. Указанные ошибки не могут рассматриваться, как препятствие для администрации исполнять свои полномочия. В настоящее время ведется работа по внесению изменений постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01 марта 2013 года № 65-п «Об образовании природного парка «Самаровский чугас» в части приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации.

 В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители Федерального бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и департамента городского хозяйства администрации города Ханты-Мансийска. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

 Руководствуясь ст. 327, 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционное представление и апелляционные жалобы в отсутствии не явившихся лиц.

 Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционного представления и апелляционных жалоб по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив их, судебная коллегия установила следующее.

 Согласно ст. 214 Гражданского кодекса РФ (с 1 января 1995 года) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

 Статьей 19 Лесного кодекса РФ 1997 года к федеральной собственности отнесены лесной фонд и леса расположенные на землях обороны. При этом, леса расположенные на землях городских поселений (городские леса) из состава лесного фонда исключены (ст. 7,10 Лесного кодекса РФ 1997 года).

 Распоряжением главы администрации г. Ханты-Мансийска от 11 марта 1998 года № 177-р на базе части лесного фонда Ханты-Мансийского лесхоза общей площадью 3479 га было создано городское лесничество.

 В 1998 году был разработан проект организации и ведения лесного хозяйства и благоустройства городского лесничества г. Ханты-Мансийска, приобщенный к материалам дела судом апелляционной инстанции.

 Юридически передача Ханты-Мансийским лесхозом в ведение города Ханты-Мансийска городских лесов, не входящих в силу ст. 10 Лесного кодекса 1997 года в лесной фонд, расположенных в пределах городской черты, общей площадью 3479 га, состоялась в 2002 году, что следует из акта приема-передачи от 7 июня 2002 года.

 В генеральном плане г. Ханты-Мансийска, принятом решением Думы города Ханты-Мансийска от 29 января 1998 года № 3, в редакции от 3 июня 2013 года, в состав земель населенного пункта включены природные территории площадью 9943,44 га, в т.ч. природный парк «Самаровский чугас» в границах населенного пункта без указания существующей площади. Обозначены они и на карте градостроительного зонирования, что следует из ст. 9 Правил землепользования и застройки территории города Ханты-Мансийска, утвержденных решением Думы города Ханты-Мансийска от 26 сентября 2008 года № 590.

 В соответствии с частями 1 и 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ 2007 года леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

 Виды разрешенного использования земельных участков определяются по итогам градостроительного зонирования, указываются в градостроительных регламентах, являющихся составной частью правил землепользования и застройки (ч. 2, 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).

 При таком положении довод администрации об отсутствии на территории города земельных участков, занятых лесами, нельзя признать состоятельным.

 Отсутствие таковых в реестре муниципальной собственности не освобождает администрацию от возложенных на нее ст. 84 Лесного кодекса РФ полномочий по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (п.1.1), которые в силу ст. 87 Лесного кодекса РФ составляются на срок до десяти лет и являются основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

 По смыслу вышеназванных статей Лесного кодекса РФ, ст. 10 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и п.10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления вне зависимости от их нахождения в муниципальной собственности, поскольку распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

 В соответствии с подп. «б» п.1 ст. 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 03 мая 2000 года № 26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" Правительством Ханты-Мансийского автономного округа распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Ханты-Мансийске - административном центре Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществлялось в период с 18 мая 2000 года по 1 января 2011 года.

      В этой связи в указанный период постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 20 сентября 2002 года № 519-п был утвержден проект организации территории природного парка «Самаровский Чугас» и в границах предполагаемого размещения природного парка были зарезервированы земли (земельные участки), не предоставленные в установленном порядке юридическим и физическим лицам, запрещена деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося ландшафта и т.д.

 Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1 марта 2013 года № 65-п «Об образовании природного парка «Самаровский чугас» (далее по тексту постановление № 65-п) определены границы природного парка общей площадью 6621 га, в состав которого вошли урочище «Острова» (площадь 1199 га); урочище «Городские леса» (площадь 3303 га); урочище «Шапшинское» (площадь 2130 га.)

     Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, лесохозяйственный регламент Самаровского лесничества, утвержденный приказом Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 августа 2012 года N 30-нп, разработан лишь в отношении входящих в состав природного парка «Самаровский чугас» урочища "Острова" (площадью 1188 га) и урочища "Шапшинское" (площадью 2130 га), находящихся в федеральной собственности.

 Лесохозяйственный регламент урочища «Городские леса», размещенного на землях, государственная собственность на которые не разграничена, не разработан и не утвержден.

 При таком положении, судебная коллегия находит несостоятельным отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований прокурора в части понуждения администрации г. Ханты-Мансийска разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов, и поскольку в соответствии с п.10 Приказа Рослесхоза от 04 апреля 2012 года № 126 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), которое в силу ст. 68 Лесного кодекса РФ включает в себя, в том числе проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов нельзя признать обоснованным и отказ в удовлетворении требований прокурора в части установления границ городских лесов.

