ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4846/16 от 28.07.2016 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33- 4846/16

Председательствующий судья первой инстанции Судья Красиков С.И.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 июля 2016 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи Шестаковой Н.В.

судей Егоровой Е.С.,

Кустовой И.В.,

при секретаре Живило М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кустовой И.В. гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия Республики ФИО6 «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО6 «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о взыскании задолженности по коммунальной услуге теплоснабжения, по апелляционной жалобе Государственного унитарного предприятия Республики ФИО6 «Крымтеплокоммунэнерго» на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 22 марта 2016 года,

У С Т А Н О В И Л А:

ДД.ММ.ГГГГ истец Государственное унитарное предприятие Республики ФИО6 «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО6 «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> (далее – ГУП РУ «Крымтеплокоммунэнерго») обратилось с иском к ответчикам, в котором просил взыскать задолженность за услуги по теплоснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> коп.

Иск мотивирован тем, что ответчики являются потребителями указанной услуги, поставляемой истцом в <адрес> пгт. Ленино, <адрес>, Республики ФИО6, однако оплату не проводили, что привело к образованию указанной задолженности.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные исковые требования; ответчик ФИО1 иск не признал; ответчики ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомили.

Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 22 марта 2016 года в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с данным судебным постановлением, истец подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене данного решения и удовлетворении иска.

Апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции о законности отключения квартиры ответчиков от централизованного отопления; настаивает на том, что ответчиками самовольно переустроено и перепланировано жилое помещение, что исключает освобождение их от внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; указывает на то, что истцом поставляется тепловая энергия в жилой дом ответчиков и отсутствует возможность исключить квартиру ответчиков из перечня получающих услуги централизованного отопления, поскольку с соответствующим заявлением собственник спорного жилого помещения в орган, осуществляющий согласование переустройства системы отопления, не обращался.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик ФИО1 настаивает на законности обжалованного судебного акта, ссылаясь на фактическое неполучение ответчиками услуг по теплоснабжению; создание ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» на базе имущества АП «Крымтеплокоммунэнерго», которое не имело к нему претензий и не оспаривало законность отключения его квартиры от системы централизованного отопления.

В суд апелляционной инстанции ответчики не явились, извещены надлежащим образом, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся ответчиков.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца ФИО10, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к следующему.

Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 проживают и зарегистрированы в <адрес>, расположенной в <адрес>, пгт. Ленино, <адрес>, Республики ФИО6, который подключен к централизованной системе отопления и горячего водоснабжения.

Также не оспаривается сторонами, что <адрес>, расположенная в <адрес>, пгт. Ленино, <адрес>, Республики ФИО6, в Реестр отключенных в надлежащем порядке жилых помещений, сформированный во исполнение Поручения Главы Республики ФИО6 ФИО7 от 30.03.2015г., не включена.

Постановлением Государственного Совета Республики ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ на базе имущества АП «Крымтеплокоммунэнерго» создано ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго»; договоры и соглашения, стороной которых являлось АП «Крымтеплокоммунэнерго», подлежали переоформлению и перерегистрации на ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» при условии определения органом управления данным предприятием целесообразности осуществления их переоформления и перерегистрации. Зс

Жилой <адрес> пгт. Ленино, <адрес>, Республики ФИО6, обслуживает филиал ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес>, который является структурным подразделением ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго».

Актом проверки готовности дома к эксплуатации в зимних условиях 2014-2015 г.г. от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что комиссия, назначенная распоряжением Ленинского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ (с участием начальника участка ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго») провела проверку <адрес> и установила, что он готов к эксплуатации в зимних условиях.

Письменный договор на предоставление услуг между сторонами не заключен, однако открыт лицевой счет на ФИО1 (<адрес>, пгт. Ленино, <адрес>, Республики ФИО6).

Согласно представленного истцом расчета за услуги подачи тепловой энергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по квартире ответчиков числится задолженность в размере <данные изъяты>.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия у ответчиков обязанности по оплате услуг теплоснабжения за указанный истцом период, поскольку квартира ответчиков от системы централизованного теплоснабжения отключена в 2008 году с соблюдением установленного на тот момент порядка, в результате чего фактически поставляемые ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» услуги ответчиками не потребляются.

С законностью и обоснованностью такого вывода судебная коллегия согласиться не может.

ДД.ММ.ГГГГ подписан и ДД.ММ.ГГГГ ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой ФИО6 о принятии в Российскую Федерацию Республики ФИО6 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.

С даты подписания данного Договора, то есть с ДД.ММ.ГГГГ Республика ФИО6 считается принятой в Российскую Федерацию (статья 1), в связи с чем на территории Республики ФИО6 с указанной даты действует законодательство Российской Федерации.

