Судья Кочегарова Д.Ф.
Дело № 33-4837-2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Опалевой Т.П.,
судей Хасановой В.С., Лобанова В.В.,
при секретаре Полушкиной Ю.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 16 мая 2018 г. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Свердловского районного суда г. Перми от 19 февраля 2018 г.
Заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению МВД России по Пермскому краю, просил обязать ответчика дать ответ в письменной форме на его обращение, в котором сообщить адрес электронной почты ГУ МВД России по Пермскому краю в Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по которому истец сможет получать информацию справочного характера о деятельности ГУ МВД России по Пермскому краю, также просил обязать ответчика разместить в Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адрес электронной почты ГУ МВД России по Пермскому краю и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. Исковые требования он мотивировал тем, что 26.09.2017 г. он направил в адрес начальника ГУ МВД России по Пермскому краю обращение в форме электронного документа на адрес электронной почты gumvd59@mvd.ru, просил сообщить перечень законов Российской Федерации, нормативно правовых актов МВД России, ГУ МВД России по Пермскому краю, определяющих полномочия экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Пермскому краю по непосредственному выполнению научных исследований, связанных с разработкой новых и совершенствованию действующих экспертных методик. 26.09.2017 г. ответчик отказал в рассмотрении обращения истца. 28.09.2017 г. истец обратился с жалобой в Прокуратуру Пермского края в связи с незаконным отказом в рассмотрении его обращения. Данная жалоба Прокуратурой Пермского края была направлена в Главное управление МВД России по Пермскому краю. 08.11.2017 г. истец получил от ответчика ответ в письменной форме от 02.11.2017 № 3-175205674193, из которого следует, что адрес электронной почты gumvd59@mvd.ru предназначен для получения информационных писем и служебных документов государственных органов, истцу рекомендовано направлять заявления почтовой связью, либо через сайт 59.МВД.РФ через раздел «Прием обращений». 20.11.2017 г. истец направил почтой личное обращение к начальнику ГУ МВД России по Пермскому краю с просьбой сообщить адрес электронной почты, по которому граждане могут получать информация справочного характера о деятельности ГУ МВД России по Пермскому краю. 22.12.2017 г. истцом получен ответ в письменной форме от 15.12.2017 № 3-175206221585, в котором указано, что для получения информации гражданину необходимо воспользоваться соответствующим сервисом сайта ГУ МВД России по Пермскому краю в разделе «Для граждан», подраздел «Приемная». Информацию об адресе электронной почты ответчик не предоставил, то есть его обращения от 26.09.2017 г., от 20.11.2017 г. оставлены без ответа. Истец считает, что своими действиями ответчик нарушил право истца на личное обращение в государственный орган, к должностному лицу посредством электронной почты, в связи с чем он имеет право на взыскание с ответчика компенсации морального вреда.
В судебном заседании истец ФИО1 на иске настаивал.
Представитель ГУ МВД России по Пермскому краю ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 19.02.2018 г. в удовлетворении иска ФИО1 было отказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить, считает, что Главное управление МВД России по Пермскому краю нарушило его право на личное обращение в государственный орган, предусмотренное ст. 33 Конституции Российской Федерации. Согласно пункта 42 Перечня информации о деятельности Министерства внутренних дел РФ, размещаемой в сети Интернет, утвержденного Указом Президента РФ от 10.08.2011 г. № 1060 информация о работе МВД России с обращениями граждан должна содержать адрес электронной почты, по которому можно получить информацию справочного характера. Аналогичное требование содержится в п. 51 Перечня информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.2009 г. № 953, а также в пункте 43 Приложения № 2 к Приказу МВД России от 12.11.2011 г. № 1136 «О порядке подготовки и размещения информации о деятельности МВД Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Ответчик не дал ответа на его обращения от 26.09.2017 г. и от 20.11.2017 г., чем причинил ему моральный вред, выразившийся в физических и нравственных страданиях, явившихся следствием стресса, ухудшения его эмоционального состояния. Истец просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно ст.7 указанного Федерального закона гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату (пункт 1).
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме (пункт 3).
Согласно ст. 12 данного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ст.10 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация (пункт 1).
Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами иных государственных органов, а также органов местного самоуправления устанавливаются в пределах своих полномочий указанными органами (пункт 4).
Согласно пункта 23 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.09.2013 N 707, интернет-обращение в обязательном порядке должно содержать:
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина.
- адрес электронной почты, если ответ или уведомление должны быть направлены в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ или уведомление должны быть направлены в письменной форме.
