Судья: Ижболдина Т.П. Докладчик: Молчанова Л.А. | Дело № 33-4834 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 мая 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего судьи Першиной И.В.,
судей: Молчановой Л.А., Бычковской И.С.,
с участием прокурора Самохиной М.А.,
при секретаре Гордиенко А.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Молчановой Л.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Новокузнецка ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 05.02.2019
по иску прокурора г. Новокузнецка к Муниципальному бюджетному нетиповому общеобразовательному учреждению «Гимназия № 62», администрации г. Новокузнецка, Комитету образования и науки администрации г. Новокузнецка, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новокузнецка требования мотивировал тем, что МБНОУ «Гимназия № 62» и прилегающая территория по ул. Тольятти, 39 в г. Новокузнецке, не имеет ограждения по всему периметру. На момент проведение проверки прокуратурой (27.11.2018) установлено отсутствие ограждения школы со стороны центрального входа и со стороны дороги по улице Тольятти, 37 г. Новокузнецка. Отсутствие ограждения делает возможным проникновение на территорию школы посторонних лиц, въезд и парковку вблизи школы постороннего транспорта, а также отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении. Создана угроза жизни и здоровью учащихся.
Учредителем и собственником имущества МБНОУ «Гимназия № 62 является муниципальное образование Новокузнецкий городской округ. Функции и полномочия учредителя осуществляются Комитетом образования и науки администрации г. Новокузнецка (п. 1.2 Устава).
Просит обязать МБНОУ «Гимназия № 62» установить ограждение по всему периметру территории образовательной организации; возложить на администрацию г. Новокузнецка обязанность по финансированию исполнения МБНОУ «Гимназия № 62» установить ограждение по всему периметру территории образовательной организации; установить срок для совершения действий - до 01.04.2019.
Определением суда от 21.01.2019 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка, Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка.
Представитель истца - старший помощник прокурора г. Новокузнецка Бойко О.А. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала.
Представитель МБНОУ «Гимназия № 62» ФИО2 в суде не возражала против удовлетворения заявленных требований, при этом просила определить срок исполнения обязанности - лето 2019 года.
Представитель Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, также указал, что необходимо установить более длительный срок исполнения обязанности.
Представитель администрации г. Новокузнецка, в судебное заседание не явился, направил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка в судебное заседание не явился, представил письменные возражения.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 05.02.2019 постановлено:
Обязать МБНОУ «Гимназия № 62» в срок до 01.02.2020 установить ограждение по всему периметру территории образовательной организации - МБНОУ «Гимназия № 62».
Обязать администрацию г. Новокузнецка в срок до 01.02.2020 обеспечить финансирование исполнения МБНОУ «Гимназия № 62» обязанности по установлению ограждения по всему периметру территории образовательной организации.
Взыскать МБНОУ «Гимназия № 62» госпошлину в местный бюджет в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Новокузнецка ФИО1 просит решение отменить в части возложения на администрацию г. Новокузнецка обязанности по обеспечению финансирования мероприятий.
Приводит содержание п. 8 ч. 1 ст. 41, п. 2 ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», анализирует нормы Бюджетного кодекса РФ, ст. 123.21, п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Постановление администрации г. Новокузнецка от 30.11.2010 № 114 «О совершенствовании правового положения муниципальных учреждений», которым утвержден Порядок формирования муниципального задания и Порядок финансового обеспечения этого задания для муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений, Устав Гимназии № 62, ст. 44 Устава Новокузнецкого городского округа, Решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.09.2009 № 36 «Об утверждении структуры администрации города Новокузнецка», Положение о Комитете образования и науки администрации г. Новокузнецка, утвержденное решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 23.06.2011 № 6/103.
Считает, что Комитет является уполномоченным органом администрации г. Новокузнецка по осуществлению управления в сфере образования Новокузнецкого городского округа, является учредителем в отношении подведомственных учреждений, к компетенции которого отнесен вопрос финансирования подведомственных ему учреждений, формирует и утверждает муниципальные задания для подведомственных и иных учреждений, организует финансовое обеспечение выполнения муниципального задания подведомственными и иными учреждениями; выполняет функции главного распорядителя бюджетных средств, установленных действующим законодательством в отношении подведомственных и иных учреждений.