Частью 15 статьи14 Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения является одной из систем здания или сооружения, предназначенной для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2).

Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ N 170.

По смыслу приведенных выше правовых норм проект переустройства жилого помещения, предполагающий отключение квартиры в многоквартирном доме от централизованной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и подлежит согласованию с теплоснабжающей организацией, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.

Отсоединение квартиры ответчиков от системы централизованного отопления в 2007-2008 годах должно было производиться с соблюдениемПорядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения, утвержденного Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, изданного во исполнение пункта 25 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведению, утвержденных постановлением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанным Порядком установлена процедура оформления отключения потребителя от централизованного отопления по причине отказа от получения коммунальной услуги, в том числе: вынесение созданной органом местного самоуправления постоянно действующей межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов отключения потребителя от системы ЦО и ГВС решения о разрешении на отключение от системы ЦО и ГВС, устройство индивидуальной (автономной) системы теплоснабжения и сбор исходных данных и технических условий для изготовления проектной документации, что оформляется протоколом (пункт 2.2); получение потребителем перечня организаций, выдающих технические условия для разработки проекта индивидуального (автономного) теплоснабжения и отключения от системы ЦО и ГВС (пункт 2.2.1); отключение помещения от внутридомовых сетей ЦО и ГВС исполняется монтажной организацией, которая реализует проект при участии представителя собственника жилого дома, представителя исполнителя услуг по ЦО и ГВС, а также собственника квартиры (пункт 2.5); по окончанию работ составляется акт об отключении дома от системы ЦО и ГВС, который в десятидневный срок подается заявителем в Комиссию на утверждение (пункт 2.6); после утверждения акта на очередном заседании Комиссии стороны пересматривают условия договора о предоставлении услуг по централизованному теплоснабжению (пункт 2.7).

Постановлением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, а также приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в указанный Порядок относительно порядка рассмотрения и принятия решений об отключении потребителей от сетей централизованного отопления и горячего водоснабжения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирных домах предусмотрена возможность отключения от сетей централизованного отопления и горячего водоснабжения не отдельных помещений дома, а всего дома в целом, при условии поддержки такого решения всеми собственниками помещений в доме и, кроме того, только при наличии утвержденной органом местного самоуправления в установленном порядке оптимизированной схемы перспективного развития систем теплоснабжения населенного пункта и в соответствии с ней.

Из материалов дела усматривается, что решением Исполнительного комитета Ленинского поселкового совета АР ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ «О создании постоянно-действующей межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об отключении потребителей от услуг центрального отопления» образована постоянно-действующей межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об отключении потребителей от услуг центрального отопления, назначен председатель, утвержден состав и положение о её работе.

В состав постоянно-действующей межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об отключении потребителей от услуг центрального отопления входил ФИО11 – начальник т/р Керченского филиала АП «Крымтеплокоммунэнерго».

Решением 21 сессии 5 созыва Ленинского поселкового совета АР ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении исполнителя по водо-, теплоснабжению и водоотведению в жилищном фонде поселкового совета» определены исполнителями жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению в жилищном фонде – Ленинское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства и Керченский филиал Арендного предприятия «Крымтеплокоммунэнерго».

Решением 24 сессии 5 созыва Ленинского поселкового совета АР ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в п.1 решения 21 сессии 5 созыва Ленинского поселкового совета АР ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении исполнителя по водо-, теплоснабжению и водоотведению в жилищном фонде поселкового совета»» Керченский филиал Арендного предприятия «Крымтеплокоммунэнерго» исключен из исполнителей услуг по централизованному теплоснабжению.

Возражая против заявленных требований, ответчики представили суду: - протокол заседания постоянно-действующей межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об отключении потребителей от услуг центрального отопления от ДД.ММ.ГГГГ, решением которой дано согласие на отключение от центрального отопления <адрес> жилого <адрес>, пгт. Ленино и установку автономного отопления на газе; - акт на выполнение работ специалистом Ленинского ПУ ЖКХ по текущему содержанию жилого фонда от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что <адрес> отключена от центрального отопления; - акт о демонтаже радиаторов центрального отопления без даты с указанием 2008-2009 г.г., составленный потребителем и представителем владельца здания и утвержденный начальником ЖЭУ, в котором указано, что в связи с отключением от центрального отопления в <адрес> радиаторы отопления демонтированы ДД.ММ.ГГГГ на срок - постоянно; потребитель обязуется своевременно уведомить Керченский филиал АП «Крымтеплокоммунэнерго» и предоставить комиссионный акт установки радиаторов отопления, ежегодно, не позднее 30.09 предоставлять информацию об отсутствии радиаторов отопления в абонентскую службу Керченского филиала АП «Крымтеплокоммунэнерго».