 Ссылку суда на п.9 ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон об особо охраняемых природных территориях) в контексте с п.5.1. постановления № 65-п судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку суд не принял во внимание, что в соответствии с п. 1.4. Положения о природном парке "Самаровский Чугас", утвержденного названным постановлением № 65-п, природный парк располагается на землях, предоставленных ему в постоянное бессрочное пользование. Обращение прокурора с настоящим иском в суд как раз обусловлено тем, что урочище «Городские леса» природному парку в постоянное бессрочное пользование не передано, а невозможность передачи обусловлена отсутствием кадастрового учета городских лесов, осуществление которого, в свою очередь, поставлено в зависимость от выполнения работ по лесоустройству и утверждения лесохозяйственного регламента, что прямо следует из ст. 7 Лесного кодекса РФ, согласно которой лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69, 92 данного Кодекса.

 В силу ст. 67 Лесного кодекса РФ на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, предусмотрена необходимость проведения лесоустройства.

 Статьей 69 Лесного кодекса РФ предусмотрено проектирование лесных участков, которое означает подготовку проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

 В силу ст. 92 Лесного кодекса РФ в отношении лесных участков осуществляется государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

 Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» вопросы разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов, в рамках которых осуществляется проектирование лесных участков, а также кадастрового учета не регулирует и положения Лесного кодекса РФ в этой части не изменяет.

 Ссылаясь на п. 9 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях, суд исходил из того, что определенные п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - также Закон N 131-ФЗ) полномочия находятся вне компетенции администрации, поскольку в вопросах использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий компетентным органом в силу п.5.1 постановления № 65-п является Правительство Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, которое осуществляет изменение границ, режима особой охраны и использования территории в границах природного парка и его ликвидацию.

 Вместе с тем, поскольку природный парк «Самаровский Чугас» в силу п. 1.1, 1.3 и 1.4 Положения, утвержденного постановлением № 65-п, является природоохранным рекреационным учреждением, наделен правами юридического лица и располагается на землях, предоставленных ему в постоянное бессрочное пользование, соответственно все возложенные на него полномочия, наряду с полномочиями Правительства автономного округа, возникнут после оформления прав на землю (урочище «Городские леса»), которое в свою очередь возможно после выполнения администрацией возложенных на нее Лесным кодексом РФ обязанностей.

 При таком положении судебная коллегия находит обоснованными требования прокурора о понуждении администрации г. Ханты-Мансийска установить границы земельных участков, занятых лесами и относящихся к категории городских лесов, разработать и утвердить лесохозяйственных регламент и поставить земельные участки на кадастровый учет.

 Также находит подлежащими удовлетворению и требования прокурора в части муниципального лесного контроля, ведения лесного реестра и осуществления мер пожарной безопасности, поскольку данные полномочия прямо закреплены в ст. 91 Лесного кодекса РФ; пунктах 1,3 ст. 54 Устава города Ханты-Мансийска, принятого решением Думы города Ханты-Мансийска от 11 марта 2011 года № 1169, согласно которым администрация г. Ханты-Мансийска осуществляет распоряжение на территории города Ханты-Мансийска земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; в пределах полномочий, определенных действующим законодательством, осуществляет использование, охрану, защиту и воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Ханты-Мансийска, муниципальный лесной контроль; в п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ, согласно которому в ведении органов местного самоуправления городских округов находится организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, а также осуществление муниципального лесного контроля и надзора.

 Судебная коллегия не может согласиться и с основанными на ст.34 ЗК РФ выводами суда о том, что компетенция администрации ограничена утверждением приказом департамента муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска от 15 августа 2012 года № 1186 схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории на землях населенного пункта, на основании обращения департамента экологии Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для организации природного парка площадью 3303 га, поскольку согласно ч. 1 ст. 69 Земельного кодекса РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Как установлено ранее, в отношении земель (городских лесов), собственность на которые не разграничена, уполномоченным органом является орган местного самоуправления.

 Статья 34 Земельного кодекса РФ, которой руководствовался суд, освобождая администрацию г. Ханты-Мансийска от осуществления кадастрового учета городских лесов, спорные правоотношения не регулирует.

 Статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

 При таких обстоятельствах орган местного самоуправления обладает полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования.

 Городские леса относятся к защитным лесам (ч. 1 ст. 6, п.п. «г» п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ).

 Согласно ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное пространство.

 Отсюда, отстранение администрации г. Ханты-Мансийска от возложенных на нее Лесным кодексом РФ обязанностей создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности в городских лесах и как следствие нарушает интересы неопределенного круга лиц.

 При таких обстоятельствах доводы апелляционного представления прокурора заслуживают внимания, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно в части отказа прокурору в удовлетворении исковых требований подлежит отмене. По делу следует принять новое решение, которым исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.

 В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Заявленный прокурором срок никем не оспаривается и оснований для его изменения судебная коллегия не усматривает.

 Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

 определила:

     решение Ханты-Мансийского районного суда от 09 июля 2014 года отменить и принять по делу новое решение.

 Требования Ханты-Мансийского межрайонного прокурора удовлетворить.

 Обязать администрацию г. Ханты-Мансийска в девятимесячный срок установить границы земельных участков, занятых лесами, относящимися к категории городских лесов; поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены городские леса; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесов города Ханты-Мансийска; организовать муниципальный лесной контроль в отношении городских лесов; осуществлять ведение лесного реестра в пределах предоставленных полномочий; организовать осуществление мер пожарной безопасности в городских лесах.

 Председательствующий:                                               Блиновская Е.О.

 Судьи:                                           Шкилев П.Б.

                                                                                               Старцева Е.А.