Финансирование школы № 62 осуществляется путем предоставления субсидии на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между Комитетом и школой № 62, администрация г. Новокузнецка не осуществляет финансирование школы № 62.
Возложение на администрацию г. Новокузнецка обязанности по финансированию школы № 62 как на собственника муниципального имущества противоречит нормам действующего законодательства.
Начиная с 01.01.2011 собственник имущества муниципального бюджетного учреждения по обязательствам этого учреждения ответственности не несет, за исключением обязательств бюджетного учреждения, связанных с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, поэтому отсутствуют правовые основания возложения на администрацию г. Новокузнецка обязанности по финансированию школы № 62.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором г. Новокузнецка Заратовским О.С. поданы возражения.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации г. Новокузнецка ФИО1 настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.
Прокурор отдела прокуратуры Кемеровской области Самохина М.А. возражала против отмены решения суда в обжалуемой части, поддержала доводу возражений.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав представителя администрации г. Новокузнецка ФИО1, прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что МБНОУ «Гимназия № 62» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № 16179, выданной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области 24.06.2016. Количество обучающихся граждан 1236 человек; численность персонала 82 человека. Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Новокузнецкий городской округ. Функции и полномочия учредителя осуществляются Комитетом образования и науки администрации г. Новокузнецка (п. 1.2 Устава МБНОУ «Гимназия № 62»).
В 2018 году МБНОУ «Гимназия № 62» разработан и утвержден паспорт безопасности объекта (территории), установлена первая категория опасности объекта.
Прокуратурой г. Новокузнецка проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в ходе которой установлено, что МБНОУ «Гимназия № 62» и прилегающая территория, расположенные по адресу: ул. Тольятти, 39 г. Новокузнецка, не имеет ограждения по всему периметру.
Установив указанные обстоятельства, применив положения ст.ст. 9, 28, 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации», ст.ст. 2, 3, 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 17 Федерального закона от 03.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», СанПиН 2.4.2.2821-10 суд пришел к выводу о необходимости возложения на образовательное учреждение обязанности по установлению ограждения по всему периметру территории образовательной организации, а на администрацию г. Новокузнецка – обязанности по финансированию исполнения гимназией мероприятий по установлению ограждения.
Судебная коллегия находит такие выводы суда первой инстанции верными. Правильность выводов суда в части необходимости установить ограждение по всему периметру МБНОУ «Гимназия № 62» также не ставится под сомнение в апелляционной жалобе.
Рассматривая доводы жалобы, которые в целом сводятся к несогласию с решением суда о возложении на администрацию г. Кемерово обязанности по финансированию мероприятий, судебная коллегия отмечает следующее.
Разрешая требования прокурора, суд сделал верный вывод, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищённости объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Так, из материалов дела следует, что учредителем и собственником МБНОУ «Гимназия № 62» является Муниципальное образование Новокузнецкий городской округ. Функции и полномочия учредителя осуществляются Комитетом образования и науки администрации г.Новокузнецка (п.1.2 Устава Гимназии).
В силу пунктов 7.1 и 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утверждённая Президентом Российской Федерации 05.10.2009 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счёт средств своих бюджетов.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из анализа указанных норм права следует, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищённости образовательных организаций является обязанностью органа местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы на обоснованность заявленных прокурором требований не влияют, поскольку прокуратурой защищаются права и интересы несовершеннолетних детей, педагогов и иных лиц во время пребывания в образовательном учреждении, формирование бюджета с учётом расходов на эти цели является обязанностью местной администрации со дня принятия Постановления Правительством РФ от 07.10.2017 № 1235.
Разрешая спор и, руководствуясь приведёнными нормами закона, суд обоснованно возложил обязанность по обеспечению образовательного учреждения надлежащей физической охраной как на само учреждение, так и на администрацию г. Новокузнецка, так как администрация, являясь органом местного самоуправления и субъектом антитеррористической деятельности, осуществляет финансирование указанного бюджетного учреждения через главного распорядителя средств местного бюджета - Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 05.02.2019 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий | Першина И.В. |
Судьи | Молчанова Л.А. |
Бычковская И.С. |