Судебная коллегия не может признать данные документы допустимыми доказательствами, которые с достоверностью подтверждают утверждение ответчиков о законности отключения их квартиры от системы центрального отопления.

Получение ФИО1 12.07.2007г. согласия межведомственной комиссии на отключение его квартиры от центрального отопления и на установку в ней автономного отопления на газе является лишь одним из этапов реализации желания потребителя отказаться от получения данной коммунальной услуги, которое в отношении отдельного жилого помещения в многоквартирном жилом доме, в силу закона могло быть реализовано только до ДД.ММ.ГГГГ года

Более того, сведения о соблюдении ответчиками требований Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения, утвержденного Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, то есть об изготовлении проектной документации на автономное отопление, установке такого отопления, составлении акта об отключении квартиры от системы ЦО и ГВС, его утверждении межведомственной комиссией, уведомлении абонентской службы Керченского филиала АП «Крымтеплокоммунэнерго» об отключении, а также пересмотре условий договора о предоставлении услуг по централизованному теплоснабжению на момент демонтажа радиаторов отопления (ДД.ММ.ГГГГ) в материалах дела отсутствуют.

При этом, из содержания акта о демонтаже радиаторов центрального отопления без даты с указанием 2008-2009 г.г. не усматривается, что он составлен с участием надлежащего представителя Керченского филиала АП «Крымтеплокоммунэнерго» - начальника т/р ФИО11, входящего в состав постоянно-действующей межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об отключении потребителей от услуг центрального отопления, поскольку в указанном акте представителем Керченского филиала АП «Крымтеплокоммунэнерго» указан ст. мастер т/р ФИО12 (полномочия не указаны, подпись отсутствует), акт не утвержден главным инженером Керченского филиала АП «Крымтеплокоммунэнерго» ФИО13 Таким образом, данный документ, составленный потребителем ФИО1 и представителем владельца здания мастера ЖЭУ ФИО14 без участия должностного лица теплоснабжающей организации не дает оснований для вывода об отсутствии признака самовольного отключения спорной квартиры от центрального отопления.

Судебная коллегия, повторно проверив законность и обоснованность обжалованного судебного решения, пришла к выводу о том, что ответчиком не представлено достоверных доказательств соблюдения действующих на 2007-2008 годы нормативных требований к отключению квартиры в многоквартирном доме от централизованной системы отопления, следовательно отсутствуют основания считать прекращенными правоотношения между поставщиком и потребителем данных коммунальных услуг.

Учитывая изложенное, допущенные судом первой инстанций нарушения норм материального и процессуального права привели к неправильному разрешению спора.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Положениями ст. 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма включает в себя плату за коммунальные услуги (часть вторая). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) (часть четвертая названной статьи).

Представленные истцом доказательства наличия спорной задолженности, рассчитанной исходя из установленных тарифов и общей площади квартиры (67,3 м2), в которой проживают ответчики, дают основание для взыскания задолженности по оплате услуг отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> коп.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции неправильно определены юридически значимые обстоятельства, дана неверная оценка имеющимся доказательствам, нарушены нормы материального и процессуального права, что в силу пунктов 1, 2, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда и принятии нового решения об удовлетворении иска.

Поскольку при подаче апелляционной жалобы ГУК РК «Крымтеплокоммунэнерго» уплатила государственную пошлину в установленном порядке и размере <данные изъяты> (три тысячи) рублей на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, указанная сумма, равно как и сумма госпошлины, оплаченная при подаче иска в суд – <данные изъяты> рублей, подлежат взысканию в пользу ГУК РК «Крымтеплокоммунэнерго» с ответчиков в равных частях в порядке части 4 статьи 329 ГПК РФ.

Руководствуясь статьями 327-329, пунктами 1, 2, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда Республики Крым от 22 марта 2016 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым иск Государственного унитарного предприятия Республики ФИО6 «Крымтеплокоммунэнерго» к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о взыскании задолженности по коммунальным услугам удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 солидарно в пользу Государственного унитарного предприятия Республики ФИО6 «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО6 «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> задолженность по оплате услуг отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по оплате услуг по отоплению в размере <данные изъяты>.

Взыскать с ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в пользу Государственного унитарного предприятия Республики ФИО6 «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО6 «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>. в равных долях – по <данные изъяты> руб. с каждого.

Председательствующий, судья: Н.В.Шестакова

Судьи: Е.С.Егорова

ФИО8