В письменном обращении и интернет-обращении следует изложить суть обращения, просьбы, причины несогласия с обжалуемым решением, обстоятельства, на основании которых гражданин считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия в их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения обращения (пункт 25).
Согласно пункта 27.1 Инструкции к рассмотрению принимаются обращения, направленные посредством:
27.1.1. Операторов почтовой связи с доставкой ими письменной корреспонденции в здание органа внутренних дел.
27.1.2. Официальных сайтов.
27.1.3. Факсимильной связи.
27.1.4. Федеральной фельдъегерской связи и специальной связи.
27.1.5. Дежурной части территориального органа МВД России
Согласно п. 31 Инструкции для приема интернет-обращений применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение гражданином сведений, указанных в пунктах 23 - 25 Инструкции.
Интернет-обращение распечатывается уполномоченным сотрудником подразделения делопроизводства. Дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением в порядке, установленном Инструкцией. При использовании автоматизированной информационной системы учета обращений <1>, обеспечивающей реализацию всех этапов рассмотрения обращения, работа с ним ведется в электронной форме (пункт 32).
Ответ по существу поставленных в обращении вопросов направляется гражданину в письменной форме или в форме электронного документа на официальном бланке; ответ на интернет-обращение после регистрации подразделением делопроизводства направляется в письменном виде по почтовому адресу, указанному в обращении, или в электронном виде путем сканирования письменного ответа по указанному в обращении адресу электронной почты. В последнем случае оригинал ответа приобщается к материалу по обращению (пункты 139, 156 Инструкции).
Из материалов дела следует, что 26.09.2017 г. на адрес электронной почты ГУ МВД России по Пермскому краю gumvd59@mvd.ru от ФИО1 поступило обращение с требованием сообщить перечень законов РФ, нормативных правовых актов МВД России, Главного управления МВД России, определяющих полномочия Экспертно-криминалистического центра Главного управления МВД России по Пермскому краю по непосредственному выполнению научных исследований по разработке новых и совершенствованию действующих экспертных методик.
26.09.2017 от ОДИР ГУ МВД России по Пермскому краю направлен ответ на обращение ФИО1, где указано, что ему нужно обратиться с заявлением на официальный сайт 59.мвд.рф.
28.09.2017 ФИО1 в адрес прокурора Пермского края Антипова В.И. направлена жалоба.
02.11.2017 ФИО1 направлен ответ из УДИР ГУ МВД России по Пермскому краю № 3-175205674193, в котором указано, что по его жалобе, поступившей из прокуратуры, проведена проверка. Согласно п. 31 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённой приказом МВД России от 12.09.2013 № 707, для приема интернет-обращений применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение гражданином сведений: фамилия, имя, отчество, адрес электронной почты или почтовый адрес, интернет – обращение и документы к нему при необходимости. На официальном сайте 59.мвд.рф подключено подобное программное обеспечение через ссылку «прием обращений», разработанное МВД России. Адрес электронной почты gumvd59@mvd.ru размещен в разделе «приемная» на основании Приказа МВД России от 12.11.2011 № 1136, на указанный адрес электронной почты поступают информационные письма и служебные документы государственных органов. ФИО1 рекомендовано направлять заявления почтовой связью, либо через сайт 59.мвд.рф раздел «Прием обращений».
20.11.2017 от ФИО1 в адрес ответчика вновь поступило обращение с требованием сообщить адрес электронной почты, по которому он сможет направлять запросы и получать информацию справочного характера о деятельности ГУ МВД России по Пермскому краю.
15.12.2017 ФИО1 направлен ответ ГУ МВД России по Пермскому краю, в котором указано, что при обращении в данный государственный орган ему необходимо воспользоваться сервисом сайта ГУ МВД России по Пермскому краю разделами «Для граждан», «Прием обращений».
С учетом вышеизложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Главное управление МВД России по Пермскому краю разъяснило ФИО1 порядок обращения через официальный сайт Главного управления, то есть его право на интернет-обращение в государственный орган не нарушено, на его обращения от 26.09.2017 г. и 20.11.2017 г. ему направлены ответы.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ст. 151 ГК РФ).
Для привлечения государственного органа к гражданско-правовой ответственности в виде возложения обязанности по выплате компенсации морального вреда истец должен был доказать факт нарушения его прав, действиями государственного органа, факт причинения ему морального вреда и причинно-следственную связь между действиями государственного органа и наступившими для него неблагоприятными последствиями.
Поскольку факт нарушения прав истца не установлен, факт несения им физических и нравственных страданий не доказан, то оснований для взыскания в его пользу компенсации морального вреда не имеется.
При таком положении судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда, оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Свердловского районного суда г. Перми от 19 февраля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: